4.4. Теории лидерства: личностно-ситуационные теории
4. 4. Теории лидерства: личностно-ситуационные теории Эта группа теорий является симбиозом двух предыдущих: в ее рамках одновременно рассматриваются и психологические черты лидера, и условия, в которых происходит процесс лидерства. Это направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о лидерстве как о функции ситуации (Р. Бейлс, Т. Ньюком и др. ) и личности. Так, по мнению С. М. Казе, лидерство генерируется тремя факторами: · личностными качествами · группой последователей · событием (например, проблемой, которую решает группа). P. M. Стогдил и С. М. Шартл - лидерство рассматривается скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида. Предложили описывать лидерство через такие понятия как " статус", " взаимодействие", " сознание" и " поведение" индивидов по отношению к другим членам организованной группы. X. Герт и С. В. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как · черты и мотивы лидера · его общественный имидж · мотивы его последователей · черты лидерской роли · институциональный контекст. Таким образом, в разных вариантах теории данной группы пытались расширить достоинства предыдущих подходов. Теории " личности в ситуации" представляют собой попытку учитывать и роль личности, и ситуационные факторы в предсказании эффективности лидерства. Влияние личности лидера и стиля его поведения на производительность ставится в зависимость от природы ситуации. Теория жизненного цикла (П. Херси и К. Бланшар), связывает поведение лидера со зрелостью группы.
Теория " путь - цель" утверждает, что действия индивида основываются на ожидании того, что прилагаемые усилия приведут к желаемому результату. По Хаусу и Митчеллу, основные функции лидера - обеспечивать условия, при которых цели достижимы, и помогать группе их добиваться, указывая к ним путь. Мотивация и удовлетворенность подчиненных усиливается в той степени, в какой они видят в лидере необходимый фактор достижения цели. Эффективность стиля лидера зависит от характеристик подчиненных и специфики задач. Лидер должен обеспечивать то, чего не хватает в данной ситуации. Чем ниже компетенция подчиненных, тем больше потребность в директивном стиле руководства и структурированности задач. Чем компетентнее сотрудники, тем хуже воспринимается чрезмерный контроль. Чем меньше структурированность задачи, тем больше нужда в указаниях лидера относительно пути к цели. Модель нормативных решений: В. Врум и У. Йеттон предположили, что эффективность действий лидера определяется знанием того, когда и в какой степени допускать подчиненных к участию в принятии решений. Выделяется пять уровней участия - от автократического (лидер единолично принимает решения, используя доступную информацию) через консультативный к совместному (все участвуют в обсуждениях). Степень участия последователей в принятии решений определяется ситуационными факторами - от количества доступной информации до вероятности конфликта между подчиненными. 4. 5. Теории взаимодействия-ожидания и теории обмена Согласно теории взглядам Дж. С. Хоманса и Дж. К. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: · действие · взаимодействие · настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, и с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как инициатор взаимодействия.
Теория " усиления ожиданий" Р. Стогдилла основана на следующем утверждении: у членов группы в процессе взаимодействия усиливаются ожидания того, что каждый из них будет продолжать действовать соответствующим образом. Роль индивида определяется взаимными ожиданиями и, если его действия совпадают с ожиданиями группы, ему разрешается к ней присоединиться, т. е. его допускают (" принимают" ) в группу. Лидерский потенциал человека зависит от его возможности инициировать взаимодействие и ожидания. Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений. Представители теории обмена (Дж. С. Хоманс, Дж. С. Марч, Х. А. Саймон, Х. Х. Келлиидр) исходят из того, что общественные отношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы вносят определенный вклад и получают некий " доход". Взаимодействие продолжается до тех пор, пока все участники находят такой обмен взаимовыгодным. Т. О. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена следующим образом: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности достижения цели. Процесс обмена сложно организован, он включает многочисленные системы " кредитования" и сложные " выплаты". Р. Л. Кричевским была предложена концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т. е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.
Теория диад, предложенная Г. Граеном, сфокусирована на развитии и качестве взаимоотношений между лидером и последователями. Предполагается, что лидеры различают своих последователей в соответствии с их компетентностью, возможностью им доверять и их мотивацией принимать на себя ответственность. Последователи, которые оцениваются лидерами как обладающие этими атрибутами, выделяются в " ин-группу" (" внутреннюю", " ближнюю" группу) и в обмен получают больше внимания и поддержки со стороны лидера. Другие, так называемые члены " аут-группы" (внешняя, более дистанцированная от лидера группа), получают более рутинные задания и поддерживают формальные взаимоотношения с лидерами, которые в ответ оказывают более формальное влияние. Данная группа теорий, будучи максимально рационалистичной, отражает, безусловно, лишь одну из сторон феномена лидерства. Однако ее влияние в современной политической психологии значительно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|