Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Групповые нормы. 5.1. Групповые (ролевые) ожидания и групповой статус. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнен




Тема 5. Групповые нормы

5. 1. Групповые (ролевые) ожидания и групповой статус

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система групповых ожиданий.

Всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими.

В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций.

Группа через систему этих ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов.

В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли.

Результатом соответствия или несоответствия поведения человека групповым ожиданиям является его положение в иерархической структуре группы, т. е. его групповой статус.

“Статус” либо “позиция” - место индивидума в системе групповой жизни.

Источники статуса:

Статус придается индивидуму группой, и в этом смысле определяется групповой ценностью.

В качестве статусной свойства может выступать любая социальная либо индивидуальная черта: внешняя привлекательность либо уродливость (к примеру, шрамы на лице), юность и старость, высокий рост и т. д.

Например, среди борцов сумо, ценится большой вес. Он владеет несомненной статусной ценностью в данной профессиональной группе. В то же время среди профессиональных жокеев таковой ценностью, напротив, является миниатюрность.

 

То, чем индивидум обладает, что он знает либо умеет, может иметь либо не иметь статусной ценности. Все зависит от той системы групповых координат, на основании которой делается оценка.

Организации и группы снабжают индивидов статусными атрибутами различными способами. В случае, если группа занимает высокое место в более широкой социальной системе, сама принадлежность к ней служит статусным различием.

Статусным значением могут обладать престижная профессия, положение в организационной иерархии, заработная плата, организационные льготы и т. д. На статус могут влиять личностные свойства, воспринимаемые организацией либо группой как ценные. Это могут быть образование, пол, национальность, религиозность, общительность, опыт либо компетентность.

Функции статуса:

· вознаграждение (статусные знаки действуют как заслуги за достижение, полученные методом напряженной работы либо благодаря огромным способностям);

· мотивация (выступают как мотивирующие причины, заставляя индивидов напряженно трудиться ради возможного продвижения в группе);

· облегчение общения (описывает, какова позиция индивидума по отношению к иным внутри группы, каков его ранг для посторонних лиц, кто начинает коммуникацию, к кому она адресована, как распределена ответственность и т. д., т. е. статусные знаки придают общению определенность).

Соответствие статусов

Каждый статус может сравниваться с другими по тому либо иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей и, в конечном счете, обязан быть привязан к вкладу каждого индивидума в групповую либо организационную деятельность.

Соответствие статусных знаков настоящим заслугам индивидума перед группой является принципиальным фактором групповых действий.

Когда члены группы сталкиваются со статусным несоответствием, они показывают поведение, направленное на его корректировку.

Несмотря на то, что группы в целом без труда приходят к согласию о статусных критериях, часто появляются конфликтные ситуации. Эго происходит, к примеру, когда индивиды передвигаются в группы с другими статусными критериями либо же когда группы сформированы из индивидов с неоднородным опытом.

Для того, чтобы система ожиданий и статусов была как-то определена, в группе существуют два образования: групповые нормы и групповые санкции.

5. 2. Групповые нормы

Все групповые нормы являются социальными нормами, т. е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения». В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна; это согласие по поводу оценки тех или иных жизненных явлений и ситуаций. Функции норм:

· достижение групповых целей;

· регуляция деятельности;

· трансляция требований общества;

· помощь группе в сохранении себя как целого;

· выработка группой позиции для соотнесения своих мнений;

· выработка группой своего отношения к социальному окружению.

Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов, группы, опираются на групповые ценности. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т. п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой. Специфика отношения к каждой и таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы группы включают в себя, таким образом, иобщезначимые нормы испецифические, выработанные именно данной группой. Важная проблема в любой группе - это мера принятия норм каждым членом группы. Принятие или отвержение групповых норм и правил характеризует взаимоотношения индивида с группой. Более точно эти взаимоотношения можно понять, если определить, какие нормы группы индивид принимает, какие отвергает, и почему он так поступает. Особенно важным это становится в ситуациях, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Актуальным также является вопрос границ принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и " личностные" нормы. Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Узнавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений для них важны, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей. В целом возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:

· сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

· вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

· демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу - не такой как все);

· свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы - либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной группе. При этом и тот и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе - либо в рядах " законопослушных", либо в рядах " козлов отпущения", " бунтарей". Результатом соотнесения поведения человека с групповыми нормами выступают групповые санкции. 5. 3. Групповые санкции Группа может воздействовать на своих членов в форме поощрения или закрепления желаемых форм поведения. Групповые санкции - реакция группы на реализацию человеком групповых норм. Групповые санкции могут быть двух типов:

· поощрительные (позитивные) – повышение статуса;

· запретительные (негативные) – давление и отвержение.

