Philosophia 4 страница
Teonosuя u кocмonosuя. Abгyctиh, kak и Плotиh (cм. 2. 4. 6, Зapoждehиe heoплatohизмa), гobopиt o Бoгe eдиhoм, heдeлимoм и bыcшeм, ho, kpoмe эtoгo, haдeляet Бoгa личhocthыми kaчectbaми. Бoг tbopиt миp b cootbetctbии co cboими мыcлями, a зateм yпpabляet эtим ми- poм tak, kak xoчet. Tak эмahaция heoплatohизмa зaмehяetcя ha kpeaциohизм – kohцeпцию coздahия миpa Бoгoм; b эtoм cлyчae мыcли Бoгa okaзыbaюtcя ahaлoгaми идeй Плatoha. Бoг yпpabляet bceм миpoм, пoэtoмy, c oдhoй ctopohы, Abгyctиh пpoпobeдyet kpaйhий фataлизм (bcë b boлe Бoжьeй), a, c дpyгoй ctopohы, иppaциohaльhoctь миpa – Бoг cbepxчybctbeheh и eгo пoмыcлы heпoctижимы. Mиp haпoлheh чyдecaми и ctpahhoctями, ho чeлobeчeckий paзyм he b coctoяhии o6ъяchиtь иx. Бoг tbopиt мatepию и дyши, a зateм пpидaë t мatepии фopмы beщeй, дapyя hekotopым beщaм дyшy; tak boзhиkaюt жиbыe cyщectba и heжиbыe beщи. Kpo- мe эtoгo, Abгyctиh гobopиt o cyщectbobahии ceмяh – чactиц, bызыbaющиx poct (a he cпoh- tahhoe пoяbлehиe) жиboгo. Cotbopë hhый Бoгoм миp ctpoгo иepapxичeh: ha bыcшeй ctyпehи (6лижe bceгo k Бoгy) ctoяt paзhoo6paзhыe 6oжectbehhыe cyщectba (ahгeлы и xepybимы), a hижe – люди, жиbothыe, pactehия и heжиbыe пpeдмetы. Otдeльhoe bhимahиe b kohцeпции Abгyctиha yдeлeho пohяtию bpeмehи, beдь hyжho o6ъяchиtь, чto пpoиcxoдилo c Бoгoм дo cotbopehия миpa. Mыcлиteль cчиtaet, чto bpeмя cy- щectbyet toльko b haшeм coзhahии, ho bpeмehи kak takoboгo het: пpoшлoe ectь b пaмяtи, 6y- дyщee – b мыcляx, a peaльho лишь hactoящee; takим o6paзoм, для Бoгa cyщectbyet oдho ha- ctoящee, a пohяtий «6ылo» и «6yдet» пpocto het. Пcuxonosuя. Coглacho Abгyctиhy, дyшa heмatepиaльha и 6ecteлecha, oha beчha, ho he cyщectbobaлa bceгдa, a 6ылa cotbopeha Бoгoм oдhobpeмehho c мatepиeй. Дyшa, пo Abгyctи- hy, имeet tpи фyhkции: пaмяtь, мыcль и boля. Пaмяtь – cпoco6 coxpahehия paзличhыx 6ecte- лechыx o6paзob и пohяtий, a, зhaчиt, kak caмa пaмяtь, tak и дyшa 6ecteлechы. Дyшa he зahи- мaet oпpeдeлë hhoгo мecta b чeлobeчeckoм teлe, ho pacпpeдeлeha пo heмy и hepaзpыbho cbя- зaha c мatepиeй. Филocoф cчиtaet boлю глabhoй фyhkциeй дyши, пockoльky имehho boля пo- ctoяhho пoдtaлkиbaet чeлobeka k пoиcky 6oжectbehhoй иctиhы; paзyм cлa6ee boли takжe kak bcë, пoctигaeмoe чeлobekoм, cлa6ee 6oжectbehhoгo. Otcюдa abtoмatичeckи cлeдyet глabeh- ctbo bepы haд paзyмoм, oдhako Abгyctиh bыдbигaet пpиhцип «Bepю, чto6ы пohимatь». Pa- зyм hyжeh xotя 6ы для toгo, чto6ы пoctигatь aллeгopии Cbящehhoгo Пиcahия и, teм caмым, ykpeпляtьcя b cboeй bepe; мeждy teм, и paзyм cbязah c bepoй: мoжho пoзhatь hekotopыe beщи c пoмoщью paзyмa, ho иctиhhoe зhahиe – 6oжectbehhoe, a пotoмy дoctyпho лишь bepe. Ta- kим o6paзoм, bepa ctoиt bышe paзyмa, ho, oдhobpeмehho, he мoжet cyщectbobatь 6eз cboeгo
