Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Philosophia 5 страница




принимать за истинное всё, что воспринимается ясно и отчётливо, не

даёт повода сомневаться ни одному здравомыслящему человеку.

Второе правило заключается в том, что любое сложное следует

разбивать на более простое до тех пор, пока части не станут простыми и

очевидными.

Третье правило метода - выделив простое, следует начать обратный

путь к сложному. При этом нужно не использовать силлогизмы, а

сравнивать различные утверждения и закономерности; необходимо

постоянно следить за сохранением логических связей, а также

использовать любые полученные выводы по максимуму, дабы получить

возможно большее число новых выводов.

Наконец, четвёртое правило заключается в необходимости постоянно

классифицировать все части, на которые разбивается сложное; это

облегчит последующее «собирание» частей в целое - здесь, по сути

дела, философ говорит об уже упоминавшейся полной индукции.

На основе этих четырёх правил Декарт выстраивает свою философскую

систему, где отдельные разделы знания сводятся к физике, физика - к

геометрии, а геометрия - к алгебре. Алгебра выстраивается строго

дедуктивно: от интуитивно очевидных аксиом к сложным

утверждениям.

 

23 Проблема субстанции в новоевропейской философии.

Проблема субстанции Локка. Локк признавал существование

материальной субстанции, однако он столкнулся с серьёзной проблемой

при попытке определить это понятие. Философ утверждал, что это

совокупность всех идей опыта (которая, однако, не есть простая сумма

таких идей) и некая идея подпоры (от англ. support) - то, что лежит в

основе всего. Но никакой опыт не позволяет познать идею подпоры,

поэтому она должна быть врождённой; однако философ критиковал

учение о врождённых идеях. В конечном счёте он пришёл к следующему: мы не можем судить наверняка о существовании материальной субстанции; если же она всё- таки есть, то состоит из совокупности идей опыта и идеи подпоры. Ту же позицию Локк занял в вопросе о духовной субстанции, однако здесь он не смог (да и не пытался) выделить составные части.

Учение о субстанциях Декарта. Основа метафизики Декарта - учение о

двух субстанциях: субстанция, по определению философа, это то, что

не нуждается ни в чём другом для своего существования; это сущность

самой себя. На основании такого определения Декарт выделяет две

независимые субстанции: протяжённую и мыслящую. Как следует из

названия, главное свойство протяжённой субстанции - протяжённость,

порождающее все другие свойства. Протяжённая субстанция - по сути

дела, материя; эта материя бесконечно делима, вечна, бесконечна и

однородна. Однако из однородности материи следует, что плотность всюду

одинакова; ощущение говорит об обратном: тела одинаковых размеров

могут иметь разную массу. Для того, чтобы разрешить это

противоречие, мыслителю приходится признать отсутствие массы и

объявить различия в весе кажущимися.

Таковы свойства протяжённой субстанции; основным свойством второй

субстанции является её непротяженность. Соответственно, эту

субстанцию нельзя обнаружить органами чувств - она как бы

растворена в телесном.

Человек - сочетание двух субстанций: тело - протяжённая субстанция,

душа - мыслящая, непротяжённая субстанция - находится в

шишковидной железе головного мозга.

Учение о субстаниии Спинозы. Базой философской концепции Спинозы

становится учение о субстанции как причине и сущности самой себя.

Постулируя такое определение, философ уходит от дуализма Декарта,

сразу же объявляя субстанцию единой, целой и неделимой.

Непосредственно из определения, Спиноза получает ряд свойств

субстанции: во-первых, она действительно существует как предельно

ясная и отчётливая идея; во-вторых, субстанция будучи причиной самой

себя, самостоятельна. Таким образом, субстанция оказывается высшей

реальностью, в которой нераздельно соединяются сущность и

существование. Отсюда следует и третье свойство: бесконечность в

смысле того, что субстанция находится над временем и

протяжённостью. Поэтому все качества, заложенные в субстанции,

существуют вечно; значит, всё, что произойдёт в мире, существует уже

сейчас и предопределено; таким образом, Спиноза стоит на позициях

крайнего фатализма.

24. Ф. Бэкон – родоначальник эмпирической традиции.

Индуктивный метод познания. Учение об идолах.

Френсис Бэкон (1561 - 1626) был сыном одного из высших сановников

при дворе королевы Елизаветы. Его карьера началась с занятий

юриспруденцией на этом поприще Бэкон дослужился до старейшины

юридической корпорации. В 1584 году будущий философ впервые

избирается в палату общин, будучи ярым противником королевской

власти. С течением времени он меняет свои взгляды, становясь

роялистом; вершина политической карьеры Бэкона связана с приходом

к власти Якова I, который чрезвычайно уважал мыслителя, сделав его

сначала советником, а затем и хранителем большой государственной

печати - должность эта была чрезвычайно почётной и значительной. В

1621 году король, после семилетнего единоличного правления, вновь

созывает парламент, который обрушивается с критикой на многих

сподвижников короля и, в частности, Бэкона; Яков I спасает верного

советника от тюрьмы, но с политической карьерой приходится

расстаться. Тогда Бэкон и отдаётся философским исследованиям.

Классификация наук. Он выделяет три группы: историю (соответствует

памяти человека и делится на естественную игражданскую), поэзию

(соответствует воображению) и философию (соответствует рассудку;

разделяется на учение о природе и «первую философию»). Учение о

природе включает в себяфизику, метафизику, механику, математику;

«первая философия» изучает общие аксиомы наук, трансценденцию (то

есть то, что находится вне нашего мира).

Метод познания. Произведя классификацию наук, Бэкон переходит к

собственно методу познания. При этом начинает он с очищения от

старых, неверных методов и понятий.

Для этого философ выделяет четыре группы так называемых идолов -

помех, препятствующих истинному познанию. Это идолы:

 рода (связаны с природой человеческого познания: человек

стремится внести в природу больше порядка, чем его есть на самом

деле, а, познав что-либо, отрицает возможность изменения, подгоняя

новые факты под старую теорию), идолы

 пещеры (связаны с индивидуальной «пещерой» человека - его

личными предпочтениями впроцессе познания),

 идолы рынка (связаны с общением людей между собой и

обусловлены неверным пониманием значения тех или иных слов;

например, в эпоху схоластики было придумано немало слов, значение

которых оставалось неопределённым),

 идолы театра (связаны с философскими догмами или неверными

законами доказательств - например, теология, религиозные догмы,

суеверия).

Бэкон критикует этих идолов, показывая, как не должны развиваться

науки. Затем он переходит к сущности метода.

Первый принцип метода познания Бэкона - разложение и разделение

природы на отдельныечасти с помощью разума.

Второй принцип - разделение не есть самоцель, но путь к выделению

простого и лёгкого.

Третий принцип - простое и лёгкое выделяется для того, чтобы перейти

от наиболее мелких элементов природы (отдельных вещей) к общим

закономерностям устройства мира.

Четвёртый принцип - познание общих закономерностей невозможно без

накопления большого количества опытного материала.

По сути дела, Бэкон говорит о том, что началом всякого познания

является опыт (латинское эмпирия); именно из-за этого Бэкона считают

основоположником эмпиризма.

Теория индукции. Накопив достаточное количество экспериментальных

данных, необходимоизвлечь из них общие закономерности; для этого

требуется переход от частного к общему, то есть индукция. Однако

индукция носит предположительный характер, а основное положение

Бэкона - ничто не может считаться достоверным, если оно не

обосновано рационально. Но полностью обоснована лишь так

называемая полная индукция (или противоположная дедукция) -

проверка общего свойства для набора из конечного числа элементов.

Тем не менее, при изучении чего-либо обычно приходится иметь дело с

бесконечным числом объектов, полная индукция невозможна;

приходится использовать обычный индуктивный метод. Бэкон

разрабатывает специальную теорию индукции, основанную на

использовании «таблиц представления примеров инстанций разуму».

На первой стадии индукции Бэкон предлагал составлять таблицу

сходств: в неё включались те инстанции, для которых наверняка

характерно исследуемое свойство. При этом Бэкон понимал

невозможность перечисления всех предметов, а требовал отбирать лишь

те инстанции, которые сильнее всего отличаются друг от друга. В

таблице после указания инстанции следует перечисление существенных

характеристик этого объекта; чем сильнее различаются объекты, тем

большее число характеристик может быть выброшено из рассмотрения.

