Закон типизации и новизны. Взаимодействие цветов
Тема 14
ЗАКОН ТИПИЗАЦИИ И НОВИЗНЫ
Типизация - это один из краеугольных камней в теории композиции. Суть его заключается в том, что художник, создавая образ, должен понимать, к чему стремится и придать ему типичные черты, которые помогут зрителю понять замысел автора.
Типизация - это придание типичных черт герою или предмету
|
Например, рисуете вы бабушку. Что отличает бабушек от остальных людей? Обычно они невысокие, полные, ссутулившиеся, в длинных платьях с седыми волосами, собранными в пучок и в очках.
Если вы к тому же вооружите ее палочкой, то уже никто никогда не усомнится, что это именно бабушка. Герой может быть и более сложным, например, бабушка – путешественница – фрик. Тогда необходимо добавить характерные черты путешественника и фрика: рюкзак или чемодан на колесиках, яркие цвета одежды, фенечки, странный головной убор или экстравагантная обувь.
|
|
| Типизация необходима не только персонажам, но и пейзажу, интерьеру и другим деталям. Художник Поленов специально ездил в восточные страны, чтобы изучить архитектуру, ландшафт и костюмы для картины «Христос и грешница».
|
| | |
В исторических полотнах доскональное знание всех атрибутов изображаемого времени очень важно для художника. Это относится не только к живописи, но и к кино и литературе. Например, в фильмах о войне, оружие, танки, самолеты должны соответствовать времени.
Вы можете возразить, спросить меня, где же свобода художественного самовыражения, ведь закон типизации связывает художника по рукам и ногам? Ничего подобного. Без типичных черт, без острых ушей и хвоста кошка не будет кошкой, никто не поймет ваш замысел. Свобода художника заключается в интерпретации этого образа, нужно найти нечто новое в привычном персонаже и обычной обстановке, окружающей его. Это другой, но не менее важный закон композиции – закон новизны.
Закон новизны: художник должен найти новое видение привычных вещей
|
Новое видение может проявиться в неожиданной композиции.
Например, мы точно знаем, как должен выглядеть старый рыбак, который всю жизнь прожил в ветхой лачуге на берегу моря. Это сильный, жилистый старик с бородой, с очень смуглой кожей в старой, ветхой одежде и вязаной шапочке. Самый знаменитый образ создал Хемингуэй в романе «Старик и море», но не менее сильное воздействие оказывает на нас картина Уайета. Увидев однажды, ее невозможно забыть.
|
|
Закон новизны требует от художника способность показать необыкновенное в обыденном.
|
| Очевидно, есть художники, которые иначе видят и чувствуют окружающий мир, поэтому они могут представить привычные вещи так, как мы не смогли бы и предположить.
|
Наиболее яркое впечатление вызывают и лучше запоминаются такие картины как «Мертвый Христос» Мантеньи, «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино, эксперименты постимпрессионистов и сюрреалистов.
Тема 15.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦВЕТОВ
Цвета имеют свои характеристики, но как и ноты, они не работают сами по себе, они начинают играть только в определенных сочетаниях. Цвета воздействуют друг на друга.
Существует три цвета, которые принято называть основными – это красный, синий и желтый. Их невозможно получить путем
|
|
|
|
|
|
| смешивания других цветов, зато из них можно сделать разнообразные оттенки. Если смешать синий с желтым, получится зеленый, если смешать желтый с красным – оранжевый, а синий с красным – фиолетовый. Это дополнительные цвета.
|
Давайте нарисуем треугольник, обозначив вершины названиями основных цветов, а стороны названиями цветов, получившихся при их смешивании. Окажется, что желтый напротив фиолетового, красный напротив зеленого, а синий напротив оранжевого.
|
|
| | | | | | | |
Желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый – это пары противоположных цветов. При сопоставлении они усиливают друг друга.
|
|
| Импрессионисты часто сопоставляли противоположные цвета. Моне в картине «Поле маков» пишет красные цветы на фоне зеленой травы, и они просто горят пламенем на полотне.
|
Советский художник Пластов придавал краскам несравненное сияние, сопоставляя красные отблески закатного солнца на лицах и одежде героев с темно-зелеными оттенками фона («Ужин трактористов»).
Цвета отражаются один в другом. Это легко увидеть, если белый шар положить на зеленый фон - на белом появятся зеленоватые оттенки, если на красный, то розовые и т. д.
Отражения цветов друг в друге называются рефлексами.
|
| Наши глаза обладают инерцией восприятия, о которой знали художники конца 19 века. В связи с этим появилось художественное направление – пуантилизм. Пуантилисты рисовали картины отдельными точками. Например, они ставили рядом голубые и розовые точки, которые с некоторого расстояния сливаются и кажутся ровным сиреневым цветом.
|
Матисс " Роскошь, покой и наслаждение"
|
Важно не путать цвет с тоном.
Тон – это светлота или затемненность.
|
Контрастные или сближенные сочетания тонов сообщают нам о силе освещения. Еще Гете сказал: «Где ярче свет, там гуще тени». Коровин передает ощущение яркого солнечного дня в пейзаже " Москворецкий мост" пользуясь резким контрастом тени и света.
|
|
Тон показывает объем фигур за счет собственной и падающей тени, помогает передать глубину пространства.
| Каждое живописное произведение имеет несколько преобладающих оттенков, их не должно быть много, иначе не будет цельности. Например, в картине Серова «Девочка с персиками» преобладают серые, розовые и желтые цвета.
| |
| |
Это придает ощущение юности, легкости, тепла, уюта. В картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» мы видим в основном красно-коричневые оттенки, которые наполняют полотно мрачноватой торжественностью.
| |
Один или два главных цвета в картине называют колоритом или цветовой гаммой.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: