Глинская пустынь – центр духовного просвещения.
Каким же образом монастырь оказывал воспитывающее влияние на общество, на жизнь русских людей? Чтобы понять это, необходимо рассмотреть один из конкретных примеров. Остановимся на примере Глинского монастыря, подробно описанного в трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова). Он занимает особое место в ряду православных монастырей, являясь могучим центром духовного просвещения, той школой, в которой на протяжении веков получали духовное воспитание различные слои русского общества. Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой духовной жизни» (135, 9), архиепископ Ювеналий (Половцев) – «идеалом христианского богослужения и местом духовного подвига» (135, 181), митрополит Антоний (Храповицкий) «лучшей обителью», а Глинских старцев – «украшением монашества». Святитель Филарет (Дроздов) писал: «Глинская пустынь процветает благодатью». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II охарактеризовал Глинскую пустынь как монастырь «особой духовной судьбы и значения». (6, 101-102). Деятельность Глинской пустыни примечательна в различных аспектах: историческом, социально-экономическом, просветительском и других. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) посвятил ее описанию многочисленные статьи, а также фундаментальный труд, в котором подробно рассмотрел жизнь обители с момента ее образования до нашего времени - «Глинская пустынь: История обители» (135). Приложение к этому труду - «Глинский патерик» (137). Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Курской епархии возникла в начале 16 века на месте явления Пустынно-Глинской Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. К месту чудесного явления иконы стали во множестве стекаться люди не только из близлежащих селений, но и иноки, ставшие, по прошествии времени, первыми насельниками будущего монастыря. От святой иконы и от источника совершались многие исцеления, привлекая паломников со всех концов России. Глинская пустынь заняла одно из ведущих мест в духовной жизни Русского государства.
О жизни пустыни в 16-17 веках известно немного, поскольку в 1769 году во время пожара сгорел весь архив монастыря. Исторические документы свидетелсьвтуют, что в середине 17 века Глинская пустынь была присоединена к Путивльскому Молченскому монастырю, и лишь в 1764 году монастырь получил полную самостоятельность. В 19 веке Глинская пустынь совместно с Оптиной «определяла духовное возрождение русского народа», о чем свидетельствуют материалы поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего в 1988 году (4, 9). После Октябрьских событий пустынь в 1922 году закрыли. Она была открыта лишь в военные годы (1942) и вплоть до второго закрытия, в 1961 году, Глинская пустынь продолжала оставаться центром духовного просвещения. Как уже отмечалось, с самого начала своего возникновения Глинская пустынь занимала особое место среди духовных обителей. Она славилась строгостью истинно подвижнического устава, высотой духовной жизни своих насельников, особой силой религиозно-нравственного воздействия на народ. Особое положение монастыря объяснялось также процветавшим в нем старчеством: это была одна из тех редких обителей, где старчество было утверждено уставом. Сущность старчества, заключается в том, что из среды братии избирается один опытный в духовно-аскетической жизни инок, обладающий даром рассуждения, который ставится руководителем, духовным отцом, старцем всей монашеской общины. «Во всякое время к нему добровольно идут ученики, раскрывая перед ним свою душу, помыслы, желания и поступки, испрашивая его советов и благословения. Они полностью отказываются от своей воли ради исполнения всеблагой Божьей воли, беспрекословно, без размышлений повинуясь старцу и выполняя все его указания как откровения Божьей воли. Такое старческое окормление помогает в борьбе со страстями, подкрепляет в минуты уныния, малодушия и сомнения, служит защитой, покровом от внешних и внутренних бурь» (122, 7).
Благодаря старческому окормлению, в Глинской пустыни воспитался целый сонм выдающихся подвижников. Они были удостоены таких даров святого Духа, как прозрение, исцеление, чудотворение и других. Многие воспитанники монастыря за высоту духовной жизни избирались на начальствующие должности в другие монастыри для утверждения там истинно монашеского жития. Только в конце 19 – начале 20 вв. более пятидесяти Глинских иноков были назначены настоятелями в другие обители. Из Глинского братства вышли также известные миссионеры. В частности, известный апостол Алтая архимандрит Макарий (Глухарев), просветитель Америки – архимандрит Иларион, крестивший более 4 000 индейцев на реке Квихпаке, благочинный православных приходов во Франции – архимандрит Иродион и многие другие. Жизнеописания только наиболее известных Глинских подвижников составляют трехтомный Глинский патерик (137). Что же способствовало их формированию? Отличительные особенности устава богослужения и всего аскетического духовного строя жизни Глинской пустыни отмечали многие исследователи. В обители строго соблюдался устав, богослужения начинались в полночь, ни у кого не было никакой собственности, братия сама исполняла всю черную работу. Женщинам вход везде, кроме храма, был воспрещен, с родственниками можно было видеться только в гостинице и только по благословению настоятеля, в кельях монахам не разрешалось никого принимать. Глинский устав, составленный по образцу Афонского, был впоследствии полностью или частично заимствован многими русскими монастырями. Все это создавало условия для внутреннего совершенствования иноков. Поэтому многие из них не довольствовались исполнением трех обычных монашеских обетов: нестяжательства, целомудрия и послушания, – а брали на себя дополнительные обеты (обет отшельничества, особого постничества, молчальничества, юродства во Христе и др.), направленные на укрепление духовной воли, на возвышение христианского духа.
