Воспитывающее влияние русских монастырей.
Сложившаяся система монастырской педагогики, дававшая высочайшие результаты, привела к тому, что духовным идеалом русского человека практически на всем протяжении русской истории был монах-подвижник, всецело посвятивший себя служению Богу и ближним. В России в отдельные значительные периоды ее истории отличие мирян от монахов состояло лишь в том, что они могли вступать в брак и заниматься мирскими делами. В остальном миряне во всем подражали монахам. Монастырский уклад, предназначенный, казалось бы, сугубо для монастырской жизни, в той или иной форме проявлялся и был определяющим и в быту, и в семье, и в общественной жизни, непосредственно влияя на жизнь русских людей, изменяя ее в лучшую сторону. Жизнь русского человека от купели крещения и до смерти, перед которой он, как правило, принимал монашеский постриг, была пронизана монастырским духом (ТЗ. 471). Монастырский уклад жизни, по свидетельству Антиохийского архидьякона Павла Алеппского, был не чем-то, извне насаждаемым, а напротив, вытекал из внутренней сердечной потребности глубоко верующего русского народа (ТЗ, 471). «Внешняя строгость, заданная монастырским уставом, была проявлением сосредоточенности на внутренней невидимой брани, стремления христианина очистить себя от всякой нечистоты. В рамках этого сурового уклада русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто. Жизнерадостность и оптимизм русского человека, его острый природный ум, духовная образованность, гостеприимство и радушие удивляли иностранцев, приезжавших в Россию» (ТЗ, 471). Подводя итоги сказанного о монастырской педагогике, можно сделать следующие выводы. Монастыри в России стали высшим выражением нравственного идеала, сосредоточением всех жизненных задач в одну наивысшую задачу непрестанного духовного совершенствования.
Исследование многогранной деятельности монастырей свидетельствует об их определяющем влиянии на все стороны русской жизни. Монашество имело исключительно сильное влияние на широкие массы. В жизни монахов-подвижников современники видели пример того, как необходимо жить, чтобы достичь цели жизни – спасения. Славная жизнь великих монахов являлась живым воплощением нравственного совершенства, самым убедительным доказательством возможности для человека в условиях земной жизни всецело посвятить себя Богу. Под влиянием высоконравственной жизни монахов многие люди пробуждались от беспечности, всецело изменяя к лучшему свое поведение. В жизнеописании почти каждого русского монаха-подвижника повествуется о том, какое огромное благотворное духовно-нравственное влияние имела его жизнь и подвиги на окружающих жителей и как под влиянием его личности изменялось нравственное состояние тех, кто имел с ним общение. Кроме примера собственной жизни, иноки благотворно влияли на общество своими духовно-нравственными наставлениями. Иноки были самыми лучшими, самыми опытными наставниками в духовной жизни, руководителями мирян. Наставлениями монахов пользовались лица всех званий и состояний. Таким образом, они давали правильное направление развитию общества во всех сферах деятельности. Русское монашество оказало огромную пользу российскому государству в области просвещения. Сочинения русских монахов являются ярким свидетельством того, что иноки внесли весомейший вклад в сокровищницу русской науки, образования и литературы. Русские монастыри всегда были центрами учености и просвещения. Монахи не ограничивались только личным образованием, в области которого многие из них достигали замечательных успехов, но много содействовали и образованию общественному. При многих монастырях открывались школы. Причем, заслуги монахов в этой области не ограничивались только устройством народных школ. Важное значение в деле просвещения имели также монастырские библиотеки. Монахи переводили на русский язык творения святых отцов, переписывали древние книги. Неудивительно поэтому, что монастырские библиотеки содержали десятки тысяч рукописей и книг духовно-нравственного содержания.
В России не было другого сословия, которое проявило бы себя столь же деятельно в сфере просвещения, чем монашество. Монахи были главными представителями образования, а монастыри – его главными центрами. Русские монастыри неслучайно называют настоящими «рассадниками знания». Важный вклад в дело нравственного просвещения внесла миссионерская деятельность монахов, которые усердно занимались проповедью христианства среди других народов. Просвещая общество нравственно, русские монахи много содействовали и его внешнему благосостоянию. Благотворительная деятельность монастырей выразилась в устройстве благотворительных учреждений: странноприимниц, больниц, богаделен, домов для сирот, нищих и т.п. Благотворение монахов особенно умножалось в дни общественных бедствий – голода, войн и т.п. В это время в монастырях находили приют многие обездоленные, которым оказывалась и материальная, и нравственная помощь. Наряду с широкой благотворительностью, русское монашество принимало деятельное участие в жизни современного ему общества и другими способами. Один из главных – молитва за мир, за Россию. Монахи испрашивали у Бога видимых и духовных благ для мирян, для государства. Только Всеведущему Богу известны те бесчисленные благодеяния, которые низводили на русское государство монахи своими молитвами. Патриотическое служение монастырей выражалось не только в укреплении духа русского народа в годину тяжелых испытаний, но и в том, что монахи становились полковыми и флотскими священниками. Монастыри открывали лазареты, лечили раненых. Хозяйственная деятельность лучших монастырей служила примером рационального ведения сельского хозяйства. Использование монастырского опыта позволяло значительно повысить плодородие земель, улучшить культуру земледелия, развивать садоводство, огородничество, рыболовство, пчеловодство, а также многие ремесла.
С полным основанием можно утверждать, что в монашестве Россия имела огромную созидательную силу, нравственно влиявшую на общественную жизнь. Православное монашество заслуживает исключительного внимания как живая и деятельная нравственная сила. Многовековая история русского монашества убедительно подтверждает жизненность его духовного опыта в осуществлении главной нравственной задачи, которая стоит перед человеком. «Посвящая всю свою жизнь служению Богу, – говорит Святейший Патриарх Пимен, – монахи служат примером доброделания» (256, 30). В этом смысле история монашества представляет огромный интерес для педагогики, поскольку история русского монашества есть, прежде всего, история успехов православного воспитания. Поэтому долг педагога, как пишет один из исследователей монашества, говорить «о нравственных и народолюбивых подвигах монахов, о тех подвигах, которые, выходя из узких границ личных интересов, широким потоком изливались из пустынных убежищ на обширную долину светского общества» (100, 88). Долг педагога – знать и уметь использовать этот богатейший ресурс русской педагогики. Педагогика старчества. История свидетельствует о том, что «периоды расцвета или оскудения духовной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли духовного руководства» (Амвр. Опт., с.3). Особенно большое значение духовное руководство приобрело в среде монашествующих. В своей высшей мере оно называется старчеством (123, 7). Если монашество – цвет христианства, то старчество – цвет монашества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|