Philosophia 5 страница
принимать за истинное всё, что воспринимается ясно и отчётливо, не даёт повода сомневаться ни одному здравомыслящему человеку. Второе правило заключается в том, что любое сложное следует разбивать на более простое до тех пор, пока части не станут простыми и очевидными. Третье правило метода - выделив простое, следует начать обратный путь к сложному. При этом нужно не использовать силлогизмы, а сравнивать различные утверждения и закономерности; необходимо постоянно следить за сохранением логических связей, а также использовать любые полученные выводы по максимуму, дабы получить возможно большее число новых выводов. Наконец, четвёртое правило заключается в необходимости постоянно классифицировать все части, на которые разбивается сложное; это облегчит последующее «собирание» частей в целое - здесь, по сути дела, философ говорит об уже упоминавшейся полной индукции. На основе этих четырёх правил Декарт выстраивает свою философскую систему, где отдельные разделы знания сводятся к физике, физика - к геометрии, а геометрия - к алгебре. Алгебра выстраивается строго дедуктивно: от интуитивно очевидных аксиом к сложным утверждениям.
23 Проблема субстанции в новоевропейской философии. Проблема субстанции Локка. Локк признавал существование материальной субстанции, однако он столкнулся с серьёзной проблемой при попытке определить это понятие. Философ утверждал, что это совокупность всех идей опыта (которая, однако, не есть простая сумма таких идей) и некая идея подпоры (от англ. support) - то, что лежит в основе всего. Но никакой опыт не позволяет познать идею подпоры, поэтому она должна быть врождённой; однако философ критиковал
учение о врождённых идеях. В конечном счёте он пришёл к следующему: мы не можем судить наверняка о существовании материальной субстанции; если же она всё- таки есть, то состоит из совокупности идей опыта и идеи подпоры. Ту же позицию Локк занял в вопросе о духовной субстанции, однако здесь он не смог (да и не пытался) выделить составные части. Учение о субстанциях Декарта. Основа метафизики Декарта - учение о двух субстанциях: субстанция, по определению философа, это то, что не нуждается ни в чём другом для своего существования; это сущность самой себя. На основании такого определения Декарт выделяет две независимые субстанции: протяжённую и мыслящую. Как следует из названия, главное свойство протяжённой субстанции - протяжённость, порождающее все другие свойства. Протяжённая субстанция - по сути дела, материя; эта материя бесконечно делима, вечна, бесконечна и однородна. Однако из однородности материи следует, что плотность всюду одинакова; ощущение говорит об обратном: тела одинаковых размеров могут иметь разную массу. Для того, чтобы разрешить это противоречие, мыслителю приходится признать отсутствие массы и объявить различия в весе кажущимися. Таковы свойства протяжённой субстанции; основным свойством второй субстанции является её непротяженность. Соответственно, эту субстанцию нельзя обнаружить органами чувств - она как бы растворена в телесном. Человек - сочетание двух субстанций: тело - протяжённая субстанция, душа - мыслящая, непротяжённая субстанция - находится в шишковидной железе головного мозга. Учение о субстаниии Спинозы. Базой философской концепции Спинозы становится учение о субстанции как причине и сущности самой себя. Постулируя такое определение, философ уходит от дуализма Декарта, сразу же объявляя субстанцию единой, целой и неделимой. Непосредственно из определения, Спиноза получает ряд свойств
субстанции: во-первых, она действительно существует как предельно ясная и отчётливая идея; во-вторых, субстанция будучи причиной самой себя, самостоятельна. Таким образом, субстанция оказывается высшей реальностью, в которой нераздельно соединяются сущность и существование. Отсюда следует и третье свойство: бесконечность в смысле того, что субстанция находится над временем и протяжённостью. Поэтому все качества, заложенные в субстанции, существуют вечно; значит, всё, что произойдёт в мире, существует уже сейчас и предопределено; таким образом, Спиноза стоит на позициях крайнего фатализма. 24. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирической традиции. Индуктивный метод познания. Учение об идолах. Френсис Бэкон (1561 - 1626) был сыном одного из высших сановников при дворе королевы Елизаветы. Его карьера началась с занятий юриспруденцией на этом поприще Бэкон дослужился до старейшины юридической корпорации. В 1584 году будущий философ впервые избирается в палату общин, будучи ярым противником королевской власти. С течением времени он меняет свои взгляды, становясь роялистом; вершина политической карьеры Бэкона связана с приходом к власти Якова I, который чрезвычайно уважал мыслителя, сделав его сначала советником, а затем и хранителем большой государственной печати - должность эта была чрезвычайно почётной и