Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы пастырского душепопечения на всех этапах жизненного пути человека. Непрерывность воспитания.




На основании творений святых отцов древнехристианской и Русской Православной Церкви в своих трудах схиархимандрит Иоанн (Маслов) раскрывает методы нравственного воспитания, методы пастырского душепопечения.

Методы пастырского душепопечения: непрерывность и постепенность.

Обязанность пастыря - учить и наставлять человека на всех этапах жизненного пути. Отец Иоанн раскрывает методы пастырского душепопечения на различных возрастных ступенях: младенчестве, отрочестве, юности, зрелом возрасте, старости, - выявляя, тем самым, непрерывность процесса воспитания как один из существенных его принципов.

Воспитание святые отцы учат начинать с детства, когда детская душа чиста и «удобовосприимчива» к Божественным истинам. Вместе с тем, учитывая общую наклонность природы человека к греху, необходимо пресечение этой наклонности также с детского возраста, пока грех не пустил еще свои корни в почву души ребенка.

Младенчество.

Говоря о младенчестве, отец Иоанн указывает, что очень многое в последующей жизни человека зависит от того, как он будет воспитан в детском возрасте. Он поясняет, что люди, будучи уже в зрелом возрасте, могут под действием каких-либо причин, внешних или внутренних, потерять веру в Бога. Но религиозные знания, запечатленные в детстве, все равно принесут положительный результат и помогут обрести веру. Такие люди, если захотят исправить свою жизнь, «удобно обретают» путь спасения. Кто же имеет неправильные, сбивчивые или ложные понятия о вере и христианской истине, или вообще не имеет их, тому трудно выбрать правильный путь (143, 353).

Отец Иоанн придает большое значение благодатным усилиям со стороны самого ребенка, тем религиозным навыкам, труду, в котором тот должен воспитываться в семье, так как в детстве легко воспринимаются навыки и традиции христианской жизни.

В своих работах он уделяет внимание и тому, чтобы мать научила ребенка с младенчества правильно налагать на себя крестное знамение, приводя слова св. Амвросия Оптинского: «Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому и необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением и особенно перед принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, перед выездом, перед выходом и перед входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамением не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный» (123, 141).

Пастырь должен советовать родителям читать детям Священную Историю и жития святых для ясного понимания цели их жизни, незаметно сея в детях семена страха Божия и христианской жизни. Особенно важно, с помощью Божией, суметь внушить детям, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от их нарушения.

Наставляя родителей в воспитании детей, священник побуждает их к тому, чтобы они учили своих детей с раннего возраста знать наизусть некоторые молитвы и избранные псалмы.

Пастырю необходимо обращать особое внимание на воспитание детей в страхе пред Богом. «Без внушения страха Божия, – пишет отец Иоанн, цитируя слова Амвросия Оптинского, – чем детей ни занимай, это не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни» (123, 135).

Главным для детей является заповедь: «чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». Эта заповедь учит почтению, покорности, сдержанности, исключает дерзость по отношению к родителям: «неуместные выходки, или вспышки перед родителями ни в коем случае не извинительны» (123, 138).

Чтобы в поведении детей не преобладали шалости, нужно следить за тем, чтобы они всегда были заняты чем-либо назидательным в соответствии с их способностями. Для укрепления здоровья, правильного духовного и телесного развития детей рекомендуется причащать их Святыми Таинами один раз в месяц.

Отец Иоанн указывает, что пастырю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Он ссылается на мнение преподобного Амвросия: «Если за детьми замечались какие-либо недостатки, то подходить к ним надо осторожно, не с крайней строгостью, а иногда обращаться к ним шутливым тоном, подбадривая: «через такие поступки не ударяй лицом в грязь» (123, 143).

Дети, достигшие семилетнего возраста, должны проходить церковное таинство исповеди. Их к этому нужно готовить. Необходимо, чтобы родители перед исповедью прочитали в домашних условиях детям заповеди Божии и объяснили их. Для детей младшего возраста перед исповедью особенно нужна священная обстановка.

Отрочество.

