Определение уровня сложности воображения
Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности. Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру. Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части. Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали. Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей. Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей. Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет. Воображение будет гибким, когда фиксированность образов представлений не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет. Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.
Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура. Определение степени стереотипности воображения Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты. Анализ результатов При оценке рисунков можно ориентироваться на представленные ниже примеры определения пяти уровней сложности (см. рисунок 11). Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.
Рисунок 11 Задание для самостоятельной работы. Обработать и проанализировать данные экспериментального изучения воображения и темперамента
Контрольные вопросы: 1. Какие особенности воображения можно определить по изученной методике? Тема VII. Экспериментальное исследование темперамента Лабораторная работа № 1. Выявление возможного типа темперамента На основе исследования эмоциональной возбудимости Вопросы для подготовки: 1. Понятие темперамента. Физиологическая основа темперамента. 2. Психологическая характеристика типов темперамента. Литература 1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 553–565. 2. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психол. журнал. – 1992. – № 2. 3. Семиченко В.А. Психология: темперамент. – Київ, 2001. – С. 12–35. Цель: выявление возможного типа темперамента на основе исследования эмоциональной возбудимости. Оборудование: набор слов-раздражителей, секундомер. Ход выполнения работы Инструкция для испытуемого: «Вам предлагается ряд слов. На каждое услышанное слово отвечайте быстро первым пришедшим Вам в голову словом. Готовы? Начали!» 1. Экспериментатор: медленно произносит слова со скоростью 5 слов в минуту. 2. Ассистент регистрирует в протоколе (см. таблицу 20) латентное время реакции (время от времени предъявления слова-раздражителя до начала ответа испытуемого). Таблица 20 Протокол
Обработка и анализ данных 1. Построить график работы испытуемого: по оси ординат отложить время реакции, а по оси абсцисс – номер, который соответствует порядковому номеру слова-раздражителя. Номера эмоционально значимых слов выделить кружочком (№ 6, 11, 15, 19, 23). 2. На основании графических данных сравнить показатели латентного времени на эмоционально значимые и нейтральные слова-раздражители. Если эти два показателя времени близки, то испытуемый считается эмоционально устойчивым. Если же показатели времени весьма отличны, делается вывод 3. На основании полученных результатов сделать вывод о предположительном типе темперамента. Примечание. При сложности сравнения показателей на графике, можно дополнительно рассчитать показатели среднего значения латентного времени на эмоционально значимые и нейтральные слова и сравнить их между собой. Основания для сравнения те же.
Слова-раздражители: Ковер, стоп, стул, коробка, газета, неряха, стена, ваза, газон, плита, растрепа, сезон, полотно, рука, тупица, лапа, клавиша, руководство, простофиля, кузов, антенна, сундук, сплетница, сомнение, дерево. (Эмоционально значимые слова-раздражители: неряха, растрепа, тупица, простофиля, сплетница). Лабораторная работа № 2. Выявление возможного типа темперамента Цель: выявление возможного типа темперамента на основе исследования импульсивности. Оборудование: набор пар слов-раздражителей, секундомер. Ход выполнения работы Инструкция для испытуемого: «Вам предлагаются пары слов. Необходимо быстро выбрать то слово, которое в каждой паре отражает более приятное для Вас понятие по цвету, запаху, вкусу. Готовы? Начали!» 1. Экспериментатор: медленно произносит пары слов со скоростью 5 пар в минуту. 2. Ассистент регистрирует в протоколе (см. таблицу 21) латентное время реакции (время от времени предъявления слова-раздражителя до начала ответа испытуемого). Таблица 21 Протокол
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|