Преподобный Амвросий Оптинский – учитель высшей науки: жить по-христиански.
Преподобный Амвросий Оптинский-учитель высшей науки: жить по-христиански. Далее материал излагается по книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие». «Великий старец Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился 6 декабря (23 ноября старого стиля) 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Именем Александр он был назван в честь святого благоверного князя Александра Невского. Его отец –Михаил Федорович - был дьяконом, мать – Марфа Николаевна – занималась воспитанием детей, которых в семье было восемь человек. В семье жили также дед и бабушка. Родители Александра, его дед и бабушка были людьми глубоко религиозными, благочестивыми, что находило отражение в укладе семейной жизни. О своей матери старец впоследствии всегда говорил, что она была святой жизни. Обладающий живым воображением, Александр рос веселым и резвым ребенком, он любил сельское приволье, шумные игры. Вместе с тем, воспитание Александра, как и всех детей, было строго религиозным. Юному отроку прививали любовь к чтению слова Божия, которое было основой жизни этой благочестивой семьи. На все праздники отец брал мальчика с собой в церковь, где он вместе с родителем читал и пел на клиросе, что ему очень нравилось. Когда Александру исполнилось двенадцать лет, родители определили его в первый класс Тамбовского духовного училища. После его окончания в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Благодаря природной одаренности, и в училище, и в семинарии Александр Гренков учился очень хорошо. Один из его «однокашников» впоследствии вспоминал: «Бывало, твердишь-твердишь заданные уроки. Гренков же мало занимается. А придет в класс, станет отвечать… как по писаному, лучше всех».
В годы учебы больше всего Александр любил богословские, исторические и словесные науки. Священное Писание, духовно-нравственное чтение, а также церковная служба были особенно дороги сердцу благочестивого юноши. Именно в это время было заложено основание того глубокого и широкого изучения слова Божия и святоотеческих творений, которым так отличался старец в своей последующей жизни. В семинарии Александр был душой общества, все любили его за веселость и доброту. При этом он всегда сохранял нравственную чистоту и скромность, внутреннюю собранность духа и глубокое религиозное чувство, что, несомненно, привлекало к нему сердца всех, с кем он общался. Даровитый юноша любил поэзию и даже пытался сочинять стихи. Впоследствии это отразилось на особенностях его старческого окормления. Не став поэтом, отец Амвросий любил наставлять своих слушателей поучениями в рифму. Глядя на молодого юношу, который, обладая живым характером, веселостью и общительностью, любил веселое общество, музыку, пение, помышлял о поступлении на военную службу, кто бы мог предположить, что он станет монахом? Но, как известно, «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23). Некоторые из тех, кто знал его, провидели в Александре будущего инока, замечали особые качества, которые определили его духовные устремления, монашеский путь. В те годы сам Александр не отдавал еще себе ясного отчета в своем жизненном призвании. Однако за год до окончания семинарии он очень серьезно заболел. Когда никто уже не надеялся, что он выздоровеет, Александр дал обещание Богу, что если это случится, то он непременно пойдет в монастырь. До этого Александр никогда не думал о монастыре, а тут вдруг дал обет стать монахом. По-видимому, это решение было предначертано всеми обстоятельствами его жизни, благочестивым настроением его души. Недоставало только подходящего случая, чтобы оно ясно проявилось в его сознании. И такой случай представился.
