Теории лидерства. 4.2. Теории лидерства: теории "героев" и "теории черт"
Теории лидерства Одним из ключевых вопросов психологии лидерства всегда был вопрос о том, кто и по каким причинам становится лидером. На протяжении всей истории не только психологии, но и философии различные теории пытались объяснить природу лидерства и выявить факторы, влияющие на появление этого феномена. Обобщая существующие подходы к теории лидерства, Д. В. Ольшанский выделяет 6 групп теорий лидерства: 1. Теории " героев" и " теории черт" 2. Теории среды 3. Личностно-ситуационные теории 4. Теории взаимодействия-ожидания 5. Мотивационные и гуманистические теории 6. Теории обмена Далее остановимся подробно на каждой из них.
4. 2. Теории лидерства: теории " героев" и " теории черт" Теории данной группы - из разряда самых ранних. В них значительная часть политико-психологических черт лидерства детерминирована культурой. «Теория героев» описана еще в древнейших текстах. Древние египтяне приписывали следующие " божественные черты" своему фараону: " властное высказывание" в устах, " понимание в сердце", а " язык его - усыпальница справедливости". Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых, по мнению древних греков, качества: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей), доблесть (Ахилл). Однако модели поведения лидеров и наборы лидерских " черт" многократно менялись со временем. Относительно поздние представители " героической" теории (Т. Карлайл, Е. Е. Дженнингс, Дж. Дауд и др. ) рассматривали героев (по их мнению, история - это творение " героев", великих людей) для выделения качеств, " передающихся по наследству" и " способствующих завлечению масс".
К этой же категории можно отнести теорию пассионарности Л. Н. Гумилева. Пассионарии (люди энергоизбыточного типа) – в пассионарной теории этногенеза это люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Сам Л. Н. Гумилев указывал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых космическим излучением. Это предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти. Часто под пассионарностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению. Такие люди чаще всего и становятся лидерами, «двигателями прогресса». Это люди, которые в силу индивидуальных особенностей просто не могут не изменять окружающую среду. Возникшая вслед за развитием " героической" " теория черт" пыталась дать ответ на вопрос, какими же чертами должен обладать лидер как особый тип деятельности. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей(great person theory), которая утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma — дар, благодать божья, милость богов). Сторонники этой теории (Л. Л. Бернард, В. В. Бинхам, О. Тэд, С. Е. Килбоурн и др. ) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства (" черты" ).
Лидер рассматривался через призму ряда факторов: · " способности" - умственные, вербальные т. д. · " достижения" - образование и спорт. · " ответственность" - зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. · " участие" - активность, кооперация и т. д. · " статус" - социально-экономическое положение, популярность. · " ситуативные черты" личности. Отметим основные качества, необходимые лидеру в рамках этого подхода: · сильное стремление к ответственности и завершению дела; · энергия и упорство в достижении цели; рискованность и оригинальность в решении проблем; · инициативность; · самоуверенность; · способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения; · желание принять " на себя" все последствия действий и решений; · способность противостоять фрустрации и распаду группы. Любопытно, что комплексное исследование лидерского поведения, предпринятое в прикладных целях в Госдепартаменте США в 1979 г. показало, что наиболее важные черты современного политического лидера - это неформальные организаторские навыки, избегание бюрократических подходов, терпимость к фрустрации, прямота суждений, способность выслушать чужое мнение, энергичность, ресурс роста и юмор. Забавно, что интеллектуальные способности не считаются решающими для лидера. В современной организационной психологии также регулярно предпринимаются попытки выделить перечень качеств, которые необходимы эффективному лидеру. Приведем в качестве примера один из списков, где все лидерские качества разделены на личные, управленческие и организационные и психологические и социальные.
