Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторная работа № 2. Методика «Пиктограмма»




Цель: изучение особенностей наглядно-образного мышления, определение уровня опосредованного запоминания.

Справка. Данная методика относится к числу наиболее распространенных, причем она позволяет получить достаточно обширные сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного мышления, но и особенностей эмоционального состояния испытуемых, направленности их сознания, личностных свойств. Это позволяет использовать методику для разных целей, например при арт-терапии, оценке межличностных отношений, при установлении иерархии ценностей.

Методика была предложена отечественным нейропсихологом А. Р. Лурией
в 1936 году. Вначале эта методика предназначалась только для клинических испытаний, но ее простота информативность до сих пор позволяют расширять сферу ее применения.

Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозначенного понятия через его образ. Само название – пиктограмма – обозначает рисуночное письмо, когда предметы, события и действия обозначаются рисунками или условными знаками. Это характерно для неграмотных людей, детей, некоторых народностей, например американских индейцев, некоторых северных народностей. Иногда такой способ коммуникации признается самым эффективным в некоторых службах, например УВД, где достаточно скрупулезно конструируются различные типы запрещающих или разрешающих знаков. Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа так же, как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени.

Материал: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей.

Описание: после инструкции испытуемому зачитывают слова с интер­валом не менее 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем дается время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься во избежание просьб о повторении.

В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испы­туемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить. Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: «Что Вы рисуете?», «Как это поможет Вам вспомнить слово?» Ответы испытуемого заносятся в протокол (см. таблицу 16).

Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется
не ранее, чем через 40–60 минут. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, ответы фиксируются.

Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, чтобы лучше их запомнить, делай небольшой рисунок. Скорость рисования и качество рисунка пусть тебя не беспокоят. Главное, чтобы ты, глядя на свой рисунок, смог потом назвать, какие слова предлагались для запоминания».

Варианты набора слов и словосочетаний

 

Набор 1 1. Веселый праздник. 2. Тяжелая работа. 3. Развитие. 4. Вкусный ужин. 5. Смелый поступок. 6. Болезнь. 7. Счастье. 8. Разлука. 9. Дружба. 10. Темная ночь. 11. Сердитая учительница. 12. Беззубый дед. Набор 2 1. Глухая старуха. 2. Война. 3. Строгая учительница. 4. Голодный человек. 5. Богатство. 6. Слепой мальчик. 7. Девочке холодно. 8. Мысль. 9. Больная женщина. 10. Справедливость. 11. Веселая компания. 12. Обман.

Таблица 16

Форма записи протокола

Стимул Вербальные выражения Воспроизведение
     
средние или всего, %      

Обработка и анализ результатов

При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).

Пиктограммы оценивают по нескольким критериям. Самый важный критерий – это критерий адекватности. Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи – знак «–». Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности – от 70% и выше.

Второй критерий – воспроизведения – оценивается спустя отсроченный период. Полностью воспроизведенный стимул оценивается в 1 балл, неверно воспроизведенный стимул – 0 баллов. В норме показатель воспроизведения –
от 80% и выше.

Третий критерий – конкретность–абстрактность – оценивается по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то оценивается пиктограмма в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же веселый праздник изображается в виде ряда воскли­цательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

Четвертый критерий – стандартность–оригинальность пиктограмм – оценивается психологом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл, равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

Результаты обработки заносятся в таблицу (см. таблицу 17):

Таблица 17

Понятие Критерий адекватности (+ или –) Критерий воспроизве­дения спустя отсроченный период (в баллах) Критерий конкретности абстрактности образа в баллах (от 1 до 3) Критерии стандартности-оригинальности в баллах (от 1 до 3)
. . .          
Итого          

Как уже указывалось ранее, по методике «пиктограммы» можно получить сведения и более широкого характера, сводящегося не только к оценке наглядно-образного мышления, но и, например, направленности сознания, межличност­ным предпочтениям, эмоциональному состоянию испытуемого.

Задания для самостоятельной работы:

1. Обработать и проанализировать данные экспериментального изучения памяти (метод Джекобса, методика «Пиктограмма»).

2. Сопоставить индивидуальные данные по методу Джекобса со средними по группе (объем кратковременной памяти и график зависимости продуктив­ности запоминания от длины ряда). Оформить отчет о проделанной работе.

Литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. –
С. 48–55.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 247–274.

3. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – С. 184–194.

4. Лабораторный практикум по общей психологии. – Сост. Скрипко Л.В. – Севастополь, 1996. – С. 51–53.

5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под. общ. ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2000. – С. 88–125.

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под кратковременной памятью? Что такое объем кратковременной памяти?

2. Что понимают под непосредственным и опосредованным запоминанием?

3. Какой критерий методики «Пиктограмма» характеризует уровень опосредованного запоминания?

4. Каковы общие особенности экспериментальных исследований процессов памяти?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...