значительной. В 1621 году король, после семилетнего единоличного правления, вновь созывает парламент, который обрушивается с критикой на многих сподвижников короля и, в частности, Бэкона; Яков I спасает верного советника от тюрьмы, но с политической карьерой приходится расстаться. Тогда Бэкон и отдаётся философским исследованиям. Классификация наук. Он выделяет три группы: историю (соответствует памяти человека и делится на естественную игражданскую), поэзию (соответствует воображению) и философию (соответствует рассудку; разделяется на учение о природе и «первую философию»). Учение о природе включает в себяфизику, метафизику, механику, математику; «первая философия» изучает общие аксиомы наук, трансценденцию (то есть то, что находится вне нашего мира). Метод познания. Произведя классификацию наук, Бэкон переходит к
собственно методу познания. При этом начинает он с очищения от старых, неверных методов и понятий. Для этого философ выделяет четыре группы так называемых идолов - помех, препятствующих истинному познанию. Это идолы: рода (связаны с природой человеческого познания: человек стремится внести в природу больше порядка, чем его есть на самом деле, а, познав что-либо, отрицает возможность изменения, подгоняя новые факты под старую теорию), идолы пещеры (связаны с индивидуальной «пещерой» человека - его личными предпочтениями впроцессе познания), идолы рынка (связаны с общением людей между собой и обусловлены неверным пониманием значения тех или иных слов; например, в эпоху схоластики было придумано немало слов, значение которых оставалось неопределённым), идолы театра (связаны с философскими догмами или неверными законами доказательств - например, теология, религиозные догмы, суеверия). Бэкон критикует этих идолов, показывая, как не должны развиваться науки. Затем он переходит к сущности метода. Первый принцип метода познания Бэкона - разложение и разделение природы на отдельныечасти с помощью разума. Второй принцип - разделение не есть самоцель, но путь к выделению простого и лёгкого. Третий принцип - простое и лёгкое выделяется для того, чтобы перейти от наиболее мелких элементов природы (отдельных вещей) к общим закономерностям устройства мира. Четвёртый принцип - познание общих закономерностей невозможно без накопления большого количества опытного материала. По сути дела, Бэкон говорит о том, что началом всякого познания является опыт (латинское эмпирия); именно из-за этого Бэкона считают основоположником эмпиризма. Теория индукции. Накопив достаточное количество экспериментальных данных, необходимоизвлечь из них общие закономерности; для этого требуется переход от частного к общему, то есть индукция. Однако индукция носит предположительный характер, а основное положение Бэкона - ничто не может считаться достоверным, если оно не
обосновано рационально. Но полностью обоснована лишь так называемая полная индукция (или противоположная дедукция) - проверка общего свойства для набора из конечного числа элементов. Тем не менее, при изучении чего-либо обычно приходится иметь дело с бесконечным числом объектов, полная индукция невозможна; приходится использовать обычный индуктивный метод. Бэкон разрабатывает специальную теорию индукции, основанную на использовании «таблиц представления примеров инстанций разуму». На первой стадии индукции Бэкон предлагал составлять таблицу сходств: в неё включались те инстанции, для которых наверняка характерно исследуемое свойство. При этом Бэкон понимал невозможность перечисления всех предметов, а требовал отбирать лишь те инстанции, которые сильнее всего отличаются друг от друга. В таблице после указания инстанции следует перечисление существенных характеристик этого объекта; чем сильнее различаются объекты, тем большее число характеристик может быть выброшено из рассмотрения. Вторая стадия индукции - составление таблицы отличий, то есть таблицы, включающей в себя инстанции, наверняка не имеющие исследуемого свойства. При этом нужно подбирать инстанции, по возможности близкие к инстанциям из первой таблицы: это также сократит число характеристик, которые могут быть связаны с изучаемым свойством. Наконец, если отбор по этим двум таблицам не позволяет прийти к ответу, составляется третья таблица - таблица степеней, включающая в себя те инстанции, где исследуемое свойство присутствует частично. По этой таблице происходит окончательный отбор: критерием служат корреляции изменения характеристик и свойства. С помощью метода таблиц Бэкону удалось сделать ряд оригинальных индуктивных построений - например, он вывел, что природа теплоты есть беспорядочное движение большого количества мелких частиц. Итоги: Оценка сугубо положительна; однако, Бэкона нельзя считать началом (а можно - только предвестником) новоевропейского периода, поскольку он не создал собственной картины мира. Хотя разве учения о методе для отнесения к новоевропейской философии мало?