1. Личные качества лидера · знание себя, своих чувств и эмоций Знать себя, чувствовать, что происходит внутри себя, уметь прислушаться к своим эмоциям и чувствам, к своей интуиции, четко и ясно представлять чего ты хочешь – неотъемлемое качество лидера. Это помогает ориентироваться в жизни и понимать других людей, это помогает не упустить свой шанс, распознав подходящую возможность. Настоящего лидера не сбить с намеченного пути, им сложно манипулировать, потому что он точно знает что хочет. · готовность к риску
Это одно из лидерских качеств, которое присуще многим современным лидерам. Причиной, объясняющей, почему настоящие лидеры не боятся рискнуть и изменить свою жизнь, является понимание, что за не проявленную инициативу порой приходится платить немалую цену. Потому люди, стремящиеся упреждать события, всегда готовы пойти на риск. · уверенность в себе Высокий и адекватный уровень самооценки лидера в совокупности с уверенностью в себе помогают ему в необходимых случаях рисковать, повышают в критических ситуациях смелость и решительность. Уверенность в собственных силах позволяет лидеру расширять пределы своих возможностей и приобретать новый жизненный опыт. Эту теорию в 1981 году обосновал Б. Басс, который проанализировал ведущие исследования в области лидерских качеств и подтвердил, что чувство уверенности в себе, лидера на порядок выше, чем у тех, кто за ним следует. · надежность, нормативность и последовательность Лидер это носитель норм и ценностей объединения людей, поэтому его мировоззрение, его действия должны быть согласованы с общечеловеческими нормами морали – честностью, справедливостью, надежностью, ответственностью и последовательностью в действиях и поступках. · активная жизненная позиция Для адекватной ориентации в ситуации у лидера должна быть активная жизненная позиция. Это необходимое лидерское качество, которое позволяет лидеру всегда находиться в гуще событий, узнавать обо всем из первых уст и быть более информированным. · инициативность и умение мотивировать себя Инициативные и активные люди не ждут, пока кто-то другой вызовет в них желание работать. Они знают, что только на них лежит ответственность убедить себя оставить привычную зону комфортности, и они делают самомотивацию регулярной практикой. 2. Управленческие и организационные лидерские качества · умение создать команду Умение притягивать к себе людей (идеями и мыслями, идеалами, умением убедить человека) и создавать команду последователей и единомышленников – качество, которое определяет успешность становления индивида в роли лидера. Постановка общих целей и ценностей и контроль над приверженностью последователей этим целям являются одними из главных лидерских качеств.
· способность организовать коллектив на решение поставленных задач Это одно из фундаментальных организационных качеств лидера. Оно состоит из умения распределять обязанности между членами коллектива, способности воодушевлять и мотивировать группу на выполнение задач и функций, координировать работу и т. д. · видение перспективы Человек, который ведет за собой группу, просто обязан знать куда идти. Наблюдательность, видение перспективы деятельности своей группы, перспективы, коллектива, который следует за ним – одно из самых важных организационных качеств лидера. · гибкость поведения и чувствительность к ситуации Лидеры - это зачастую участники сложных процессов, они находится на «арене», где действует большое множество всевозможных сил, которые порой находятся за границами его знаний и контроля. Поэтому организационный лидер должен чувствовать ситуацию, уметь быстро в ней сориентироваться и принять единственно правильное решение. · готовность поддержать в трудную минуту Нежелание лидера оказать своему единомышленнику и последователю поддержку в случае, когда она очень нужна и он способен ее предоставить, в большинстве случаях, лишает его последователей и статуса лидера. Люди уважают такого лидера, который никогда не забывает об их интересах. Если вы сконцентрированы на том, что вы можете дать своим последователям, а не на том, что можете от них получить, те будут уважать и любить вас, а это сделает ваши взаимоотношения длительными и более прочными. 3. Психологические и социальные лидерские качества · коммуникабельность Важным качеством лидера является коммуникабельность, умение быстро налаживать контакты с людьми и уверенно чувствовать себя в коллективе. Сложно представить лидером человека, который при общении испытывает застенчивость. · справедливость Лидер координирует взаимоотношения в коллективе, поэтому в оценке поступков и действий других людей должен быть справедлив, объективен и непредвзят. · способность представлять и отстаивать интересы коллектива Лидер представляет общие интересы, поэтому способность их отстаивать во внешних инстанциях и брать всю ответственность за корпоративную деятельность является важным качеством лидера. · умение создавать условия для самореализации своих последователей Это лидерское качество является основой формирования доверия последователей к лидеру и готовности следовать за ним.
Основная задача подобных списков, как правило, прикладная – показать человеку, какие качества необходимо развивать в себе для того, чтобы стать лидером.