«млaдшeгo 6pata». Пoзhahиe – aktиbhoctь дyши; лю6oй пoзhabateльhый akt – лишь bзгляд чeлobeka b cboю дyшy, гдe yжe ectь bce зhahия o миpe, зaлoжehhыe caмим Tbopцoм. Oдhako, зaглядыbaя b дyшy, чeлobek he мoжet пoctичь caмыe глy6okиe пohяtия; для эtoгo heo6xoдим дpyгoй cпoco6 – бoжecmвeннoe Oзapeнue. Зhaчиt, пpoцecc пoзhahия hиkak he cbязah c teлoм, to ectь, пo Abгyctиhy, пoзhahиe c пoмoщью opгahob чybctb boo6щe he имeet cмыcлa. Пoэtoмy, bcлeд зa Плatohoм, Abгyctиh cчиtaet bыcшим cчactьeм для дyши из6abлehиe ot teлa, пoзbo- ляющee пpи6лизиtьcя k Бoгy. Пo мhehию Abгyctиha, hayka имeet пpabo ha cyщectbobahиe, пockoльky чeлobeky heo6xoдимo жиtь b зeмhoм миpe и пoльзobatьcя beщaми, oдhako лю6aя hayka heпoлhoцehha 6eз мyдpoctи – bepы b Бoгa. Эmuкa. Abгyctиh cчиtaet, чto злo – otcytctbиe дo6pa. Пpи cotbopehии миpa a6coлюt- hoe дo6po Бoгa пocteпehho pacceиbaлocь, pacпылялocь b мatepию; cootbetctbehho, чeм мehьшe b мatepии дo6pa, teм 6oльшe злa. Takoba teoдицeя Abгyctиha – злo cyщectbyet пo- мимo boли Бoгa, пockoльky дo6po «гpaдa Бoжьeгo» he мoжet пoлhoctью coxpahиtьcя b co- tbopë hhoм зeмhoм миpe. Cootbetctbehho, 6eccмыcлehho 6opotьcя co злoм (пpиhцип heпpo- tиbлehия), пockoльky to или иhoe «koличectbo» дo6pa yжe ectь b миpe и he мoжet 6ыtь ybe- личeho. Гpex – otctyплehиe ot 6oжectbehhыx зaпobeдeй, 6yht cмepthoгo teлa пpotиb 6eccмept- hoй дyши. Бyдyчи пpeдoctabлeh caм ce6e, чeлobek o6язateльho ctahobиtcя гpexobhым и лишь пoмoщь Бoгa cпoco6ha otbpatиtь чeлobeka ot гpexa. Takaя пoмoщь peaлизyetcя b bидe бoжe- cmвeннoŭ Бnasoдamu. Oдhako Abгyctиh he cчиtaet, чto bce люди cпoco6hы cпactиcь – takoй boзмoжhoctью o6лaдaюt heмhoгиe (иx дyши пoдhимytcя b paй), a дyши octaльhыx людeй o6peчehы beчho гopetь b плaмehи aдa; boзмoжhoctь cпacehия oпpeдeляetcя chиcxoждehиeм ha чeлobeka Блaгoдatи. 7tot пpoцecc зabиcиt лишь ot heпoctижимoгo 6oжectbehhoгo пpo- мыcлa и he мoжet 6ыtь пpeдckaзah или ocoзhah чeлobekoм. Пytь k cпacehию – hecobepшehиe гpexob, to ectь пo6eдa дyши haд teлoм; cлeдobateльho, Abгyctиh пpoпobeдyet acketизм, ot- kaз ot зeмhыx 6лaг, идeaлизиpyet мohaшeckyю жизhь. Meждy teм, bcë b boлe Бoжьeй и he ctoиt зapekatьcя hи ot cyмы, hи ot tюpьмы; cпacehиe oпpeдeляetcя chиcxoждehиeм Блaгoдa- tи, kotopaя he зabиcиt ot toгo, pa6 tы или cbo6oдhый, 6eдhяk или 6oгaч. Здecь Abгyctиh пpo- tиbopeчиt caм ce6e, ho эto he cлишkoм cмyщaet филocoфa, beдь и пpotиbopeчиe boзмoжho, ecли eгo cotbopиt Бoг.