25. Принципы рациональной философии Р. Декарта. Рене Декарт (1596 - 1650) родился во Франции - в южной Турени. Он был воспитанником привилегированной иезуитской коллегии. В 1612 году, после окончания коллегии, Декарт начал путешествовать по Европе, а с 1617 года поступил добровольцем на военную службу - такой путь был чуть ли не единственным шансом увидеть мир в годы Тридцатилетней войны. В армии будущий философ выполнял
обязанности врача. В 1621 году Рене уволился из армии и вплоть до 1628 года жил во Франции, совершив ряд путешествий по Европе, где в этот момент наступило перемирие. После 1628 года Декарт переезжает в Голландию, поскольку во Франции у него возникают проблемы с католической церковью, углядевшей ересь в трудах философа (церковь была также недовольна анатомическими экспериментами Декарта. В 1649 году Декарта вызвала к себе шведская королева, желавшая выслушать учение в изложении самого автора: философу было неудобно отказаться, он отправился в Швецию, однако сырой и холодный климат погубил мыслителя - Декарт скончался менее чем через год. Учение о методе. Декарт - первый представитель рационализма в новоевропейской школе - считает основой истинного познания разум, истиной для него - полные и окончательные знания. Мыслитель представляет философию как дерево: метафизика - корни; физика - ствол; этика, механика, медицина и другие науки - крона. При этом как едино дерево, так и философия должна быть единой: всем её разделам следует использовать общие теоретические знания и использовать один и тот же метод познания. Именно поэтому учение Декарта начинается с вопроса о методе. Рассмотрение метода начинается, как и у Бэкона, с критики старых принципов познания: в частности, Декарт обрушивается на силлогизмы Аристотеля (см. 2. 3. 6) как основу схоластической логики: по его мнению, сочетанием двух посылок нельзя получить чего-то принципиально нового; нужны иные приёмы. Философ формулирует четыре правила метода: первое - следует принимать за истинное всё, что воспринимается ясно и отчётливо, не даёт повода сомневаться ни одному здравомыслящему человеку. Второе правило заключается в том, что любое сложное следует разбивать на более простое до тех пор, пока части не станут простыми и очевидными. Третье правило метода - выделив простое, следует начать обратный путь к сложному. При этом нужно не использовать силлогизмы, а сравнивать различные утверждения и закономерности; необходимо постоянно следить за сохранением логических связей, а также использовать любые полученные выводы по максимуму, дабы получить возможно большее число новых выводов. Наконец, четвёртое правило заключается в необходимости постоянно классифицировать все части, на которые разбивается сложное; это облегчит последующее «собирание» частей в целое - здесь, по сути дела, философ говорит об уже упоминавшейся полной индукции. На основе этих четырёх правил Декарт выстраивает свою философскую систему, где отдельные разделы знания сводятся к физике, физика - к геометрии, а геометрия - к алгебре. Алгебра выстраивается строго дедуктивно: от интуитивно очевидных аксиом к сложным утверждениям. Принцип сомнения. Врождённые идеи. Учение о методе непосредственно ставит вопрос: какие же утверждения можно считать интуитивно очевидными? Декарт использует следующий приём: пусть вокруг нет ничего истинного, всё ставится под сомнение. Но даже в этом случае сам факт сомнения несомненен; а раз кто-то сомневается, то он мыслит; таким образом, «я мыслю - значит я существую». Так Декарт приходит к своему основному принципу cogito ergo sum, получая тем самым первую аксиому. Однако одной этой аксиомы оказывается явно недостаточно, и философу приходится прибегнуть к помощи «врождённых идей»: он утверждает, будто некоторые идеи заложены в человека с момента его появления. Это такие понятия, как бытие бога, существование понятий, число и тп Учение о субстанциях Декарта. Основа метафизики Декарта - учение о двух субстанциях: субстанция, по определению философа, это то, что не нуждается ни в чём другом для своего существования; это сущность самой себя. На основании такого определения Декарт выделяет две независимые субстанции: протяжённую и мыслящую. Как следует из названия, главное свойство протяжённой субстанции - протяжённость, порождающее все другие свойства. Протяжённая субстанция - по сути дела, материя; эта