Методы старческого руководства в деятельности настоятеля Глинской пустыни отца Иоанникия (в монашестве Исаии).
Рассмотрим жизнеописание великого старца, настоятеля Глинской пустыни схиархимандрита Иоанникия (1842-1912), в деятельности которого ярко раскрываются методы старческого руководства [Текст излагается по книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинский патерик», с.?]. Схиархимандрит Иоанникий (Иоанн Гомолко), в монашестве Исаия, родился в 1842 году в семье обер-офицера. С детства воспитанный в страхе Божием, он отличался сосредоточенностью и самоуглублением. После окончания Гомельского уездного училища в 1865 году Иоанн поступил в Глинскую пустынь. Отсекая во всем свою волю, он предал себя в полное послушание старцам. Нелегко человеческой душе, поврежденной грехом, приобрести внимание. Много потрудился молодой подвижник для стяжания этой добродетели. Отличительными чертами его духовной жизни стали внутренняя собранность, внимание к каждому движению души, хранение ума, без которого истинное подвижничество невозможно. Внутреннее преуспеяние привело и к внешнему. В 1874 году Иоанн был пострижен в монашество с именем Исаия, в 1880 году - рукоположен в иеродиакона, в 1884 – в иеромонаха. В 1888 году большинством голосов монашествующей братии он был избран на должность настоятеля обители и возведен в сан игумена. В должности настоятеля отец Исаия много потрудился для благоустройства и процветания обители, как внешнего, так и внутреннего ее облагораживания. Его стараниями были устроены теплый храм и четыре домовые церкви. По благословению отца Исаии был выстроен также каменный корпус для братии и два деревянных корпуса для приема богомольцев. Благоустроил отец Исаия и больницу Глинской пустыни, которая в годы его настоятельства стала лучшей в епархии.
Отец Исаия ввел в Глинской пустыни много новых послушаний. Для их исполнения монахами в обители были организованы мастерские живописцев, позолотчиков, коверщиков, ложечников, резчиков по дереву, переплетчиков, токарей, корзинщиков и другие. При нем в пустыни процветали садоводство, огородничество, пчеловодство и рыбоводство. Эти послушания, с одной стороны, давали средства на содержание обители, а с другой – предоставляли возможность послушникам закалить себя в труде, научиться терпению. Вместе с тем, отец Исаия заботился об облегчении труда иноков. Например, мойка белья была устроена в отдельном корпусе со всеми новейшими для того времени приспособлениями. От самого же настоятеля требовалось много знаний, труда и умения в деле руководства всем этим множеством ремесел (137, 372). Настоятель устроил при обители Дом трудолюбия для обучения детей-сирот. Заботясь о просвещении народа, отец Исаия в 1891 году организовал в Глинской пустыни издание религиозно-нравственных книг и листков. Литература, издаваемая монастырем, имела огромное значение в деле воспитания человека и спасения его души. Благодаря трудам отца Исаии, Глинская пустынь стала также инициатором миссионерской деятельности в Курской епархии. В 1908 году в целях борьбы с сектантскими лжеучениями, появившимися в епархии, в Глинской пустыни был открыт миссионерский кружок во имя святого апостола Иоанна Богослова. В обязанности членов кружка входило ежедневное чтение поучений в храмах, среди народа в гостиницах, столовых, на монастырских дворах. Эта деятельность велась под непосредственным руководством и наблюдением отца настоятеля. Вместе с тем, среди этих многогранных трудов основной заботой настоятеля было созидание правильной духовной жизни братии, и здесь большое внимание он уделял «бодрствованию каждого инока над своей душой». Сам отец Исаия, несмотря на множество забот, не только не терял своей внутренней собранности, но и преуспел в трезвении (внутреннем внимании).