Группа поощряет тех своих членов, которые соблюдают принятые в группе нормы и правила: повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Давление и отвержение возрастают в зависимости от степени сплоченности группы и значимости нарушенной нормы для интересов группы. При необходимости воспитательного влияния на членов группы, не выполняющих групповые нормы и правила, группа использует такие психологические методы воздействия, как бойкот, снижение интенсивности общения с " провинившимся", понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить соблюдение групповых норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы. Как показывают исследования, вынужденное принятие человеком норм группы под угрозой санкций или своего устойчивого положения в ней является очень распространенным. Оно получило название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей. Групповые санкции основываются на социальной власти - актуальном или  потенциальном влиянии, оказываемом одним из членов группы на другого, а также на контроле над другими людьми. Проявления этого влияния могут осуществляться по разным направлениям, о чем свидетельствуют результаты классических исследований Д. Френча и Б. Равена, проведенных с целью выявления различных типов социальной власти в отношениях между людьми. Пять типов социальной власти:

· вознаграждающая власть – основывается на возможности вознаграждать другого индивида (или индивидов);

· наказывающая (или принуждающая) власть – основана на возможности наказывать, принуждать другого индивида (или индивидов);

· легитимная власть – основана на допущении, что один индивид имеет узаконенное право предписывать поведение другого индивида (или индивидов);

· референтная власть – основывается на отношениях симпатии, эмоционального предпочтения;

·  экспертная власть – базируется на превосходстве другого лица в специальных знаниях, компетентности в том или ином виде деятельности.

Каждый из перечисленных типов социальной власти предполагает влияние, в одних случаях (например, легитимная власть) носящее более выраженный социальный, а в других (например, референтная власть) — психологический характер. Однако и такие, казалось бы, сугубо социальные типы влияния, как вознаграждающая и принуждающая власть, могут иметь заметную психологическую окраску, если характер вознаграждений и наказаний является психологическим по своей сути (например, определенные их эмоциональные эквиваленты, представленные в вербальной или невербальной форме). Согласно материалам эмпирических исследований (Кричевский и Дубовская), наиболее влиятельный по тому или иному параметру социальной власти субъект часто воспринимается другими членами группы в качестве своеобразного ее коммуникативного центра. Кроме того, «держатель» значительной власти нередко воспринимается окружающими как лицо гораздо более привлекательное в личностном плане, нежели индивид с малой степенью социального влияния. Таким образом, вертикаль социальной власти может в определенной мере совпадать с коммуникативным и социометрическим измерениями групповой структуры. Члены группы, обладающие наибольшей социальной властью, выступают инициаторами (осознано или нет) групповых санкций, как поощрительных, так и запретительных. Одной из основных форм запретительных санкций является групповое давление.

Групповое давление

Члены группы, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на других в данной группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения.

Такие давления могут оказываться чрезвычайно эффективными, влияя не только на выбор индивидуумом задачи, но и на индивидуальные убеждения, аттитюды и даже на восприятие действительности.

Групповое давление в группе выполняет следующие функции:

· помогает группе достичь ее цели;

· помогает группе сохранить себя как целое;

· помогает членам группы выработать " реальность" для соотнесения с ней своих личных мнений;

· помогает членам группы определить свое отношение к социальному окружению, что обеспечивает адаптацию в социуме.

Давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. В соответствии с этим выделяется два вида группового влияния:

· нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма);

· информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

С. Московичи в рамках функционалистской модели социального взаимодействия выделил следующие закономерности социального (группового) влияния:

· влияние в группе распределяется неравномерно и осуществляется односторонне;

· функция социального влияния состоит в том, чтобы сохранять и укреплять социальный контроль;

· отношения зависимости обусловливают направление и величину социального влияния, осуществляемого в группе;

· формы, в которых выступает процесс влияния, зависят от состояния неопределенности, испытываемого субъектом, и его потребности снизить эту неопределенность;

· согласие, достигаемое благодаря взаимному обмену влиянием, основывается на групповых нормах.

Генри Израел выделил механизмы, посредством которых индивидуумы оказывают давление на других и, в свою очередь, сами подвергаются их влиянию. С его точки зрения, индивидуумы устанавливают 3 основных вида отношений друг с другом, а именно «требуемые» взаимоотношения, «избегаемые» и «катастрофические». В требуемых взаимоотношениях индивидуумы взаимодействуют способами, которые, как они полагают, отвечают ожиданиям других. В ответ на это каждый из них хочет, чтобы другие тоже отвечали его ожиданиям. Люди избегают вести себя способами, которые могли бы не отвечать ожиданиям других, и, в свою очередь, оказывают на них давление. Требуемые взаимоотношения существуют как результат убеждения в том, что непосредственное выражение «избегаемых» мыслей или чувств могло бы повлечь за собой катастрофу.

Стремление к социальному одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение. Потребность индивидуума в принятии другими в группе может быть такой сильной, что часто распространяется даже на совершенно незнакомых людей.

 

Резюме

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Групповые нормы и групповые санкции.

2. Групповые (ролевые) ожидания.

3. Групповые нормы как проекция социальных норм.

4. Общезначимые нормы и специфические, выработанные конкретной группой.

5. Групповые ценности как основа формирования групповых норм.

6. Функции групповых норм.

7. Мера принятия норм каждым членом группы.

8. Групповые санкции как реакция группы на реализацию человеком групповых норм.

9. Поощрительные (позитивные) санкции.

10. Запретительные (негативные) санкции.

11. Групповой статус и его источники и функции.

12. Групповое давление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...