Юноша выздоровел. Однако сразу исполнить обет он не имел возможности. Вместе с тем, год, проведенный в привычном товарищеском кругу, среди привычных забот и настроений ослабил его желание уйти в монастырь. После окончания семинарии в 1836 году Александр не решился постричься в монахи, в его душе происходила острая борьба между принятым решением и страхом порвать связь с привычным укладом жизни. Совесть постоянно обличала его за неисполнение данного Богу обета, но он не находил в себе мужества встать на путь монашества. Перед двадцатитрехлетнем юношей открылось сразу несколько дорог. Он мог пойти в университет или в Академию – высшую духовную школу, мог стать священником и отдаться пастырской деятельности. В это время один помещик предложил Александру стать учителем его детей, и юноша с радостью согласился. Двухлетнее пребывание в доме помещика имело большое значение для будущей деятельности старца как духовного руководителя не только монашествующих, но и мирян, так как значительно расширило его жизненный опыт. Здесь у него начинает проявляться заботливое попечение о людях и умение направлять их волю в сторону добра. В 1838 году Александр Михайлович Гренков занимает место преподавателя в Липецком духовном училище. На этом поприще он проявляет себя как добрый и одновременно строгий наставник. Он очень любил свое преподавательское дело, к нему были искренне расположены сослуживцы. Казалось, жизнь его протекала ровно и безмятежно. Вместе с тем, внутренний голос не давал ему покоя, внутренний голос упрекал его за пустое времяпрепровождение, все мучительнее становились укоры совести за неисполненный обет. Впоследствии сам старец так вспоминал об этом времени: «После выздоровления я все не решался сразу покончить с миром.… Мучился целых четыре года». Облегчение от этого мучения Александр находил в молитве. Перед иконой Божией Матери «Тамбовской» - родительским благословением - он подолгу молил Небесную Утешительницу управить путь его жизни. Такая уединенная пламенная молитва укрепляла в душе молодого человека чувство глубокой любви к Богу. Реальное ощущение близости Божией все более овладевало его сердцем.
Но и после этого Александр все еще медлил исполнить свое обещание. Его волновал вопрос, пригоден ли он для избираемого пути. Скрывая от всех свое душевное состояние, он ожидал определенного указания свыше, от Господа. Поддержку в пользу своего выбора он нашел в лице Троекуровского затворника Иллариона, которого он посетил в 1839 году. Старец Илларион ласково принял его, внимательно выслушал и сказал: «Иди в Оптину. Ты там нужен». Окончательный выбор между миром и монастырем Александр сделал осенью 1839 года. Тайно он покинул Липецк и направился в Оптину пустынь, куда прибыл 8 октября. Духовный руководитель оптинской братии старец схиархимандрит Лев принял Александра с любовью. Вначале старец не очень понравился Александру: «Сидит на кровати, сам тучный, и все шутит и смеется с окружающим его народом». Но вскоре ему представилась возможность убедиться в громадном духовном опыте и святости жизни отца Льва. Пришел к старцу скитский иеромонах Иоанн, которого только что постригли в схиму. Зайдя в келью, схимник поклонился старцу в ноги и стал говорить: «Вот, батюшка, я сшил себе новый подрясник, благословите носить его!». Старец отвечал: «Разве так делают? Прежде благословляются сшить, а потом носят. Теперь же, когда уже сшил, носи – не рубить же его». С этой минуты Александр полюбил старца, открыл ему свою душу и просил совета, с трепетом ожидая своей участи. Старец, выслушав молодого человека со вниманием и участием, благословил его остаться в монастыре. Александр ежедневно посещал старца, слушал его наставления, а в свободное время по его поручению переводил с новогреческого языка рукопись «Грешных спасение». Работа над этой книгой принесла ему много пользы, она познакомила его с наукой о духовной жизни, ввела в область невидимой брани со страстями. После окончания «бумажных дел», связанных с освобождением от должности учителя и определением в монастырь, 2 апреля 1840 года Александр Михайлович Гренков был зачислен в число братства Оптиной пустыни.