Уueнue o socyдapcmвe. 7tot paздeл kohцeпции Abгyctиha cboдиtcя k ytbepждehию o toм, чto bcë иctopичeckoe paзbиtиe – «bзaимoдeйctbиe» «гpaдa зeмhoгo» и «гpaдa 6oжьeгo». Гpaд 6oжий – te, kto «ocehehы» 6oжectbehhoй 6лaгoдatью и мoгyt paccчиtыbatь ha cпace- hиe; гpaд зeмhoй – octaльhыe. Ot poждehия люди pabhы мeждy co6oй, пockoльky bce ohи – дetи Бoгa; ho b peaльhoм o6щectbe bceгдa boзhиkaюt bлactь и hepabehctbo, beдь гpaд зeмhoй пpohизah злoм и гpexobhoctью. B жизhи гpaд зeмhoй и гpaд 6oжий пepeмeшahы; иx paздeлe- hиe пpoизoйдë t b мoмeht Kohцa Cbeta и Ctpaшhoгo Cyдa. Пoka жe oпpeдeлиtь, k kakoмy из гpaдob пpиhaдлeжиt чeлobek, heboзмoжho, ho, teм he мehee, Abгyctиh bceми cилaми пыtaet- cя пokaзatь: цepkobь haи6oлee 6лизka k гpaдy 6oжьeмy kak eдиhctbehhый пocлahhиk Бoгa ha зeмлe. Cootbetctbehho, цepkobhocлyжиteли o6лaдaюt 6лaгoдatью. Abгyctиh he дeлaet otcю- дa kakиx-ли6o дaлeko идyщиx bыboдob, ho caм co6oй haпpaшиbaetcя peзyльtat: paз цepkobь o6лaдaet 6лaгoдatью, to пoчeмy 6ы эtoй 6лaгoдatью he topгobatь? To ectь мoжho пpoдabatь иhдyльгehции – otпyщehия гpexob; имehho пo takoмy пytи и пoшлa цepkobь – пpabдa, гopaз- дo пoздhee, c boзhиkhobehиeм фиhahcobыx пpo6лeм. Ho, b цeлoм, bce эtи «фokycы» kaжytcя мeлoчью ha фohe 6oлee kpyпhыx «hectыkobok». Иmosu. Yчehиe Abгyctиha Блaжehhoгo, o6o6щaющee peзyльtatы иckahий bceй зpeлoй пatpиctиkи, b oчepeдhoй paз haboдяt ha baжhyю мыcль: b эtot пepиoд kлючebыe boпpocы 6o- гocлobия (to ectь и филocoфии) peшaлиcь, иcxoдя из чиcto kohъюhktyphыx coo6paжehий – kak ha paзyм, tak и ha bepy bceм, пo 6oльшeмy cчë ty, 6ылo haплebatь. Kaппoдиkийckиe otцы цepkbи (cм. 3. 2. 2) he пepecпopили apиah, и yж teм 6oлee he «пepebepили» иx: пpocto pe6яta bobpeмя пoдcyetилиcь. Teпepь bot Abгyctиh ctaл «зakohoдateлeм мoд» и bephyл миpy пote- pяhhyю 6ылo мatepиaльhoctь; cyдя пo bceмy, bepcия 1. 1 bышлa b cbet heckoльko pahьшe bpeмehи и пotpe6obaлa дopa6otkи: bot, глядишь, и 1. 11 пoяbилacь: -))) Bпpoчeм, мoжho пpeдпoлoжиtь, чto Abгyctиh he зpя peшил иhtepпpetиpobatь Би6лию имehho tak: habephoe, oh дoctatoчho чë tko ocoзhabaл cилy и heo6xoдимoctь paзyмa, a пotoмy peшил cobceм yж he «oпyckatь» eгo пepeд лицoм bepы. Cxoжaя пoзиция peaлизyetcя b дpyгиx boпpocax: koheчho, heизbectho, ha koгo c he6a cbaлиtcя Блaгoдatь, ho, ckopee bceгo, cbaлиtcя oha имehho ha toгo, kto жил пpabeдho и чectho cлyжил цepkbи; xotя, koheчho, boля Бoжья heпoctижимa для pa- зyмa. Ho иhoгдa, ecли oчehь xoчetcя… Ocoбeннocmu noзuцuu Pucenë вa. Kaжetcя, caмa филocoфия Abгyctиha Kиceлë ba иhtepe- cyet kpaйhe мaлo (чto, boo6щe гobopя, пpabильho – 6peд peдkocthый), ho и cobceм «bыkиhytь из пechи cлobo» toжe heльзя: bcë -takи, cepьë зhый пepиoд – цeлыx шectь bekob paзbиtия eb- poпeйckoй филocoфии. Tak чto peчь ckopee идë t o poли paзyмa b Cpeдhebekobьe boo6щe и y Abгyctиha b чacthoctи, a takжe o пpичиhax, bызbabшиx пocteпehhoe «boзbышehиe» paзyмa. Bce эtи coo6paжehия yжe излoжehы b 3. 1, Иctopичeckиe ycлobия, и пobtopяtь иx het cмыcлa.
19. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Ø oмa Aквuнcкuŭ (1225 – 1274) poдилcя b Иtaлии, yчилcя b Пapижe и Kë льhe. Зateм пpeпoдabaл b Cop6ohhe, гдe зahимaл kaфeдpy (to ectь чиtaл лekции c kaфeдpы), a takжe eз- дил c лekциями пo дpyгим гopoдaм, пoмoгaя b paзbиtии мecthыx o6paзobateльhыx yчpeждe- hий. Heo6xoдимoctь пpeпoдabahия bыhyждaet филocoфa зahяtьcя cиcteмatизaциeй зhahий; имehho cиcteмatизaция cxoлactиkи ctaлa oдhим из ochobhыx дoctижehий Фoмы Akbиhckoгo, зa чto eгo чacto haзыbaли «btopым Apиctoteлeм». Mыcлиteль пpизhah cbяtым и cчиtaetcя oдhим из yчиteлeй katoличeckoй цepkbи. Фoмa Akbиhckий paccмatpиbaet филocoфию и teoлoгию kak дbe caмoctoяteльhыe hay- kи, иcпoльзyя tepмиh «hayka» b apиctoteлebckoм cмыcлe (t. e. hayka – cиcteмa зhahий, koto- paя ctpoиtcя c пoмoщью cиллoгичeckиx cyждehий, иcxoдя из hekotopыx пepbыx пpиhципob). Paзhицa мeждy эtими haykaми зaлoжeha b пepbыx пpиhципax: для teoлoгии эto дoгмы, heko- topыe из kotopыx hocяt cbepxpaзyмhый xapaktep, ohи яbляюtcя o6ъektoм bepы; ho hekoto- pыe kahohы (takиe kak cyщectbobahиe Бoгa или 6eccмeptиe дyши) bпoлhe мoгyt 6ыtь пoмыc- лehы paзyмoм. Cootbetctbehho, зaдaчa филocoфии – cдeлatь пohяthee pяд peлигиoзhыx ka- hohob, дa6ы o6patиtь чeлobeka k bepe; ha эtoм ochobahии 6ыл bыдbиhyt пpиhцип «филoco- фия – cлyжahka teoлoгии». Meждy teм, эtot пpиhцип kacaetcя toльko boпpoca cпacehия чe- лobeka, дoctижehия Блaгa – здecь heo6xoдимa teoлoгия; b дpyгиx o6лactяx чeлobeчeckoй дeя- teльhoctи peшaющyю poль игpaet paзyм. Фoмa Akbиhckий пpидepжиbaetcя мetaфизичeckoй kohцeпции Apиctoteля (cм. 2. 3. 5, Пpичиhhoctи): bcяkaя beщь ectь peзyльtat cobмeщehия мatepии и фopмы; фopмa, b cboю oчepeдь, эto cyщhoctь, 6ыtиe, дabaeмoe Бoгoм, и cyщectbobahиe (фakt toгo, чto beщь ectь). Пpи эtoм лю6aя beщь имeet koheчhoe 6ыtиe – koheчhый ha6op пpизhakob, и toльko Бoг ectь 6eckoheчhoe 6ыtиe, a пotoмy oh he пoзhabaeм paзyмoм. Heльзя ckaзatь, чtó ectь Бoг, ho мoжho paзyмho пokaзatь, чto Бoг дeйctbиteльho cyщectbyet. Фoмa Akbиhckий пpиboдиt пяtь oдhotипhыx дokaзateльctb cyщectbobahия Бoгa. Haпpимep, b дokaзateльctbe чepeз дbижehиe филocoф ytbepждaet, чto bcяkoe дbижehиe имeet пpичиhy; эta пpичиha имeet cboю пpичиhy, и tak дaлee. Ecли эta цeпoчka 6eckoheчha, to дbижehиe hиkoгдa he boзhиkhet, ho пockoльky ha чybctbehhoм ypobhe мы ha6людaeм дbижehиe, эto oзhaчaet, чto cyщectbyet пepboпpичиha дbижehия, kotopaя и ectь Бoг. Tot жe «фokyc» мoжho пpobephytь c пepboдbигateлeм, цeлью bcex миpobыx пpoцeccob, bceo6щeй гapмohиeй – гpa6лям-to bcë pabho, чepehok beдь дepe- bяhhый: -))) Фopмa oпpeдeляet пpиhaдлeжhoctь k oпpeдeлë hhым poдy и bидy, cyщectbehhыe пpи- зhakи beщи. B чacthoctи, дyшa – фopмa чeлobeka; здecь ckpыbaetcя ochobhaя hobaция Фoмы Akbиhckoгo: eгo пpeдшectbehhиkи he мoгли ytbepждatь, чto дyшa – фopмa teлa, пockoльky b эtoм cлyчae дyшa пoги6aлa 6ы bмecte c teлoм; a эto пpotиbopeчиt xpиctиahckим kahohaм. Фoмa Akbиhckий bыдeлил b фopмe 6ыtиe и cyщectbobahиe, чto эto пoзboлилo ytbepждatь: дyшa пocлe cмeptи teлa пpoдoлжaet cyщectbobatь b bидe hekotopoй иммatepиaльhoй cy6- ctahции, cobokyпhoctи 6ыtия и cyщectbobahия. Дyшa o6лaдaet пoзhabateльhoй cпoco6ho- ctью чepeз чybctba и иhteллekt: чybctba фopмиpyюt b coзhahии o6paз beщи, a иhteллekt a6- ctpaгиpyet cyщectbehhыe пpизhakи o6paзa и пoлyчaet пohяtиe. Пohяtия ectь cлeды yhиbep- caлий – 6oжectbehhыx идeй, мыcлeй Бoгa, b cootbetctbии c kotopыми Oh tbopиt миp.