материя бесконечно делима, вечна, бесконечна и однородна. Однако из однородности материи следует, что плотность всюду одинакова; ощущение говорит об обратном: тела одинаковых размеров могут иметь разную массу. Для того, чтобы разрешить это противоречие, мыслителю приходится признать отсутствие массы и объявить различия в весе кажущимися. Таковы свойства протяжённой субстанции; основным свойством второй субстанции является её непротяженность. Соответственно, эту субстанцию нельзя обнаружить органами чувств - она как бы растворена в телесном. Человек - сочетание двух субстанций: тело - протяжённая субстанция, душа - мыслящая, непротяжённая субстанция - находится в шишковидной железе головного мозга. Итоги. Именно Декарта нужно считать родоначальником новоевропейской философии, поскольку Бэкон не создал собственной картины мира. Декарта –основоположник рационализма, при этом есть противоречие, кроящееся в дуализме субстанций. Он также приводит высказывание Гегеля о том, что, обращаясь к Декарту, мы можем наконец крикнуть «Земля! » после долгого плавания в мутном океане средневековой философии. Рассматривая мыслящую субстанцию, философия опять частично становится «мышлением о мышлении». 26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении. Барух Спиноза (1632 - 1677) родился в Амстердаме в семье зажиточного купца-еврея. Поначалу Спиноза был отдан в училище, но затем отец забрал его оттуда, так как не справлялся с делом в одиночку. Примерно в это же время Барух меняет своё имя на латинское Бенедикт и начинает посещать философский кружок. У него возникают проблемы с еврейской общиной по причине нерегулярного посещения синагоги. Позднее в Амстердаме начали распространяться слухи о том, что Спиноза занимается собственной трактовкой Библии: из-за этого в 1656 году происходит отречение философа от еврейской общины и церкви. Ему приходится на несколько месяцев покинуть Амстердам; однако вскоре он возвращается и живёт за счёт шлифовки стёкол. Такая работа отнимала довольно много времени, но позволяла Спинозе жить без какого-либо вероисповедания и не посещать церковь. Последние годы жизни Спиноза проводит в Гааге, где заболевает чахоткой и умирает в феврале 1677 года. Учение о субстаниии. Базой философской концепции Спинозы становится учение о субстанции как причине и сущности самой себя. Постулируя такое определение, философ уходит от дуализма Декарта, сразу же объявляя субстанцию единой, целой и неделимой. Непосредственно из определения, Спиноза получает ряд свойств субстанции: во-первых, она действительно существует как предельно ясная и отчётливая идея; во-вторых, субстанция будучи причиной самой себя, самостоятельна. Таким образом, субстанция оказывается высшей реальностью, в которой нераздельно соединяются сущность и существование. Отсюда следует и третье свойство: бесконечность в смысле того, что субстанция находится над временем и протяжённостью. Поэтому все качества, заложенные в субстанции, существуют вечно; значит, всё, что произойдёт в мире, существует уже сейчас и предопределено; таким образом, Спиноза стоит на позициях крайнего фатализма. Атрибуты и модусы субстаниии. Спиноза выделяет так называемые атрибуты субстанции её свойства, которые мы можем познать в окружающих вещах. При этом субстанция неделима и не представляется как совокупность своих атрибутов; атрибуты - это лишь аналог измерений пространства. Субстанция обладает бесконечным числом атрибутов, однако нам доступны лишь два - протяжённость и мышление; по мнению философа, этих двух атрибутов достаточно для познания субстанции в целом, а атрибуты познаваемы из своего определения. Помимо неизменных атрибутов существуют модусы субстанции - её частные и преходящие видоизменения. Каждый модус относится к какому-либо атрибуту, хотя последние и не есть совокупность модусов; также модус может быть конечным (некоторая вещь или её часть) или бесконечным (качество вещи); бесконечные модусы слагаются из конечных. Здесь Спиноза встаёт на позиции реализма, признавая существование качеств вещей, то есть общих понятий. Далее Спиноза раскрывает структуру атрибутов протяжённости и мышления. Атрибут протяженности включает в себя совокупность всех возможных протяжённых вещей, совокупность всех возможных геометрических образов (то есть пространство как таковое), а также движение, покой и