Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.7. Типологии лидерства




В современной психологии существует множество попыток выделить какие-то типы и построить какие-либо типологии лидерства.

Одним из первых Е. С. Богардус выделил следующие типы:

· автократический (в сильной организации);

· демократический (представитель интересов группы);

· исполнительный (в состоянии выполнить какую-либо работу);

· рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить большой группой).

Чуть позже, Ф. С. Бартлетт классифицировал лидеров несколько по-другому:

· институциональный тип (лидер вследствие престижа занимаемой позиции);

· доминирующий (получает и сохраняет свою позицию с помощью силы и влияния);

· убеждающий (оказывает влияние на настроения подчиненных и побуждает их к действиям).

Затем С. С. Кичело выделил особый тип " лидера без офиса" и назвал его " пророком". Пророки выходят на авансцену истории в смутные времена и, вызывая поддержку ведомых, становятся символами инициированного ими самими движения.

Ф. Редл считал, что институциональные и эмоциональные групповые процессы могут происходить только вокруг девяти типов личностей. В его терминологии, это " патриарх", " лидер", " тиран", " объект любви", " объект агрессии", " организатор", " искуситель", " герой" и " пример для подражания" (причем как позитивный, так и негативный).

Дж. В. Гетцель и Е. Г. Губа подразделяли:

· " законодательное лидерство", когда роли и ожидания определяют нормативные измерения деятельности в общественных системах;

· " идеографическое лидерство", при котором потребности и предрасположенности индивидов определяют личностные измерения групповой деятельности;

· " синтетическое лидерство", примиряющее конфликтующие стороны.

В. Белл, Р. Дж. Хилл и С. В. Миллз рассматривали следующие типы лидеров:

· " формальный" (на официальных постах);

· " известный" (считается влиятельным в обществе);

· " влиятельный" (реально оказывающий влияние);

· " общественный" (активно участвующий в самодеятельных организациях).

М. Конвей наблюдал лидеров толпы и выделил три лидерские роли:

· вожак (стремящийся " пасти" толпу, находящуюся в гипнотическом экстазе, и вести ее за собой по избранной им дороге - например, Наполеон);

· представитель толпы (выражает известные устоявшиеся " правильные" мнения народа - например, Т. Рузвельт);

· толкователь мнений (стремится артикулировать то, что смутно чувствует толпа, ее скрытые страхи и переживания).

Изучив различные типологии лидерства, М. Германн выделила четыре основных образа лидера:

· " Дудочник в пестром костюме" (" настоящий герой" ). Как сказочный дудочник, который выгнал крыс из одного немецкого городка, такой лидер ставит цели, определяет направление и, используя обещания, завораживает последователей. На нем лежит ответственность за то, что и как происходит. Этот образ лидера предполагает изучение собственно лидера и его характеристики. Поняв характер лидера, можно предположить, какие цели и стратегии он изберет. Этот образ лидера привел к возникновению описанных ранее теорий " героев" и " теории черт".

· " Торговец" - он в состоянии понять, что нужно людям и предложить помощь в достижении этого. Чуткость к нуждам и желаниям людей не менее важна, чем способность убедить их в своих способностях им помочь. Этому образу лидера соответствуют " трансдейственная" теория и теория обмена.

· " Марионетка" - при таком варианте лидерства группа задает направление и придает силы политику. Лидер является как бы доверенным лицом группы и действует от ее имени. Для того, чтобы понять лидерство в подобной ситуации, надо знать цели и ожидания ведомых. Такое лидерство анализируется атрибутивными теориями.

· " Пожарник" - лидерство в этом случае представляет собой ответную реакцию на происходящее. Чтобы понять природу такого лидера, необходимо изучать контекст, что делают ситуационные теории.

 

Одной из наиболее известных типологий является типология политических лидеров М. Вебера. Он понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого за­ключается в способности отдавать приказы и вызывать повино­вение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие «авторитет», т. е. вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей.

Способ­ность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах. В зависимости от видов ресурсов М. Вебер выделил при типа лидерства: тра­диционное, харизматическое и рационально-легальное (см. Рисунок 8).

