Средства православного воспитания.
О средствах православного воспитания было подробно рассказано в первой и второй главах (1.2, 2.2 и 2.3). К сказанному необходимо добавить сведения о благодатных средствах, особенно подробно раскрытые святителем Феофаном Затворником. «Бессильно усердие, слаба воля, жизнь тоща, если кто не обновляется чрез Божественные Таинства исповеди и святого причащения. Жизнь христианская, свидетельствуемая усердием, есть жизнь благодатная; следовательно, к хранению, питанию и возгреванию ее самым могущественным средством должно быть привлечение и приятие Божественной благодати. Есть особые стихии, питающие животную нашу жизнь; есть также стихии, питающие и жизнь духовную. Это — Таинства. Собственно к питанию и возвышению духовной нашей жизни дано Господом Таинство Тела и Крови. Жизнь духовная есть следствие общения с Господом; вне Его и без Него нет у нас жизни истинной. Общение с Господом действуется через причастие Тела и Крови. Жизнь духовная истинная — сильна, многодельна и многоплодна. Но без Мене, говорит Господь, не можете творити ничесоже. Кто во Мне, плод мног сотворит (ср.: Ин. 15, 5). Во Мне же пребывает ядый Мя. Из всего сего следует, что аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе... Ядый хлеб сей, жив будет во веки (Ин. 6, 53, 51). Вот благодатный источник сохранения и укрепления нашей духовной жизни! Но, причащаясь, должно приступать к тому со страхом и трепетом и довольным приготовлением. Приготовление сие состоит в очищении совести своей от мертвых дел. Исповедь, с возненавидением греха и обетом всячески удаляться от него, делает дух человека сосудом, способным вместить невместимого Бога, по Его благодати.
Этим все можно было бы и ограничить: исповедайся достойно — и будешь достойный причастник. Но исповедь и сама есть Таинство, требующее достойного приготовления, и, сверх того, к совершенству своему требует особенных действий, чувств и расположений, которые не могут быть совершены и явлены вдруг, а требуют времени и некоторым образом исключительного ими занятия. Посему оно всегда было совершаемо по известному чину, с предварительными делами и упражнениями, к нему приготовляющими, кои способствуют то к лучшему познаванию грехов, то к возбуждению и явлению сокрушения о них, то к ограждению крепости обета. Все они в совокупности составляют говение. Отсюда следует, что для возвышения и укрепления благодатной жизни чрез Таинства нужно учреждать говение со всеми его принадлежностями, — исповедаться и, приготовившись таким образом, достойно причаститься Святых Тайн. Надлежит то есть учреждать говение, или, лучше, принимать на себя говение, потому что оно учреждено уже у нас Святою Церковию. Четыре поста с тою целью и установлены, чтобы в них ревнующие о благочестии говели, исповедались и причащались. Потому и должно положить правилом — ищущему совершенства четыре раза в год говеть, во все большие посты. Так и написано в «Православном исповедании». Впрочем, этим не стесняется усердие говеть чаще и даже непрестанно; равно как не налагается, как иго, на не могущих, по обстоятельствам своим, исполнить этого. Только надобно так: все употреби от себя зависящее, чтобы поговеть четыре раза в год. Для мирян четыре раза - мера скромная, средняя и, как испытано, очень спасительная. Делающий так не выдается из круга других, потому и кичить не будет, как превысивший их. Можно, впрочем, в пост Великий и Рождественский говеть по дважды — в начале и в конце. Вот и составится всех шесть говений. Говение должно отличать от пощения, или достойного, по уставу Церкви, провождения постов. Оно есть часть поста, но отличается от него большею строгостию касательно пищи и сна и тем, что всегда соединяется с другими благочестивыми занятиями, каковы: прекращение житейских забот и дел, сколько можно, чтение, кто может, святых книг, неопустительное хождение в церковь на положенные службы и прочее. Вообще, это время исключительно посвящается благочестивым занятиям, кои все направляются к тому, чтобы достодолжно принесть покаяние и исповедь и потом причаститься.