Вторая стадия индукции - составление таблицы отличий, то есть

таблицы, включающей в себя инстанции, наверняка не имеющие

исследуемого свойства. При этом нужно подбирать инстанции, по

возможности близкие к инстанциям из первой таблицы: это также

сократит число характеристик, которые могут быть связаны с

изучаемым свойством. Наконец, если отбор по этим двум таблицам не

позволяет прийти к ответу, составляется третья таблица - таблица

степеней, включающая в себя те инстанции, где исследуемое свойство

присутствует частично. По этой таблице происходит окончательный

отбор: критерием служат корреляции изменения характеристик и

свойства. С помощью метода таблиц Бэкону удалось сделать ряд

оригинальных индуктивных построений - например, он вывел, что

природа теплоты есть беспорядочное движение большого количества

мелких частиц.

Итоги: Оценка сугубо положительна; однако, Бэкона нельзя считать

началом (а можно - только предвестником) новоевропейского периода,

поскольку он не создал собственной картины мира. Хотя разве учения о

методе для отнесения к новоевропейской философии мало?

 

25. Принципы рациональной философии Р. Декарта.

Рене Декарт (1596 - 1650) родился во Франции - в южной Турени. Он

был воспитанником привилегированной иезуитской коллегии. В 1612

году, после окончания коллегии, Декарт начал путешествовать по

Европе, а с 1617 года поступил добровольцем на военную службу -

такой путь был чуть ли не единственным шансом увидеть мир в годы

Тридцатилетней войны. В армии будущий философ выполнял

обязанности врача.

В 1621 году Рене уволился из армии и вплоть до 1628 года жил во

Франции, совершив ряд путешествий по Европе, где в этот момент

наступило перемирие.

После 1628 года Декарт переезжает в Голландию, поскольку во

Франции у него возникают проблемы с католической церковью,

углядевшей ересь в трудах философа (церковь была также недовольна

анатомическими экспериментами Декарта.

В 1649 году Декарта вызвала к себе шведская королева, желавшая

выслушать учение в изложении самого автора: философу было

неудобно отказаться, он отправился в Швецию, однако сырой и

холодный климат погубил мыслителя - Декарт скончался менее чем

через год.

Учение о методе. Декарт - первый представитель рационализма в

новоевропейской школе - считает основой истинного познания разум,

истиной для него - полные и окончательные знания. Мыслитель

представляет философию как дерево: метафизика - корни; физика -

ствол; этика, механика, медицина и другие науки - крона. При этом как

едино дерево, так и философия должна быть единой: всем её разделам

следует использовать общие теоретические знания и использовать один

и тот же метод познания. Именно поэтому учение Декарта начинается с

вопроса о методе. Рассмотрение метода начинается, как и у Бэкона, с критики старых принципов познания: в частности, Декарт обрушивается на силлогизмы Аристотеля (см. 2. 3. 6) как основу схоластической логики: по его

мнению, сочетанием двух посылок нельзя получить чего-то

принципиально нового; нужны иные приёмы. Философ формулирует

четыре правила метода: первое - следует принимать за истинное всё,

что воспринимается ясно и отчётливо, не даёт повода сомневаться ни

одному здравомыслящему человеку.

Второе правило заключается в том, что любое сложное следует

разбивать на более простое до тех пор, пока части не станут простыми и

очевидными.

Третье правило метода - выделив простое, следует начать обратный

путь к сложному. При этом нужно не использовать силлогизмы, а

сравнивать различные утверждения и закономерности; необходимо

постоянно следить за сохранением логических связей, а также

использовать любые полученные выводы по максимуму, дабы получить

возможно большее число новых выводов.

Наконец, четвёртое правило заключается в необходимости постоянно

классифицировать все части, на которые разбивается сложное; это

облегчит последующее «собирание» частей в целое - здесь, по сути

дела, философ говорит об уже упоминавшейся полной индукции.

На основе этих четырёх правил Декарт выстраивает свою философскую

систему, где отдельные разделы знания сводятся к физике, физика - к

геометрии, а геометрия - к алгебре. Алгебра выстраивается строго

дедуктивно: от интуитивно очевидных аксиом к сложным

утверждениям.

Принцип сомнения. Врождённые идеи. Учение о методе

непосредственно ставит вопрос: какие же утверждения можно считать

интуитивно очевидными?

Декарт использует следующий приём: пусть вокруг нет ничего истинного, всё ставится под сомнение. Но даже в этом случае сам факт

сомнения несомненен; а раз кто-то сомневается, то он мыслит; таким

образом, «я мыслю - значит я существую». Так Декарт приходит к

своему основному принципу cogito ergo sum, получая тем самым

первую аксиому.

