Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

31.Общая характеристика классической немецкой философии.




31. Общая характеристика классической немецкой философии.

Важно:

1) Что относится к классической философии в немецкой культуре

2) Исторический и социо-культурный контекст в развитии классической немецкой философии

3) Немецкая классическая философия: единство и многообразие

4) Влияние и значение немецкой классической философии

Иммануил Кант – родоначальник классической немецкой философии. Кант родился в 1724 году. Умер в 1804 году. Феертер - 1762-1814. Гегель - 1770-1831. Шеленг - 1775-1854.

1771 год – Кант опубликовал свою последнюю крупную работу.

Феербах учился и слушал лекции у Гегеля. На старшем курсе решил писать работу под руководством Гегеля. Формально Гегель не был учителем Феербаха, но он считает себя его учеником. Феербах практически похоронил основные достижения Гегеля.

Молодые Маркс и Энгельс привязаны к классической немецкой философии. Дружили с Феербахом и Гегелем. С Феербахом даже написали научную работу.

Исторические (социально-политические) предпосылки. Большая связь с буржуазной революцией.

Дополнение, рекомендовано к прочтению:

Спиноза – один из главных представителей рационализма, оказал сильнейшее влияние на становление классической немецкой философии. Спиноза – представитель нового европейского рационализма. Спиноза родом из Нидерландов (17 век). По национальности и вероисповедании – еврей. Спинозу прельщали науки. Его отлучили от церкви, что автоматически означало отлучение от общины, а, следовательно, родители должны были от него отречься. Отсюда получилось, что у Спинозы не осталось никаких гарантированных условий для существования. Ему пришлось поставить на свои планы крест, так как он не мог поступить в университет. Спиноза не мог получить традиционное образование, ему пришлось решать бытовые вопросы. Он покинул Амстердам и занялся ремеслом для заработка. Он стал точить линзы. Он стал писать работы, часть которых была опубликована. Положительный момент в развитии идей Спинозы – отсутствие контроля извне. Новые оригинальные идеи были проще и эффективные за пределами образования. Если бы Спиноза был профессором в университете, то, возможно, его идеи распространялись бы быстрее. Спиноза хорошо знал средневековую историю, философию, культуру и придерживался идей стоиков: «Не плакать, не смеяться, а понимать».

Философия разума. Немецкое просвещение. Школа Кристиана Вольфа.

Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге. Университет классический. Закончил философский и юридический факультеты. Сразу поступил на службу баварского двора на должность историографа. Институционально на первом месте находилась церковь. К ней прикреплялось образование, во главе которого находилась философия. После Лейбница выгнали с должности при дворе, когда узнали, что он использует свои полномочия для организации науки. Под старость у него не было ни одного стабильного материального источника. Был спор с Исааком Ньютоном о том, кто из них первым изобрел интегральное и дифференциальное счисление. Главная заслуга Лейбница – организация многих национальных академий наук.

Содержательные философские вещи, принадлежащие Лейбницу: четвертый формальный закон логики, идея универсального счисления, монадология.

Монада – бесконечно малая величина. Монадология чем-то напоминала атомистическую концепцию Демокрита. Монады – подобия атомов, маленькие величины, которых очень много. Монады различаются по своей сущности на бесконечно малую величину. Нет предмета, разделяющего одну монаду от другой.

Лейбниц – продолжатель традиции рационализма, но он отталкивается от других вещей, нежели его предшественники.

В последующей культуре монадологию использовали для выхода на противоречие.

Кристиан Вольф (1679-1754) – ученик Лейбница. Кристиан Вольф – немецкий учитель Ломоносова. По своей деятельности Вольф всегда был преподавателем. По религиозным соображениям его отстранили от работы в одном из университетов и выгнали его. Но после смены короля университет его вернул с большой материальной компенсацией. Фигура Кристинана Вольфа показала, что теперь лидерство переходит в руки философов, в частности, в руки профессоров университетов. Благодаря Вольфу культура стала меняться. В качестве своих реформ, стали проводиться религиозные службы не на латыни, а на национальном немецком языке. Была переведена на немецкий вся учебная литература. Он считается самым энциклопедически образованным человеком. Кристиан Вольф излагал методологию с позиции рационализма. Является родоначальником онтологии в философии. А его ученик – основатель гносеологии.

 

32. И. Кант: поиск законов и границ человеческого познания. Идея активности субъекта познания.

Кант считается родоначальником классической немецкой философии. Кант - 1724-1804. В детстве был слабым и больным ребенком, он это знал, а врачи говорили, что долго он жить не будет. Поэтому уже тогда он выработал жесткий распорядок дня, питания, и благодаря этому, прожил так много. В последние четыре года у него был старческих маразм. В лучшие годы он считался умнейшим человеком своего времени. У него не было ни жены, ни детей. Свидетельства говорят, что в юности он очень сильно ухаживал за противоположным полом. Почти всю жизнь он прожил в Кенигсберге. Критика чистого разума, критика практического разума, критика способности суждения – критический период Канта.

Критика чистого разума.

Чистый – неотягощенный опытом.

По критикой понимают установление рациональным способом средств и границ.

Критика чистого разума – установление рациональным способом средств и границ доопытного познания. Встает вопрос об абсолютном познании истинного разума.

Есть три раздела: трансцендентальная эстетика, трансцендентальная аналитика и трансцендентальная диалектика.

Трансцендентальная – синоним основания доопытного знания.

Трансцендентальная эстетика – чувственное познание.

Трансцендентальная логика (разум в широком смысле) распадается на аналитику (рассудок) и диалектику (разум в узком смысле).

Со стороны объекта идет содержание нашего знания, а со стороны субъекта идет познавательная форма. Со стороны субъекта идет форма познания, а со стороны объекта – содержание. Если в окончательном результате знания существуют два предмета – содержание и форма. Кант, считает, что форма – активна, а содержание – пассивно. Познавательный процесс состоит из содержания и форм познания. Язык – это одна из форм познания. Установления точных границ и средств состоит в том, чтобы на каждой из трех способностей выделить средства, а по-другому, форм познания, если никаких проблем в этом процессе не будет, то мы можем получить истинное знание.

Действительность должна быть согласована с нашим знанием. Сравнивая что больше влияет на наше знание содержание или формы познания, Кант говорил, что форма – активна, а содержание - пассивно. Пример с цветовым делением в английском и русском языке. До Канта – влияние традиций эмпиризма, который закрепил в европейской культуре, что наше знание должно быть согласовано с действительностью.

По Канту, у чувственности две формы доопытного познания – пространство и время. Для него пространство и время не содержательные характеристики внешнего пространства, а именно доопытные формы познания. Они не являются внешними характеристиками, они принадлежат нам.

Математика – это наука.

Индукция (переход от частного к общему) дает только предположительные знания.

Аналитика – рассудок – выполняет аналитическую, т. е. разлагающую, функцию. Она разлагает объект на отдельные элементы. У Канта рассудок – это система категорий. Все системы категорий он не дал, сказав, что их может быть бесконечное множество. Он дал 12 категорий, на примере которых показал, что основная задача – вычислить все остальные категории, а он лишь заложил основу. Разум выполняет синтетическую функцию. Чтобы до конца завершить познание, необходимо все кусочки собрать полностью – в этом проявляется целостный подход. Разум – абсолютно полный синтез.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...