Таким образом, очевидно, что во всем составе говение есть перечистка всей жизни, восстановление всего ее строя, возочищение целей, возобщение с Господом, обновление духа и всего нашего существа. Это — то же, что измовение зачерневшего платья или омытие в бане после дороги. Христианин — в пути и при всей осторожности не укроется от пыли — помыслов страстных и пятен грехопадений. Как бы ни была мала нечистота, но она то же, что порошинка в глазу или песчинка в часах, — глаз не смотрит, часы не идут. Потому неизбежно от времени до времени перечищать себя. Как мудро потому у нас устроено в Церкви и как спасительно повиноваться со смирением такому учреждению! Вот значение говения! Оно — средство к питанию, возгреванию и хранению в нас жизни, но главное, оно — тщательный пересмотр жизни, падений, их причин и установление средств избегать их. Когда грехи познаны, сокрушением и неприязнию извержены из сердца, исповедию с обетом омыты, тогда сосуд готов. В причащении приходит Господь и общится с духом достойного, который чувствовать должен: не убо есмъ един, но с Тобою» (ФЗ,?). К средствам православного воспитания, по учению святых отцов, относят также: – очищение совести; – пост; – чтение слова Божия и творений святых Отцов; – рассуждение; – память о смерти и др. (ТЗ,?). Дисциплина. Для воспитания добрых навыков особое значение имеет порядок в жизни общества и каждого отдельного человека. Истинный смысл дисциплины заключается в сознательном установлении такого порядка, который создает наилучшие условия для воспитания добродетелей и искоренения пороков. Главное значение дисциплины состоит в таком развитии воли ученика, чтобы он сам стремился к нравственному совершенствованию (235, 233).
Соблюдение устава, заповедей и благочестивых обычаев православной Церкви служат выражением церковной дисциплины. Сюда относится соблюдение постов, строгое исполнение данных Богу обетов, дела христианского милосердия, служение молебнов, поминовение усопших. В установленное время положено класть поклоны, ставить свечи перед иконами, испрашивать прощение в день исповеди и др. Цель этих упражнений – урегулировать волю человека, дать ей надлежащее христианское направление, приучить человека к самообладанию и сделать способным к нравственному подвигу и подчинению своего самолюбия нравственному долгу и воле Божьей (235,?). Привыкая под руководством родителей и близких обуздывать самого себя, подчинять свои низшие потребности высшим, свою волю – Божественному авторитету, ребенок, тем самым, постепенно приобретает христианское настроение и твердость в подвигах добродетели. На этом фундаменте впоследствии человек будет всю жизнь, при помощи Божьей, свободно и непринужденно совершенствоваться в том же духе и направлении (235,?). «Мирская дисциплина» не может заменить дисциплины церковной. Требования мирского приличия и мирских порядков не может иметь большого значения там, где они не поддерживаются внушениями и предписаниями высшего, Божественного авторитета. Кто с ранних лет привыкает подчинять свои личные пожелания требованиям церковного порядка, тот заранее предохраняет себя от искушения своеволия и чувственности и при нравственных падениях будет способен с помощью благодатных средств Церкви скоро исправиться (235,?). Напротив, тот, кто не научился в молодости уважать правила благочестия, придерживаться церковной дисциплины, тот не имеет твердой опоры для противодействия разнообразным соблазнам. Таким образом, чем более вытесняется из частной и общественной жизни все церковное, тем более открывается простор для человеческого произвола и человеческих страстей, этих врагов порядка и жизненного благоустройства, что мы и видим в настоящее время (235,?).