В то же время, по результатам ряда исследований, большинство связей между личностными характеристиками человека и его способностью к лидерству являются слабо выраженными. Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством. · Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их группа. Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей. «Чересчур умные» лидеры неминуемо отторгаются группой. Интеллектуал может занять место ближайшего помощника, тайного советника, но путь в лидеры ему чаще всего заказан. · Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться на своей позиции. Однако это не обязательно коррелирует с высокой эффективностью лидера. · Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости лидера: надо или быть образцом морали и добродетели или обладать беспринципностью Макиавелли. · Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизма (обаяние), смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера. Таким образом, теории черт, оставаясь самыми популярными, тем не менее не обладают достаточной объяснительной способностью для того, чтобы полностью проанализировать феномен лидерства. 4. 3. Теории лидерства: теории среды Основное положение теорий среды: лидерство является функцией окружения, т. е. определенного времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Эта теория полностью игнорировала индивидуальные различия людей, приписывая их требованиям среды. Как правило, приводятся по меньшей мере три аргумента, оправдывающие такой подход: · один и тот же человек может выполнять лидерские функции в одной группе и находиться в роли ведомого в другой; · человек, занимающий лидерскую позицию в группе, может утерять столь благоприятное положение, не покидая группу и оставаясь по-прежнему ее членом; · в условиях многоплановой совместной деятельности нередко в каждой из ее сфер выдвигается свой лидер, определяющим образом влияющий на жизнедеятельность группы. В то же время наиболее последовательные сторонники ситуационной теории лидерства, по сути, исключая из рамок анализа индивидуально-психологические черты лидера, особенности процесса его выдвижения группой, характер взаимоотношений лидера и последователей, явно абсолютизируют значимость внешних по отношению к группе влияний и обстоятельств. Так, по Е. С. Богардусу, тип лидерства в группе зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать. Таким образом, лидером в рабочей ситуации будет тот, кто обладает наибольшей квалификацией, а в походе – тот, кто обладает лучшими навыками поведения в дикой природе. В. Е. Хоккинг предположил, что лидерство - функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. Представители ситуационных теорий лидерства опираются на многочисленные факты, иллюстрирующие неправомерность рассмотрения лидерства как функции личностных свойств или функции группы, и приходят к выводу о том, что лидерство представляет собой продукт, в первую очередь, многочисленных ситуаций, чередующихся и сменяющих друг друга. Х. С. Персон выдвинул две гипотезы: 1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера; 2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций. Дж. Шнейдер обнаружил, что количество военных лидеров в Англии было прямо пропорционально количеству военных конфликтов, в которых участвовала страна. Это стало наиболее яркой иллюстрацией справедливости теорий среды. А. Дж. Мэрфи: ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом разрешения проблемы. Ф. Е. Фидлер считал, что " лидерское поведение" зависит от требований конкретной ситуации. Его ситуационная теория лидерства утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Ф. Фидлер разделил лидеров на два больших типа. · лидер, ориентированный на задачу (task-oriented leader), больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует. Взаимоотношения и чувства работников его не интересуют. Потенциальные преимущества такого стиля – это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными. · лидер, ориентированный на взаимоотношения (relationship-oriented leader), в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников. Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т. д. Позднее было установлено, что стиль некоторых руководителей может быть ориентироваться одновременно и на работу, и на человека. Фидлер утверждал, что ни один из этих двух типов лидера не является более эффективным, чем другой. Все зависит от обстоятельств и от характера ситуации, а именно от того, какова степень контроля лидера и его влияния среди членов группы. В ситуации «высокого контроля» у лидера прекрасные межличностные отношения с подчиненными, его положение в группе беспрекословно признается как влиятельное и главенствующее, а работа, которую выполняет группа, хорошо структурирована и четко определена. В ситуации «низкого контроля» имеет место обратное – у лидера плохие взаимоотношения с подчиненными, и работа, которую должна выполнить группа, определена неясно. При этом " ориентированный на работу" лидер будет эффективным в крайних ситуациях (слишком легкая или слишком тяжелая работа). Лидер же, ориентированный " на взаимоотношения", обычно эффективен при решении " умеренных", как бы " промежуточных" проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|