Однако одной этой аксиомы оказывается явно недостаточно, и философу приходится прибегнуть к помощи «врождённых идей»: он

утверждает, будто некоторые идеи заложены в человека с момента его

появления. Это такие понятия, как бытие бога, существование понятий,

число и тп

Учение о субстанциях Декарта. Основа метафизики Декарта - учение

о двух субстанциях: субстанция, по определению философа, это то, что

не нуждается ни в чём другом для своего существования; это сущность

самой себя. На основании такого определения Декарт выделяет две

независимые субстанции: протяжённую и мыслящую. Как следует из

названия, главное свойство протяжённой субстанции - протяжённость,

порождающее все другие свойства. Протяжённая субстанция - по сути

дела, материя; эта материя бесконечно делима, вечна, бесконечна и

однородна.

Однако из однородности материи следует, что плотность всюду одинакова; ощущение говорит об обратном: тела одинаковых размеров

могут иметь разную массу. Для того, чтобы разрешить это

противоречие, мыслителю приходится признать отсутствие массы и

объявить различия в весе кажущимися. Таковы свойства протяжённой субстанции; основным свойством второй субстанции является её непротяженность. Соответственно, эту субстанцию нельзя обнаружить органами чувств - она как бы растворена в телесном.

Человек - сочетание двух субстанций: тело - протяжённая субстанция,

душа - мыслящая, непротяжённая субстанция - находится в

шишковидной железе головного мозга.

Итоги. Именно Декарта нужно считать родоначальником новоевропейской

философии, поскольку Бэкон не создал собственной картины мира.

Декарта –основоположник рационализма, при этом есть противоречие,

кроящееся в дуализме субстанций. Он также приводит высказывание

Гегеля о том, что, обращаясь к Декарту, мы можем наконец крикнуть

«Земля! » после долгого плавания в мутном океане средневековой

философии. Рассматривая мыслящую субстанцию, философия опять

частично становится «мышлением о мышлении».

26. Спиноза: учение о субстанции и мышлении.

Барух Спиноза (1632 - 1677) родился в Амстердаме в семье

зажиточного купца-еврея. Поначалу Спиноза был отдан в училище, но

затем отец забрал его оттуда, так как не справлялся с делом в одиночку.

Примерно в это же время Барух меняет своё имя на латинское Бенедикт

и начинает посещать философский кружок. У него возникают проблемы

с еврейской общиной по причине нерегулярного посещения синагоги.

Позднее в Амстердаме начали распространяться слухи о том, что

Спиноза занимается собственной трактовкой Библии: из-за этого в 1656

году происходит отречение философа от еврейской общины и церкви.

Ему приходится на несколько месяцев покинуть Амстердам; однако

вскоре он возвращается и живёт за счёт шлифовки стёкол. Такая работа

отнимала довольно много времени, но позволяла Спинозе жить без

какого-либо вероисповедания и не посещать церковь.

Последние годы жизни Спиноза проводит в Гааге, где заболевает

чахоткой и умирает в феврале 1677 года.

Учение о субстаниии. Базой философской концепции Спинозы

становится учение о субстанции как причине и сущности самой себя.

Постулируя такое определение, философ уходит от дуализма Декарта,

сразу же объявляя субстанцию единой, целой и неделимой.

Непосредственно из определения, Спиноза получает ряд свойств

субстанции: во-первых, она действительно существует как предельно

ясная и отчётливая идея; во-вторых, субстанция будучи причиной самой

себя, самостоятельна. Таким образом, субстанция оказывается высшей

реальностью, в которой нераздельно соединяются сущность и

существование. Отсюда следует и третье свойство: бесконечность в

смысле того, что субстанция находится над временем и

протяжённостью. Поэтому все качества, заложенные в субстанции,

существуют вечно; значит, всё, что произойдёт в мире, существует уже

сейчас и предопределено; таким образом, Спиноза стоит на позициях

крайнего фатализма.

Атрибуты и модусы субстаниии. Спиноза выделяет так называемые

атрибуты субстанции её свойства, которые мы можем познать в

окружающих вещах. При этом субстанция неделима и не

представляется как совокупность своих атрибутов; атрибуты - это лишь

аналог измерений пространства. Субстанция обладает бесконечным

числом атрибутов, однако нам доступны лишь два - протяжённость и

мышление; по мнению философа, этих двух атрибутов достаточно для

познания субстанции в целом, а атрибуты познаваемы из своего

определения.