По получении приказа о зачислении Александру назначают послушание. Некоторое время он был келейником у старца Льва и чтецом (вычитывал в положенное время для старца молитвенное правило, так как тот, по слабости телесных сил, не мог ходить в храм). Затем новый послушник был в хлебне, варил дрожжи, пек булки. Через год его опять взяли в келейники. Исполняя обязанности келейника, Александр имел возможности часто посещать старца, к которому он относился со всей искренностью. Видя это, старец Лев возлюбил его. Но чтобы воспитать в начинающем послушнике безгневие, смирение и терпение, он умышленно делал ему несправедливые выговоры, гневно кричал на него. В ноябре 1840 года послушник Александр Гренков переводится из монастыря в скит, где он прожил около пятидесяти лет. Несомненно, что стремление молодого учителя к строгой духовной жизни было сразу же по его приезде в монастырь отмечено старцами Львом и Макарием. Они находили, что ему полезнее жить в более безмолвном месте под непосредственным наблюдением старца Макария. Но и после перехода в скит он продолжал ради душевной пользы ходить к старцу Льву. Как уже отмечалось, свое первое послушание Александр нес на кухне. Черная и трудная работа не смутила бывшего преподавателя духовного училища. Уже поняв цену беспрекословного послушания богомудрым старцам, он со смирением принял их указание. И впоследствии, из жизнеописаний старца Амвросия видно, что он ни разу не смутился низким послушанием. По совету старцев в это время Александр старался более внимать себе, избегал близких знакомств, приучался к внутренней молитве везде и во всякое время. Александр имел возможность постоянного общения со старцем Макарием, что очень поддерживало и радовало его душу. К старцу – по послушанию - ему приходилось ходить каждый день. При этих посещениях молодой послушник рассказывал старцу о своем душевном состоянии, выслушивал его советы. Поэтому жизнь Александра протекала без бурь и жестокой борьбы. Если и были искушения, то благодаря своевременной исповеди и мудрым советам отца Макария они легко побеждались, и в душе послушника восстанавливались мир и спокойствие. Мудрые старцы Оптиной пустыни Лев и Макарий старались привить братии монастыря терпения и изыскивали для этого подходящие случаи. Так они поступали и по отношению к послушнику Александру. Однажды, в присутствии многочисленного народа, на голову Александра старец Лев надел шапку одной монахини. В другой раз старец грозно отчитал его в присутствии его лучших друзей по духовному училищу, назвав самочинником и самовольником. Иногда старец не обращался к нему даже по имени, а называл «Химерой».
В это время Александр уже твердо стал на монашеский путь, стремясь во всем отсекать свою волю и раздражение. «Таким-то горьким опытом, такою-то дорогой, кровавой ценой, - пишет один из монахов Оптиной пустыни архимандрит Агапит, - отец Александр приобретал добродетель смирения, закалялся в терпении». Эти испытания воли и смирения давали хорошие плоды. Старец Лев в отсутствии послушника Александра говорил о нем: «Великий будет человек». Незадолго до смерти, последовавшей в 1840 году, отец Лев, прозревая в молодом послушнике будущего великого старца, поручил его особенному попечению другого старца – отца Макария. «Передаю его тебе из полы в полу, - сказал он, - владей им, как знаешь». Александр всецело предал себя руководству старца Макария. Он горячо возлюбил его и служил ему так же усердно, как и отцу Льву. Старцу нравился скромный и расторопный ученый послушник, и он благословил его прейти на новое послушание: он стал келейником отца Макария. Таким образом, послушник Александр, находясь у основания старчества, подготавливался к своему будущему служению. Близкое общение со старцами оказало огромное влияние на духовную жизнь и мудрость будущего старца Амвросия. В своих разговорах он нередко употреблял выражения: «батюшка отец Макарий говаривал так-то», «при батюшке бывало так-то», «батюшка отец Макарий в таких случаях поступал так-то». Для Александра Гренкова эти годы в монастыре были годами высшей школы, когда он постигал «науку из наук» - монашескую жизнь. Помимо смирения и послушания, о которых уже говорилось, за это время он приобрел навык молитвы, нестяжательности и многие другие добродетели. О нестяжательности и нищелюбии молодого подвижника говорила убогость его кельи и простота одежды. Ежедневное внимательное испытание своей совести и чистосердечное откровение помыслов старцу ограждали Александра от всяких неожиданностей в жизни духовной, от подвигов «не по разуму». Все это, вместе взятое, способствовало его быстрому духовному