Говоря о воспитании дисциплинированности у детей, нельзя не сказать о роли и значении школьной дисциплины. Первое условие для воспитания добрых навыков – это установленный порядок для каждого ученика в отдельности и класса в целом. Сознательно установленный порядок должен быть таков, чтобы при нем облегчалось приобретение добрых навыков, становилась возможной борьба с пороками и уклонениями нравственных требований. Для воспитания дисциплинированности сначала необходимо утвердить порядок в малом, приучить учеников к тому, чтобы они в незначительных случаях своей жизни и поведения умели управлять собой, или – что то же самое – умели подчиняться дисциплине. Когда же они приобретут этот опыт, учитель во многом может положиться на их свободу. При этом главным, за чем необходимо следить и чем надо пользоваться, остается стремление ученика к нравственному самоусовершенствованию. От чего зависит установление надлежащей дисциплины? Оно зависит от: – личности воспитателя; – неуклонного соблюдения единожды установленных школьных правил; – правильного и бдительного надзора; – своевременных и обдуманных приказаний и запрещений; – замечаний, выговоров, внушений и убеждений; – наград и наказаний. Все сказанное особенно актуально в настоящее время. О наградах и наказаниях более подробно говорилось выше. Здесь нам хотелось бы еще раз отметить, что они требуют особенной внимательности. Чрезмерные похвалы и награды могут сделаться причиной порчи ученика, привести к развитию гордости. Кроме того, педагогу следует опасаться именно награды и наказания, а не требования долга, не нравственное чувство и любовь к добру, не стремление к внутреннему самоусовершенствованию могут получить значение цели, руководящей поступками. Добро будет цениться настолько, насколько оно сопровождается наградой. Этого необходимо всячески остерегаться (235,?). Вместе с тем, здоровая дисциплина не может обходиться без наказаний. Но и здесь наставник должен быть крайне осторожен и рассудителен (235,?). Учебник. Учебниками, как известно, называют книги, по которым учитель преподает, а дети повторяют, изучают и при необходимости заучивают преподанное. Значимость учебников не подлежит сомнению. Учебники необходимы как для учителей, так и для учеников. Преподавание по учебнику тверже, основательнее, а изучение – легче и надежнее. Учебники должны полностью соответствовать своему назначению и отвечать духу, характеру и языку содержащегося в них материала. Учебники должны по возможности отличаться краткостью, ясностью и простотой. По внутреннему составу и расположению предметов они должны находиться в строгом соответствии с объемом, духом и направлением учебной программы, с руководящими указаниями объяснительной записки к ней (235,?).
Внешняя сторона учебника должна соответствовать значимости учебного предмета. Бумага должна быть плотная, печать – четкая, крупная, особенно в учебниках для первых лет обучения (235,?). Текст обучения должен быть снабжен возможно большим числом художественно выполненных рисунков. Иллюстрации, изобразительный ряд должны воспитывать чувство прекрасного, благородного, возвышать душу ученика; быть наглядным примером, которому будет следовать в дальнейшей жизни (235,?). В случае необходимости к учебнику должен быть приложен картографический материал. Кроме учебника, возможно, издание хрестоматии с текстами духовно-нравственного характера и других материалов (235,?). Наглядность. Наглядность – одно из средств обучения и воспитания. При непосредственном воздействии объекта на органы чувств в сознании человека возникает образ. В создании образа участвует не только память и мышление, но и чувства, что особенно важно для развития ребенка. Используя наглядность, педагог должен заботиться о ясности, живости и правильности вожникающих у него образов. Если воспитатель использует наглядность в своем рассказе, то дитя как бы видит и слышит то, о чем говорится (235,?). Как уже отмечалось, с ранних лет необходимо обращать взор детей к чудным картинам природы, при этом раскрывая им Божественную премудрость и благость Творца(235,?). Посредством наглядности в душу ребенка ложится целый ряд истинно высоких образов, что служит драгоценным запасом для его внутренней деятельности. Через наглядность «окрыляется» воображение, получают прочные основания ум и чувство. Образованный с использованием средств наглядности ребенок, учит православная педагогика, будет во всем находить ясные следы любви и попечительности Создателя (64,?).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|