Ритм в изобразительном искусстве
Тема 10 РИТМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Создавая идеальную композицию необходимо помнить еще и о ритме. Что же такое ритм? Сразу вспоминаются звуки ударных инструментов или ритмичные движения танцоров под музыку. Ритм окружает нас всюду с самого рождения: это ритм сменяющих друг друга дня и ночи, ритм времен года, ритм дыхания и ударов сердца.
Но заметьте, монотонное тиканье часов не вызывает в нас такого же эмоционального отклика, как неравномерный ритм, из которого как по волшебству рождается музыка. Сгущение и разряжение частоты ритма находит отклик в душах людей, поэтому художники, пользующиеся выразительными возможностями ритма должны избегать монотонности.
Например, в картине Дейнеки «Раздолье» бегущие девушки расположены группами по две, по три и по четыре через неравные промежутки, а в картине Рылова «В голубом просторе» вы не найдете ни одного одинакового расстояния ни между летящими гусями, ни между облаками, ни между волнами или горными вершинами. Обратите внимание, что в изображениях, в которых ритм имеет главенствующее значение, всегда присутствует ярко выраженная динамика. Ритм подчеркивает движение. Любопытно, что эта особенность распространяется не только на изобразительное искусство, но также на музыку и танец. Изображения, грешащие ритмическими ошибками: одинаковыми массами и равномерными промежутками между ними - вызывают неприятное ощущение у зрителей, которое они чаще всего не могут объяснить, и просто говорят про картину или фотографию, что она неудачная.
Тема 11 ПРОПОРЦИИ ЧТО ТАКОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ? Те, кому приходилось хоть раз на уроках рисования проходить фигуру человека, помнят, что высота головы должна укладываться в высоту тела взрослого человека определенное количество раз.
Пропорции определяют наше восприятие, оценку толщины и высоты, они могут быть созвучны нашему внутреннему, природному ощущению гармонии, совпадая с пропорциями загадочного золотого сечения или вызывать ощущение полнейшего дисбаланса. Человеческий мозг постоянно делает математические подсчеты, хоть мы этого и не осознаем.
Мы смотрим на вазу и видим, что она тонкая и изящная, а глиняный горшок маленький и широкий, небоскреб высокий и узкий, а Эрмитаж приземистый.
Иногда предметы кажутся нам особенно прекрасными, но трудно понять почему. Художники просто подбирают пропорции, которые безотказно действуют на подсознание.
Но самое удивительное – это, конечно, золотое сечение. Про него написаны толстые тома, полные невероятных сведений и математических формул. Мы ограничимся самыми общими сведениями, которые дадут первоначальное представление о том, что это такое.
Самое интересное, что природа обожает золотое сечение и использует его всюду. Например, глаза на лице расположены по линии золотого сечения, талия на теле тоже, расположение веток на дереве поддается алгебраическому исчислению, и даже образование кристаллов льда можно подогнать под эту формулу. Изучая полотна великих художников, мы можем заметить, что центр композиции чаще всего размещен по линии золотого сечения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|