Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема I. Значение экспериментальных исследований для развития науки




Задание: изучить рекомендованную литературу и составить опорный конспект по теме.

Литература

1. История становления и развития экспериментальной психологии в России. – М., 1990.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – С. 176–192.

3. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб., 2003. – С. 21–28.

Тема II. Классификации методов психологического исследования

По разным основаниям

Задание:

1. Ознакомиться с современными подходами к классификации методов психологического исследования.

2. Составить сравнительную таблицу классификации методов психологического исследования по разным основаниям.

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986. – С. 124–126.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000. – С.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 26–36.

4. Немов Р.С. Психология: в 3 кн.: Кн. 1. – М., 2001. – С. 15–22.

5. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб, 2003. – С. 107–123.

Тема III. Социально-психологические основы экспериментального взаимодействия

Задание

Заполнить таблицу 30 на основании изученной литературы.

Таблица 30

Контроль влияния личности испытуемого и экспериментатора

На ход и результаты эксперимента

Источники артефактов Способы контроля
             

Литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – Глава 3.

2. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб, 2003. – С. 291–303.

Контрольные вопросы:

1. Какими нормативами регулируется исследовательская деятельность экспериментатора?

2. Какие из изученных способов контроля находятся в противоречии
с этическими нормами организации психологических исследований? Как их следует использовать?

Тема IV. Экспериментальный отчет

Задание: ознакомиться со структурой и содержанием экспериментального отчета на примере анализа двух журнальных статей (на выбор) из рубрики «Экспериментальные исследования» специальных периодических изданий.

Рекомендованные статьи

1. Кравцова М.М. Сравнительный анализ моральных суждений младших школьников // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 27–36.

2. Лисенкова В.П., Шпагонова Н.Г. Индивидуальные и возрастные особенно­сти восприятия времени (на примере детской, подростковой и юношеской выборок) // Психологический журнал. – 2006. – Том 27. – № 3. – С. 49–57.

3. Оглоблина О.Г. Графические выражения эмоций студентами, обучающимися разным специальностям // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 133–138.

4. Петренко В.Ф., Сапсолева О.П. Психосемантический анализ художественного фильма «Сибирский цирюльник» // Вопросы психологии. – 2005.– № 1. – С. 56–72.

5. Русалов В.М., Манолова О.Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности // Психологический журнал. – 2005. – Том 26. –№ 3. – С. 65–73.


Раздел 4. Этические аспекты психологических

исследований

Проблема этики психологических исследований является актуальной для современной психологии. Основные «этические» документы в психологии – кодексы профессиональной этики, в которых систематизированы основные этические требования к деятельности психолога. Кодексы базируются на международных и общегосударственных актах, постановлениях, конвенциях, декларациях, действующем законодательстве и специфической для отдельных участков и организаций внутренней нормативной документации.

Этические правила психологических исследований по Этическому кодексу психолога Товарищества психологов Украины (1990 г.)

«Планирование психологических исследований предусматривает соблюдение таких условий: определение объекта исследований; четкое и однозначное формулирование его цели и задач; установление контингента обследованных; прогнозирование возможностей использования полученных результатов… Психолог самостоятельно выбирает методы работы, руководствуясь при этом требованиями максимальной эффективности и научной основой».

«Психолог обеспечивает общую надежность результатов, отвечает за решения, которые принимают официальные лица на основе его заключений и рекомендаций, предотвращая возможные ошибки в деятельности непрофессионалов…».

«Психолог сводит к минимуму риск неумышленного негативного влияния на тех, кто принимает участие в эксперименте».

«Психолог заранее информирует клиентов о праве отказаться от участия в исследовании».

Этические принципы и правила психологических исследований с участием людей по Кодексу профессиональной этики и практики Американской психологической ассоциации (1992 г.)

«…При проведении исследования психолог уважает чувство достоинства
и оберегает благополучие участников исследования…».

«Исследователь дает право каждому человеку отказаться от участия
в исследовании или выйти из него в любое время».

«Исследователь использует меры для защиты участников от какого-либо физического или психологического дискомфорта, неудобств или угроз, которые могут иметь место в исследовательских процедурах».

«…Исследователь дает участнику информацию о характере исследования
и стремится устранить все возможные недоразумения».

«Если исследовательские процедуры приводят к нежелательным послед­ствиям для конкретного исследуемого, исследователь берет на себя ответствен­ность восстановить и устранить или исправить эти последствия».

«Информация об участниках, которую получили во время исследований, является конфиденциальной…».

Правовое регулирование психологических исследований

Проблема правового регулирования исследовательской деятельности
в психологии тесно связана с профессиональной этикой. Непрофессиональное неэтичное отношение психолога может спровоцировать угрозу для психологичного или физического здоровья клиента. Такие действия инкриминируются как преступление и могут рассматриваться специальными комиссиями этики,
а также в судебном порядке.

Правовое регулирование психологических исследований

Конституция Украины

Ст. 3. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, непри­косновенность и безопасность обозначаются в Украине наивысшей социальной ценностью…

Ст. 27. Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь
и здоровье других людей от противоправных посягательств.

Ст. 28. Каждый имеет право на уважение своего достоинства». Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению либо наказанию.

Ни один человек без его добровольного согласия не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Ст. 32. Никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семей­ную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.

Не допускается сбор, хранение, использование и распространение кон­фиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека...

Ст. 55. Права и свободы человека и гражданина защищаются судом…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...