Лабораторная работа № 2. Методика Ф. Хоппе
Цель: выявить уровень и динамику уровня притязаний личности в эксперименте. Оборудование: 2 набора задач различных уровней трудностей, секундомер. Справка. Экспериментальное изучение уровня притязаний и самооценки личности впервые было осуществлено в 20-е годы ХХ века немецким психологом Куртом Левиным, который исследовал динамику уровня притязаний личности в условиях успеха и неуспеха. Наиболее распространенной является методика, предложенная учеником К. Левина-Ф. Хоппе. В данной работе используется учебная модификация методики Хоппе. Суть эксперимента заключается в создании для испытуемого ситуации успеха и неуспеха при решении задач. Это достигается предъявлением испытуемому задач различного уровня трудности (1–3 уровней трудности) и ограничением времени решения задачи. Показателем уровня притязаний испытуемого будет то, какой уровень трудности он выберет и как поведет себя в случае успешного или неуспешного решения выбранной задачи. Чтобы выявить динамику уровня притязаний, испытуемому предлагают сделать несколько попыток решения задач (в учебной модификации – 7). Ход выполнения работы Экспериментатор: 1) раскладывает на столе перед испытуемым билеты с задачами 3-х уровней трудности (текстом вниз, на тыльной стороне билетов цифрой помечен уровень трудности данной задачи); 2) предлагает испытуемому выбрать задачу, время для обдумывания выбора не ограничивается; 3) дает сигнал о начале и конце решения задачи, следит за точностью выполнения работы; 4) замеряет время каждой попытки испытуемого посредством секундомера. Для решения каждой задачи дается одна минута. Для ведения протокола необходимо: 1) до начала эксперимента заготовить форму протокола по образцу (см. таблицу 27); 2) во время опыта внимательно наблюдать за поведением испытуемого, его реакциями, заносить наблюдения в протокол; 3) фиксировать в протоколе выбор задачи испытуемым и результат ее решения.
Таблица 27 Форма протокола
Испытуемый: 1) выбирает для решения задачу любой трудности и пытается решить ее за одну минуту. Если задача решена неверно или испытуемый не уложился в отведенное время, задание считается невыполненным, что порождает ситуацию неуспеха. Правильно и в срок решенная задача – успех; Инструкция испытуемому: перед вами два набора задач различной трудности. В каждом наборе задания с номера первого по четвертый самые легкие, с пятого по восьмой – средней трудности, с номера девятого по двенадцатый – самые трудные. Задания, идентичные по уровню сложности, обозначаются одинаковыми номерами: например, 1–1а, 2–2а и т.д. На решение каждой задачи отводится определенное количество времени. Последовательность выбора заданий определяете сами. Вы можете брать карточку из любого набора. Использованные карточки, не зависимо от того, решены они или нет, откладывайте в сторону. Всего вы можете сделать 7 выборов. Вопрос для самоотчета: Чем вы руководствовались при выборе карточек? Обработка и анализ результатов: 1. Определить уровень сложности первой выбранной карточки: № 1–4 – заниженный уровень притязаний; № 5–8 – адекватный; № 9–12 – завышенный. 2. Построить график динамики уровня притязаний личности в эксперименте (см. рисунок 12): Уровень сложности
III
II I
1 2 3 4 7 № выбора
Рисунок 12
3. Проанализировать динамику уровня притязаний испытуемого в ситуации эксперимента, используя график на рис. 12: а) если после успеха испытуемый берет задание повышенной сложности, а после неуспеха – выбирает более легкое задание или той же сложности, то можно говорить об адекватной динамике уровня притязаний; б) если испытуемый выбирает карточки (см. таблицу 28), начиная с 1-й, не пропуская ни одной, то это можно объяснить: · интересом к материалу; · перестраховкой; · заниженным уровнем притязаний; · невключенностью в эксперимент (необходимо обратиться в) если испытуемый выбирает все время более трудные задания, хотя и не решил предыдущее, это может говорить либо о склонности к риску, либо Таблица 28
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|