В отрочестве детям следует читать Катехизис. По словам преподобного Амвросия Оптинского, на мнение которого часто ссылается отец Иоанн, хотя Катехизис «сухая» наука, но его знать необходимо для правильного понимания догматов Православной Церкви (123, 142).

Пастырь должен обращать внимание родителей на то, что в отрочестве все обучение должно проходить постепенно: необходимо, чтобы дети были заняты в соответствии со своими силами. С другой стороны, они не должны быть в праздности, так как праздность и отсутствие страха Божия – корень всех зол и несчастий.

Домашнее обучение в вере должно чередоваться с обучением в школе, с домашними хозяйственными делами и своевременным хождением в церковь.

«Чем старше ребенок, тем более сложный характер приобретает процесс воспитания, особенно в тех случаях, когда в семье отсутствует религиозное начало в духе православного учения, в результате чего во взаимоотношениях между родителями и детьми нередко назревает или открыто проявляется конфликт. В таких семьях дети часто прибегают ко лжи, которая, как известно, омрачает жизнь, наступают душевные переживания, тревоги, печаль, уныние, а это, в свою очередь, иногда приводит к трагическим случаям» (ТЗ, 393).

Роль пастыря особенно важна в деле восстановления православного воспитания в семье, возвращении ребенка на правильный, спасительный путь.

Роль семьи в воспитании детей, советы женщине-матери.

Пастырю следует быть особенно внимательным, если родители имеют различное мировоззрение, от которого происходят разногласия в процессе воспитания в семье, что отрицательно сказывается на детях. Таким родителям пастырь должен советовать всегда избегать горячности, крайности, споров при детях по вопросам воспитания, так как дети не в состоянии судить о правости сторон отца или матери. Верующей матери, по словам отца Иоанна, нужно «успеть насадить» в сердцах детей страх Божий, тогда не страшны будут ни влияния времени, ни разногласия в вопросе воспитания (123, 126).

Учитывая индивидуальность характеров и взглядов родителей на воспитание детей, пастырю-учителю следует советовать женщине-матери подходить к супругу с вопросами воспитания только в спокойном духе, говорить то, что она найдет полезным смотря по обстоятельствам. При этом пастырю необходимо указывать на усердную молитву как на самое надежное и действенное средство воспитания. Если в семье есть совершеннолетние дети, которых уже коснулся яд неверия, и они заводят с матерью споры на антирелигиозные темы, то пастырь должен указать родителям, особенно матери, на необходимость тщательно оберегать от этого влияния других, меньших детей, избегая при них разногласий.

Если родители не находятся на высоте должного примера в деле воспитания детей, не имеют кротости, смирения и терпения, распаляются гневом и злобой друг на друга при детях, то пастырь-учитель должен непрестанно работать над исправлением их душевного устроения.

Пастырю и воспитателю следует постоянно напоминать родителям, что самым верным средством воспитания является их пример. Родители не должны ходить сами и не допускать детей, особенно маленьких, на неприличные зрелища, которые влияют на чувственность, не принося пользы для души. Родителям необходимо не допускать детей к чтению антирелигиозных книг и слушанию таких же разговоров, так как юный ум впечатлителен. Главное в таких случаях – усердно молиться за них о сохранении от соблазнов мира, поручая их Покрову Матери Божией. Необходимо следить за кругом чтения детей, так как некоторые литературные произведения развивают в детях и подростках чувственность, которая вытесняет религиозное благочестивое чувство. Надо стараться ограждать их от пустых развлечений.

Необходимо обращать внимание на одежду подростка, поощряя скромность, простоту и постоянство. Одежда с глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека. Одежда настраивает сознание человека на определенный лад: вещи бездушны, но оказывают влияние на состояние души, особенно неокрепшей.

Святые отцы указывают, что не следует опасаться, что у детей при хорошей памяти часто бывает недостаточное проявление религиозных чувств. Пастырю следует указать родителям на то, что услышанное от родителей и в храме, ребенок с детских лет будет хранить в уме и памяти. Впоследствии все накопленное может перейти в область сердца и зажечь его чувства.