Рисунок 8. Типология лидерства М. Вебера

 

Таким образом, типология М. Вебера основана на трех выделявшихся им типах лидерской легитимности:

· легальная легитимность, имеющая под собой рациональную основу, проявляющуюся в вере в легальность нормативных правил и в право лидера, получившего свое место при этих правилах. При такой легитимности подчинение является следствием легально установленного обезличенного порядка и не выходит за формальные рамки власти организации. Это власть поста, " кресла", которое занимает человек. Это " бюрократический" тип и, соответственно, стиль лидерства. Люди подчиняются бюрократу потому, что чувствуют себя бессильными перед огромным числом атрибутов власти, которыми он окружает себя;

· традиционная легитимность, основа которой предполагает укоренившуюся веру в святость древних традиций и легитимность статуса правителей. Подчинение в этом случае является проявлением личной преданности и определяется рамками привычных обязанностей. Это " традиционный" тип и, соответственно, стиль лидерства. Это власть монарха, получающего ее по традиции, как бы автоматически, независимо от собственных качеств и проводимой им политики;

· харизматическая легитимность, аффективная основа которой ведет к специфической преданности и исключительной святости, героизму и образцовому характеру индивида, нормативным образцам и отстаиваемому им порядку. " Харизма" - это тот стяг, знамя, хоругвь, которую несет в руках человек, возглавляющий какое-то массовое шествие людей. Подчинение лидеру основывается на личном доверии и определяется рамками представления индивида о харизме. Подчиняясь, люди идут не столько за человеком, сколько за харизмой, которая осеняет его своим влиянием и авторитетом. Власть харизматического лидера - это власть символа и, одновременно, того момента, когда этот символ поднят над толпой. Это власть человека яркого, как то же самое знамя, но такая яркость идет не столько от человека, сколько от идущих за ним масс, наделяющих своей любовью и его, и несомое им знамя. Такая власть фанатична, но ситуативна: изменится ситуация, наступит иной момент, и такой лидер может быстро поблекнуть, утратить свое влияние.

Таким образом, в основе первого типа лидерства лежит привычка, вто­рого – разум, третьего – вера и эмоции.

На последнем типе (харизматическое лидерство) остановимся подробнее. «Харизмой», отмечал Вебер, обозначается определенное качество личности, считающееся необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такое свойство личности может рассматриваться в качестве божественного. Харизматическое лидерство возникает из потребности в откровении, почитания героев и упования на вождя. Со времен М. Вебера разделяются три варианта харизмы:

1) харизма как символическое решение внутренних проблем;

2) как защита от чужой власти через агрессию;

3) как приписывание лидеру атрибутов, способствующих удовлетворению своих интересов.

М. Вебер выделяет две главные составляющие харизмы: во-первых, это удаленность от подчиненных (влияние возрастает пропорционально дистанции), а во-вторых, наличие чего-то необычного, что порождает эмоциональное возбуждение последователей. Подчеркнем, что к такому лидеру нет равнодушных: его или любят или ненавидят.

М. Вебер оценивал лидера этого типа как важней­шего движителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рациональ­но-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в исто­рии многих государств наблюдается определенная последова­тельность в смене типов политического лидерства. Вождь-ос­нователь (харизматик) сменяется традиционным лидером-ох­ранителем, который, в свою очередь, уступает место реформа­тору-законодателю.

 

Типология лидерства Д. М. Бернса

Д. М. Бернс в качестве критерия своей типологии лидерства брал взаимоотношения лидеров и ведомых, то есть людей с различным властным потенциалом и разной мотивацией. Он различал два типа такого взаимодействия и, соответственно, два типа лидерства: " трансформационное" и " трансдейственное" (трансакционное).

1. " Трансформационное лидерство" имеет место в случае, когда индивиды в процессе взаимодействия как бы поднимают друг друга на более высокий мотивационный уровень, что отражается как в поведении, так и в этических ожиданиях и лидера, и ведомых.

Это - динамичное лидерство, в ходе которого лидер формирует мотивы, ценности и цели ведомых. Они же, в свою очередь, начинают действовать активнее и эффективнее. Процесс такого " трансформационного лидерства" предполагает, что, независимо от возможного первоначального различия интересов, индивиды реально или потенциально объединяются для достижения некой высшей цели, реализация которой требует серьезного изменения и интересов, и поведения как лидера, так и ведомых.

Д. М. Бернс различал следующие виды трансформационного лидерства:

· интеллектуальное - своеобразный аналитико-нормативный ответ на насущные нужды общества. Это лидерство может генерироваться только внутри общества, катализатором же, который конвертирует обобщенные нужды в специфические интеллектуальные идеалы, является конфликт (примеры: Робеспьер, Дж. Мэдисон, В. Вильсон, Ф. Д. Рузвельт);

· реформаторское - достаточно неблагодарное лидерство, так как типичные реформаторы, в целом, обычно принимают существующие социально-политические структуры и отталкиваются от них, что ведет к компромиссному и инерционному реформированию уже существующих институтов. В конечном итоге, в принципе, " коренные изменения совершаются политиками, чьи политические амбиции преграждаются реформами";

· революционное: абсолютная преданность делу, сильное чувство призвания, обращение к нуждам и ожиданиям масс, драматичный конфликт, идеал переустройства общества в лидерском варианте, " черно-белое" видение мира (" вера в ангелов, дьяволов и Спасение" ) и т. д. Для революции необходим " пророк" а также институциональная поддержка и коллективное лидерство;