Преподобный Симеон Новый Богослов называет трезвение «основным духовным деланием» и говорит, что святые отцы, преимущественно упражняясь в нем, «сподобились получать божественные дарования» (325, 186). Святые отцы называли трезвение по-разному. «Это делание, – пишет преподобный Симеон, – некоторые из отцов называли вниманием, иные - трезвением и противоречием [помыслам], [иные] - хранением ума... Одним словом, кто не внимает себе и не хранит ума своего, тот не может сделаться чист сердцем, чтобы сподобиться зреть Бога» (325, 186-187). Внимание, трезвение было заповедано христианам еще святыми апостолами как необходимое «предохранительное средство» против врагов спасения. «Трезвитесь, бодрствуйте…», - призывает апостол Петр (1 Петр. 5, 8). Таким образом, внимание (трезвение), как очевидно из сказанного, – главное средство борьбы против греховных помыслов, которые являются одним из основных препятствий к достижению подлинной духовно-нравственной жизни, жизни во Христе. По словам преподобного Симеона Нового Богослова, «греховные помыслы – это стена, отделяющая человека от Бога, а освобождение от них является разрушением этой преграды и открывает возможности общения с Богом» (137, 375). Схиархимандрит Иоанн (Маслов) на примере жизни и деятельности отца Исаии раскрывает методы борьбы с греховными мыслями. Он пишет, что отец Исаия подробно раскрывал братии святоотеческое учение о греховных помыслах и о средствах борьбы с ними. Его святая жизнь и наставления ярко свидетельствовали о том, что сам он глубоко, опытно постиг это учение. Старец Исаия поучал братию непрестанно работать над своим сердцем и умом, помнить, что человек постоянно ходит среди сетей врага. Часто монахи, принимая от него благословение, получали и наставление: «Будь внимателен!». Эти энергичные слова настоятеля сообщали им бодрость духа. Внимание к помыслам отец Исаия уподоблял «мысленной мастерской», в которой «страстная жизнь переделывается в бесстрастную». Он призывал всех «стяжать внимание к своей душе», как предлагали святые отцы, приводил их слова: «Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то помыслы его собираются» (268, 226).
Игумен Исаия учил, что со вниманием соединено, составляя как бы единое средство, немедленное отвержение приражающихся греховных помыслов. Поставив ум во внимательное состояние, человек должен бдительно смотреть на нападающие помыслы и отвергать их при самом появлении, не принимая их и не давая им проникнуть в сердце. Старец указывал, что внимание относится не только к области ума, но вообще ко всему человеческому существу. Бодрственное состояние души и тела требует от христианина как хранения ума, так и хранения чувств, которые, по невнимательности, бывают проводниками греховных помыслов. Отец Исаия говорил: «Если ум не обуздывает чувств, то глаза всюду разбегаются от любопытства, уши любят слушать суетное, уста становятся неудержимыми». Такой человек не в состоянии сохранить Божественные заповеди и исполнять иноческие обеты. Поэтому святые отцы учат: «Усиленно обуздывай органы чувств твоих: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание – и преуспеешь благодатью Христовой» (268, 207). Богомудрый авва учил братию быть особенно внимательными во время бесед. Сдержанность в разговоре и бдительное отношение к высказываемым словам являются необходимым условием для успешной борьбы со смущающими помыслами, так как высказанные неуместные и часто худые слова ослабляют собранность ума и расточают духовное сокровище, которое собирается постепенно духовным деланием. Для стяжания добродетели внимания отец Исаия особенно призывал братию везде хранить молчание и подвизаться в воздержании, в том числе, в воздержании в пище. Кроме чувств, отец Исаия указывал братии на необходимость хранить и память, которая по невнимательности через воспоминания способствует возникновению греховных помыслов. Память, по словам св. Григория Синаита, расстроившись преслушанием, склонна больше удерживать лукавые и пагубные помыслы, чем помыслы об истинном и должном (Добротолюбие, т. 6. с. 413). Греховные помыслы, возникающие от воспоминаний, приносят большой вред, так как расслабляют наше сердце. Ум также теряет свою собранность и отвлекается ими от Бога.