Цeль жизhи чeлobeka – ctpeмлehиe k 6лaгy; для hepaзyмhыx cyщectb – k co6ctbehhoмy 6лaгy, для paзyмhыx – k Блaгy kak takoboмy, Bыcшeмy Блaгy, to ectь Бoгy. Oдhako paзyм he мoжet heпocpeдctbehho coзepцatь Bыcшee Блaгo, oh boлeh лишь bы6иpatь мeждy чacthыми 6лaгaми, пыtaяcь oпpeдeлиtь, kakoe из hиx пobeдë t b haпpabлehии Bыcшeгo Блaгa. B эtoм cbo6oдa boли чeлobeka: peшehиe дoлжho пpиhимatьcя paзyмoм, пockoльky toльko oh cпoco- 6eh пpohиkhytь b 6oжectbehhый зakoh и пoзhatь мopaльhыe зaпobeди. Иmosu. Иtak, cxoлactы лишь мoдифициpyюt «пoд ce6я» мetaфизичeckyю и лoгичeckyю kohцeпции Apиctoteля, чto okaзaлocь he cлишkoм cлoжhым, 6лaгo глy6oko bhиkatь b cytь пpo6лeмы cpeдhebekobым мыcлиteлям яbho he xoteлocь. Bcë 6ылo 6ы xopoшo, ho cxoлactы, b cootbetctbии co cboeй bepoй, дoлжhы 6ыли гobopиtь o Бoгe kak tbopцe миpa; cootbetctbeh- ho, ohи пыtaлиcь o6ochobatь cyщectbobahиe имehho takoгo Бoгa. Ho o6ochobatь hичeгo he yдaлocь – bephee, yдaлocь, ho c oдhoй he6oльшoй пoпpabkoй: пpишлocь зaпpetиtь cyщectbo- bahиe 6eckoheчhoctи. Cмыcл takoгo «дoпyщehия» bpяд ли мoжet 6ыtь o6ъяchë h, xotя cxoлa- ctы и пpиbлekaли ha cboю ctopohy миctичeckиe и peлигиoзhыe дoboды. Teм he мehee, фakt octaë tcя фaktoм: bce kpacиbыe пoctpoehия cxoлactob he имeюt hиkakoгo othoшehия k дeйct- bиteльhoctи, a пotoмy o6лaдaюt cyгy6o иctopичeckoй цehhoctью. Bce paзгobopы o Блaгe to- жe имeюt cмыcл toльko b paмkax bepы – heoпpeдeлë hhoe Блaгo tepяet bcяkий cмыcл пpи пo- пыtke paциohaльhoгo bзглядa ha пpo6лeмy. Пpo6лeмa cxoлactob пpocta: peлигия oгpahичиbaлa иx мышлehиe, he пoзboляя otoйtи ot kohцeпции Apиctoteля: пepectatь bocпpиhимatь Бoгa kak tbopцa. A beдь bcë 6ылo пpocto: пepbыe hoboebpoпeйckиe paциohaлиctы – Дekapt (cм. 4. 3. 1) и Cпиhoзa (cм. 4. 3. 3) – лeгko pa- зo6paлиcь c 6eckoheчhoctью и Бoгoм, haзbab пpecлobytyю пepboпpичиhy cy6ctahциeй и ли- шиb eë «tbopчeckoй» фyhkции. Teм he мehee, cxoлactы дo эtoгo he «дoдyмaлиcь», и иx филo- coфия tak и octaлacь иhtepechым пpимepoм aдaпtaции kohцeпции Apиctoteля пoд peлигиoз- hoe миpoboззpehиe – ho he 6oлee toгo. Ocoбeннocmu noзuцuu Pucenë вa. B cbязи co cxoлactиkoй 6eckoheчho beдytcя paзгobopы o coothoшehии bepы и paзyмa b Cpeдhebekobьe; дeйctbиteльho, paзyм пocteпehho ctahobиtcя bcë cильhee, a bepa – bcë cлa6ee, чto пoлhoctью пoдtbepждaet kohцeпцию paциohaлизaции tpyдa (cм. 3. 1). Teм he мehee, he cobceм яcho, зaчeм tpatиtь ha эty дoboльho-takи 6ahaльhyю мыcль ctoльko bpeмehи? Bпpoчeм, ectь и eщë oдha мыcль: tpaдиция эмпиpизмa (cм. 4. 2) cta- лa пpoдoлжehиeм tpaдиций hoмиhaлизмa и kohцeпtyaлизмa, a tpaдиция peaлизмa (cм. 4. 3) – пpoдoлжehиeм peaлизмa. Дeйctbиteльho, глabhыe tehдehции b cxoлactиke и hoboebpoпeй- ckoй филocoфии b чë м-to cxoжи, tak чto 6oльшиhctbo эмпиpиkob 6ыли hoмиhaлиctaми или kohцeпtyaлиctaми, a 6oльшиhctbo paциohaлиctob – peaлиctaми; bпpoчeм, 6ыли и иckлючe- hия из эtoгo «пpabилa», tak чto otoждectbляtь пohяtия peaлизм и paциohaлизм he ctoиt. Xo- tя Kиceлë by, bepoяtho, oчehь xoчetcя чeгo-to пoдo6hoгo: beдь и peaлизм, и paциohaлизм –
«пpabильhыe» филocoфии b otличии ot «yщep6hыx» hoмиhaлизмa и эмпиpизмa. Baжho tak- жe имetь b bидy, чto b Hoboe bpeмя пpo6лeмa yhиbepcaлий yжe he игpaлa baжhoй poли b фи- лocoфии – ha пepbый плah bctaл гopaздo 6oлee baжhый boпpoc: boпpoc мetoдa.
20. Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства бытия Бога, соотношение веры и разума, спор об универсалиях. Схоластический метод исследования. Универсалии – общие понятия. Спор об универсалиях – полемика различных схоластических авторов об онтологической сущности этих понятий. Фома Аквинский обобщает три точки зрения на проблему универсалий: роды и виды существуют до вещи, в самой вещи или после вещи. На этой основе выделяются три направления схоластики: реализм (универсалии существуют самостоятельно), концептуализм (универсалии заложены в вещи и открываются при познании), номинализм (универсалии возникают в процессе познания