Раскрывая психологию детей, отец Иоанн приводит слова преподобного Амвросия Оптинского: «в детстве вообще не у многих бывает истинное настоящее чувство, а большей частью оно проявляется в более зрелом возрасте, уже тогда, когда человек более начинает понимать и кое-что испытывает в жизни. Притом, избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному осуждению других, а недостаток и сухость невольно смиряют человека, когда он станет понимать это» (123, 127).

Отец Иоанн пишет, что пастырю следует предостеречь родителей и от другой крайности – избытка чувств и неправильного пользования знаниями, которые надмевают человека. Такие дети, не имея гармонии между знаниями и смирением, испытывают неудовлетворенность в жизни, не имеют мира и спокойствия душевного. «Если же только хорошо учиться, да при этом нерассудно гордиться, – дело никуда не годится»,– так говорил старец Амвросий, на мнение которого неоднократно ссылается отец Иоанн (123, 132).

В тех случаях, когда дети проявляют непослушание и несерьезность по отношению к своим занятиям, к ним нужен индивидуальный подход – в соответствии с обстоятельствами и настроением детей, призывая при этом помощь Божию. Раскрывая методы пастырского душепопечения о юных, отец Иоанн указывает на то, что, по мнению святителя Феофана Затворника, детский и особенно юношеский возраст являются самыми ответственными в жизни человека.

Юность.

«Юность кипит жизнью, – пишет св. Феофан. – Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн. Самая беспорядочность и порывистость движений опасна. К этому присоединяется жажда впечатлений, склонность к общению. Стихии юноши – развлечение, мечты, легкое чтение, жажда нового, разнообразия. Самый верх опасности для юноши от общения с другим полом... Какая надежная опора в этом случае?– Труд телесный и еще более умственный!» (143, 259).

Кроме этих опасностей, существуют еще две: «свое личное» постижение высоких истин и «светскость», которая вводит юношу и девушку в мир со всеми его соблазнами. Чтобы избежать этого, необходимо, чтобы пастырь, наставник подчинил юношу строгой дисциплине и научил во всем руководствоваться советом воспитателей. Отец Иоанн пишет, что святитель Феофан, заботясь о воспитании отроков и юношей, следующим образом определяет предмет воспитания: «Молитва с пением, частое хождение в церковь, навык к благочестию да будут предметом воспитания» (143, 259).

Преподобный Амвросий Оптинский достигшим семнадцатилетнего возраста советовал давать читать книги аскетического содержания: «Авву Дорофея» и «Лествицу». Он советует юным для сохранения благочестия использовать одно верное средство: «соблюдать жизнь по заповедям, а не по духу времени и модным обычаям человеческим, ибо только в заповедях человек найдет мир и успокоение своей жизни» (123, 134).

В юности особенно важно исполнение заповеди о почитании родителей. Нравственное почтение к родителям зиждется на соблюдении добрых навыков: «Юному возрасту, прежде всего, должно себя вразумлять хранением очей, обузданием языка и вообще благонравным и скромным поведением и обращением с другими, отражая от себя даже помыслы противозаконные и богопротивные, потому что люди смотрят только на лица, Бог же взирает на сердце, и от Него зависит наша участь как в настоящей, так и в будущей жизни» (123, 98).

Люди зрелого возраста.

Что касается окормления пастырем людей зрелого возраста (в какой-то мере в этом случае можно говорить об отношениях педагога и родителей), то и здесь отец Иоанн, опираясь на святоотеческую традицию, также дает ряд ценных советов.

В деле пастырского душепопечения о человеке любого возраста, а особенно зрелого, имеющего определенный духовный и жизненный опыт, важное значение имеет доверие (вера) пасомого к руководителю. Она – то живое связующее звено, через которое духовная сила от пастыря как бы переливается в окормляемого. В противном случае, говорит отец Иоанн, «без веры и от пророка пользы нельзя обрести» (123, 137). На основе доверия от человека требуется послушание наставнику.

Как учат святые отцы, спасение должно созидаться постепенно и состоять в развитии зачатков совершенства, которые заложены в природе человека. Это достигается путем отречения от своего «я» и самоукорением.

Пастырям необходимо развивать в своих духовных детях добродетель самоукорения, чтобы те научились за все себя укорять, внимать себе во всех жизненных обстоятельствах и не перекладывать своей вины на других. В теории пастырства самоукорению придается большое значение. В деле нравственного воспитания его ставят на первое место после откровения помыслов. Если человек научится во всем обвинять себя, то постепенно будет приходить к смирению и в его душе водворится мир.