возрастанию. Летом 1841 года послушник Александр был пострижен в рясофор, а через год, 29 ноября 1842 года, он был пострижен в мантию и наречен Амвросием, во имя св. Амвросия, епископа Медиоланского. Ему исполнилось тридцать лет, из них три года он уже провел в Оптиной пустыни. Многие высказывали удивление по случаю такого скорого пострижения, говорили, что этому постригу способствовали благоприятные обстоятельства. Но, несомненно, во всем этом действовал Премудрый Промысел Божий, направляющий все обстоятельства человеческой жизни к благим целям. В феврале 1843 года отец Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а в декабре 1845 – в иеромонаха. Сам отец Амвросий считал себя недостойным диаконского сана, а тем более священства. Живя около старцев, он видел, что священнослужитель – это не только исполнитель священных действий, но и пастырь «овец словесных». Пример старцев показывал всю сложность и ответственность этого подвига. Но не трудности пугали отца Амвросия, а ощущение собственного недостоинства и неподготовленности к этому высокому служению. Свои мысли он высказывал старцам, которые давали ему утешительные советы и наставления. Служение отца Амвросия у престола всегда сопровождалось чувством глубокого благоговения. Однако оно продолжалось недолго. Очень скоро после посвящения его постигла болезнь, которая со временем навсегда лишила его возможности совершать Божественную литургию. Осенью 1846 года он заболел так серьезно и пришел в такое изнеможение, что 26 октября был особорован и приобщен Св. Христовых Таин. В это время он был келейно пострижен в схиму с сохранением имени Амвросия. Болезнь затягивалась, лечение не помогало. Поэтому в декабре 1847 года отец Амвросий заявил о желании остаться в обители за штатом. Только летом 1848 года после почти жестокой двухлетней болезни он стал выздоравливать. Постигшая отца Амвросия тяжелая и продолжительная болезнь имела большое значение для его духовной жизни: она умерила живость его характера, побудила глубже войти в себя, лучше понять самого себя и человеческую природу. Несмотря на свои многочисленные болезни, которые не покидали его до последних дней жизни, отец Амвросий не только никогда не скорбел о них, но и считал их необходимыми, лучшими средствами для воспитания души. И насколько его внешний человек «предавался тлению», настолько внутренний обогащался духовно. Еще до болезни, но тоже по причине болезненного состояния, летом 1846 года отец Амвросий освобождается от келейничества и получает назначение быть помощником старцу Макарию в духовничестве. В это время ему было только тридцать четыре года, но старцы монастыря видели, что он в своей духовной жизни достиг высокой степени нравственного совершенства и сможет принести большую пользу нуждающимся в духовном руководстве. В это время одновременно с помощью старцу Макарию в духовничестве отец Амвросий вместе с другими учеными братиями занимался переводом святоотеческих творений и подготовкой их к изданию. Перевод этих сочинений святых отцов был сделан старцем Паисием Величковским. Но для издания требовалась еще значительная обработка. В этих трудах заключалась и награда трудящимся. Были изданы писания преподобных отцов: Нила Сорского, Варсонофия Великого и Иоанна, Симеона Нового Богослова, Федора Студита, Максима Исповедника, Исаака Сирина, аввы Фаласия и аввы Дорофея. Только один перечень имен святых отцов показывает, какими обширными познаниями обогатился отец Амвросий, участвуя вместе с другими монахами в этой работе. Какая требовалась глубина мысли и духовного опыта, чтобы составить примечания к писаниям святых отцов! Несомненно, труд над святоотеческими сочинениями явился для отца Амвросия своеобразной школой систематического изучения аскетической литературы под руководством умудренного большим духовным опытом иеросхимонаха Макария. Внешняя обстановка жизни отца Амвросия в этот период жизни оставалась такой же простой, как и в первые годы. В келье его по-прежнему царила полная нищета. В употреблении пищи он тоже соблюдал крайнее воздержание. И во всем, даже в мелочах, он хранил полное послушание старцу Макарию. Вся иноческая жизнь отца Амвросия, протекавшая под окормлением мудрых старцев, шла ровно, без особых преткновений. Оказывая значительную помощь старцу Макарию в его переписке, отец Амвросий многое черпал из богатейшего источника его мудрости. Чтение писем и составление ответов на них способствовало тому, что он основательным образом познавал человеческую душу, с ее немощами и силами, знакомился с мирским человеком. Здесь он научился любить страждущего человека до самопожертвования. С 1846 