· героическое = харизматическое. Это лидерство отличается верой в личность лидера независимо от его качеств, опыта и конкретных взглядов. Для него типична уверенностью в способности лидера преодолевать препятствия и разрешать кризисы, готовность делегировать ему власть в кризисное время; прямая массовая поддержка (аплодисменты, письма и т. п. ) и отсутствие конфликта между лидером и ведомыми. Люди проектируют свои эмоции, агрессивность, страхи и надежды на социальный объект в поисках хотя бы символического разрешения своих проблем. Индивидам нужен лидер для идентификации с кем-либо более могущественным, чем они, а лидеру нужны ведомые для удовлетворения своих личных мотивов. Именно герои символизируют идеи и персонифицируют движения. " Героическое лидерство" обычно возникает в кризисные времена, когда на фоне массового политико-психологического отчуждения и социальной атомизации перестают, распадаясь, функционировать институциональные механизмы разрешения конфликтов, власть теряет свою прежнюю легитимность, а прежние традиции резко ослабевают.

2. " Трансдейственное" (трансакционное) лидерство возникает в случае, когда один человек проявляет инициативу в контактах с другими с целью обмена ценностями (экономическими, политическими, психологическими и т. д. ). Такие отношения напоминают сделку и прекращаются после достижения сторонами необходимых целей, так как лидера и ведомых в таких случаях не объединяют никакие более высокие идеалы.

Д. М. Бернс рассматривал несколько типов подобного лидерства:

· лидерство мнений, целями которого являются мобилизация мнений через обращение к желаниям и потребностям граждан, агрегация этих мнений и их выражение на выборах;

· групповое лидерство, осуществляющееся одновременно в интересах и лидера, и группы. В этих случаях лидер помогает группе так осознать свои потребности, формирует ожидания и формулирует требования, что становится лидером даже не конкретной малой группы, а целой группы интересов;

· партийное лидерство, при котором лидер стремится мобилизовать определенные социальные, экономические и психологические ресурсы для удовлетворения требований своих ведомых. Такое лидерство является " трансдейственным", но в нем заложен и серьезный " трансформационный" потенциал;

· законодательное лидерство, которое выполняет функции своеобразного мониторинга, " инициативы трансдействий", разрешения противоречий и как бы сортировки политического " дебета" и " кредита". Д. М. Берне выделяет следующие роли " законодательного типа лидера" (естественно, что это - " чистые" роли, и каждый политик может исполнять несколько таких ролей одновременно): идеолог, трибун, карьерист; брокер, верноподданный, генерализатор (стратег), специалист по политике;

· исполнительное лидерство - выделяется в самостоятельный тип, так как не имеет надежной политической и институциональной поддержки, а зависит, в основном, от личности лидера (его таланта, характера, престижа) и бюрократических ресурсов (кадры и бюджет). Если партийные лидеры могут мобилизовать широкую политическую поддержку и активизировать политические настроения в пользу партии, то парламентские лидеры могут опираться на парламент и свои округа, а в арсенале инструментов исполнительных лидеров - обращение к общественному мнению при невозможности его формирования, активизации и направления в нужное русло. Исполнительное лидерство необходимо в кризисных ситуациях, так как оно наиболее эффективно при достижении краткосрочных и конкретных целей.

Таким образом, из приведенного обзора видно, что типологии классифицируют лидеров одновременно как по выполняемой функции (представитель, исполнитель), так и по стилю лидерства (доминирующий - демократический).

 

Резюме

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Понятие лидерства.  

2. Теории лидерства: теории " героев" и " теории черт"; теории среды; личностно-ситуационные теории; теории взаимодействия-ожидания; мотивационные теории; теории обмена.

3. Теории " героев" и " теории черт" – общее содержание. Гумилев Л. Н. – теория пассионарности.

4. Представители теории черт. Черты (личностные характеристики), определяющие способность человека быть лидером и его лидерскую успешность.

5. Теории среды (лидерство как функция окружения). Представители теории среды. Требования среды как условия выделения лидера.

6. Личностно-ситуационные теории. Представители теории. Сочетание психологических черт лидера и условий, в которых происходит процесс лидерства.

7. Теории взаимодействия-ожидания. Представители теории. Ожидания членов группы по отношению к лидеру как условие возникновения лидерства и выделения конкретного лидера.

8. Мотивационные теории. Исследования К. Левина.

9. Теория " целевого поведения" М. Г. Эванса.

10. Теория организующего лидерства Д. МакГрегора.   

11. Стили руководства P. P. Блейка и Дж. С. Моутона.

12. Теории обмена. Представители теории. Представления об обмене индивидуальными вкладами каждого.

13.  Типологии лидерства: примеры.

14. Типология лидерства М. Вебера.

15.  Типология лидерства Д. М. Бернса. Трансформационное и трансдейственное лидерство.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...