Тема 2. Групповая динамика. 2.1. Понятие групповой динамики
Тема 2. Групповая динамика 2. 1. Понятие групповой динамики В современном представлении групповая динамика — это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы, а также внешним воздействием на группу. Термин «групповая динамика» может также употребляться в нескольких различных значениях: · определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т. е. школу К. Левина, который и ввел сам термин «групповая динамика»; · динамика малых групп как таковая, т. е. совокупность тех динамических процессов, которые происходят в группе, изменяя ее характеристики от стадии к стадии и тем самым предопределяя ее развитие. · модель формирования стадий малой группы в процессе ее развития. · процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей; · определенные методики, которыми пользуются при исследовании характеристик малых групп в рамках психологических экспериментов. Групповая динамика описывает совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Жизнь группы не бывает неподвижной, под влиянием внешнихк или внутренних причин в группе возникают изменения. Они могут быть небольшими, не способными поставить под угрозу существование группы в целом. Значительные изменения ведут к нарушению равновесия. Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов и несколько дополнительных (Руденский Е. В. ):
Основные элементы. 1. Цели группы 2. Нормы группы 3. Структура группы и проблема лидерства 4. Сплоченность группы 5. Фазы развития группы Дополнительные 6. Создание подгрупп (как развитие структуры группы) 7. Отношения личности с группой (также рассматриваемые как развитие структуры группы) Групповая динамика может характеризоваться с двух точек зрения: с точки зрения групповых процессов и с точки зрения групповых состояний (Э. Берн). Групповые процессы — это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы. Групповые процессы могут быть двух типов: – процессы развития – процессы функционирования Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит—осуществляется качественный скачок, т. е. процесс функционирования переходит в процесс развития. Групповое состояние — это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия. Групповые состояния возникают под действием групповых процессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Они также различаются по длительности и интенсивности.
2. 2. Механизмы групповой динамики
Существует три основных механизма групповой динамики: 1. Психологический обмен 2. Разрешение внутригрупповых противоречий 3. Идиосинкразический кредит Рассмотрим каждый из них подробнее. 1. Психологический обмен — обмен между участниками мыслями, чувствами, опытом, стратегиями поведения, эмоциональными стратегиями и т. д. И. Альтмен, Д. Тейлор описывают обмен через феномен социального проникновения, характеризующего два основных параметра развития межличностных отношений: · экстенсивность (широту) · интенсивность (глубину) В основе социального обмена, по мнению Д. Хоманса, лежат четыре принципа: · принцип успеха – чем чаще вознаграждается определенный тип действия человека, тем выше вероятность его повторения; · принцип стимула – если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие; · принцип ценности – чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие; · принцип «насыщения» – когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает меньше усилий для их удовлетворения. И. Альтмен и Д. Тейлор выделяют ряд этапов, через которые проходят в своем развитии по мере интенсификации и расширения актов обмена межличностные отношения: · ориентации — отношения носят характер ограниченных, поверхностных (в основном поведенческих) контактов; · пробного эмоционального обмена — контакты часты, но поверхностны (это касается, в частности, обмена между членами диады информацией личностного характера); · полного эмоционального обмена — контакты глубоки, затрагивают личностные структуры (причем имеет место обмен достаточно значимой для индивидов информацией), но охватывают ограниченные области взаимодействия; · установившегося обмена — контакты охватывают разнообразные «личностные области» общающихся и развертываются как на интимном (глубинном личностном), так и на поверхностном уровнях. По мере прохождения этих стадий отношения все более синхронизируются, взаимосвязываются, растет интенсивность обмена вербальными, невербальными и пространственными (имеется в виду расположение людей в заданном экспериментаторами пространстве) типами поведения.
Также выделяются два уровня ценностного обмена, соотносимых с разными этапами жизни группы. 1). Диадный уровень — наиболее типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое. В этом случае обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете — внутри множества диад, образуемых партнерами по группе. 2). Групповой уровень — более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае обмен рассматривается как выходящий за узкодиадные рамки: одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа, выступающая как совокупный коллективный субъект, определяющий в итоге статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы. В реальном групповом процессе, на стадии значительного развития группы оба указанных уровня ценностного обмена тесно связаны между собой.
2. Разрешение внутригрупповых противоречий (в том числе в форме конфликта). Противоречия могут быть: · между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью · между растущим стремлением участников к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой(А. Г. Кирпичник) · между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей (Ф. Шамбо) · межличностные противоречия и т. д. В результате разрешения противоречий (конфликтов) в группе могут произойти: · организационные изменения, т. е. изменения цели, плана действий (использование новых средств для достижения уже намеченной цели), структуры группы; · смена лидера; · образование и переформирование подгрупп и т. д. Переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения указанных противоречий и их последующего разрешения. Так, если перед группами начинали ставиться более сложные и ответственные задачи, требовавшие от них больших усилий и напряжения, это способствовало разрешению указанного выше противоречия и вело к развитию как отдельных социально-психологических характеристик «коллективного субъекта», так и его самого в целом.
3. Идиосинкразический кредит (кредит доверия) (Е. Холландер) — предоставление группой высокостатусным ее членам (в первую очередь лидеру) возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей. Общая закономерность поведения в группе: существует прямая зависимость между нормативностью поведения члена группы (соответствия его действий групповым нормам) и его статусом в группе (Рисунок 3). Рисунок 3. Зависимость статуса и нормативности поведения члена группы Но: Высокостатусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функционирования. Таким образом, совокупность действия всех механизмов групповой динамики приводит к развитию группы и позволяет группе эффективно адаптироваться к изменяющимся условия среды.
Резюме
Вопросы для самопроверки 1. Групповая динамика как особый групповой феномен. 2. Понятие групповой динамики. 3. Элементы групповой динамики (Руденский Е. В. ): основные элементы (цели группы; нормы группы; структура группы и проблема лидерства; сплоченность группы; фазы развития группы) и дополнительные элементы (создание подгрупп; отношения личности с группой). 4. Групповые процессы и групповые состояния (Э. Берн). 5. Механизмы групповой динамики: психологический обмен. 6. Механизмы групповой динамики: разрешение внутригрупповых противоречий. 7. Механизмы групповой динамики: идиосинкразический кредит. 8. Психологический обмен как феномен социального проникновения (И. Альтмен, Д. Тейлор). 9. Ценностный обмен. 10. Идиосинкразический кредит (кредит доверия) и закономерности его формирования и использования (Е. Холландер).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|