36.Метод и система философии Гегеля.
https: //sci. house/filosofiya-osnovi-scibook/absolyutnyiy-idealizm-gegelya-sistema-metod-27552. html Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать подлинным, поскольку оно бессодержательно и бескачественно. Но, одновременно с этим, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать не подлинным, поскольку оно мыслится и тут же в силу этого становится подлинным. в окончательной концепции Гегеля Абсолютная Идея - это саморазвивающаяся духовная первооснова мира, которая существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений, и саморазвивается в направлении к определенной цели. Так, всё-таки, подлинно Бытие Абсолютной Идеи, и вместе с ней Бытие Всего в мире, или не подлинно? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что однозначно здесь ясно только одно - самоочевидно имеет право и тот вариант, и этот. Следовательно, что самоочевидно и однозначно ясно, то и подлинно. То есть: подлинны оба этих противоположных варианта, но не каждый из них по отдельности друг от друга, а только оба вместе в противоречивом взаимодействии друг с другом и в постоянном столкновении друг с другом, в течение которого один вариант переходит в другой и наоборот. Таким образом, получается, что всё подлинное не может быть подлинным без чего- либо противоположного себе, в которое оно может перейти. И вся подлинность чего-либо состоит только в том, что есть еще нечто противоположное, с чем оно не может разделиться, но при этом борется с ним же. А когда борется, то само становится своей противоположностью. Итак, нет ничего однозначно подлинного в Бытии, кроме одного - процесса перехода противоположностей друг в друга. Следовательно, вторым принципом правильного познания, правильной философии, должен быть принцип диалектики - принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей.
Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего-то начаться. А начаться становление Бытия Всего должно с акта самопознания, потому что Абсолютная Идея - это прежде всего Разум, а любой Разум начинает свою деятельность, свое становление, с акта самоопределения, с акта самопознания. Итак, становление Бытия Всего начинается с того, что Абсолютная Идея должна сначала самопознаться и самоопределиться сама в себе. То есть - она должна распознаться и раскрыться сама для себя в системе связанных понятий, для чего Ей необходима логика. Ведь только логика может непосредственно связать внутренние определения Абсолютной Идеи в систему Её самоидентификации, в систему Её самоузнавания и самоопределения. Таким образом, третьим принципом правильного познания является принцип системности, то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, согласно законам логики, должно происходить в серии необходимых и закономерно вытекающих друг из друга переходов от одного состояния к другому. Отсюда заявляется четвертый принцип правильного познания, правильной философии - принцип историзма, подразумевающий рассмотрение познаваемого явления во всей последовательности всех этапов его изменения и развития. Поскольку Абсолютная Идея есть непосредственно сам этот мир, то правильное познание Абсолютной Идеи есть, таким образом, правильное познание и духа этого мира, и его материи.
Следовательно, познание мира во всей совокупности его элементов и связей в их развитии через познание Абсолютной Идеи, это есть познание мира, некогда задуманного Абсолютной Идеей, возникшего из Неё и развивающегося через Неё к какой-то цели, Ею же поставленной. Из этого проистекает пятый принцип правильного познания, принцип теологизма - то есть принцип того, что философия должна пониматься как основа религиозного сознания, решающего всеобщие проблемы возникновения мира, развития мира и общей цели существования мира. Таким образом, в окончательной концепции Гегеля Абсолютная Идея - это саморазвивающаяся духовная первооснова мира, которая существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений, и саморазвивается в направлении к определенной цели. Высшая форма самореализации Абсолютной Идеи, формирование из неё Абсолютного Духа, понимаемого как совокупность духовной деятельности человечества, накопленной на протяжении тысячелетий. Это завершающий этап и конец развития Абсолютной Идеи, где она осознает самою себя и весь пройденный путь, и становится Абсолютным Духом. Такова философская система Гегеля. Основным же методом философии Гегеля является диалектический метод: рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и во взаимообусловленности их развития. Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности: Восхождение от абстрактного к действительности, то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности. Соответствие исторического и логического, то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов. Принцип всесторонности, то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов. История по Гегелю носит строго закономерный характер, в котором проявляется целенаправленная деятельность Абсолютной Идеи, или Мирового Разума. Люди, преследуя свои цели, на самом деле реализуют в тоже время историческую необходимость, определенную замыслом Абсолютной Идеи.
Общая мировая история есть не что иное, как процесс самосознания Абсолютной Идеи, которая для этого заставляет отдельных людей и целые народы выполнять ту или иную историческую миссию в точности со Своим планом, для чего представляет детали этого плана людям таким образом, что те воспринимают их как собственные цели, устремления и желания. Так Абсолютная Идея творит ежеминутно историю, направленную на достижение Ею состояния Абсолютного Духа.
Основные термины АБСОЛЮТ - ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который содержит в себе определения и возможности творения всего существующего. АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - концепция, признающая источником и первоосновой мира всеобщее духовное начало. АБСТРАКТНОЕ - идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира. БЫТИЕ - всё то, что действительно существует. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - то, что есть в наличии. ДИАЛЕКТИКА - метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности. ДУХ - неприродная сфера бытия. ИДЕЯ (в мышлении)- мысленное представление о чём-либо. ЛОГИКА - наука о формах правильного мышления. ОБЪЕКТ - то, что познается. ОТЧУЖДЕНИЕ - обособление целым от себя какой-то своей части и превращение её в независимое от себя самостоятельное целое. ПОДЛИННОЕ - действительно существующее. ПРИРОДА - совокупность всех внешних естественных условий существования человека. СУБЪЕКТ - тот, кто познает. СТАНОВЛЕНИЕ - непрерывная изменчивость вещей и явлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|