Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВР. А. 6 ищет глазами, откуда исходит звук




Как отмечено в параграфе ВР.А.1, самая первая реакция ребенка на внезапный или громкий шум - испуг. Когда малыш достигает примерно трехмесячного уровня развития, он уже начинает оглядываться вокруг в поисках источника звука. Со временем он научится быстро и точно находить источник звука, но пока нас интересует лишь его попытка найти, неважно, будет она успешной или нет.

 

Как оценить.

Материалы: Маленький колокольчик или погремушка.

Способ: Когда малыш лежит на спинке, сбоку от него потрясите погремушку или колокольчик, но так, чтобы ребенок не мог их видеть.

Результат положительный, если малыш водит глазами (а может поводить и головой), когда слышит звук колокольчика или погремушки. Он не должен непременно найти источник звука.

 

Как учить.

Хотя выше мы говорили о погремушке или колокольчике, не менее важен звук голоса. Старайтесь чаще говорить с малышом, а прежде чем попасть в поле его зрения (например, когда вы подходите к кроватке, чтобы взять его на руки) - называть его по имени. Проверяйте, ищет ли ребенок вас глазами.

Кроме того, упражняйтесь с колокольчиком или погремушкой так, как мы описывали выше. Если малыш не пытается искать источник звука, поместите его в поле зрения ребенка, побуждая его смотреть на гремящую игрушку, а затем уберите игрушку в сторону снова.

Сделайте так, чтобы поиски малыша всегда заканчивались успешно. Пусть он убедится, что нашел предмет, издающий звук, или того, кто с ним говорит.

Развитие этого навыка можно объединить с развитием двух следующих навыков, так что теперь поговорим о них.

 

ВР.А.7 ПОВОРАЧИВАЕТСЯ НА ЗВУК (НАХОДИТ ГЛАЗАМИ ИСТОЧНИК ЗВУКА, ПОВЕРНУВ В ЕГО СТОРОНУ ГОЛОВУ)

 

ВР.А.8 ПОВОРАЧИВАЕТСЯ НА ГОЛОС (НАХОДИТ ГЛАЗАМИ ГОВОРЯЩЕГО, ПОВЕРНУВ В ЕГО СТОРОНУ ГОЛОВУ)

Эти навыки - непосредственное развитие навыка ВР.А.6 (малыш ищет источник звука, но не обязательно его находит).

Теперь уже действия ребенка - поиск источника звука или голоса - становятся более целенаправленными и точными. Если голова малыша надежно поддерживается, он сможет повернуться в сторону источника звука, даже если тот не находится в поле его зрения.

В этот период большинство детей проявляют больший интерес к голосам, чем к другим звукам. Они могут научиться поворачиваться на голос раньше, чем на звук, скажем, колокольчика или погремушки. Порядок, в котором ребенок овладевает этими навыками, не имеет значения, и над обоими вы можете работать одновременно.

 

Как оценить.

Способ точно такой, как в параграфе ВР.А.6. С чем раньше упражняться - с голосом или звуками колокольчика и погремушки - безразлично.

В параграфе ВР.А.7 результат считается положительным, если ребенок водит глазами, поворачивает голову и находит колокольчик или погремушку.

В параграфе ВР.А.8 результат считается положительным, если ребенок водит глазами, поворачивает голову и находит говорящего.

 

Как учить.

Если малыш не поворачивается к вам, ласково поверните его головку к вам лицом своей рукой, обращаясь к нему по имени. Когда ребенку удастся найти вас, поздравьте его и наградите радостными улыбками.

В следующий раз, когда вы будете помогать ему найти вас, попробуйте прикоснуться к нему немного легче. Со временем вы почувствуете, что малыш сам старается повернуть голову. Помогайте ему ровно столько, сколько требуется, но не более того.

Многим детям в одну сторону повернуть голову легче, чем в другую, поэтому для того, чтобы научиться поворачивать ее туда, куда труднее, им требуется дополнительная тренировка.

Продолжайте упражняться с погремушкой и колокольчиком.

Помимо этого, экспериментируйте с другими звуками. Можно шуршать целлофаном, извлекать звук из игрушки-пищалки, бренчать ключами, - в общем, используйте все, что попадается под руку.

 

Закрепление и развитие умения.

Старайтесь уловить знаки, свидетельствующие о том, что малыш реагирует на случайно доносящиеся до него шумы: приближающиеся шаги в прихожей, телефонный звонок, лай соседской собаки или разговор взрослых в дальнем конце комнаты. Вы можете возбуждать интерес ребенка к этим событиям, рассказывая ему о них. Хотя он еще не понимает ваших слов, у него появится ощущение, что вы переживаете то или иное событие вместе с ним, и это совместное переживание находит свое выражение в разговоре.

 

ВР.А.9. СИДЯ НА СТУЛЕ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕТ И СМОТРИТ НА ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ПРЕДМЕТ.