Для достижения спасения людям зрелого возраста также необходимо благодарное перенесение скорбей. Раскрывая своим духовным детям значение и глубокий смысл всякого рода скорбей, лишений, трудов и искушений в воспитании сердца, в укреплении в вере, в созидании внутреннего человека пастыри призывают их к терпеливому и благодарному перенесению жизненных невзгод. Скорбям, переживаемым человеком, придается широкое воспитательное значение, в них видится Промысл Божий, направляющий человека к спасению. «Скорби – противоядие от страстей» (105, 251).

Пастырское душепопечение по отношению к людям зрелого возраста состоит также в том, чтобы научить человека не только верить и слушаться духовного руководителя, но и быть взаимным соучастником своего спасения, которое должно быть осуществляемо реально: вся пастырская деятельность направлена на воспитание внутреннего человека через практическую школу жизни.

Дело христианского спасения, сокровенной жизни в Боге – это дело не теории, а практики. Успех спасения достигается не иначе, как при обязательном условии внутреннего совершенствования. Вся жизнь истинного христианина – практическое выполнение Евангельского учения, которое может претвориться в действительность в любых условиях и мирянами, и теми, кто избрал монашеский путь. Евангельская теория должна быть пройдена практикой.

Семейные люди.

Пастырское душепопечение о семейных людях зрелого возраста должно постепенно возвышать их до уровня духовного совершенства. Метод душепопечения в этой области чисто практический. Не требуется от мирских семейных людей каких-либо крайних аскетических подвигов: удаления от мира, непрестанной молитвы, крайнего воздержания. Пастырю необходимо научить людей не привязываться всецело только к земному и тленному, вести жизнь свою благочестиво, что выражается в усердном выполнении заповедей и устава Церкви.

Отец Иоанн приводит пример пастырского душепопечения Оптинских старцев о семейных людях. Старцы постепенно отрешали человеческую мысль и сердце от привязанности к земному. Сначала, направляя людей на богомолье в обители, святые места, утверждали эту отрешенность, которая помогала великодушно переносить встречающиеся в жизни скорби. Далее воспитывали в человеке правильное понятие о телесных болезнях и скорбях, приучали к благотворению и любви к ближним и, наконец, при приближении человека к кончине, сосредоточивали его мысли и чувства на смертном часе, покаянии и исправлении.

Раскрывая особенности пастырского душепопечения о семейных людях, отец Иоанн приводит наставления святителя Феофана.

«Кто в семье живет, – учит св. Феофан, – тому и спасение – от семейных добродетелей». То есть и в обычной семейной обстановке должно ходить пред Богом. «Вы жалуетесь на хлопоты, развлекающие и не дающие помнить о Господе. Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы; не вообще только, а частно всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то, что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу... Через это при делании будете с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь. Если затем, в том же порядке исполните второе, третье дело и так до конца дня, то вот вы весь день с мыслью о Господе. А это ведь и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием».

В другом письме, затрагивая этот вопрос, епископ Феофан раскрывает, что есть мир и мирская жизнь. «Мнение, – пишет он, – будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски. Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Мир – страсти, люди, живущие исключительно по страстям, и совокупность обычаев и порядков жизни, придуманных для удовлетворения страстей... Жизнь семейная и гражданская не сама по себе есть мирская, а бывает такой, когда в порядки такой жизни втесняются страсти и удовлетворение их. На семейную и гражданскую жизнь есть заповеди. Если так завести эту жизнь, чтобы в ней господствовали заповеди с прогнанием всего страстного, тогда это будет не мирская, а святая жизнь, Богом благословенная» (ЛПБ, 266).

Наставления молодым супругам.