Помимо неизменных атрибутов существуют модусы субстанции - её

частные и преходящие видоизменения. Каждый модус относится к

какому-либо атрибуту, хотя последние и не есть совокупность модусов;

также модус может быть конечным (некоторая вещь или её часть) или

бесконечным (качество вещи); бесконечные модусы слагаются из

конечных.

Здесь Спиноза встаёт на позиции реализма, признавая существование

качеств вещей, то есть общих понятий.

Далее Спиноза раскрывает структуру атрибутов протяжённости и

мышления. Атрибут протяженности включает в себя совокупность всех

возможных протяжённых вещей, совокупность всех возможных

геометрических образов (то есть пространство как таковое), а также

движение, покой и смену одного на другое.

Атрибут мышления включает в себя совокупность всех возможных

сознаний и личных переживаний (система умов) и совокупность всех

возможных модусов идей. К этому атрибуту относится, в частности,

высший бесконечный модус - совокупность всех модусов, то есть идея

Бога.

Время является как бы самостоятельным модусом - оно не относится ни

к протяженности, ни к мышлению, но, возможно, есть проявление

какого-то другого, непознаваемого атрибута.

Человек это сложный модус, то есть набор модусов.

Учение о познании. Возникает вполне законный вопрос: каким путём

человек должен познавать субстанцию, её свойства и проявления? Путь

опыта здесь естественно не пригоден: Спиноза - рационалист, а потому

он отрицает объективность чувственного знания и даёт примеры

(впрочем, хорошо известные и ранее) обмана чувств, несоответствия

ощущения реальности. По его мнению, индукция на основе результатов

ощущений ведёт к ошибке - утверждению несуществующих общих

понятий цвета, запаха, порядка и других. Поэтому единственным путём

познания остаётся дедукция Декарта.

Спиноза провозглашает тождество логических и онтологических

связей, доказывая теорему «порядок и связь вещей те же, что порядок и

связь идей». Отсюда следуют три важных вывода: первый -

рациональное познание идей вещей и чувственное познание

протяженностей вещей одинаковы по результатам; второй - пути

познания от модусов к субстанции и от субстанции к модусам

равнозначны; третий - связи между понятиями тождественны связям

между идеями.

О мышлении. Мышление - функция человеческого тела по изменению

траектории адекватно изменениям в окружающих телах; возможности

животных к такому изменению ограничены инстинктами, человека -

практически безграничны. Таким образом, мышление - функция

человеческого тела, не имеющая готовых схем. Отсюда следует

отсутствие врождённых идей. Атрибут мышления является высшим,

поскольку существование ещё более высокого атрибута повлекло бы к

ошибкам в наших знаниях о мире; но такие ошибки не наблюдаются на

практике.

Отсюда гносеологический оптимизм - всё может быть познано

мышлением.

 

 

27. Трактовка проблемы первичных и вторичных качеств Локком

и Беркли.

Учение о первичных и вторичных качествах Джона Локка. Опыт

позволяет познать некоторые качества предмета; философ разделяет эти

качества на первичные и вторичные.

Первичные качества - те, что всегда присущи всем телам, неотделимы

от тел никакими физическими усилиями, воспринимаются согласованно

разными органами чувств, причём воспринимаются точно и адекватно.

Ключевым моментом здесь является согласованность восприятия

разными органами чувств: например, форма предмета является

первичным качеством, поскольку она может быть познана как зрением,

так и осязанием.

Цвет может быть воспринят только зрением, поэтому он относится ко

вторичным качествам.

Разделив качества на первичные и вторичные, Локк признал первичные

объективно существующими. А насколько объективны вторичные

качества? Философ считал, что они имеют объективную причину, но

могут неадекватно отражать эту причину из-за искажения реальности

нашими органами чувств. В случае первичных качеств один орган

чувств «проверяет» второй; в случае вторичных качеств такая

«проверка» невозможна. Однако вторичные качества не должны быть

полностью отброшены - они позволяют выделять роды вещей (так

называемые номинальные сущности), помогающие ориентироваться в

многообразии предметов.

