Глава 1. Понятия «группа» и «малая группа» в современной психологии
Стр 1 из 41Следующая ⇒ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФГБОУ ВО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
О. С. Андреева
ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП
Учебное пособие
Издательство Тюменского государственного университета
О. С. Андреева. Психология групп: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016. - 148 с. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по дисциплине и содержит теоретический материал, практикум, задания для контроля, список источников информации. В учебном пособии характеризуются предмет, задачи и структура курса «Психология групп», показано его место в системе наук. Содержатся основные сведения о формировании, развитии и функционировании больших и малых групп. Рабочая программа дисциплины размещена на сайте университета http: //utmn. ru/ и в разделе web-кабинета информационной системы Института дистанционного образования: https: //iside. distance. ru «Учебно-методическое обеспечение». Учебное пособие рекомендовано кафедрой общей и социальной психологии к изданию и использованию в учебном процессе для студентов направления «Психология» всех форм обучения.
Ответственный за выпуск: А. В. Трофимова, зав. отделом учебно-методического обеспечения Института дистанционного образования ТюмГУ
© Тюменский государственный университет, 2016
© О. С. Андреева, 2016 Содержание Предисловие.......................................................................................................... 5 Глава 1. Понятия «группа» и «малая группа» в современной психологии. 7 1. 1. Понятие и характеристики группы............................................................. 7 2. 2. Виды групп................................................................................................. 14 Тема 2. Групповая динамика............................................................................ 22 2. 1. Понятие групповой динамики................................................................... 22 2. 2. Механизмы групповой динамики.............................................................. 24 Тема 3. Структура группы................................................................................ 29 3. 1. Групповые структуры................................................................................ 29 3. 2. Групповые роли......................................................................................... 32 Тема 4. Лидерство............................................................................................... 40 4. 1. Понятие лидерства..................................................................................... 40 4. 2. Теории лидерства: теории " героев" и " теории черт"............................... 44 4. 3. Теории лидерства: теории среды.............................................................. 51 4. 4. Теории лидерства: личностно-ситуационные теории.............................. 53 4. 5. Мотивационные теории лидерства............................................................ 57 4. 6. Теории лидерства: теории обмена..... Ошибка! Закладка не определена. Тема 5. Групповые нормы................................................................................ 73 5. 1. Групповые (ролевые) ожидания................................................................ 73 5. 2. Групповые нормы...................................................................................... 74 5. 3. Групповые санкции и групповой статус................................................... 76 Тема 6. Групповая сплоченность..................................................................... 80 6. 1. Понятие групповой сплоченности............................................................. 80 6. 2. Сплоченность как межличностная аттракция........................................... 81 6. 3. Сплоченность как результат мотивации группового членства................ 84
6. 4. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ).............. 85 Тема 7. Этапы развития группы (модели коллективообразования).......... 89 7. 1. Многомерные (многофакторные) подходы к развитию группы............. 89 7. 2. Двухмерная (двухфакторная) модель группообразования Б. Такмена.. 92 7. 3. Одномерные подходы к развитию группы............................................... 94 Тема 8. Конформизм как групповой феномен............................................... 97 8. 1. Понятие конформизма............................................................................... 97 8. 2. Исследования конформизма...................................................................... 98 8. 3. Типы конформного и неконформного поведения.................................. 105 8. 4. Роль конформизма в функционировании группы................................. 107 8. 5. Механизмы конформного поведения...................................................... 107 8. 6. Факторы, влияющие на конформизм...................................................... 108 Тема 9. Групповые эффекты.......................................................................... 112 9. 1. Понятие и виды групповых эффектов..................................................... 112 9. 2. Эффект социальной фасилитации и социальной ингибиции.................. 113 9. 3. Социальная леность (эффект Рингельмана)............................................ 114 9. 3. Эффект группомыслия............................................................................. 115 9. 4. Групповая поляризация........................................................................... 116 9. 5. Деиндивидуализация................................................................................ 118 9. 6. Эффект «разбитых окон»......................................................................... 120 9. 7. Другие групповые эффекты..................................................................... 122 Тема 10. Психология толпы........................................................................... 130 10. 1. Толпа как неструктурированная группа: понятие и виды................... 130 10. 2. Характеристики толпы и поведение человека в толпе......................... 134 Заключение........................................................................................................ 138 Практикум по курсу «Психология групп»................................................... 140 Задания для контроля...................................................................................... 145 Глоссарий.......................................................................................................... 147 Список источников информации................................................................... 148 Приложения...................................................................................................... 153 Краткая научная биография и фотография автора УП............................. 187
Предисловие Курс «Психология групп» направлен на формирование у студентов углубленных знаний, умений и навыков в области психологии групп в соответствии с современными научными представлениями. Приобретение таких знаний составляет важное условие для квалифицированного решения специалистом-психологом широкого спектра профессиональных задач, связанных с активностью групп различного типа. Учебное пособие представляет собой изложение курса лекций, который читается студентам направления «Психология», и построено по принципу хрестоматии. Студентам предлагается ознакомиться с различными теориями групп, которые даются в авторском варианте. Цель данного учебного пособия -формирование у студентов целостного представления о функционировании социальных групп, о групповых феноменах, о формировании и развитии групп, о поведении личности в группе, а также об основных методологических и практических проблемах, решаемых психологией групп. Это предполагает решение следующихзадач: 1. Сформировать представление о психологии групп как области психологической науки и практики. 2. Обеспечить формирование системы базовых знаний о тенденциях развития и теоретико-методологических основах психологии групп. 3. Познакомить студентов с многообразием групповых феноменов и процессов. 4. Способствовать формированию у студентов основ профессионального мышления в области психологии групп. 5. С помощью практических занятий помочь обучающимся выработать ряд навыков, необходимых для анализа группового взаимодействия и профессиональной работы с группой. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к курсу «Психология групп» по направлению «Психология». Глава 1. Понятия «группа» и «малая группа» в современной психологии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|