Схиархимандрит Иоанн выделяет особо наставления для молодых супругов о семейной жизни и сущности спасения на этом пути. «Брачная жизнь, – пишет святитель Феофан, – не затворяет двери в Царство Небесное, может не мешать и в духе совершенствоваться. Не во внешних порядках дело, а во внутренних расположениях, чувствах и стремлениях. Их и поревнуйте всадить в сердце. Читайте Евангелие и Апостол, и смотрите, как следует быть христианину настроено, и позаботьтесь так настроиться. Понемножку все придет и займет свое место. Главное – молитва. Она - барометр духовной жизни. Непрестанно надо с Господом быть, ибо без Него ни в чем успеха не будет» (143, 267).

В одном из писем святитель так наставляет замужнюю женщину: «Вы – жена, вы – мать, вы – хозяйка. Обязанности по всем этим частям изображены в посланиях Апостольских. Просмотрите их и возьмите на совесть исполнять их. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое от Бога, то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется» (143, 267).

Особенностью пастырского душепопечения о лицах зрелого возраста, живущих в миру, является постоянное напоминание о необходимости созидать свое спасение именно в мелочах будничной жизни. «Извольте себе записать в памяти, что с минуты пробуждения до минуты закрытия глаз ко сну, все время должно так вести дела, чтобы весь день представлял непрерывную цепь актов самоотвержения, и все Господа ради, пред лицом Его во славу Его. Акты самоотвержения не огромное что суть, а идут среди обычных дел житейских и состоят во внутренних решениях и поворотах воли. Они могут быть под всяким словом, взглядом, движением и под всякой мелочью. Отличительная их черта есть – не допускать самоугодия ни в большом, ни в малом, а во всем идти наперекор себе... Садитесь, например, на диван; приходит желание развалиться... – откажите и приведите члены в напряжение, в струнку. Подобно этому и во всем. Мелочь это, но из полушек рубль составляется... Главное, навыкши этому в мелочах, – и на большом тем охотнее будете так же делать», – пишет св. Феофан (143, 267).

По учению св. Феофана, не только спасения, но и «совершенства можно достигнуть среди семейной жизни... надо только страсти погашать и искоренять» (ЛПБ, 267).

Люди пожилого возраста.

Окормление людей пожилого возраста с их старческими немощами, которые обращаются к пастырю за духовной помощью, имеет свои особенности. Известно, что в этот период жизни наблюдается упадок душевных и физических сил. У старого человека организм дряхлеет, плохо сопротивляется болезням, память слабеет, и такие люди особенно нуждаются в заботе. В зависимости от индивидуальных особенностей, симптомы старости проявляются у одних рано (от физического, духовного или умственного перенапряжения, волнений, от беспорядочной жизни), а у других позже. Но, так или иначе, старость налагает свой характерный отпечаток на внешность человека и его внутренний склад. Пастырское попечение о душах таких людей, должно быть особенно серьезно. Здесь нужно проявлять кротость, терпение, снисходительность к их немощам и увещание с любовью. Особенно много стараний наставник должен приложить к наблюдению за их настроением, чтобы своевременно отвести от свойственных этому возрасту апатии и разочарований.

Если человека тяготит душевная и телесная немощь как постоянный спутник старости, то пастырю следует, не смущаясь, указать ему на то, что эти недуги являются спасительными. Для уврачевания немощей и приготовления души к смерти следует подать старому человеку совет начать готовиться к переходу души в иной мир.

При окормлении старых людей пастырю следует помнить, что при всех тяготах и неполной удовлетворенности жизнью человек не хочет уходить из этого мира. «Когда приближается смерть, в человеке может появиться неестественное ожесточение и отчаяние, иногда же и просто болезнь ума. Пастырю следует знать это и при необходимости объяснить пожилому человеку, что такое нежелание умереть при всех невзгодах земной жизни есть не что иное, как вложенная Богом потребность жить и жить, жить без конца». (ТЗ, 393) Эта потребность есть стремление к бесконечной жизни. Стремление к вечной жизни предопределено свыше. Бог возжег в человеке жизнь, которая, как искра Божия – никогда в нем не угаснет (146, 457). Пастырь святыми таинствами Церкви и увещаниями готовит человека к переходу в жизнь вечную, поддерживая его и наставляя (146, 399).

 

Анализ педагогических аспектов теории пастырства, изложенных в трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова), позволяет сделать ряд выводов, касающихся общих положений методов пастырского душепопечения.

