Лабораторная работа № 2. Методика «Пиктограмма»
Цель: изучение особенностей наглядно-образного мышления, определение уровня опосредованного запоминания. Справка. Данная методика относится к числу наиболее распространенных, причем она позволяет получить достаточно обширные сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного мышления, но и особенностей эмоционального состояния испытуемых, направленности их сознания, личностных свойств. Это позволяет использовать методику для разных целей, например при арт-терапии, оценке межличностных отношений, при установлении иерархии ценностей. Методика была предложена отечественным нейропсихологом А. Р. Лурией Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозначенного понятия через его образ. Само название – пиктограмма – обозначает рисуночное письмо, когда предметы, события и действия обозначаются рисунками или условными знаками. Это характерно для неграмотных людей, детей, некоторых народностей, например американских индейцев, некоторых северных народностей. Иногда такой способ коммуникации признается самым эффективным в некоторых службах, например УВД, где достаточно скрупулезно конструируются различные типы запрещающих или разрешающих знаков. Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа так же, как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени. Материал: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей. Описание: после инструкции испытуемому зачитывают слова с интервалом не менее 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем дается время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься во избежание просьб о повторении.
В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить. Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: «Что Вы рисуете?», «Как это поможет Вам вспомнить слово?» Ответы испытуемого заносятся в протокол (см. таблицу 16). Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, чтобы лучше их запомнить, делай небольшой рисунок. Скорость рисования и качество рисунка пусть тебя не беспокоят. Главное, чтобы ты, глядя на свой рисунок, смог потом назвать, какие слова предлагались для запоминания». Варианты набора слов и словосочетаний
Таблица 16 Форма записи протокола
Обработка и анализ результатов При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).
Пиктограммы оценивают по нескольким критериям. Самый важный критерий – это критерий адекватности. Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи – знак «–». Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности – от 70% и выше. Второй критерий – воспроизведения – оценивается спустя отсроченный период. Полностью воспроизведенный стимул оценивается в 1 балл, неверно воспроизведенный стимул – 0 баллов. В норме показатель воспроизведения – Третий критерий – конкретность–абстрактность – оценивается по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то оценивается пиктограмма в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же веселый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла. Четвертый критерий – стандартность–оригинальность пиктограмм – оценивается психологом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл, равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла. Результаты обработки заносятся в таблицу (см. таблицу 17): Таблица 17
Как уже указывалось ранее, по методике «пиктограммы» можно получить сведения и более широкого характера, сводящегося не только к оценке наглядно-образного мышления, но и, например, направленности сознания, межличностным предпочтениям, эмоциональному состоянию испытуемого.
Задания для самостоятельной работы: 1. Обработать и проанализировать данные экспериментального изучения памяти (метод Джекобса, методика «Пиктограмма»). 2. Сопоставить индивидуальные данные по методу Джекобса со средними по группе (объем кратковременной памяти и график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда). Оформить отчет о проделанной работе. Литература 1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 247–274. 3. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – С. 184–194. 4. Лабораторный практикум по общей психологии. – Сост. Скрипко Л.В. – Севастополь, 1996. – С. 51–53. 5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под. общ. ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2000. – С. 88–125. Контрольные вопросы: 1. Что понимают под кратковременной памятью? Что такое объем кратковременной памяти? 2. Что понимают под непосредственным и опосредованным запоминанием? 3. Какой критерий методики «Пиктограмма» характеризует уровень опосредованного запоминания? 4. Каковы общие особенности экспериментальных исследований процессов памяти?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|