Единство в композиции
Тема № 7 ЕДИНСТВО В КОМПОЗИЦИИ Существует три главных закона композиции – единство, соподчинение и равновесие. Это три кита, на которых стоит любая визуальная композиция, начиная от живописи и графики и кончая дизайном и архитектурой. В любых правилах есть исключения, можно нарушать общепринятые традиции, выходить за границы привычного, находить новые пути, удивлять нестандартным видением, но эти три закона ни в коем случае нельзя нарушать. Каждое произведение должно быть цельным, уравновешенным и иметь композиционный центр. Что подразумевается под единством? В среде художников часто слышишь такие фразы как: «цельная композиция» или «композиция распадается». Распадающаяся на части композиция – это крайняя неудача, когда разрозненные элементы существуют как бы отдельно и зритель не может понять замысел мастера, он чувствует неприятную рябь в глазах, невозможность сосредоточиться на сюжете и деталях. Композиция всегда должна стремиться к единству всех частей, к цельному восприятию всего произведения сразу. Есть несколько основных способов объединить композицию. Они используются одновременно. Посмотрите на картину Рубенса «Автопортрет с мантуанскими друзьями», потом сравните ее с «Банкетом офицеров роты Святого Георгия» Хальса или с «Анатомией доктора Тюльпа» Рембрандта.
Почему первое полотно проигрывает двум другим? Люди у Рубенса разобщены. Это просто лица, запечатленные в пространстве одной картины, но, между ними нет взаимодействия, кажется, что они не видят друг друга. Хальс же изображает героев за пиршественным столом, а Рембранд показывает их во время профессиональной деятельности. Итак, первая составляющая единства:
Представьте, что вы художник, и получили заказ на монументальную роспись стены 10 на 5 метров. Вы должны нарисовать метро в час пик. Задача не из легких: сотни людей, идущих в разных направлениях, поезда, эскалаторы… Вы рискуете создать ужасающее зрелище, равномерно заполненное деталями, как ковер орнаментом. Что же делать? Ответ на этот вопрос мы снова попытаемся найти в работах старых мастеров.
Достаточно посмотреть на картину прищурившись, сквозь ресницы. Когда вы перестанете различать отдельные элементы, вы увидите всего 4 крупных пятна: светлое небо вверху, серо-зеленый холм, темную массу толпы (движущуюся, и поэтому расположенную по диагонали) и светлую дорогу внизу. Из этого можно сделать вывод, что вторая составляющая единства:
Сфокусировать внимание на картине также помогает легкое затемнение краев и углов изображения. Это эффективный прием, хотя не всегда его можно использовать. К тому же, есть риск увлечься и создать примитивную кулисную композицию, когда, к примеру, слева и справа по большому темному дереву, а в центре полянка с домиком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|