1. «Главным в спасении человека во всех обстоятельствах и условиях, является жизненное выполнение им заповедей Божиих. В самом выполнении Евангельских заповедей – великая духовная сила: ими приобретается и умножается благодать Божия. Выше этого средства в приобретении душевного мира на земле нет» (ЛПБ, с.). Старец Амвросий Оптинский называет заповеди Божии «животворными», так как ими исправляется сердце человека.

2. Раскрывая общие истины для спасения людей, пастыри учат пасомых, что спасение созидается не в спокойной и довольной жизни, когда никто не мешает и ничто не беспокоит. Спасение, по словам Оптинского старца Амвросия, должно совершаться непременно деятельно, в среде людей, где человек, находясь в постоянном столкновении с обстоятельствами и разнообразными характерами, познает не чужие, а свои недостатки, немощи и страсти и через это познание смиряется (123, 78).

3. Познание своей немощи и греховности служит мерою духовного совершенства человека. Труд спасения совершается в деятельной борьбе с грехом при исполнении заповедей, где человек невольно видит свои немощи и приходит к смирению. Христианское смирение – основное религиозное чувство, без которого нельзя познать истины (123, 79).

4. Одними из главных методов пастырского душепопечения является непрерывность и постепенность. «Духовная жизнь должна быть подобна малому, но постоянно текущему ручейку» (123, 82).

5. По учению древних подвижников, причина мировых страданий не есть следствие ненормального социального порядка, не есть причина внешняя по отношению к человеку и человечеству, но внутренняя, духовная, психологическая. Человечество страдает потому, что в человеке содержится грех. Не будь греха, оно благоденствовало бы. Для того чтобы спастись, чтобы приблизить христианскую жизнь к желаемому идеалу, требуется очищение души от греха и укрепление в добродетелях путем духовной борьбы, путем воспитания внутреннего человека. По слову Христа, нужно прежде очистить внутренность чаши и блюда, и тогда внешность сама собой очистится.

Пастыри воспитывают внутреннего человека, его душу. Пастырское душепопечение основывается на учении святых отцов о том, что центр тяжести борьбы добра и зла находится в душе человека, поэтому задача пастыря – научить людей делу спасения, которое не зависит от обстоятельств.

6. Ни место, ни время, ни окружающая среда не могут препятствовать человеку идти к намеченной цели – спасению. Бывает, что, живя в самых неблагоприятных условиях, человек спасается, так как в этой обстановке он следит за собой, своим внутренним состоянием. Бывает, напротив, что при благоприятных условиях и обстоятельствах он расслабляется и предается беспечности. Все зависит от внутреннего устроения человека, его исканий, стремлений и труда над собой, а не от внешнего мира. Человек свободен, и потому он по собственному произволению может стать либо на сторону добра, либо на сторону зла (123).

7. Методы пастырского душепопечения разнообразны. Большинство из них сводится к искоренению присущих человеку страстей через исполнение заповедей и укоренение добродетелей. Наряду с индивидуальностью характера, пастырем, как уже отмечалось, учитывается духовное развитие обращающихся, их семейное, материальное и общественное положение, возраст, профессия. К основным методам пастырского душепопечения относятся совет и увещание.

8. Вместе с тем, главное в душепопечении, делает вывод отец Иоанн, – любовь, индивидуальный подход к душе. Пастырь не должен оскорблять пасомых, не должен отпугивать их излишней строгостью, требовательностью, обличением в грехах и угрозой скорбей.

Особенно важно в духовном руководстве – сознание пастырем своей ответственности перед Богом за врученные его попечению души и надежда на Его благую помощь (143, 381).

Такова общая картина методов пастырского душепопечения.

Учительство пастыря.

В заключительной главе «Лекций по пастырскому богословию», которая названа «Духовное и душевное пастырство (доброе и злое)», схиархимандрит Иоанн, обобщая святоотеческое наследие о пастырстве, раскрывает цель нравственного воспитания, указывает на руководящий принцип, заложенный в природе человека, показывает условия успешности воспитания, а также главное правило духовного возрастания. Он указывает на правильный способ воздействия на воспитанников, представляет основные положения и принципы воспитания применительно к пастырской деятельности, обобщает требования к пастырю и делает выводы, которые могут быть используемы современным педагогом и современной педагогикой в целом.