года старец Макарий благословлял некоторым из братий обращаться за духовными советами к отцу Амвросию. Но уже в 1852 году отец Макарий, уезжая по делам в Москву, объявил, что во время его отсутствия к иеромонаху Амвросию следует обращаться за советами по всем духовным вопросам. А советовал отец Амвросий, всегда основываясь на учении святых отцов. Для этого он обычно раскрывал книгу того или другого отца, находил соответствующую главу, давал брату прочитать ее и затем спрашивал, как тот ее понимает. Если кто-то не понимал прочитанного, старец мудро разъяснял содержание своими словами. Очень часто он самыми простыми словами поучал братию находить внутренний мир и успокоение в самоиспытании и самоукорении, так как он сам опытно убедился в спасительности этих действий. Один из иноков обители вспоминал: «Мне казалось, что старец Амвросий всегда ходил перед Богом, или как бы ощущал присутствие Божие». Примерно в это же время духовному окормлению отца Амвросия были поручены монахини Борисовской пустыни Курской области. Старец Макарий благословлял его также вести душеполезные беседы, знакомил с некоторыми боголюбивыми посетителями обители. Вокруг отца Амвросия постепенно собирался народ, что свидетельствовало о том, что он уже возрос «в мужа совершенного» и был способен преподать духовное утешение нуждающимся. Так постепенно отец Амвросий Промыслом Божиим готовился к самостоятельному старчествованию. Постоянное духовное руководство старца Макария, внимательное изучение святоотеческих творений и - более всего - постоянный личный подвиг молитвы и непрерывного внимания к себе – все это подготавливало отца Амвросия к этому великому служению. В сентябре 1860 года умер старец Макарий. Казалось бы, что с его кончиной Оптина пустынь и ее посетители навсегда останутся без духовного окормления. Однако Промыслом Божиим на это великое служение миру поставляется отец Амвросий. Вначале он был мало кому известен как духовный руководитель. К тому же и годами он был не стар: всего сорок восемь лет. Поэтому поначалу его советами пользовались только те, кому отец Макарий еще при своей жизни поручил обращаться к отцу Амвросию. Но такое положение продолжалось недолго. Не мог остаться незамеченным тот, кто имел такое же любвеобильное сердце, как старец Макарий, кто жил не по своей воле, а по воле Божией. К отцу Амвросию постепенно стали обращаться не только монахи Оптиной пустыни. К нему начали стекаться люди со всех уголков России, нуждавшиеся в помощи искусного и умудренного духовным опытом руководителя. Старец Амвросий и стал таким руководителем, знатоком сокровенных движений человеческого сердца, любвеобильным наставником, обладателем духовных сокровищ, которые он приобрел великими трудами. Так исполнились слова старца Иллариона, сказанные им более двадцати лет назад Александру Гренкову, тогда еще молодому человеку: «Иди в Оптину. Ты там нужен». И действительно, теперь отец Амвросий был крайне нужен в Оптиной пустыни, потому что никто из монашествующих, кроме него, не мог стать на место отца Макария. С течение времени слухи о духовной опытности и мудрости отца Амвросия все более распространялись, все более возрастало число обращавшихся к нему. Те, кто первоначально смотрели на него с недоверием, стали изменять свое мнение о нем. Постепенно его имя стало известно и в богатых палатах, и в бедных жилищах. Расширялся круг лиц, пользовавшихся духовными советами и руководством отца Амвросия как среди братий обители, так и среди приезжавших в Оптину пустынь монашествующих и светских лиц. С утра до вечера он только и жил заботой о ближних и никогда никому не отказывал в совете и помощи. Сколько людей он привел к Богу своими благодатными советами и своей сострадательной любовью! Он жил жизнью других людей, радовался их радостями и печалился их печалями. Все, приходившие к нему, богатые и бедные, ученые и простые люди, чувствовали себя перед ним «простыми смертными». С отеческой любовью принимал старец тех, кого терзали горести, печали, уныние, кто стоял на распутье. Он принимал и тех, кто был обуреваем сомнениями и жил вне Церкви. В каком бы угнетенном состоянии, и с какими бы стонами мук и печали не приходили к отцу Амвросию, он с открытым сердцем выслушивал их скорби и давал нужные советы и наставления. Он твердо верил, что все страдания мира, как бы жестоки и сильны они не были, не могут победить Божественной любви, в лучах которой они исчезают! Сколько утешения, успокоения и отрады вливали в души приходивших к старцу людей его беседы и молитвы, его благодатные наставления! Иногда даже от одной встречи со старцем посетители получали большую