Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод приспособления (к лицу, времени, возрасту, степени развития ребенка).




Метод приспособления (сообразности) хорошо известен современным педагогам.

Как он использовался в традиционной русской школе, можно проследить на примере знакомства детей со Священным Писанием и святоотеческим наследием.

Сначала детям преподавали устно, а только затем позволяли читать. Но знакомили их не со всеми текстами, а лишь с теми, которые приближены к пониманию детей. Это способствовало наполнению детского сердца высокими чувствами.

По замечанию Иоанна Златоуста, самое наставление для «первого возраста» должно быть кратким, ибо «нежные умы» не могут усвоить пространного учения (151, 132). В дальнейшем, по мере взросления ребенка, также необходимо сообразовываться с его возрастными и личными особенностями, приспосабливать педагогические воздействия к времени, месту, обстоятельствам воспитания (64,?).

Метод воздержания (ограничения).

Этот метод вытекает из необходимости уметь подчинить низшее – высшему, тело – духу.

Для достижения этого детей приучают к скромности в одежде, к умеренности, воздержанию и простоте в пище и питии. По мнению святых отцов, невоздержанность является причиной не только физических расстройств и болезней, но и началом и причиной душевных болезней (64,?).

Для детского возраста необходимы «особые распоряжения» относительно не только количества и качества пищи, но и времени сна и бодрствования (64,?).

Чтобы помочь детям упорядочить беспорядочные движения сердца и воображения, их сызмальства приучают к трудолюбию (ТЗ,?; 64,?).

Метод награды.

Для того чтобы детей не только удерживать от плохих поступков, но и поощрять их к точному исполнению своих обязанностей, употребляются награды (ЛПБ,?; 64,?).

За всякий труд педагог должен уметь поблагодарить ученика, должен уметь утешить и ободрить его выражением своей признательности.

Здесь уместно опять обратиться к опыту старцев, подробно описанному во второй главе.

«Спаси, Господи, за святое послушание. Благодарю», – так обычно говорили старцы своим воспитанникам. Эти краткие слова настолько действовали на последних, что, по их признанию, в их сердца вливалась новая благодатная сила, которая возбуждала еще большую ревность к выполнению своих обязанностей». Если в ходе деятельности кто-либо из учеников терпел неудачу или случайно портил что-нибудь, старцы зачастую вместо выговоров и обличений благодарили и утешали провинившегося, говоря: «кто в деле, нельзя без того, чтобы чего не испортить» (ЛПБ,?).

Вместе с тем, поощряя детей, следует остерегаться приучить их все делать ради награды. Педагог должен говорить детям, чтоб они вели себя хорошо из чувства долга, а на получаемые награды смотрели как на знак благоволения. Одобрение – высокая награда, благоволение, доброе отношение родителей и воспитателей – высочайшая (64,?).

Метод угрозы (наказания).

Святые отцы говорят, что воспитывать должна одна любовь, а любовь требует не только ласковости, но и строгости. Той и другою необходимо удерживать человека на прямом пути (143,?).

Св.Киприан Карфагенский отмечает, что любовь в воспитании должна быть разумной, она должна не покрывать пороки учеников, но искоренять их. «Кто согрешающего нежит льстивыми ласками, тот только более располагает его ко греху, и не подавляет преступлений, а питает их. Но кто строгими советами изобличает и вместе наставляет, тот содействует спасению» (143, 188).

Православная педагогика предъявляет ряд требований к наказанию (64,?).

– Наказание не должно быть опрометчивым. Кто наказывает часто и без крайней нужды, тот делает наказания недейственными.

– Наказания необходимы тогда, когда в воспитаннике берут верх чувства, и не доводы разума, не естественные последствия дурного поступка не могут его остановить. Наказание необходимо тогда, когда словесным вразумлением нельзя призвать воспитанника к порядку.

– В наказании необходима мера благоразумной строгости.

– Нельзя употреблять такие наказания, которые не ведут к цели и более вредны, чем полезны. Наказание не должно вредить здоровью, подавлять в воспитаннике чувство стыда и чести, возбуждать какое-либо вредное чувство (например, презрение, жестокосердие и др.).

– Наказание должно быть сообразно с виной и свойствами провинившегося и его товарищей.

- Наказание должно быть соразмерно с намерениями воспитанника (64,?).

– Лучшими являются наказания, которые вытекают из самого проступка. В таком случае кажется, что воспитанник сам себя наказывает.

– Степень наказания необходимо определять по тому, каким оно должно быть, чтобы произвести желаемое действие. Надо не за «равное воздавать равным», а наказывать так, чтобы исправить воспитанника и предохранить его от будущих проступков. Поэтому маловажные, но обратившиеся в привычку проступки, иногда требуют более сильного наказания, чем проступок, который воспитанник совершил нечаянно – был вовлечен в него обстоятельствами вопреки своему расположению.

– При выборе наказания нужно учитывать личные качества провинившегося, его физическое состояние, темперамент, возраст, пол, звание, чувствительность и прежнее с ним обращение.

– Необходимо предусматривать, какое впечатление произведет наказание также и на товарищей наказываемого. Оно должно послужить для них спасительным предостережением (64,?).

В заключение следует отметить, что проступок, оставленный без наказания, бывает причиной другого проступка. Угроза наказания удерживает человека. Наказание – это предостережение для него. За плохие поступки следует наказывать. Необходима такая степень наказания, чтобы она привела к желаемому результату. При выборе наказания следует обращать внимание на особенности наказуемого (64,?).

Словесные методы воздействия.

В православной педагогике им уделяется особое место. «Слова есть видимое обнаружение ума» (ЛПБ,?). Педагог должен соблюдать в них меру и порядок, уметь вовремя молчать и кстати говорить. Педагог должен говорить благоразумно и обдумывать каждое свое слово. В беседах нельзя допускать оскорбительных и соблазнительных слов, злоречия, осуждения, непристойных шуток. Речь педагога должна быть краткой, ясной, одушевленной, благовременной. Она должна покорять истиной. Словесные методы являются особым средством нравственного воздействия на учеников (64,?).

Формы и средства православного воспитания.

Формы и средства православного воспитания опираются на положения учения о спасении и в определенной мере используют опыт монастырской педагогики, пастырского и старческого окормления.

Формы обучения.

К методам православного воспитания примыкают формы обучения истинам веры и другим наукам, которые могут быть полезны современной системе образования. Это акроаматический (повествовательный), эротематический (вопросно-ответный), катехизический, эвристический, диалогический методы, способствующие усилению воспитательной направленности процесса обучения (235, 212).

Православная дидактика указывает две главные формы преподавания всех вообще предметов обучения: акроаматическую и эратематическую.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...