Как уже отмечалось, первая обязанность пастыря – учительство. «Идите, – говорит Господь Своим преемникам, – научите все народы». Что это значит? Схиархимандрит Иоанн разъясняет, что научить здесь означает дать духовным интересам человека преобладающее значение, раскрыть перед людьми, кто они, зачем призваны в мир и каков смысл человеческого бытия (143, 364).

Как учить? Отец Иоанн отвечает: «Пастырь должен учить людей словами, делами и даже своим молчанием. Ответственность за людей и страх Божий побуждают его усердно назидать учеников в своих поучениях и «учить не затем, чтоб только знали, но для того, чтоб и жили сообразно с учением». Движимый духовной связью с паствой, пастырь выступает то со словом назидания, то увещания и обличения» (143, 364).

«Для того чтобы заложить в глубине сердца слушателей сознание неотразимой правды учения, пастырю необходимы не только большие теоретические знания, но и собственная жизнь. Хотя пастырь говорит красноречиво, но если предписываемые им правила жизни не оправдываются его собственной жизнью, то слушатели не могут воспринимать его учения в строгом смысле и применить к себе. «Кто худо живет, – свидетельствует св. Григорий Богослов, – того обыкновенно презирают, а чью презирают жизнь, того презирают и проповедь». Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Или не учи, или нравами учи, иначе словами будешь призывать, а делами отгонять» (143, 364).

Схиархимандрит Иоанн определяет условие успешного восприятия и усвоения людьми нравственных норм и правил. «Истинный нравоучитель преподаваемое высокое учение сам усваивает органически, оно… становится его собственным цельным и ясным мировоззрением. Тогда его учение оказывает неотразимое влияние на слушателей» (143, 364).

«Если пастырь будет связан страстями и пороками, то и сам язык его будет связан. Его слова будут пустым звуком и «тщетным искусством». Сама порочная жизнь истощит его духовные силы и отнимет у него способность учить. Ибо для нравоучителя «никакой нет пользы стяжать лишь навык в научении и натореть язык в говорении, если он не будет учить более примером, чем словом» (143, 364).

Таким образом, отец Иоанн делает важный для педагогика вывод: порочная жизнь отнимает способность учить. (143, 364)

Схиархимандрит Иоанн указывает на руководящий принцип, заложенный в природе человека. Он «заключается в том факте, что человек состоит из души и тела, тесно связанных друг с другом, следовательно, согласовывая внутреннее с внешним, человек идет по пути, указанным Самим Создателем» (123, 140).

Каждый должен так устраивать свою жизнь, чтобы тело получало свое и дух возрастал, находясь в равновесии, в мире. Этот мир («Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам» – Ин. 14, 27) есть место, недосягаемое для лукавого» (143, 361).

Отец Иоанн учит, что злой дух, лжец и разбойник духовный, стремится, прежде всего, вывести человека из равновесия, «возмутить» его, «расстроить». Когда ему удается нарушить «кристальность вод» души, поднять ил с ее дна, чрез какое либо искушение или наваждение (чаще всего – чрез другого человека), тогда в этой «мутной воде» враг начинает «делать свой улов»: толкать человека, ослабленного страстью (гнева, похоти, зависти, стяжательности), на преступление, то есть на преслушание Закона Христова. И если человек молитвой и покаянием не порвет этой паутины, чрез некоторое время она сделается бечевкой, еще далее – веревкой, и, наконец, цепью, связующей всего человека. И «человек пригвождается, как каторжник, к тачке развоза зла по миру. Делается орудием лукавого. Рабство и сыновство Божие заменяет сперва рабством, а потом и сыновством лукавому» (143, 362).

Отец Иоанн вводит важное для педагогики правило воспитания, правило духовного возрастания, духовной борьбы. «Всякую страсть побеждать силою Христовой немедленно, как только зародилась она». (143, 362) Далее он поясняет.