пользу для своей души. Страдание их утихало прежде, чем он начинал говорить, тихое и благодатное успокоение наполняло их души. Одаренный духовным рассуждением, острой памятью, словом, отец Амвросий всякому к нему приходящему давал соответствующие наставления из Священного Писания и отеческих книг. Его беседы были преисполнены глубокого смирения. Они согревали охладевшие сердца, просвещали разум, призывали к раскаянию, душевному миру и духовному возрождению, покоряли сердца людей, вселяя в них мир и тишину. Спасая других, он сам восходил на вершину богообщения и слушающих его возводил за собой. Словом – вот чем служил миру старец Амвросий. Его слово горело огнем неотразимого благодатного убеждения, оно согревало теплотой каждое сердце, было чуждо холодности и внешней вычурности, несло мир и счастье. Слово отца Амвросия, изображая земную жизнь как подвиг временного странствования человека на пути к жизни вечной, звало людей к жизни возвышенной, христианской, совершенной, духовной. Старец Амвросий отдал всего себя, все свои силы, разум, сердце и волю великому делу назидания и руководства своих духовных чад. Все его наставления, назидания и поучения имели своей целью святость. Подобно апостолам, он звал к жизни небесной. Старец учил до последней минуты своей жизни, учил ежедневно, оставляя самое малое время для отдыха и молитвы. Да и в молитве он непрестанно воздыхал о своих пасомых и о всем человечестве. Это была беспредельная любовь, горевшая желанием всем помочь, всех утешить, всем спастись. Эта самоотверженная любовь была характерной чертой иеросхимонаха Амвросия. Эта любовь достигла в старце евангельского совершенства. Подвиг его любви к ближнему изумлял его современников и волнующе восхищал души последующих поколений русских людей. Но сам отец Амвросий как будто не видел ни своих постоянных трудов, ни подвигов любви и постоянно укорял себя в «ничегонеделании», прося молиться о том, чтобы Господь не вменил ему в вину его «неделательное глаголание». Глубочайшее смирение и постоянное самоукорение лежали в основе всей его жизни и деятельности. Он и подвиг старчества принял на себя, видя в этом волю Божию и нисколько не считая себя достойным этого ответственного служения. Глубокая вера, надежда на милость Божию и сознание своего пастырского долга вдохновили его на этот подвиг. Преподавая мудрые советы другим, старец, по своему смирению, сам искал совета у других, не полагаясь на свой разум. Каков же был образ жизни отца Амвросия? Старец Амвросий каждую минуту своей жизни посвящал служению ближним. Внешняя обстановка его жизни была самая скромная. Повседневная жизнь старца начинались с келейного правила. Вставал он в четыре утра. Целый день дверь его кельи была открыта, и сотни лиц шли к нему, чтобы получить духовное утешение, разрешение житейских вопросов, укрепление, вразумление, прощение грехов. И так каждый день, и не один год, а в течение более тридцати лет. Измученный, усталый, старец, возвратившись в свою комнату, вместо отдыха слушал вечернее правило. Тяжело заболев, отец Амвросий терпеливо нес крест болезней. Иногда он настолько обессиливал, что вынужден был передвигаться с помощью келейников. Но он существовал благодатью. И хотя и не отказывался от медицинской помощи, всю надежду возлагал на Господа и Божию Матерь. Часто от него можно было слышать: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я». Только в молитве отец Амвросий находил утешение и поддержку своим крайне слабым силам. Как много в его жизнеописании можно найти свидетельств горячей, слезной молитвы к Богу! Когда он молился, лицо его преображалось, как бы светилось. Без усердной молитвы он не принимал ни одного решения, в молитве он обретал необходимую для его высокого старческого подвига духовную и телесную силу. Как и каждый подвижник, отец Амвросий стремился к уединенной молитве. Но где бы он ни находился, его всегда находили посетители. Только ночью, когда все спали, он, забывая себя, протягивал руки к небу, прося Господа о ниспослании благодатного утешения и покоя в души его духовных чад. И тот факт, что к старцу в Оптину пустынь съезжались люди абсолютно всех сословий, доказывает то, что молитва Отца Амвросия всегда была слышима. Только при таком духовном состоянии, которое воспитывается в человеке непрерывной внутренней борьбой, самоуничижением, скорбями и всякого рода испытаниями, возможно получение величайшего дара благодати Божией – христианской любви, которая состоит в неразрывной и глубокой связи с христианской верой и сердечной молитвой. Этими дарами был преисполнен старец Амвросий. В нем явился обильный дар духовного