Богомудрый настоятель, отец Исаия, учил с трезвением соединять и другое средство борьбы с помыслами – молитву. По учению святых отцов, внимание и молитва должны находиться в теснейшем единении. «Внимание так должно быть связуемо и неразлучно с молитвой, – пишет преподобный Симеон Новый Богослов, - как связаны и неразлучны тело с душой» (325, 179). Преподобный Филофей Синайский учит: «С трезвением сочетай молитву, и будет трезвение усиливать молитву, а молитва трезвение» (Добротолюбие, т. 6, с. 413). Молитва очищает ум. По словам св. Григория Синаита, она должна совершаться не только устами, но и умом, ибо нет пользы, «если христианин творит молитву, а ум его кружится» (Там же, т. 6, с. 249); молитва делается слабой, если человек увлекается помыслами. Отец Исаия говорил, что в борьбе с греховными помыслами, в первую очередь, требуется деятельность ума; если же ум наш не проявляет должной ревности, то от помыслов избавиться мы не можем. Совершая молитву, необходимо осенять себя крестным знамением. Крестное знамение – одно из действенных средств борьбы с греховными помыслами. Знамение креста, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, «имеет долг совершать» всякий христианин «со страхом и трепетом, с благоговением и вниманием», так как «через благоговейное изображение крестного знамения мы получаем силу и помощь от Бога» (325, 27). От света благодатных лучей, исходящих от креста, «рассеивается тьма греховная». Святые отцы опытно познали и учат, что «крест дает душе крепость, силу, смысл и божественную мудрость» (325, 26). Поэтому они предлагают ограждать себя крестным знамением «при волнении страстей и появлении греховных помыслов» (325, 26). Игумен Исаия призывал иноков внимательно читать и изучать Божественное Писание, ибо Слово Божие также помогает бороться с греховными помыслами. Св. Максим Исповедник говорит, что Слово Божие есть свет и огонь, поскольку освещает естественные помыслы и попаляет неестественные, т.е. греховные (Добротолюбие, т. 3, с. 266). Через поучение в Божественном Писании христианин приходит в состояние страха Божия и трезвения (там же, с.143). Придавая большое значение в деле совершенствования иноков изучению творений святых отцов, отец Исаия собрал прекрасную библиотеку из аскетических и духовно-нравственных книг. Если в 1894 году в библиотеке пустыни было лишь 345 книг, то в 1910 – уже около 1350. Необходимым средством борьбы с греховными помыслами мудрый настоятель считал также покаяние и исповедание помыслов духовному отцу. Для достижения сердечной чистоты, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, кроме добронравия, благих расположений и хранения совести, необходимо «всегдашнее исповедание сокровенных помыслов сердца» (325, 27).
Особенно сильным и спасительным средством искоренения греховных помыслов служит, по учению святых отцов, причащение Святых Христовых Тайн. «Ничто столько не содействует и не способствует к очищению души, к просвещению ума и освящению тела, и обоих божественнейшему изменению, еще же и к отражению страстей и бесов, как причащение Святых, пречистых, бессмертных и животворящих Тайн – Самого честного Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Добротолюбие, т.5, с. 442-443). Такими средствами отец Исаия, опираясь на святоотеческое учение, учил бороться с греховными помыслами и возрастать в духовной жизни. Настоятель ревностно следил за всем в монастыре и не оставлял без внимания ни малейшей погрешности братии, так как знал, что без контроля - как внутреннего, так и внешнего - трудно человеку спастись. Если кто-либо из братии не достоял Божественной службы, или нерадиво что-то сделал, или разбил, или оскорбил чем-то брата, или сказал лишнее слово, или засмеялся, или некротко и несмиренно ходил, или не слушал за трапезой душеполезного чтения, или взроптал по поводу пищи, или смотрел с любопытством по сторонам – за все это и за другие, еще и меньшие, провинности инок должен был дать ответ настоятелю. Безусловно, исправление малейших погрешностей иноков, возведение их на самую высоту монашеских подвигов потребовали от настоятеля огромных трудов. За свои труды он был признан «строгим ревнителем правил церковных и жизни иноческой» (40, 92.). Известно, что некоторые из монашеской братии даже роптали на него за строгость. Но он заботился только о том, чтобы «деятельность свою сделать угодной Богу». Впоследствии и недовольные были ему благодарны (137, 375-377). За свою подвижническую жизнь отец Исаия был удостоен многих наград. В 1906 году он был пострижен в схиму с именем Иоанникий. В 1912 году вокруг Глинской пустыни был сильный весенний разлив рек. Старец вышел из монастыря, перекрестил воду и на глазах у всех пошел по ней как посуху. Дальнейшая судьба старца неизвестна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|