Тема V. Экспериментальное исследование мышления
Лабораторная работа № 1. Индивидуальные особенности Вопросы для подготовки: 1. Дайте развёрнутую характеристику мышления, перечислите его признаки, покажите роль и значение мышления в деятельности человека. 2. Какие мыслительные операции вы знаете? 3. Перечислите и раскройте основные формы мышления. Приведите примеры. 4. Назовите этапы решения мыслительной задачи. 5. В чём проявляются индивидуальные особенности мышления? Литература 1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – С. 48–55. 2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 298–321. 3. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – С. 232–239. Цель: Изучение индивидуальных особенностей решения мыслительных задач. Оборудование: · бланки с 25-клеточными квадратами для решения задач; · наборы сумм для решения задач; · секундомеры (для каждого студента). Метод работы: тест на решение мыслительных задач по 25-клеточным квадратам. Эксперимент проводится индивидуально. Ход работы 1. Каждый студент получает два бланка с 25-клеточными квадратами, конверт с набором чисел (6 заданных сумм), секундомер и вычерчивает форму протокола по указанному образцу: Форма записи данных в протоколе (см. таблицу 18):
Таблица 18
2. Пробный опыт. На маленьком бланке три квадрата: на 1-м дан образец возможного решения задачи, 2-й и 3-й квадраты – для пробного опыта. На этом бланке (см. рисунок 6) студент решает задачи без учёта времени с целью усвоения условий, путей и различных вариантов решения задачи. Условия решения задач следующие. В квадратах каждый столбец (сверху) и каждая строчка (слева) обозначены индексом от 1 до 5. В каждой из 25 клеток квадрата можно поставить число, равное произведению индексов столбца и строки. Например, в квадрате-образце в левом верхнем углу стоит число 8. Это – произведение 2 и 4 (2х4=8). Необходимо подобрать в квадрате пять клеток таким образом, чтобы сумма их произведений составила заданное число 39, указанное внизу.
Желательно, чтобы в каждой строке и в каждом столбце использовалась только одна клетка. Но задача считается решенной и в том случае, когда При решении задач разрешаются любые исправления. Заданные суммы находятся в конверте. Для пробного опыта из конверта необходимо достать число.
Рисунок 6 3. Основной опыт проводится согласно названным выше условиям. Первоначально решаются задачи в двух первых квадратах, для чего из конверта нужно достать два числа, которые будут заданными суммами. Включив секундомер, студент приступает к работе. Замеряется время решения задач в двух квадратах. В протоколе отмечается затраченное на работу время. Затем решаются задачи в двух последних квадратах также с учётом времени. Результаты заносятся в протокол.
4. Для проверки правильности решения задач студенты обмениваются работами, анализируют ход и ошибки в работе. В протоколе записывается число исправлений (зачёркивания и поисковые пробные обозначения) и ошибки (неверный подбор сумм, неправильно поставленные произведения в клетках, использование двух клеток более чем в одном столбце и в одной строке). Высчитывается среднее арифметическое индивидуальных ошибок, числа исправлений и затраченного времени и те же показатели по группе (см. рисунок 7). Образец бланка
Рисунок 7. Зачётные квадраты 5. В сводный протокол вносятся индивидуальные данные всех студентов группы, высчитывается среднее арифметическое по группе. Анализ результатов эксперимента: 1. Время решения задач является показателем скорости протекания мыслительных процессов. 2. Число исправлений служит показателем интеллектуальной активности: чем меньше исправлений, тем глубже анализ условий задачи и правильнее построение в уме совокупности решений. Большое число исправлений свидетельствует о том, что условия были недостаточно проанализированы, комбинаторное планирование осуществлялось слабо, задание выполнялось путём «проб и ошибок». 3. Ошибки определяют качественную сторону интеллектуальной деятельности. Контрольные вопросы: 1. Сравните индивидуальные данные решения тестовых задач (по времени, числу исправлений и ошибок) со средним показателем группы. Если есть расхождения, указать их причину.
2. Охарактеризуйте интеллектуальную активность при решении задач. Каким методом пользовался испытуемый в ходе решения (метод «проб и ошибок» или мыслительный анализ)? 3. Какие трудности встретились при решении задач? 4. Какие индивидуальные особенности мышления проявились у испытуемого Лабораторная работа № 2. Исследование влияния прошлого опыта На способ решения задач (методика Лачинса) Цель исследования: выявление познавательной ригидности мыслительных процессов. Материал и оборудование: два бланка с десятью арифметическими задачами каждый. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная. Процедура исследования Испытуемые делятся на две равночисленные группы: одной – экспериментальной – выдают бланк 1, второй – контрольной – бланк 2. Важнейшим условием проведения эксперимента является независимое, индивидуальное и последовательное решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Все вычисления каждый испытуемый записывает Бланк 1 – задания для экспериментальной группы 1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды? 2. Даны три сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды? 3. Даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра. Как отмерить ровно 13 литров воды? 4. Даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды? 5. Даны три сосуда, емкость которых 29, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды? 6. Даны три сосуда, емкость которых 28, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды? 7. Даны три сосуда, емкость которых 27, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды? 8. Даны три сосуда, емкость которых 30, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 15 литров воды? 9. Даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров. Как отмерить ровно 12 литров воды?
10.Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|