смену одного на другое. Атрибут мышления включает в себя совокупность всех возможных сознаний и личных переживаний (система умов) и совокупность всех возможных модусов идей. К этому атрибуту относится, в частности, высший бесконечный модус - совокупность всех модусов, то есть идея Бога. Время является как бы самостоятельным модусом - оно не относится ни к протяженности, ни к мышлению, но, возможно, есть проявление какого-то другого, непознаваемого атрибута. Человек это сложный модус, то есть набор модусов. Учение о познании. Возникает вполне законный вопрос: каким путём человек должен познавать субстанцию, её свойства и проявления? Путь опыта здесь естественно не пригоден: Спиноза - рационалист, а потому он отрицает объективность чувственного знания и даёт примеры (впрочем, хорошо известные и ранее) обмана чувств, несоответствия ощущения реальности. По его мнению, индукция на основе результатов ощущений ведёт к ошибке - утверждению несуществующих общих понятий цвета, запаха, порядка и других. Поэтому единственным путём познания остаётся дедукция Декарта. Спиноза провозглашает тождество логических и онтологических связей, доказывая теорему «порядок и связь вещей те же, что порядок и связь идей». Отсюда следуют три важных вывода: первый - рациональное познание идей вещей и чувственное познание протяженностей вещей одинаковы по результатам; второй - пути познания от модусов к субстанции и от субстанции к модусам равнозначны; третий - связи между понятиями тождественны связям между идеями. О мышлении. Мышление - функция человеческого тела по изменению траектории адекватно изменениям в окружающих телах; возможности животных к такому изменению ограничены инстинктами, человека - практически безграничны. Таким образом, мышление - функция человеческого тела, не имеющая готовых схем. Отсюда следует отсутствие врождённых идей. Атрибут мышления является высшим, поскольку существование ещё более высокого атрибута повлекло бы к ошибкам в наших знаниях о мире; но такие ошибки не наблюдаются на практике. Отсюда гносеологический оптимизм - всё может быть познано мышлением.
27. Трактовка проблемы первичных и вторичных качеств Локком и Беркли. Учение о первичных и вторичных качествах Джона Локка. Опыт позволяет познать некоторые качества предмета; философ разделяет эти качества на первичные и вторичные. Первичные качества - те, что всегда присущи всем телам, неотделимы от тел никакими физическими усилиями, воспринимаются согласованно разными органами чувств, причём воспринимаются точно и адекватно. Ключевым моментом здесь является согласованность восприятия разными органами чувств: например, форма предмета является первичным качеством, поскольку она может быть познана как зрением, так и осязанием. Цвет может быть воспринят только зрением, поэтому он относится ко вторичным качествам. Разделив качества на первичные и вторичные, Локк признал первичные объективно существующими. А насколько объективны вторичные качества? Философ считал, что они имеют объективную причину, но могут неадекватно отражать эту причину из-за искажения реальности нашими органами чувств. В случае первичных качеств один орган чувств «проверяет» второй; в случае вторичных качеств такая «проверка» невозможна. Однако вторичные качества не должны быть полностью отброшены - они позволяют выделять роды вещей (так называемые номинальные сущности), помогающие ориентироваться в многообразии предметов. Критика материальной субстанции Джорджа Беркли. Беркли опирается на учение Локка о первичных и вторичных качествах, однако он провозглашает полную субъективность вторичных качеств. В этом месте философ ссылается на Локка, не говоря о том, что сам Локк полагал наличие объективной причины любого вторичного качества. Подобная подмена открывает широкий простор для дальнейшего видоизменения учения Локка: Беркли использует слабое место теории первичных качеств - согласованное познание разными органами чувств: форма предмета познаётся зрением через контрасты цвета, вторичного качества; расстояния между предметами познаются зрением и слухом - по силе дошедшего звука, то есть также субъективно. И что делать в случае, если разные органы чувств дают разные сведения о том или ином качестве? На этом основании Беркли делает вывод о субъективности первичных качеств: по сути дела, все качества вторичны, то есть субъективны.
