Лабораторная работа № 4. «Игра в пять»
Цель: определение эмпирического и теоретического типов мышления. Материал и оборудование: 2бланка (см. рисунок 10): на первом напечатаны 6 тренировочных задач, на втором – 10 эквивалентных задач. Инструкция испытуемому. Сейчас на карточках Вам будет предъявлено исходное расположение цифр, которое Вы должны поставить на фишках. Преобразование ситуации происходит путем перемещения фишки на одну пустую клетку по горизонтали или вертикали. Тренировочные задачи 1) 243 →123 2) 412 → 123 3) 345→ 452 4) 215 → 153 5) 531 → 314 6) 321 → 214 43 24 24 52 54 35 Эквивалентные задачи 1) 152 → 534 2) 423 → 215 3) 125 → 243 4) 432 → 312 42 12 51 43 34 15 21 45 5) 352 → 541 6) 542 → 431 7) 543 → 412 8) 523 → 241 14 32 13 52 21 53 14 53 9) 351 → 524 10) 241 → 435 42 31 53 21 Рисунок 10 Примечание. Первая тренировочная задача решается за 4 хода, остальные тренировочные задачи решаются за 6 ходов. Все эквивалентные задачи решаются за 8 ходов. Ход работы. Работа выполняется в парах «экспериментатор – испытуемый». Экспериментатор выдает задание своему испытуемому и отмечает в протоколе результаты наблюдения за ходом решения тренировочных и эквивалентных задач: за сколько ходов решена каждая задача, найден ли общий принцип решения эквивалентных задач и на какой задаче это произошло.
Анализ результатов По способу и особенностям решения эквивалентных задач испытуемые делятся на три группы. 1 группа: испытуемые обнаруживают общий принцип решения задач. Решив одну или две задачи, они сразу и без ошибок, т.е. без увеличения количества ходов, выполняют все остальные задачи (или говорят, что все остальные задачи решаются таким же способом). Следовательно, испытуемые этой группы выполняют обобщение теоретического типа, для которого характерно при анализе решения какой-либо одной задачи выделение существенных связей ее элементов, а затем ориентация на эту связь позволяет сразу решать задачи данного класса, как бы они не различались. 2 группа: испытуемые сразу принцип решения не обнаружили, но у них наблюдается тенденция к его нахождению – число ходов при решении последующих задач постепенно уменьшается, часть задач решается оптимально, но принцип решения четко не формулируется и не распространяется на весь класс задач. Для этой группы характерно обобщение эмпирического типа, постепенное, медленное и неустойчивое выделение общего принципа решения. 3 группа: при выполнении задания испытуемые делают много лишних ходов, не обнаруживают тенденции к оптимизации решения. В последних задачах число ходов может быть больше, чем в первых. Для этой группы характерно эмпирическое обобщение низкого уровня. Справка. В методике подбирается ряд задач, в которых оптимальное решение получается, во-первых, за одинаковое число ходов, во-вторых, путем одинакового перемещения фишек. Такие задачи называются эквивалентными. Применение эквивалентных задач связано с тем, что испытуемый при решении задач, как правило, не осознает сразу, что решаемые им задачи эквивалентны. Испытуемый должен самостоятельно найти общий способ решения, произвести его обобщение. Поэтому для определения, какого типа произошло обобщение (эмпирическое или теоретическое), весьма существенным является, на какой задаче испытуемый сможет найти общий принцип решения всех задач.
Задания для самостоятельной работы: 1. Обработать и проанализировать данные экспериментального изучения мышления (Пиктограмма, Словесный лабиринт, методика Лачинса, Арифметические квадраты, «Игра в пять»). 2. Сравнить свои результаты по методике «Словесный лабиринт» с другими по группе. Оценить успешность выполнения методики по скорости, 3. Провести исследование уровня опосредованного запоминания на двух испытуемых (по методике «Пиктограмма»). 4. Провести «Игру в пять» с двумя испытуемыми разного возраста. Литература 1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 298–321. 3. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – С. 232–239. 4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под. общ. ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2000. – С. 139–147; 155–158. Контрольные вопросы: 1. Перечислите критерии методики «Пиктограмма». Что они характеризуют? 2. Какие количественные и качественные показатели методики «Словесный лабиринт» служат для классификации испытуемых на лабильных (подвижных) и ригидных (инертных)? 3. Каким образом проявляется познавательная ригидность в процессе решения задач в индивидуальном варианте (методика Лачинса)? 4. Каким образом проявляется познавательная ригидность в процессе решения задач в групповом варианте (методика Лачинса)? 5. Каковы особенности проведения и обработки данных методики на выявление индивидуальных особенностей решения арифметических задач? 6. Как можно определить, произошло обобщение эмпирическое или теоретическое? Тема VI. Экспериментальное исследование воображения Вопросы для подготовки: 1. Виды воображения и их особенности. 2. Индивидуальные особенности воображения. 3. Требования к процедуре эксперимента.
Литература 1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 286–294, 344–348. 3. Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – С. 232–239. 4. Семиченко В.А. Психология: темперамент. – Київ, 2001. – С. 12–35. 5. Общая психология / Под ред. Петровского А.В. – М., 1976. – С. 405–417. Лабораторная работа № 1. Исследование индивидуальных особенностей Воображения Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер. Процедура исследования Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией. Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте». Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам. По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при его выполнении?» Обработка результатов Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|