Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Настоятель Глинской пустыни игумен Филарет (Данилевский): пример старческого руководства.




Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский; 1777-1841) родился на Украине в семье казаков. До пострижения в монашество проходил разные послушания в Софрониевой пустыни. Здесь же был пострижен в монашество 1 декабря 1802 года, возведен в иеродиакона 8 февраля 1803 года, в иеромонаха 5 февраля 1806 года. Он был определен настоятелем в Глинскую Богородицкую пустынь 11 мая 1817 года.

Избрание иеромонаха Филарета настоятелем Глинской пустыни, во главе которой он стоял почти четверть века, согласно церковному преданию, совершилось по предуказанию Пресвятой Богородицы, Которая покровительствовала ему на протяжении всей его жизни. Этим объясняют и успех его настоятельствования, когда отец игумен за короткий срок сумел поднять духовно-нравственную жизнь братии и материальное благосостояние монастыря, не имевшего до этого часто самого необходимого: жилья, нужной одежды, пищи.

Уже через три года настоятельства отца Филарета епископ Курский и Белоградский Евгений (Казанцев), благоговейно относившийся к этой обители, писал обер-прокурору Святейшего Синода: «...Глинская обитель лучшая в Курской епархии» (137, 64).

Такая высокая оценка обители, ее широкая популярность среди народа стали возможны, во многом благодаря строгому общежительному Уставу, составленному игуменом Филаретом по чиноположению Святой Афонской Горы и введенному в монастырскую жизнь обители. Дело духовного воспитания иноков и приезжавших в обитель мирян богомудрый настоятель упрочил тем, что ввел в своей обители древний порядок иноческой жизни, отличающийся строгостью и точностью исполнения церковных правил. Он же учредил и особый порядок духовного руководства: Глинская пустынь стала одной из тех редких обителей, где старческое окормление было утверждено Уставом. Отец Филарет привел обитель в цветущее состояние через утверждение в ней старчества.

В деле старческого руководства отец Филарет особенно большое значение придавал ежедневному откровению помыслов учеников своему старцу, поскольку такое откровение является главным методом искоренения страстей. Кроме того, каждый инок имел старческое келейное правило, состоящее из молитв, поклонов – земных и поясных, чтения Евангелия, Апостола, Псалтири.

Широко известен игумен Филарет как автор книг и нотных изданий церковного содержания. Несколько изданий в дореволюционный период выдержала его книга «До и после пострига», состоящая из двух частей: «Поучение новоначальному перед постригом» и «Поучение новопостриженному монаху». Актуальна эта книга и в наши дни.

Перу игумена Филарета принадлежат также «Наставление о должности духовника, служащего инокиням», «Краткое изъяснение о явлении Пустынно-Глинской Чудотворной иконы», «Краткое описание Глинской пустыни», четыре Устава общежительных монастырей, «Наставления монашествующим» и др. Произведения, написанные старцем Филаретом, пользовались большой популярностью в России и за ее пределами.

Игумену Филарету приходилось вести большую деловую переписку, связанную с управлением монастырем, а также с благодетелями обители и духовными чадами. По свидетельству лично знавших его, из-под пера настоятеля Филарета в год выходило до семисот пятидесяти писем с богодухновенными наставлениями, как духовным, так и светским лицам (135, 111).

Под руководством отца Филарета именно в эти сложные в духовном отношении годы (игумен Филарет настоятельствовал с 1817 по 1841 гг.) сформировалось новое поколение опытных подвижников, многие из которых стяжали глубокое смирение, кротость, милосердие и получили от Бога духовные дары прозрения, исцеления, назидания ближних. Число таких подвижников возрастало из поколения в поколение. Такими подвижниками, помимо отца Филарета, были старцы Илиодор (Голованицкий), Феодот (Левченко), Архипп (Шестаков), Макарий (Шаров), Евфимий (Любимченко), Иннокентий (Степанов) и многие другие. Год от года увеличивалось число иноков, посланных из Глинской пустыни на настоятельские должности в другие обители.

Игумен Филарет был знаком с такими известными святителями, как высокопреосвященные Филарет Дроздов и Антоний Воронежский. Его знал по духу и питал к нему большую любовь преподобный Серафим Саровский. Отец Серафим просивших благословение на вступление в монастырь нередко отправлял к отцу Филарету, указывая на его обитель как на великую школу иноческой жизни. В свою очередь, и игумен Филарет глубоко почитал великого Саровского подвижника.

