ВР. А. 1 реагирует на звук испугом или переменой в поведении
Этот навык - веха в развитии. Он фигурирует в большинстве тестов, позволяющих узнать, достигнут ли определенный уровень развития. Как правило, ребенка этому учить не нужно. Если в течение первых нескольких недель жизни вы не наблюдаете реакции малыша на звук, его следует показать врачу. Хотя этот навык не требует специальных занятий, было бы правильно с самого начала постоянно знакомить малыша с различными звуками, не для того, конечно, чтобы его пугать (за исключением, может быть, случаев, когда вы проводите проверку), а для того, чтобы представление ребенка об окружающих звуках постепенно расширялось.
Как оценить. Материалы; Колокольчик или погремушка, издающая громкий звук среднего или низкого тона. Способ: Когда малыш бодрствует и лежит на спинке, погремите возле него погремушкой или колокольчиком, но так, чтобы этот источник звука был вне поля его зрения. Можно сделать несколько попыток. Услышав звук, малыш может заморгать, слегка напрячься или начать двигаться не так, как до этого, заплакать или, если плакал, - замолчать. Оценить реакцию ребенка вы можете и иным способом, например, внимательно наблюдая за ним, когда звонит телефон или хлопает дверь. Результат положительный, если малыш выражает свою реакцию любым из перечисленных выше способов.
ВР.А.2 РЕАГИРУЕТ НА ГОЛОС ИСПУГОМ ИЛИ ПЕРЕМЕНОЙ В ПОВЕДЕНИИ. На голос дети начинают реагировать, как правило, несколько позже, чем на звук, хотя и не всегда. Учить этому опять-таки обычно не приходится. Однако, в принципе, очень важно начать разговаривать с ребенком с самого рождения. У некоторых родителей это получается само собой, другим это дается трудно, особенно в первые недели, когда малыш еще не улыбается и не "разговаривает". Если вы испытываете подобные затруднения, старайтесь в присутствии малыша просто "думать вслух" или, занимаясь обычными повседневными делами, описывать вслух то, что вы делаете. Скоро вы увидите, как ему нравится вас слушать.
Как оценить. Способ: Выберите время, когда малыш лежит на спинке и в течение какого-то времени остается спокойным. Окликните его по имени сначала с одной стороны, потом с другой. Понаблюдайте за изменением его поведения, как описано в параграфе ВР.А.1. Результат положительный, если ребенок, услышав ваш голос, пугается или начинает вести себя не так, как до этого.
ВР.А.3 НА МГНОВЕНИЕ ЗАДЕРЖИВАЕТ СВОЙ ВЗГЛЯД НА ЛИЦЕ. Точно такой же параграф вы найдете в книге Самообслуживание и социальные навыки (СС.А.2). Этот пункт мы включили в проверочные таблицы, потому что умение сосредоточить внимание на лице говорящего имеет очень большое значение и для развитие умения взаимодействовать с окружающими, и для развития навыков восприятия речи. В действительности, в первый год жизни, да и позже, развитие ребенка в одной из этих сфер тесно связано с развитием в другой. Умение задержать взгляд на лице - первый шаг к установлению зрительного контакта, столь необходимого для общения с окружающими, для возможности внимательно слушать и учиться. В СС.А.2 мы заметили, что лучший способ побудить малыша задержать на вас взгляд - заговорить с ним и улыбнуться, а это можно делать с момента рождения.
Как оценить. Способ: Заговорите с ребенком и улыбнитесь ему. Результат положительный, если малыш в течение 1-2 секунд смотрит вам в лицо. Чтобы результат был положительным, малышу не обязательно смотреть вам прямо в глаза.
ВР.А.4 ПОДДЕРЖИВАЕТ ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ С ГОВОРЯЩИМ (СМОТРИТ НА ЕГО ГЛАЗА И РОТ)
Теперь мы займемся не просто умением малыша искать взглядом ваше лицо, но умением смотреть на ваши глаза и рот, когда вы с ним говорите. Ребенка можно побудить к этому, если первые мимолетные зрительные контакты вы будете вознаграждать новыми улыбками и разговором. На этом этапе важно давать малышу больше времени на то, чтобы он нашел вас взглядом. Во время разговора ребенок, возможно, не раз поймает вас взглядом и снова потеряет.
Как оценить. Способ: Смотрите параграф ВР.А.3, однако в данном случае вам следует продолжить разговор с малышом, побуждая его смотреть на вас. Результат положительный, если ребенок смотрит на ваши глаза и рот не менее 5 секунд.
ВР.А.5 РАЗГЛЯДЫВАЕТ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ, ПЕРЕВОДЯ ВЗГЛЯД С ОДНОГО НА ДРУГОЙ. Самым интересным предметом для разглядывания первое время будете оставаться вы. Но когда малыш немного подрастет, вы заметите, что он уже больше внимания уделяет окружающим предметам. Его младенческий, кажущийся несфокусированным, взгляд периодами будет приобретать целенаправленность, и вы увидите, что он явно переводит его с одного предмета на другой, может быть, с окна на игрушки, подвешенные над кроваткой. Ребенок не будет делать это все время, поэтому, когда вы сочтете нужным оценить это умение, выберите момент, когда он более всего оживлен и бодр.
Как оценить. Способ: Устройте малыша в полусидячем положении или понаблюдайте за ним, когда он сидит в своем креслице. Результат положительный, если ребенок переводит взгляд с предмета на предмет, например, с яркой картинки на свет или с подвешенных над кроваткой игрушек на ваше лицо.
Как учить. Позаботьтесь о том, чтобы в комнате было много разноцветных предметов, на которые малыш мог бы смотреть, и поэкспериментируйте, располагая их на разных расстояниях от глаз ребенка. Начните с примерно с 30 сантиметров. Хорошо, если в комнате находятся предметы, издающие приятные звуки, например, звенящие на ветру колокольчики; неплохо, если что-то будет двигаться: подвешенные игрушки или раздуваемые ветром занавески. Для того, чтобы интерес малыша не угасал, нужно время от времени менять картинки или игрушки над кроваткой. Это можно делать, не затрачивая больших средств, например, вешать вырезанные из журналов картинки или плакаты, взятые в игротеке, подвешивать игрушки, сделанные из воздушных шариков, цветных лент или вырезанные из картона фигурки. Если у вас есть старший ребенок, он с удовольствием поможет вам украсить комнату малыша.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|