Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Групповая динамика. 2.1. Понятие групповой динамики




Тема 2. Групповая динамика

2. 1. Понятие групповой динамики

В современном представлении групповая динамика — это разви­тие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы, а также внешним воздействием на группу.

Термин «групповая динамика» может также употребляться в нескольких различных значениях:

· определенное направле­ние исследования малых групп в социальной психологии, т. е. школу К. Левина, который и ввел сам термин «групповая динамика»;

· динамика малых групп как таковая, т. е. совокупность тех динамических процессов, которые происходят в группе, изменяя ее характеристики от стадии к стадии и тем самым предопределяя ее развитие.

· модель формирования стадий малой группы в процессе ее развития.

· процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей;

· определенные методики, которыми пользуются при исследовании характеристик малых групп в рамках психологических экспериментов.

Групповая динамика описывает совокупность внутригрупповых соци­ально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

Жизнь группы не бывает неподвижной, под влиянием внешнихк или внутренних причин в группе возникают изменения. Они могут быть небольшими, не способными поставить под угрозу существование группы в целом. Значительные изменения ведут к нарушению равновесия.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов и несколько дополнительных (Руденский Е. В. ):

Основные элементы.

1. Цели группы

2. Нормы группы

3. Структура группы и проблема лидерства

4. Сплоченность группы

5. Фазы развития группы

Дополнительные

6. Создание подгрупп (как развитие структуры группы)

7. Отношения личности с группой (также рассматриваемые как развитие структуры группы)

Групповая динамика может характеризоваться с двух точек зрения: с точки зрения групповых процессов и с точки зрения групповых состояний (Э. Берн).

Групповые процессы — это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы.

Групповые процессы могут быть двух типов:

– процессы развития

– процессы функционирования

Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию.

Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит—осуществляется качественный скачок, т. е. процесс функционирования переходит в процесс развития.

Групповое состояние — это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.

Групповые состояния возникают под действием групповых процессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Они также различаются по длительности и интенсивности.

 

2. 2. Механизмы групповой динамики

Существует три основных механизма групповой динамики:

1. Психологический обмен

2. Разрешение внутригрупповых противоречий

3. Идиосинкразический кредит

Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Психологический обмен — обмен между участниками мыслями, чувствами, опытом, стратегиями поведения, эмоциональными стратегиями и т. д.  

И. Альтмен, Д. Тейлор описывают обмен через феномен социального проникновения, характеризующего два основных параметра развития межличностных отношений:

· экстенсивность (широту)

· интенсивность (глубину)

В основе социального обмена, по мнению Д. Хоманса, лежат четыре принципа:

· принцип успеха – чем чаще вознаграждается определенный тип действия человека, тем выше вероятность его повторения;

· принцип стимула – если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие;

· принцип ценности – чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие;

· принцип «насыщения» – когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает меньше усилий для их удовлетворения.

И. Альтмен и Д. Тейлор выделяют ряд этапов, через которые проходят в своем развитии по мере интенсификации и расширения актов обмена межличностные отношения:

· ориентации — отношения носят характер ограниченных, поверхностных (в основном поведенческих) контактов;

· пробного эмоционального обмена — контакты часты, но поверхностны (это касается, в частности, обмена между членами диады информацией личностного характера);

· полного эмоционального обмена — контакты глубоки, затрагивают личностные структуры (причем имеет место обмен достаточно значимой для индивидов информацией), но охватывают ограниченные области взаимодействия;

· установившегося обмена — контакты охватывают разнообразные «личностные области» общающихся и развертываются как на интимном (глубинном личностном), так и на поверхностном уровнях.

По мере прохождения этих стадий отношения все более синхронизируются, взаимосвязываются, растет интенсивность обмена вербальными, невербальными и пространственными (имеется в виду расположение людей в заданном экспериментаторами пространстве) типами поведения.

Также выделяются два уровня ценностного обмена, соотносимых с разными этапами жизни группы.

1). Диадный уровень — наиболее типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое.

В этом случае обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете — внутри множества диад, образуемых партнерами по группе.

2). Групповой уровень — более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае обмен рассматривается как выходящий за узкодиадные рамки: одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа, выступающая как совокупный коллективный субъект, определяющий в итоге статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

В реальном групповом процессе, на стадии значительного развития группы оба указанных уровня ценностного обмена тесно связаны между собой.

 

2. Разрешение внутригрупповых противоречий (в том числе в форме конфликта).

Противоречия могут быть:

· между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью

· между растущим стремлением участников к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой(А. Г. Кирпичник)

· между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей (Ф. Шамбо)

· межличностные противоречия и т. д.

В результате разрешения противоречий (конфликтов) в группе могут произойти:

· организационные изменения, т. е. изменения цели, плана действий (использование новых средств для достижения уже намеченной цели), структуры группы;

· смена лидера;

· образование и переформирование подгрупп и т. д.

Переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения указанных противоречий и их последующего разрешения.

Так, если перед группами начинали ставиться более сложные и ответственные задачи, требовавшие от них больших усилий и напряжения, это способствовало разрешению указанного выше противоречия и вело к развитию как отдельных социально-психологических характеристик «коллективного субъекта», так и его самого в целом.

3. Идиосинкразический кредит (кредит доверия) (Е. Холландер) — предоставление группой высокостатусным ее членам (в первую очередь лидеру) возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

Общая закономерность поведения в группе: существует прямая зависимость между нормативностью поведения члена группы (соответствия его действий групповым нормам) и его статусом в группе (Рисунок 3).

Рисунок 3. Зависимость статуса и нормативности поведения члена группы

Но:

Высокостатусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функционирования.

Таким образом, совокупность действия всех механизмов групповой динамики приводит к развитию группы и позволяет группе эффективно адаптироваться к изменяющимся условия среды.

 

Резюме

 

Вопросы для самопроверки

1. Групповая динамика как особый групповой феномен.

2. Понятие групповой динамики.  

3. Элементы групповой динамики (Руденский Е. В. ): основные элементы (цели группы; нормы группы; структура группы и проблема лидерства; сплоченность группы; фазы развития группы) и дополнительные элементы (создание подгрупп; отношения личности с группой).

4. Групповые процессы и групповые состояния (Э. Берн).

5. Механизмы групповой динамики: психологический обмен.

6. Механизмы групповой динамики: разрешение внутригрупповых противоречий.

7. Механизмы групповой динамики: идиосинкразический кредит.

8. Психологический обмен как феномен социального проникновения (И. Альтмен, Д. Тейлор).

9. Ценностный обмен.

10. Идиосинкразический кредит (кредит доверия) и закономерности его формирования и использования (Е. Холландер).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...