рассуждения, дар проникновения в души людей, дар прозорливости, дар исцелений. Поток посетителей увеличивался с каждым днем. Для каждого приходящего у него находилось ласковое слово и мудрый совет. Незнакомых людей он часто называл по имени, говорил их тайные грехи, исцелял больных от недугов прежде, нежели они просили об этом. Это сверхъестественное ведение души и законов ее жизни, дар проникновения в сердце человека позволяли ему безошибочно видеть нравственное состояние людей, как бы читать душу ближнего. Дар рассуждения старца Амвросия проявлялся в том, что он умел сразу определить духовное состояние человека и дать ему самый правильный и полезный совет. Вся сила духовного руководства старца сводилась к тому, чтобы указать каждой душе путь спасения через веру в Иисуса Христа. Он твердо верил, что первопричина всех душевных и телесных недугов – нарушение заповедей Божиих, и как средство выздоровления предлагал для выздоровления чистосердечное покаяние и приобщение Святых Таин. Отец Амвросий обладал всеобъемлющей опытностью, широким кругозором и мог дать совет по любому вопросу не только в области духовной, но и житейской. Дар проникновения в тайники человеческих душ у старца Амвросия удивлял многих и располагал сразу и всецело отдаться его руководству. У людей появлялась уверенность, что старец лучше знает, в чем они нуждаются и что им полезно. Одна молодая девушка много слышала о святости отца Амвросия, но не верила этому и называла его «лицемером». Однажды, случайно оказавшись у старца и стоя позади всех у двери, она увидела, что он, выйдя из кельи, посмотрел прямо на нее и, назвав ее по имени, сказал: «Что это за великан тут стоит? А, это Вера (так звали девушку) пришла смотреть на лицемера!». После такого обличения ее тайных мыслей и особенно после беседы со старцем девушка совершенно изменила свое мнение о нем, искренне полюбила его и впоследствии даже стала монахиней. Именно таким путем старец многих наставлял на путь покаяния, нравственного очищения и смиренного перенесения жизненных ситуаций. Дар прозорливости, благодаря которому праведник может предвидеть будущее и созерцать сокровенные мысли и настроения людей, очень часто проявлялся у отца Амвросия в период его старчества, свидетельством чему являются многие и многие примеры. Так, однажды одна женщина просила старца дать благословение выдать дочь замуж. Но старец велел повременить. И так было неоднократно. И действительно, через некоторое время девушка заболела и умерла. Одна вдова была обеспокоена тем, что ее муж является ей по ночам и о чем-то просит. Когда об этом спросили отца Амвросия, он сказал, что ее супруг должен был деньги, (назвал имя этого человека) и что необходимо этот долг вернуть». Так благоразумная женщина и сделала, после чего покойный перестал ей сниться. Хорошо известен также случай, когда отец Амвросий, задерживая день ото дня мастера в Оптиной пустыни, спас того от нападения разбойников и верной смерти. Ясно провидя души своих посетителей, старец Амвросий знал, что приводило их к нему. Не раз бывало, что пришедший не успеет еще открыть свою нужду или скорбь, а старец уже дает ответ. Так, например, одна монахиня написала старцу письмо с рядом вопросов. Но случилось так, что она оказалась у отца Амвросия раньше письма. Старец дал исчерпывающие ответы на все, о чем она спрашивала, не видя ее послания. Невозможно перечислить все случаи дивной прозорливости старца Амвросия – дара, который он обращал на пользу ближних. Он открывал людям волю Божию, и те, кто не слушался его, рано или поздно горько сожалели об этом, так как не было удачи в их делах. Бесчисленны также примеры исцеления многих людей от болезней по молитвам отца Амвросия. Очень часто старец, чтобы избежать человеческой славы, скрывал свой дар чудотворения под видом шутки. Чаще всего это проявлялось в виде ударов по больному месту. И боль проходила. Таких примеров было множество, так что нередко крестьянки, подходившие к нему под благословение, говорили: «Батюшка, побей меня, у меня голова болит». Обращались к старцу и с просьбой помочь избавиться от пагубных привычек. Неизменно в таких случаях он указывал на таинство покаяния как верное средство исцеление. Иеросхимонах Амвросий безгранично любил Бога. По любви к Нему он покинул мир и встал на путь нравственного совершенствования. Но как любовь к Богу в христианстве неразрывно связана с подвигом любви к ближнему, так и подвиг личного совершенствования и личного спасения у старца никогда не отделялся от подвига служения миру. Старческое служение отца Амвросия началось с окормления братии Оптиной пустыни. Старец очень