Таким образом, главное внимание в Глинской пустыни обращалось на духовное воспитание монашествующих, на их нравственную поддержку. О духовных успехах братии, о возрастании духовной жизни братства свидетельствует стремление других подвижников попасть в эту обитель. Неслучайно поэтому год от года возрастало число почитателей монастыря, ширилось его влияние на народ. Упрочение духовных начал жизни монастыря, подкрепленное сложившимися за века традициями, не могло не сказаться на всех сторонах его деятельности – не только внутренней, аскетической, но и внешней, той, что связана с внешним миром. Иноки обители становились проводниками в жизнь христианских нравственных требований, служили и духовным, и материальным нуждам русского народа. Рассмотрим это на конкретных примерах. Глинская пустынь известна своей благотворительностью. Ежегодно обитель принимала более шестидесяти тысяч паломников. Все получали здесь бесплатное питание, жилье, обувь, одежду, лечение. При пустыни монахи устроили образцовую больницу и аптеку. Больница Глинской пустыни была лучшей в Курской губернии. В Доме трудолюбия при Глинской пустыни обучалось ста восьмидесяти мальчиков, преимущественно из бедных сирот. Известна деятельность Глинской пустыни и в борьбе с сектами. Она велась путем проповедей. Проповеднический кружок, состоящий примерно из тридцати человек, проповедовал Слово Божие постоянно и планомерно. Бесплатно раздавались образки, крестики, книги, листки, что также служило духовному укреплению приходящих в обитель. Глинская пустынь славилась обширной библиотекой, которая систематически пополнялась. Здесь были собраны книги Священного Писания и творения святых отцов. Работали миссионерские курсы, на которых читали лекции епархиальные миссионеры. Значительна социально-экономическая деятельность Глинской пустыни. Хлебопашество, пчеловодство рыбная ловля, заготовки строевого леса, прядильные и свечные ремесла – все это процветало в монастыре, позволяя не только обеспечивать братию одеждой и трапезой, но и оказывать материальную помощь жителям ближайших селений и богомольцам.
Таким образом, крестьяне получали от насельников обители не только духовную, но и материальную, хозяйственную помощь. Глинская пустынь была средоточием патриотического воспитания народа. В годы первой мировой войны (1914-1918) духовная помощь насельников Глинской пустыни выражалась в их усердной молитве о даровании победы, здравии русских воинов, а также в заупокойных молитвах. Монахи разъясняли народу позицию Церкви по отношению к войне, приводили примеры, свидетельствующие о высоте служения христолюбивых воинов, ценой своей жизни защищавших святую веру и Отечество. Пробуждая патриотическое сознание народа, Глинские старцы напоминали об истинном смысле человеческой жизни – спасении души. Говоря о педагогическом значении Глинской пустыни, следует отметить, что ее история, традиции, уклад монастырской жизни, высота нравственного строя способствовали созданию целостной педагогической системы, которую можно назвать системой непрерывного православного образования и воспитания. Глинские подвижники создавали школы и училища, разрабатывали учебные программы и методики преподавания, проводили курсы обучения для педагогов. Так постепенно сложилась Глинская педагогическая школа. Необходимо сказать и о созданной Глинскими старцами медицинской школе, куда входили больницы, аптеки, лазареты, школе хозяйственной (агрономической, промышленной), школе книгоиздания, библиотечного дела, миссионерства. Глинская пустынь заняла особое место в истории и культуре России по силе своего религиозно-нравственного воздействия на русский народ. Глинские старцы оказали огромное влияние не только на иноков, но и на все слои общества – это обитель поистине стала для Русской Земли центром духовного просвещения, «школой Христовой».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|