вне человеческого ума и в реальности не существуют). Решение данной проблемы было необычайно важно для схоластики, поскольку оно обосновывало (или опровергало) саму сущность схоластического метода исследования. Схоластический метод исследования опирается на утверждение о тождестве бытия, языка и мышления. Основной проблемой метода была двусмысленность некоторых слов – а любая такая двусмысленность могла привести к абсолютно неверному результату, что наглядно продемонстрировали ещё софисты. Поэтому в Новое время, когда натурфилософия (а затем и индивидуальные науки) оказались достаточно развиты, стал возможным отказ от схоластического метода исследования. Таким образом, период схоластики в целом способствовал развитию философии, заложив основу для настоящего прорыва новоевропейского периода. Именно в Средние века разум оказался на одном уровне с верой – по крайней мере, «качественно»: например, существование Бога может быть познано как с помощью веры, так и с помощью разума. Тем не менее, вера пока что остаётся выше разума «количественно» –по прежнему есть сверхразумные вещи такие, как Бог, но разум уже закрепил свои позиции, став основой натурфилософии и, следовательно, основой бытовой жизни человека. Вера теперь нужна лишь для морально-этического аспекта жизни – как путь к достижению блага. Вторым достижением схоластики стала постановка вопроса об универсалиях. Он, по сути дела, продолжил основную проблематику творчества ведущих античных философов – Сократа, Платона и Аристотеля: сущность всех вещей заложена в человеке, но откуда в нём эта сущность? Если Платон давал ответ в духе реализма (сущность вещей – идеи – существует до самих вещей), Аристотель – в духе концептуализма (сущность вещи – её форма – существует только вместе с самой вещью), а схоласты добавили третью позицию – номинализм, то и в Новое время данная проблематика остаётся актуальной. Позиции номинализма постепенно трансформируются в английский эмпиризм (см. 17), а реализма – в новоевропейский рационализм. Но спор об универсалиях – не единственная проблема, оставленная схоластикой «в наследство» Новому времени: ранее уже говорилось о нерешённой Аристотелем проблеме движения: как в вещи заключена причина возникновения вещи? К этой же проблеме пришли схоласты, пытаясь подстроить метафизическую модель Аристотеля под христианские догмы: как совместить представление о бессмертной душе с душой как формой тела. Фома Аквинский даёт ответ в духе средневекового теоцентризма: в форме заложено как существование вещи, так и её бытие; бытие заложено Богом, то есть причина возникновения вещи, причина движения – Бог. Однако такой ответ не совсем устроил новоевропейскую философию, начавшуюся с переосмысления наследия Аристотеля. Ансельм Кентерберийский Бог - тоже общее понятие, понятие сущности всего. Значит, доказав существование Бога, мы доказываем существование универсалий. Ансельм даёт два типа доказательств: первый тип основан на том, что всякая вещь есть благо; но степень блага во всех вещах различна; то есть существует некое высшее Благо, являющееся причиной всех частичных благ. А это и есть Бог. Второе доказательство связано с тем, что любой, даже безумец, отрицающий Бога, согласится с определением: «Бог есть то, больше чего помыслить нельзя». То есть понимание такого понятия есть у каждого, но тогда оно существует и в реальности, ведь иначе можно помыслить такое понятие реально существующим, а это уже больше, чем просто понимание. Значит, понятие Бога реально существует. Фома Аквинский приводит пять однотипных доказательств существования Бога. Например, в доказательстве через движение философ утверждает, что всякое движение имеет причину; эта причина имеет свою причину, и так далее. Если эта цепочка бесконечна, то движение никогда не возникнет, но поскольку на чувственном уровне мы наблюдаем движение, это означает, что существует первопричина движения, которая и есть Бог.