Как только малыш овладеет этим навыком, вы сможете ему показывать все, что угодно, и всему, чему угодно, учить. Ребенок будет смотреть не только на вас, но вместе с вами и на предмет, который вы ему покажете. Это умение станет основой совместных игр и бесед.

 

Как оценить.

Материалы: Приготовьте несколько игрушек, предметов и картинок, которые вы могли бы показывать ребенку.

Способ: Посадите малыша, и сами сядьте напротив. Если ваш ребенок не может сидеть без поддержки, устройте его так, чтобы он мог видеть и ваше лицо, и предмет, который вы ему показываете.

Скажите: "(имя), посмотри на меня!". Когда малыш на вас посмотрит, предложите ему посмотреть на предмет, который вы ему показываете: "Смотри, это -..., посмотри на...!". Если ребенок заинтересуется этим предметом, дайте ему поиграть с ним, затем проделайте то же самое с другим предметом или картинкой.

Результат положительный, если ребенок посмотрит на ваше лицо, затем на предмет или картинку, которую вы ему показываете, и, по меньшей мере, один раз сосредоточит на ней свое внимание, как минимум, в течение одной минуты.

 

Как учить.

Недостаток внимания может проявиться в невозможности установить зрительный контакт с вами и/или в невозможности сосредоточить внимание на предмете, в ускользании зрительного контакта, когда внимание отвлекается, и ребенок озирается вокруг.

Первым делом старайтесь установить с малышом зрительный контакт, оставив предметы до лучшей поры. Назовите имя ребенка и подождите его реакции. Если ее не будет, снова произнесите имя и затем ласково поверните голову ребенка так, чтобы он посмотрел на вас. Затем заговорите снова и в награду за то, что он смотрит на вас, погладьте его по щеке.

Вы можете попросить кого-нибудь отмерить двухминутный интервал и измерить время, в течение которого малыш на вас смотрит. Для получения верного значения лучше всего усреднить время, измеренное в ходе нескольких занятий. После этого поставьте себе задачу добиться чуть более длительного зрительного контакта. Когда эта задача будет выполнена, задайтесь целью еще немного увеличить это время, и так до тех пор, пока из двух минут малыш не научится смотреть на вас примерно 30 секунд (он не должен смотреть на вас непрерывно - за эти 2 минуты он может несколько раз отвернуться от вас, а затем опять устремить на вас взгляд).

Теперь можно вернуться к игрушке. Постепенно добивайтесь, чтобы малыш смотрел на вас и на игрушку примерно половину времени всего занятия.

Как заставить ребенка взглянуть на то, к чему вы привлекаете его внимание? Во многих случаях успех будет зависеть от вашей артистичности. Самым интересным, что есть в комнате, должны стать вы, а через игру - и игрушка. Тогда смотреть на нее и на вас будет интереснее, чем вертеться в кроватке. Старайтесь самое привлекательное и захватывающее в вашем поведении приберегать для тех минут, когда малыш на вас смотрит.

Нужно, чтобы ребенок понял, что, во-первых, концентрируя свое внимание, он заслуживает награду, и во-вторых, именно тогда между вами происходит все самое волнующее.

Иногда ласкового поощрения бывает недостаточно, и если на этом пути вы не добились успеха, можно попробовать подойти к нашей задаче несколько по-иному.

1. Занимайтесь в спокойном месте. Для тех занятий, о которых мы говорим, переводите ребенка в самое спокойное место дома. Некоторым детям лучше всего подходит тихий, спокойный разговор. Если на вашего малыша это подействует благотворно, можно постепенно добавлять и отвлекающие внимание вещи.

2. Старайтесь в ваших занятиях следовать за ребенком. Если малыш уже умеет активно играть, присядьте рядом и поиграйте с ним по очереди его любимыми игрушками. Затем поговорите о том, что он делает. Помогайте ему в игре, не беря на себя инициативы. Когда вы увидите, что ребенок рад вашему присутствию и вашей роли в игре, начните постепенно предлагать ему свои идеи и свои предметы. Наконец, попросите его посмотреть на вас перед тем, как вы решите показать ему что-то новое.

3. В качестве награды давайте что-нибудь съедобное. Если вышеописанные приемы ничего не дали, возможно, придется попробовать связать момент, когда ребенок обращает на вас внимание, с получением им чего-нибудь из того, что он любит. Для очень маленьких детей это, как правило - еда. Вы можете либо во время занятий давать малышу маленькие кусочки вкусной пищи в награду за то, что он на вас смотрит, либо сами занятия проводить во время кормления, требуя перед тем, как положить ему в рот очередную ложку с едой, чтобы он на вас посмотрел. Эта мера - кратковременная. Как только малыш начнет охотно смотреть на вас, постарайтесь давать ему еду пореже или требуйте дольше глядеть на вас за то же количество вкусного. Если с самого начала вы не только награждали ребенка чем-нибудь съедобным, но и хвалили его, то со временем он будет радоваться одной вашей похвале. О том, как стимулировать освоение новых умений пищей, вы сможете более подробно узнать из главы 3 книги 2.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...