Игумен Филарет был лично известен императорам Александру I и Николаю I. Бывая в течение 1821-1825 гг. в Петербурге, он неоднократно выступал среди русского образованного общества и прославился как поборник православия, защитник святоотеческого учения и подвергавшихся нападкам устоев монашеской жизни.

Благополезные труды игумена Филарета на пользу Глинской пустыни не могли остаться незамеченными. За свою деятельность он был удостоен наград.

Однако не к земным почестям были направлены устремления отца Филарета. Сознание своего труда как труда ради Бога и Царицы Небесной было его самым большим утешением. Внешняя преобразовательная деятельность никогда не затмевала его заботы о духовном преуспеянии братии вверенной ему Богом обители.

О богоугодной жизни подвижника свидетельствует и тот факт, что он предсказал свою кончину. Когда эконом обители монах Иоанникий на страстной неделе спросил отца Филарета: «Ты, отче, верно, уж оставляешь нас?», – старец отвечал: «Нет, мы дождемся Пасхи Христовой, разговеемся, а там буди воля Господня» (125,78).

Последним его предсмертным завещанием было: «Имейте, братие, мир и любовь между собою, а я, если обрету у Господа дерзновение, то верую, яко обитель наша не оскудеет. Вы же сотворите любовь, поминайте меня отцом своим, аще аз и недостойный, и обрящете благодать от Бога» (137, 70).

Святость жизни игумена Филарета, его духовная сила передавались из поколения в поколение и с небывалой силой укрепили то влияние, которое оказывала в течение почти четырех веков Глинская обитель на развитие России, духовно-нравственную жизнь русского народа и на русское образование и культуру в целом.

Все русские старцы были глубочайшими знатоками сокровенных движений человеческих душ, опытнейшими врачевателями духовных и телесных недугов, мудрыми и любвеобильными наставниками. Они были настолько богаты духовным опытом, что к ним обращались многие не только простые люди, но и выдающиеся деятели современности, чтобы поучиться высшей науке – умению жить по-христиански.

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

1. Становление и развитие русской школы, российской науки и образования проходило под непосредственным влиянием и при непосредственном участии Русской Православной Церкви.

2. Пастырь, старец, русское духовенство в целом на протяжении веков являются активными субъектами воспитания русского человека и русского народа. За многие века пастырством и старчеством накоплены эффективные методы духовно-нравственного воспитания. Методы пастырского руководства оказали влияние на весь строй русской педагогики.

3. Русские монастыри на протяжении веков являлись в России центрами духовно-нравственного просвещения. Влияние монастырей проявлялось, прежде всего, в том, что воспитанное монастырем братство «незаметно изменяло направление ума», перестраивало весь духовно-нравственный строй души русского человека, пробуждало потребность в духовных началах (БТ,?), оказывало глубокое, обновляющее воздействие на русское общество. Мир стремился перенять уклад жизни подвижников. То, что открывалось его [мира] взору, учило его правилам нравственной жизни «не словом или языком, но делом и истиной» (БТ, 189). Влияние монастырей на народную нравственность, по словам известного историка П.В.Знаменского, ярче всего видно по тому аскетическому оттенку, который отмечается во всех проявлениях древнего русского благочестия (Знаменский, 118).

а. Монастырь научает человека не только тому, что является предметом познания, но и тому, как надо познавать истину (БТ, 189). Опытное переживание духовных сокровищ Православия в жизни лучших русских монастырей перерастало из системы основных положений учения о спасении в «саму структуру жизни», принципы этого учения переносились в уклад монастырской жизни (БТ, 188).

б. Монашество, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, доставляет «самые подробные, основательные, глубокие и высокие познания» в экспериментальной психологии; «деятельное, живое познание человека и Бога, насколько это познание доступно человеку» (АО 2, с.?).

в. Заветы «игумена Земли Русской», св. Сергия Радонежского хранить, прежде всего, православную веру, без которой немыслимо единство Отечества, хранить единомыслие и мир между собой, нелицемерную любовь и гостеприимство – остались важнейшими заветами для всей последующей духовной и государственной жизни русского общества (БТ, 189).

4. Русское старчество, монашество, методы и средства пастырского руководства заложили основы отношений «учитель-ученик» в системе русской школы, старцы и пастыри оказали огромное влияние на русское общество, явились связующим звеном между Русской Православной Церковью и народом.

5. Учение о спасении и русский аскетизм легли в основу концепции православного воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...