любил свою обитель и ее питомцев. Каждый из братий поверял ему душу. И никто не уходил от него неутешенным. Особенно внимателен был он к новопоступившим в монастырь и новоначальным монахам. Хотя он официально оставался «за штатом», без совета отца Амвросия не предпринималось в монастыре ничего важного. Настоятель наряду с братией смиренно подчинялся его духовному водительству, открывая перед ним все свои помыслы. Дверь кельи и сердца старца всегда были открыты для братии, и каждый мог входить к нему в любое время без доклада. Своим добрым влиянием, как на братию, так и на приходящих богомольцев отец Амвросий содействовал подъему и благоустройству Оптиной пустыни. Отношения старца с настоятелем и братией основывались на христианской любви и смирении. Он никогда не настаивал на своем мнении, но только подавал мудрые советы. Но служение отца Амвросия, как уже отмечалось, не ограничивалось только монастырем. Он сумел раздвинуть стены своей маленькой кельи на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители и близких, и далеких губерний – все знали смиренного прозорливого оптинского старца. К нему тянулись тысячи верующих. Десятиминутного разговора со старцем иногда приходилось ждать по несколько дней. Прием посетителей он начинал около девяти-десяти утра. Но и до этого, даже во время умывания, ему приходилось отвечать на многочисленные вопросы, которые задавались ему через келейников: «Вот та-то просит благословения на такое-то дело, благословите или нет?», «Вот такой-то находится в таких-то обстоятельствах – что благословите ему делать?». Во время утреннего чая отец Амвросий диктовал письма. К этому времени уже собиралось довольно много посетителей. Один из них впоследствии вспоминал: «Батюшку нельзя себе представить без участливой улыбки, о которой становилось весело и тепло, без заботливого взора, который говорил, что вот-вот он сейчас для вас придумает и скажет что-нибудь очень полезное… в эту минуту он весь вами живет, и вы понимаете, что вы ему ближе, чем сами себе». Выйдя из кельи, старец кого-то на ходу благословлял, другому говорил несколько слов. Тех, кто особенно нуждался, он принимал отдельно и занимался ими более продолжительное время. Целый день отец Амвросий проводил среди народа. Делая каждому наставления соответственно его духовным нуждам и духовному развитию, он вникал в положение всякого, определяя его характер, склонности, с любовью указывал лучший исход. Все уходили от него утешенными и с облегченным сердцем. Давая зачастую как бы шутливые советы на самый насущный вопрос, как жить, чтобы спастись («Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно»; «Жить можно и в миру, но только не на юру, а жить тихо»; «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», отец Амвросий по существу вкладывал в них глубокий смысл, доступный пониманию всякого. Иногда летом старец выходил к народу на воздух. Согбенный старец медленно шел вдоль ограждения, по временам останавливаясь и давая ответы на тысячи вопросов людей, всех выслушивая внимательно. «Батюшка, как инее благословите жить?», «Я гибну от нищеты», «Я потерял веру», «Неизлечимая болезнь терзает меня», «Мои дети стали мне врагами», - все приходили к старцу, как к последнему пристанищу. Любвеобильным сердцем отец Амвросий врачевал всех, иногда двумя-тремя приветливыми, полными сердечного участия советами разрешая самые сложные, запутанные житейские вопросы. И всегда старец не только не скорбел о своей болезненности, но был в веселом настроении и даже шутил. Так он принимал посетителей вплоть до вечера, делая небольшие перерывы на прием пищи и отдых. Имя старца было известно не только в среде простого народа, но и среди интеллигентного общества, высшего духовенства. Калужские епархиальные архиереи Григорий, Владимир, Анастасий во время поездок по епархии неизменно посещали его. Посещал старца митрополит Московский (впоследствии Киевский) Иоанникий. Отец Амвросий был известен и святителю Московскому Филарету. Кроме иерархов, отца Амвросия посещали многие выдающиеся светские лица. Оптиной пустынью интересовались такие видные философы и писатели, как Вл. Соловьев, С.П., Шевырев, И.В. и П.В. Киреевские, М.П.Погодин и другие. Они посещали эту обитель не из любопытства, но с надеждой получить благословение и укрепить свои духовные силы. Эти люди изучали и описывали Оптину пустынь с благоговением, стремясь даже по малейшему знакомству с жизнью и деятельностью оптинских старцев и Оптиной пустыни определить ее значение в истории Русской Церкви. Он сознавали высоту внутреннего строя этог
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|