Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема V. Экспериментальное исследование мышления




Лабораторная работа № 1. Индивидуальные особенности
решения задач

Вопросы для подготовки:

1. Дайте развёрнутую характеристику мышления, перечислите его признаки, покажите роль и значение мышления в деятельности человека.

2. Какие мыслительные операции вы знаете?

3. Перечислите и раскройте основные формы мышления. Приведите примеры.

4. Назовите этапы решения мыслительной задачи.

5. В чём проявляются индивидуальные особенности мышления?

Литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – С. 48–55.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 298–321.

3. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – С. 232–239.

Цель: Изучение индивидуальных особенностей решения мыслительных задач.

Оборудование:

· бланки с 25-клеточными квадратами для решения задач;

· наборы сумм для решения задач;

· секундомеры (для каждого студента).

Метод работы: тест на решение мыслительных задач по 25-клеточным квадратам.

Эксперимент проводится индивидуально.

Ход работы

1. Каждый студент получает два бланка с 25-клеточными квадратами, конверт с набором чисел (6 заданных сумм), секундомер и вычерчивает форму протокола по указанному образцу:

Форма записи данных в протоколе (см. таблицу 18):

 

 

Таблица 18

ФИО Время Число исправлений Число ошибок Примечания
           

2. Пробный опыт. На маленьком бланке три квадрата: на 1-м дан образец возможного решения задачи, 2-й и 3-й квадраты – для пробного опыта. На этом бланке (см. рисунок 6) студент решает задачи без учёта времени с целью усвоения условий, путей и различных вариантов решения задачи.

Условия решения задач следующие. В квадратах каждый столбец (сверху) и каждая строчка (слева) обозначены индексом от 1 до 5. В каждой из 25 клеток квадрата можно поставить число, равное произведению индексов столбца и строки. Например, в квадрате-образце в левом верхнем углу стоит число 8. Это – произведение 2 и 4 (2х4=8). Необходимо подобрать в квадрате пять клеток таким образом, чтобы сумма их произведений составила заданное число 39, указанное внизу.

Желательно, чтобы в каждой строке и в каждом столбце использовалась только одна клетка. Но задача считается решенной и в том случае, когда
в одном из столбцов или в одной из строк использованы не более чем две клетки (например, средняя строка в квадрате-образце).

При решении задач разрешаются любые исправления.

Заданные суммы находятся в конверте. Для пробного опыта из конверта необходимо достать число.

 

                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
  Сумма=39   Сумма=39   Сумма=39

 

Рисунок 6

3. Основной опыт проводится согласно названным выше условиям. Первоначально решаются задачи в двух первых квадратах, для чего из конверта нужно достать два числа, которые будут заданными суммами.

Включив секундомер, студент приступает к работе. Замеряется время решения задач в двух квадратах. В протоколе отмечается затраченное на работу время.

Затем решаются задачи в двух последних квадратах также с учётом времени. Результаты заносятся в протокол.

4. Для проверки правильности решения задач студенты обмениваются работами, анализируют ход и ошибки в работе.

В протоколе записывается число исправлений (зачёркивания и поисковые пробные обозначения) и ошибки (неверный подбор сумм, неправильно поставленные произведения в клетках, использование двух клеток более чем в одном столбце и в одной строке).

Высчитывается среднее арифметическое индивидуальных ошибок, числа исправлений и затраченного времени и те же показатели по группе (см. рисунок 7).

Образец бланка

                        Время – сек. Число исправлений – Число ошибок –  
                       
                       
                       
                       
                       
  Сумма=42   Сумма=44

 

                        Время – сек. Число исправлений – Число ошибок –  
                       
                       
                       
                       
                       
  Сумма=51   Сумма=37

Рисунок 7. Зачётные квадраты

5. В сводный протокол вносятся индивидуальные данные всех студентов группы, высчитывается среднее арифметическое по группе.

Анализ результатов эксперимента:

1. Время решения задач является показателем скорости протекания мыслительных процессов.

2. Число исправлений служит показателем интеллектуальной активности: чем меньше исправлений, тем глубже анализ условий задачи и правильнее построение в уме совокупности решений. Большое число исправлений свидетельствует о том, что условия были недостаточно проанализированы, комбинаторное планирование осуществлялось слабо, задание выполнялось путём «проб и ошибок».

3. Ошибки определяют качественную сторону интеллектуальной деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Сравните индивидуальные данные решения тестовых задач (по времени, числу исправлений и ошибок) со средним показателем группы. Если есть расхождения, указать их причину.

2. Охарактеризуйте интеллектуальную активность при решении задач. Каким методом пользовался испытуемый в ходе решения (метод «проб и ошибок» или мыслительный анализ)?

3. Какие трудности встретились при решении задач?

4. Какие индивидуальные особенности мышления проявились у испытуемого
в данном эксперименте?

Лабораторная работа № 2. Исследование влияния прошлого опыта

На способ решения задач (методика Лачинса)

Цель исследования: выявление познавательной ригидности мыслительных процессов.

Материал и оборудование: два бланка с десятью арифметическими задачами каждый. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная.

Процедура исследования

Испытуемые делятся на две равночисленные группы: одной – экспериментальной – выдают бланк 1, второй – контрольной – бланк 2. Важнейшим условием проведения эксперимента является независимое, индивидуальное и последовательное решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Все вычисления каждый испытуемый записывает
на бланке с задачами или в своей тетради.

Бланк 1 – задания для экспериментальной группы

1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

2. Даны три сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

3. Даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра. Как отмерить ровно 13 литров воды?

4. Даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

5. Даны три сосуда, емкость которых 29, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?

6. Даны три сосуда, емкость которых 28, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

7. Даны три сосуда, емкость которых 27, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

8. Даны три сосуда, емкость которых 30, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 15 литров воды?

9. Даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров. Как отмерить ровно 12 литров воды?

10.Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...