Соподчинение. Что такое композиционный центр?
Тема №8
СОПОДЧИНЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР?
Важнейшим средством достижения единства можно назвать закон соподчинения. Что значит соподчинение? Соподчинение есть в армии: солдаты подчиняются командиру; оно присутствует на предприятиях: рабочие подчиняются директору. То есть, соподчинение предполагает наличие начальства, кого-то главного. Так же и в любом произведении искусства важно иметь главного героя, который выражает идею художника.
Центр композиции всегда выражает основную идею сюжета.
|
Например, в картине Васнецова «Аленушка», центр композиции – Аленушка.
Композиционная ошибка может привести к курьезным последствиям.
|
|
|
|
В портрете работы Робера Кампена (15 век), лицо модели занимает почти все пространство холста, поэтому центром композиции становится щека, которая вряд ли выражает идею сюжета.
|
| | |
Центр композиции редко совпадает с геометрическим центром картины. Чаще всего это происходит в декоративном искусстве или в классической архитектуре.
| В живописи, графике или фотографии центр композиции как правило располагается по линии золотого сечения (стр. 29).
Художники часто выбирают второй план для главного героя, что прекрасно иллюстрирует картина Федотова «Сватовство майора».
|
Центров композиции может быть несколько. Например, в шедевре Иванова «Явление Христа народу». Сначала наше внимание сосредотачивается на Иоанне Крестителе, расположенном на переднем плане, потом взгляд скользит в направлении, куда
|
|
указывает его рука, и останавливается на одинокой фигуре Христа вдали, и вдруг, мы неожиданно замечаем необыкновенно живое и интересное лицо раба в нижней части картины. Как художнику удается так ловко манипулировать нашим восприятием, буквально вести наш взгляд? Во-первых, он пользуется пластической структурой, а во-вторых, Иванов выделяет главных героев и приглушает второстепенных.
Наши глаза фокусируются на определенном объекте, к которому устремлен наш взгляд, все остальное в этот момент слегка расплывается. Проведем эксперимент. Сконцентрируйте взгляд на оконной раме. Хорошо ли вы различаете пейзаж за окном? Он будто в тумане, зато раму вы видите четко, ярко, объемно.
На центре композиции фокусируется наш взгляд, поэтому его нужно проработать более детально, чем все остальное.
|
Существуют разные способы выделения композиционного центра. С первого класса художественной школы, преподаватели всеми силами стараются приучить детей выделять главное с помощью контраста.
1. Центр композиции можно выделить с помощью контраста.
Контраст – сопоставление противоположностей.
|
Контрастными бывают размеры предметов, например, главный герой крупный, а все остальное мелкое, как в иллюстрации Билибина.
|
| |
| Часто главное выделяется контрастом тона или цвета: светлое на темном, темное на светлом (Дюрер, рисунок кролика), красное на зеленом, фиолетовое на желтом и т. п. Ван-Гог изображает желто-оранжевые подсолнухи на бирюзовом фоне. Сопоставлять можно любые противоположности.
| |
Например, в картине Босха «Несение креста» лицо Иисуса выделяется своим спокойным, умиротворенным, возвышенным выражением на фоне уродливых, перекошенных, звероподобных физиономий толпы.
|
| |
| |
| | | | |
Другой способ выделения главного часто применяется в театре, хотя изобретен он был знаменитым итальянским художником Караваджо в 17 веке.
2. Центр композиции можно выделить с помощью света.
|
| Нужно просто осветить центр композиции лучом света, оставив остальное в полумраке. Наша психика устроена таким образом, что яркий свет мгновенно привлекает к себе все наше внимание.
|
Караваджо " Лютнист"
|
|
Третий способ тоже основывается на психологии нашего восприятия. Мы всегда обращаем внимание на движущийся объект. Это какой-то древний инстинкт, очевидно, связанный с безопасностью.
3. Центр композиции можно выделить с помощью движения.
|
Изобразительное искусство, в отличие от кино не может показать движение, но оно может вызвать ощущение движения. Есть множество приемов для этого: диагонали, неустойчивые треугольники, ритм. Но немаловажное значение имеет момент запечатленного движения. Мирон, создавая своего «Дискобола» две с половиной тысячи лет назад, уже знал этот секрет. Он поймал момент, который длится долю секунды, и может быть увиден только на остановленном кадре видеозаписи.
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: