Форма и направление линии. Пластическая структура в композиции
Тема №5 ФОРМА И НАПРАВЛЕНИЕ ЛИНИИ Довольно часто художники делают акцент на линиях, потому что они имеют большую активность. Линия всегда подвижнее пятна. Если представить прямую, изломанную и волнистую линии - какая из них самая быстрая? Конечно прямая, потому что только у нее есть четкое направление, она как стрела. Изломанная выражает хаотическое движение, а волнистая ползет медленно, плавно. Самое знаменитое в истории живописи сопоставление вялого и энергичного движения, выраженного волнистой и прямой линиями знает любой человек. Я говорю о сцене сотворения
стремительное движение навстречу вялой, бессильной, показанной изогнутой, S-образной линией, руке Адама, который только пробуждается к жизни. Направление линий тоже имеет значение. Композиция может строиться
Расположив движение по диагонали мы можем придать ему направление либо слева направо, либо справа налево. В первом случае движение будет легким ибо мы пишем и читаем слева направо и привыкли вести свой взгляд в этом направлении, а во втором тяжелым, напряженным. Спираль – еще один прием для создания движения в композиции. В картине Тернера «Метель» черный шквал закручивает пространство с нечеловеческой силой, «Битва амазонок» и охоты Рубенса тоже развиваются по спирали. В результате долгих поисков, множества эскизов, пользуясь интуицией, опытом и знаниями, художники придают своему произведению определенное настроение с помощью линий и силуэтов. Квадраты, треугольники, круги, в которые закомпонованы герои или группы героев, совершенно по-разному воздействуют на эмоции, а направление и изгиб линий может усиливать, замедлять или останавливать движение в картине или скульптуре. Тема № 6 ПЛАСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА В КОМПОЗИЦИИ Прочитав две предыдущие темы, вы наверняка хотите задать вопрос: как применить в своей картине все эти круги, треугольники и диагонали? Для этого, еще на этапе эскиза художники рисовали абстрактный план, в который потом вписывали изображение.
На основе пластической структуры выстроены композиции великих мастеров прошлого. Художники барокко закручивали композиции в спираль, как на картине Рубенса «Персей и Андромеда»,
а классицисты предпочитали устойчивый треугольник («Пейзаж с Полифемом» Пуссена).
В этих двух картинах спираль и треугольник - это пластическая метафора.
Благодаря именно этой неосознаваемой, но ощущаемой пластической структуре картины великих мастеров прошлого кажутся нам наполнеными необыкновенной магией, выстреливающей прямо в сердце. Представьте, что вы рисуете героя, произносящего речь и поднявшего руку в характерном жесте оратора. Прежде чем показать силуэт его бицепсов и складок рукава, вы наметите направление руки с помощью линии. Эту ось вы потом сотрете. Однако, при взгляде на картину, зритель ее почувствует. Она будет не видна глазами, но совершенно четко отразится в сознании. Прямо стоящий человек будет чувствоваться как вертикаль, а наклонившийся как буква Г. Отдельные линии, точки, пятна незримо соединяются у нас в мозгу некими зрительными напряжениями, создавая пластическую структуру.
Силовые линии невидны глазом, они находят лишь в нашем сознании. С помощью этих силовых линий художники и создают пластическую структуру произведения. Грамотно продуманная пластическая структура способна усиливать художественный образ и объединять композицию. Использование в картине пластической структуры придает ей дополнительную эмоциональную окраску. Такой подход является неотъемлемой составляющей высокого искусства. Вполне знакомые предметы, как на картине Уайетта, изображенные реалистично без всякого сюжета способны втягивать, засасывать в созданный автором мир, переполняя зрителя чувствами, если их правильно закомпоновать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|