Критика материальной субстанции Джорджа Беркли. Беркли

опирается на учение Локка о первичных и вторичных качествах, однако

он провозглашает полную субъективность вторичных качеств. В этом

месте философ ссылается на Локка, не говоря о том, что сам Локк

полагал наличие объективной причины любого вторичного качества.

Подобная подмена открывает широкий простор для дальнейшего

видоизменения учения Локка: Беркли использует слабое место теории

первичных качеств - согласованное познание разными органами чувств:

форма предмета познаётся зрением через контрасты цвета, вторичного

качества; расстояния между предметами познаются зрением и слухом -

по силе дошедшего звука, то есть также субъективно. И что делать в

случае, если разные органы чувств дают разные сведения о том или

ином качестве? На этом основании Беркли делает вывод о

субъективности первичных качеств: по сути дела, все качества

вторичны, то есть субъективны.

 

28 Монадология Г. Лейбница.

Основные приниипы метода. Существуют различные варианты

выделения принципов метода, что связано с достаточно большим

количеством этих принципов. Тем не менее, все исследователи едины в

определении четырёх положений, лежащих в основе всей философии

Лейбница.

Первое положение - принцип всеобщих различий: все вещи уникальны,

различны как качественно, так и по пространственному расположению;

нигде не бывает совершенного сходства.

Второе положение - тождественность неразличимых вещей: две вещи,

для которых все свойства первой присущи второй, а все свойства

второй - первой, есть одна и та же вещь. Таким образом, всякая вещь

тождественна самой себе, а две вещи, занимающие разные положения в

пространстве или времени, различны качественно.

Третьим является принцип всеобщей непрерывности: между любыми

двумя объектами существует бесконечное число других объектов, то

есть между любыми двумя состояниями одного и того же предмета

существует бесконечное число других состояний.

Четвёртый принцип метода провозглашает дискретность, или

монадность: всякий объект представляет собой самостоятельную

субстанцию - монаду.

Дополнительные принципы метода. Как уже говорилось выше,

существуют разные мнения об общем числе принципов метода у

Лейбница. Выделяют 11 положений, то есть кроме четырёх основных

существует ещё 7 дополнительных. Пятый принцип постулирует

полноту мира: мир содержит в себе всю полноту возможных вещей,

движений и свойств.

Шестой принцип - принцип совершенства - говорит о том, что мир

устроен наилучшим возможным образом.

Седьмой принцип провозглашает переход возможного в

действительное. Лейбниц называет возможным то, что логически

мыслимо и допустимо, а действительным – реально существующее, то

есть монады.

В восьмом принципе метода Лейбниц объединяет три закона логики

Аристотеля.

Девятое положение - закон достаточного основания: существование

любой вещи, истинность или ложность утверждения должны иметь своё

основание.

Десятый принцип говорит о всеобщей связи: существует связь внутри

каждой монады, то есть всякое явление может быть объяснено лишь

предшествующим.

Наконец, одиннадцатое положение – принцип минимума и максимума:

всё в мире стремится прийти к максимальному результату

минимальными средствами.

Монады: их свойства и развитие. В четвёртом принципе метода

говорится о том, что всякая монада есть субстанция; таким образом,

Лейбниц сразу же постулирует бесконечное многообразие субстанций.

Но и всякая отдельная монада не может быть представлена как простая

точка прямой: это, скорее, некий «метафизический дифференциал»

«мировой линии » - бесконечно малый промежуток, который при этом

несёт на себе бесконечное число отдельных точек. В онтологическом

смысле это означает, что всякая субстанция бесконечна качественно, но

конечна по своей протяжённости.

Далее: всякая монада находится в постоянном развитии; это позволяет

Лейбницу определить субстанцию как бесконечный поток перемен, в

котором изменения реальности и сознания, движение и развитие

совпадают. Таким образом, монады находятся вне реального мира; они

деятельны: духовные силы порождают духовное движение, которое, в

свою очередь, обнаруживает себя в движении материальном.

Кроме этого, монады бессмертны (так как они не могут распасться на

составные части). Жизнь монады складывается из стремления и

восприятия. Развитие монад от низших к высшим связано с

перемещением объекта их восприятия на всё новые «ряды мышления».

Низшие (или «голые) монады представляют собой неорганическую

природу: они «спят без сновидений».

Далее следуют монады, обладающие ощущением и восприятием - это

животные.

Третий класс монад представляют собой души людей - активные

сознания, обладающие памятью и способностью к рассуждению. Всякая

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...