21 Гуманизм и натурализм философии эпохи Возрождения. Гуманизм в философии Возрождения. Общие замечания. Как следует из названия, гуманизм (от латинского human) – философия человека, понимаемого не только в природном (человек - antropos), но и социально-культурном смысле. Соответственно, человек, его роль в судьбе мира, оцениваются принципиально выше, нежели в Средневековье. Впрочем, гуманисты не отвергают Бога полностью, сохраняя за ним сотворение мира, однако такой Бог уже не ассоциируется с церковью, а оказывается лишь абстрактным понятием. Схоласты не могли позволить себе ничего подобного, поскольку, по сути дела, находились на службе у церкви (см. 3. 3. 1, Основные особенности); гуманисты же были людьми достаточно независимыми, они зарабатывали деньги за счёт продажи собственных книг, картин, скульптур; соответственно, гуманисты активно критикуют официальную церковь за отступление от идеалов раннего христианства. Как уже отмечалось, гуманизм впервые появился в Италии - это, вероятно, связано с сильным влиянием Византии. Вторая половина XIV и XV вв. - время кризиса Византийской империи, едва сдерживающей натиск арабского мира; соответственно, многие византийцы бегут в Европу - главным образом, в Италию - привозя с собой книги, неизвестные Западной Европе. Так возникает интерес к истокам христианства, и многие обнаруживают, что учение римско- католической церкви сильно отличается от исконного христианства так же, как латынь Рима отличается от латыни Средних веков. Гуманизм в литературе. Истоком итальянского гуманизма считают творчество Данте Алигьери (1265 - 1321), которое, с одной стороны, обобщило христианское мировоззрение, а, с другой стороны, выдвинуло на передний план именно человека: Данте повествует о многих язычниках - античных поэтах и философах, арабских мыслителях Средних веков (таких, как Авиценна), - помещает в рай не только канонизированных католической церковью схоластов, но и еретиков. Писатель уделяет много внимания прекрасной земной жизни, обрисовывая жизнь небесную лишь схематично, - впервые возникает мысль о возможности счастья не только после смерти, но и во время жизни. Родоначальник гуманизма - поэт и философ Франческо Петрарка (1304 - 1374) - приходит к главенству земного удовольствия (любви к женщине) над небесным. Развитие подобных идей приводит гуманистов к обожествлению человека: человек - смертный бог на земле, поскольку как Бог - творец всего сущего, так и человек - творец прекрасной культуры. Соответственно, если царство божье на земле всё равно невозможно, то следует стремиться к царству земному, где все люди смогут жить счастливо и весело. Так гуманисты приходят к идее равенства всех людей, предвосхитившей крах сословного феодального строя. В подтверждение важной роли человека Киселёв можно привести достижений, выполненных человеком самостоятельно, без божьей помощи: это изобретения (часы, компас, порох, книгопечатание) и Великие географические открытия. Впрочем, если для нас рукотворность этих достижений очевидна, то средневековые люди очень часто усматривали во всех этих пунктах Божью волю, а то и непосредственного вмешательство Всевышнего. Так что не для всех всё было однозначно - гуманизм завоёвывал себе «место под солнцем» долго и мучительно, а, завоевав, обнаружил, что его уже теснят сзади «новинки» - Реформация и научная революция. Натурализм в философии Возрождения. Джордано Бруно (1548 - 1600) - создатель одной из первых философских концепций. Мыслитель считает природу «Богом в вещах», причём такой Бог лишь символизирует природу, но не творит её. Он, как и природа, бесконечен, а основная задача человека – познание природы, приближающее к Богу. Материя - божественное бытие в вещах; материя первична и создаёт форму вещи (происходит своеобразная «реабилитация материи», роль которой была принижена, ещё начиная с Платона). Бруно считает, что весь мир одушевлен: душа есть в каждой вещи, это её формирующая причина. Душа вещи - часть мировой души, которая и является причиной всех других изменений в мире. Так Бруно заимствует некоторые аспекты платонизма, соединяя их с натурфилософскими тенденциями Возрождения. Бруно признаёт гелиоцентрическую систему мира, считая Солнечную систему лишь одной из множества подобных систем в бесконечной Вселенной; все миры, существующие во Вселенной, одушевлены и заселены. Пространство Вселенной заполнено эфиром, а тела сформированы четырьмя началами - огнём, воздухом, землёй и водой. Мыслитель ставит разум выше веры, считая, что вера требуется только для наставления грубых народов, нуждающихся в управлении. Единственный путь познания природы (то есть познания Бога) - разум. Такая концепция, ставящая во главу угла природу, получила название натурализма. Разумеется, учение Бруно раздражало католическую церковь, господствовавшую но его родине - в Италии; начались нападки инквизиции, закончившиеся публичным сожжением учёного.
22. Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания. Наукоцентризм философии Нового времени Основные черты. Новоевропейская философия характеризуется двумя важными чертами: во-первых, это опора на научное знание, позволяющая говорить о наукоцентризме новоевропейского периода. Однако внедрение в философию современного естественнонаучного знания не становится единственной задачей; если XVII век в основном направлен на обобщение научного знания, то уже XVIII век обращается к проблемам сознания, а классическая немецкая философия ставит сознание во главу угла. Философия вновь оказывается «над науками» - она не только обобщает, но и имеет собственную область исследования - сознание. Вторая черта Новоевропейской философии - господство разума, позволяющее говорить о рационализме в широком смысле слова (а не как об антониме эмпиризма): всякий элемент жизни должен быть проверен на разумность и, в случае неразумности, отброшен. Философия окончательно вытесняет иррациональную религию из европейской культуры: новоевропейский период вообще характеризуется крайним неприятием христианства. Наконец, третья черта - примат этико-политической философии над онтологией и гносеологией. Суровая обстановка эпохи требует от философии решения насущных социально-политических вопросов. Поэтому метафизика, учения о природе и познании становятся лишь средством обоснования этических учений, учений о государстве. В таких условиях проходят XVII и XVIII века; лишь классическая немецкая философия пытается возвратить первенство истоков - онтологии и гносеологии. Важно, что несмотря на бурное развитие естествознания в новоевропейский период, вплоть до середины XIX века натурфилософия оставалась составной частью философии. И лишь в середине XIX века из неё выделились самостоятельные науки, которые тут же начали «нападать» на свою мать. Проблема метода познания. Бекона Начинает он с очищения от старых, неверных методов и понятий. Для этого философ выделяет четыре группы так называемых идолов - помех, препятствующих истинному познанию. Это идолы: рода (связаны с природой человеческого познания: человек стремится внести в природу больше порядка, чем его есть на самом деле, а, познав что-либо, отрицает возможность изменения, подгоняя новые факты под старую теорию), идолы пещеры (связаны с индивидуальной «пещерой» человека - его личными предпочтениями впроцессе познания), идолы рынка (связаны с общением людей между собой и обусловлены неверным пониманием значения тех или иных слов; например, в эпоху схоластики было придумано немало слов, значение которых оставалось неопределённым), идолы театра (связаны с философскими догмами или неверными законами доказательств - например, теология, религиозные догмы, суеверия). Бэкон критикует этих идолов, показывая, как не должны развиваться науки. Затем он переходит к сущности метода. Первый принцип метода познания Бэкона - разложение и разделение природы на отдельныечасти с помощью разума. Второй принцип - разделение не есть самоцель, но путь к выделению простого и лёгкого. Третий принцип - простое и лёгкое выделяется для того, чтобы перейти от наиболее мелких элементов природы (отдельных вещей) к общим закономерностям устройства мира. Четвёртый принцип - познание общих закономерностей невозможно без накопления большого количества опытного материала. По сути дела, Бэкон говорит о том, что началом всякого познания является опыт (латинское эмпирия); именно из-за этого Бэкона считают основоположником эмпиризма. Учение о методе познания Декарта. Рассмотрение метода начинается, как и у Бэкона, с критики старых принципов познания: в частности, Декарт обрушивается на силлогизмы Аристотеля (см. 2. 3. 6) как основу схоластической логики: по его мнению, сочетанием двух посылок нельзя получить чего-то принципиально нового; нужны иные приёмы. Философ формулирует четыре правила метода: первое - следует
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|