Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И. Фихте (1762-1814). Постулаты практического разума.. 34.Диалектика «Я» и «не-Я» в философии Фихте.




И. Фихте (1762-1814).

Особенно поразила его этическая сторона Кантовской философии: примирение антиномии свободы и необходимости и связанное с ним сознание возможности нравственности. Этические стремления являются для Фихте коренными источниками философского творчества. Неотделимость моральной стороны личности от развиваемых ею взглядов он выражает в словах: «какую философию изберёшь, зависит от того, что ты за человек». В системе Канта Фихте усматривает следующие недостатки: 1) Кант своей критикой познания показал, что всякое бытие есть непременно мыслимое бытие, а бытие не мыслимое- «вещь в себе» — есть nonsens; между тем, Кант не отбрасывает эту «вещь в себе», но утверждает, что вещи в себе существуют и воздействуют на наши чувства. Этим путём Кант снова впадает в тот догматизм, против которого боролся. Необходима поправка к его системе, заключающаяся в признании мнимого значения за понятием «вещи в себе». 2) Философия Канта страдает непримиримым дуализмом теоретического и практического разума. Необходимо создать связующее звено между познанием и деятельностью. Таким связующим звеном является, по мнению Ф., идея умственного усилия, которое составляет основу познания.

 

Фитхе был очень рад, когда познакомился с критической философией: она давала ему твёрдую опору в том нравственном возрождении, которого он жаждал для себя и для измельчавшего, погрязшего в эгоизме современного ему немецкого общества. В свободе — путь к обновлению человечества. Фитхе выделяет 1) Я — эмпирическое (ощущения и мысли) и 2) Я — абсолютное (бессознательное). Начало философии для Фитхе — я мыслю и действую, т. к. мышление есть деятельность.

 

У каждого индивидуума в сознании заложена идея долга — влечение к нравственной свободе. Отсюда императив совести: мысли и действуй восполняется прибавкой: согласно твоему назначению, на которое тебе указывают разум и совесть.

Постулаты практического разума.

ПОСТУЛАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА (POSTULATS DE LA RAISON PRATIQUE) По Канту, теоретические положения, истинность которых подтверждена требованиями нравственности, но подтверждена, исходя исключительно из практической и субъективной необходимости, не способной служить доказательством. Таких постулатов три: свобода воли, бессмертие души, существование Бога.

34. Диалектика «Я» и «не-Я» в философии Фихте.

Кратко: Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него — становящийся, развивающийся дух.

Развернутый ответ:

Я И НЕ-Я – основные, исходные понятия идеалистической философии Фихте, выражающие отношение самосознания ко всякой иной, отличной от него реальности. По словам Канта, «сознание моего собственного существования есть вместе с тем непосредственное сознание других вещей вне меня». Фихте – непосредственный продолжатель Канта, вполне учел это критическое замечание. Согласно наукоучению Фихте, «Я», рассматриваемое как сверхиндивидуальное абсолютное «Я», абсолютный субъект, радикально отличный от эмпирического «Я» (т. е. самосознания реального человеческого индивида), полагает самое себя, т. е. творит себя, но вместе с тем полагает существование не-Я, которое, т. о., оказывается условием бытия абсолютного Я. Эти взаимоисключающие противоположности могут быть совместимы лишь потому, что, согласно третьему основоположению наукоучения, абсолютное Я противополагает делимому не-я делимое Я, в силу чего абсолютное Я частично определяется не-я и вместе с тем частично определяет противостоящее ему не-Я.

 

Понятие абсолютного Я логически связано с кантовским понятием трансцендентального единства апперцепции, т. е. априорного единства самосознания как условия единства многообразного содержания эмпирического самосознания. Но у Канта речь идет об априорном единстве самосознания, присущем реальному, эмпирическому субъекту, в то время как фихтевское абсолютное Я противостоит эмпирическому субъекту как его идеал, к которому он может и должен стремиться, поскольку он осознает свое собственное Я и его причастность к абсолютному субъекту. Фихте, возражая своим критикам, обвинявшим его в субъективном идеализме, и стремясь развивать свое учение как систему объективного идеализма, заменяет в последующих изложениях наукоучения понятие абсолютного Я онтологизированным пониманием мышления, знания, разума, идеи. Так, в работе «Факты сознания» (1813, рус. пер. 1914) Фихте утверждает, что субстанциальное мышление (мышление мышления) мыслит Я, которое «тем самым впервые получает бытие. Я не может мыслить раньше своего бытия и творить своего творца. Следовательно, Я – такое же произведение всеобщего мышления, как и внешний объект... » (Соч., т. 2. СПб., 1993, с. 641). Т. о., Фихте пересматривает в конечном счете свое первоначальное истолкование отношения Я и не-Я.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...