28 Монадология Г. Лейбница. Основные приниипы метода. Существуют различные варианты выделения принципов метода, что связано с достаточно большим количеством этих принципов. Тем не менее, все исследователи едины в определении четырёх положений, лежащих в основе всей философии Лейбница. Первое положение - принцип всеобщих различий: все вещи уникальны, различны как качественно, так и по пространственному расположению; нигде не бывает совершенного сходства. Второе положение - тождественность неразличимых вещей: две вещи, для которых все свойства первой присущи второй, а все свойства второй - первой, есть одна и та же вещь. Таким образом, всякая вещь тождественна самой себе, а две вещи, занимающие разные положения в пространстве или времени, различны качественно. Третьим является принцип всеобщей непрерывности: между любыми двумя объектами существует бесконечное число других объектов, то есть между любыми двумя состояниями одного и того же предмета существует бесконечное число других состояний. Четвёртый принцип метода провозглашает дискретность, или монадность: всякий объект представляет собой самостоятельную субстанцию - монаду. Дополнительные принципы метода. Как уже говорилось выше, существуют разные мнения об общем числе принципов метода у Лейбница. Выделяют 11 положений, то есть кроме четырёх основных существует ещё 7 дополнительных. Пятый принцип постулирует полноту мира: мир содержит в себе всю полноту возможных вещей, движений и свойств. Шестой принцип - принцип совершенства - говорит о том, что мир устроен наилучшим возможным образом. Седьмой принцип провозглашает переход возможного в действительное. Лейбниц называет возможным то, что логически мыслимо и допустимо, а действительным – реально существующее, то есть монады. В восьмом принципе метода Лейбниц объединяет три закона логики Аристотеля. Девятое положение - закон достаточного основания: существование любой вещи, истинность или ложность утверждения должны иметь своё основание. Десятый принцип говорит о всеобщей связи: существует связь внутри каждой монады, то есть всякое явление может быть объяснено лишь предшествующим. Наконец, одиннадцатое положение – принцип минимума и максимума: всё в мире стремится прийти к максимальному результату минимальными средствами. Монады: их свойства и развитие. В четвёртом принципе метода говорится о том, что всякая монада есть субстанция; таким образом, Лейбниц сразу же постулирует бесконечное многообразие субстанций. Но и всякая отдельная монада не может быть представлена как простая точка прямой: это, скорее, некий «метафизический дифференциал» «мировой линии » - бесконечно малый промежуток, который при этом несёт на себе бесконечное число отдельных точек. В онтологическом смысле это означает, что всякая субстанция бесконечна качественно, но конечна по своей протяжённости. Далее: всякая монада находится в постоянном развитии; это позволяет Лейбницу определить субстанцию как бесконечный поток перемен, в котором изменения реальности и сознания, движение и развитие совпадают. Таким образом, монады находятся вне реального мира; они деятельны: духовные силы порождают духовное движение, которое, в свою очередь, обнаруживает себя в движении материальном. Кроме этого, монады бессмертны (так как они не могут распасться на составные части). Жизнь монады складывается из стремления и восприятия. Развитие монад от низших к высшим связано с перемещением объекта их восприятия на всё новые «ряды мышления». Низшие (или «голые) монады представляют собой неорганическую природу: они «спят без сновидений». Далее следуют монады, обладающие ощущением и восприятием - это животные. Третий класс монад представляют собой души людей - активные сознания, обладающие памятью и способностью к рассуждению. Всякая
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|