Тема 6. Групповая сплоченность
Тема 6. Групповая сплоченность 6. 1. Понятие групповой сплоченности В качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Групповая сплоченность – это · результирующая всех сил, действующая на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней (Л. Фестингер); · совокупность процессов, побуждающих участников оставаться в группе (И. Ялом, Д. Картрайт); · привлекательность группы для ее членов (Дж. Франк, Дж. Корей). Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как · степень психологической общности; · степень единства членов группы; · теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия · степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Сплоченность эмоционально связывает членов группы друг с другом, гарантируя большую единство и стабильность межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе даже при фрустрирующих обстоятельствах и помогая создать общую систему норм, способствующую большей терпимости к различным индивидуальным целям. Результаты групповой сплоченности: · более благоприятная оценка членами группы ситуации межличностного общения в группе (в группе лучше, чем без нее); · возможное возрастание продуктивности группы; · рост конформного поведения; · изменение в оценке других членов группы (люди, к которым испытывают симпатию, воспринимаются как себе подобные); · агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица. В рамкахмногофакторной модели сплоченности группы (Л. И. Брайтон) для возникновения сплоченности необходимы троякие условия:
1. Связанные с организацией группы: правильный отбор участников группы, правильное составление группы, эффективная подготовка участников к работе в группе. 2. Связанные с ранним периодом жизни группы: решение конфликтов, создание конструктивных групповых норм, уменьшение защитного поведения. 3. Связанные со способами работы в группе: взаимная привлекательность участников группы и их взаимные связи, оказание поддержки и забота друг о друге, слушание и эмпатия; самораскрытие и реагирование друг на друга. Анализ литературы, касающейся сплоченности как социально-психологической категории, приводит к следующим общим заключениям: · сплоченность является признаком высокого уровня развития коллектива; · сплоченность служит важным фактором успешности и продуктивности деятельности коллектива (не во всех случаях, далее будут рассмотрены конкретные закономерности); · сплоченность не идентична таким социально-психологическим категориям как конформизм, психологическая совместимость и интеграция; · формирование сплоченности коллектива определяется многими вне и внутри групповыми условиями. Сплоченность как групповой феномен зачастую не возникает стихийно, а требует целенаправленного воздействия. Исходя из этого, необходимо рассмотреть различные подходы к пониманию групповой сплоченности, каждый из которых предполагает свой подход к формированию этого феномена в группе. Подходы к пониманию сплоченности: 1. Сплоченность как межличностная аттракция. 2. Сплоченность как результат мотивации группового членства. 3. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ). Каждый из подходов подробно рассмотрим далее.
6. 2. Сплоченность как межличностная аттракция Аттракция – привлекательность одного человека для другого, возникающая в процессе межличностного восприятия.
В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в рамках этого подхода используется эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе. В рамках этого подхода сплоченность изучали ряд авторов, рассматриваемых далее. Д. Картрайт, А. Зандер. Силы, удерживающие индивида в группе: · эмоциональная привлекательность группы для ее членов · полезность группы для индивида · связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе. Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л. Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе. Лотт А., Лотт Б. Сплоченность - групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. Причины возникновения аттракции (факторы сплоченности): 1. Частота взаимодействий индивидов 2. Кооперативный характер их взаимодействий (объективная взаимозависимость участников совместной деятельности, при которой совместные цели достигаются путем объединения усилий при разделении функций, обязанностей и ролей) Кооперации способствуют: · свобода и открытость коммуникативного обмена, которые позволяют точнее сформулировать проблему и использовать знания и умения всех членов группы; · взаимная поддержка действий и убеждений; · дружелюбие, доверие в отношениях, которые стимулируют конвергенцию (сближение) мнений, суждений и увеличивают чувствительность к сходству. 3. Демократический стиль руководства 4. Фрустрация и угроза течения группового процесса 5. Статусные и поведенческие характеристики членов группы 6. Разнообразные проявления сходства между людьми 7. Успех в выполнении группового задания и т. д. Курт Левин Групповая сплоченность - тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться.
Чем больше группа отвечает потребностям людей в эмоционально-межличностных связях, тем более сплоченной она будет. Чем выше сплоченность группы, строже контроль над установками и действиями участников, тем сильнее подчиненность групповым нормам, обязательность и соблюдение групповых ценностей. Сплоченность эмоционально связывает членов группы друг с другом, гарантируя большую единство и стабильность межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе даже при фрустрирующих обстоятельствах и помогая создать общую систему норм, способствующую большей терпимости к различным индивидуальным целям. Изменение коэффициента группового сплочения - позитивное / негативное - показывает, насколько группа динамична, как она развивается, какие изменения происходят на индивидуальном уровне. С динамической точки зрения большее многообразие поведения должно быть связано с большим многообразием типов состояний, которые могут быть реализованы в данной группе. Согласно теории поля, если какая-либо клетка или часть целого удерживается на одном и том же фиксированном месте, то многообразие возможных состояний целого уменьшается. Иными словами, сокращается гибкость и богатство поведения. Проследить динамику отдельных элементов целого, коей является группа, позволяет процесс изменений распределения ранговых позиций в группе, вопросы лидерства и аутсайдерства, а также ролевое поведение. М. С. Корей и Дж. Корей Условия возникновения сплоченности группы: · мотивация участия в группе и определенные усилия в стремлении попасть в нее; · четко определенные индивидуальные цели участников группы, а также ясно сформулированная общая цель группы; · позитивные ожидания и соответствие группы личным потребностям участников; · дружественная и теплая атмосфера; · взаимная симпатия участников группы друг к другу; · взаимодоверие участников группы, уважение к чувствам и мнениям друг друга;
· активное участие в работе группы всех участников; · разделение ответственности за работу группы между терапевтом и участниками; · открытое обсуждение конфликтов; · специально создаваемая обстановка (узкий круг, создание интимной атмосферы и т. п. ); · как очень специфичное и нежелательное условие сплоченности группы - пребывание в группе «козла отпущения» или «белой вороны», объединение против которых сплачивает группу. Д. Морено (социометрическое направление) Уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|