Исцелить, изгнать совершенно мы ее не можем сразу, но можем все время загонять ее «на дно», чтобы там страсть умирала под действием вод благодати, а душа наша всегда была бы мирная, кристальная, любящая, благожелательная, бодрственная, духовно трезвая. Если на какой-либо стороне души намечается или происходит «прорыв», сейчас же все внимание сердца надо обратить туда и усилием («Царствие Божие берется усилием», – сказал Спаситель, указывая именно это Царствие Божие, которое на земле приобретается или теряется внутри человека), т.е. молитвенной борьбой надо восстановить мир сердца, души. Это есть трезвение духовное (143, 362).

Для духовно трезвого человека враг не страшен. Враг страшен и опасен лишь для сонливого, ленивого, расслабленного душой. Если будет человек столько же уделять заботы охранению души своей, сколько враг употребляет для ее погубления, то, конечно, он может быть спасен. В глубине мирного и свободного сердца своего, он даже посреди больших испытаний всегда услышит ободряющий голос: «Это Я – не бойтесь» (Мф. 14, 27) (143, 362).

Как важно, чтобы это правило воспитания усвоил каждый педагог, воспитатель и научил этому своих учеников. Если бы каждый следовал этому правилу, какой мирной и спокойной стала бы жизнь в каждой семье, в обществе в целом.

Священнику вверены самые души людей, за которыми он должен наблюдать и вести к спасению. Следовательно, необходимо не учить только, но и руководить - что значит «взять за руку и вести ко спасению», по словам святителя Феофана (143, 372).

«Пастырь есть духовный архитектор, строитель душ, созидатель из этих душ Божьего дома... Психология пастыря есть психология хозяина поля и сада. Каждый колос – душа человеческая. Каждый цветок – человек. Пастырь добрый знает свое хозяйство, понимает процессы жизни органической, умеет помочь этой жизни. Обходит каждое растение и прилагает к нему заботу. Дело пастыря есть обработка, подготовка почвы, кидание семян, орошение растений, выпалывание сорных трав, прививка добрых черенков деревьям-дичкам, поливание предохранительной жидкостью виноградных лоз, охранение плодов от воров и от птиц, наблюдение за созреванием, своевременное снятие плодов...» (143, 373).

Отец Иоанн указывает требования, предъявляемые к пастырю, к нравоучителю и необходимые условия успешности воспитания.

Пастырь как воспитатель должен:

– в душе каждого человека раздуть искру Божию, вызвать ее к жизни, к горению;

– всех принимать беспрепятственно: к пастырю должен быть легок приход человека всяких убеждений;

– быть беспристрастным ко всем людям: бедным и богатым, молодым и старым, красивым и безобразным. Во всех людях он должен видеть только их бессмертную душу;

– поставить себя в условия одинаковой близости ко всем, и всех поставить одинаково близко к себе.

Внутреннее условие успешности духовного руководства – священник должен быть духовно выше своей паствы (143, 359).

Отец Иоанн определяет три основных положения, необходимых для правильного духовного руководства, для истинного воспитания.

Воспитателю необходимо:

– уметь говорить непосредственно с «внутренним человеком» собеседника;

– пробуждать в человеке недовольство своим состоянием и стремление к совершенствованию;

– научить человека возвыситься над страстями (143, 374).

Отец Иоанн указывает на необходимость самоотречения и любви в деле нравственного воспитания людей. Одним из основных положений воспитания можно считать также его замечательные слова: «Только любовью можно постигнуть внутреннюю жизнь других людей и войти с ними в тесное духовное общение» (143, 16). По мысли отца Иоанна, сострадательная любовь к людям, дающая способность «переживать скорбь борьбы и радость о нравственном совершенствовании своих пасомых, выражает самую сущность пастырского духа» (143, 375).

В «Лекциях по пастырскому богословию» дан ответ на вопрос: какие свойства дают возможность пастырю как воспитателю понять духовные запросы людей? Искренность и сострадание к ближним (143, 376). По мысли отца Иоанна, истинный нравственный руководитель и духовный вождь носит в душе своей все то, чем внутренне живут его воспитанники, сливает их духовные нужды со своими, скорбит и радуется с ними, как отец с детьми своими» (143, 376).

Что является первым условием истинного пастырского душепопечения? «Скорбь о грехах пасомых, как о своих собственных, и забота о пасомых,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...