Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Главное требование к воспитанию – страх Божий.




При православном воспитании самое важное, чтобы в детях глубоко укоренялась и всегда поддерживалась живая вера в Бога, навык «хождения перед Ним», постоянная забота о том, чтобы не оскорбить Его грехами.

Если такое чувство есть в душе воспитанника, это значит, что в ней положено главное основание хорошего воспитания – страх Божий (64, 61).

Страх Божий возбуждает в сердце воспитанника возвышенные чувства, обуздывает порывы своеволия, приводит в порядок желания и наклонности. Это чувство делает человека в счастье скромным, в несчастье – твердым и великодушным, «образует» его в истинного гражданина, подготовленного как к земной, так и к вечной жизни (64, 62).

Поэтому ошибаются те воспитатели, которые, заботясь о научении детей разным наукам, не заботятся о возбуждении и поддержании в них страха к Богу. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что знания не приносят должной пользы, если в основание воспитания не положена искренняя любовь к Богу. Для укоренения в детях этого чувства необходим, прежде всего, пример родителей, воспитателей, их истинное благочестие (64, 61-63).

Почему так необходимо воспитание этого качества? «Там, где обитает страх, – пишет Глинский старец Порфирий, – оттуда бежит порок и преступление» (259, 33). А порочная жизнь, как уже отмечалось, отнимает способность учить и учиться. (ЛПБ,?)

Задачи православного воспитания.

Главная задача православного воспитания – раскрыть воспитаннику цель и смысл человеческой жизни, высоту назначения человека, указать ему пути и средства к достойному прохождению земного поприща.

Одна из основных задач православного воспитания – помочь ученику познать себя, познать, что он, как и все человечество, находится в неестественном состоянии, которое святые отцы называют не нормальным, а падшим. Святитель Игнатий Брянчанинов свидетельствует: «Необходимо познать свое падшее естество, его наклонности, свойственную ему деятельность…» (105, 373).

На основании этого знания педагог должен пробудить у ребенка недовольство собой, познакомить его с понятием греха. «Кто не знает того, что согрешил, может ли перестать грешить?», – пишет св. Иоанн Златоуст.

Другая задача, непосредственно связанная с первой (в педагогической практике она должна быть поставлена во главу угла), – пробудить у детей желание совершенствоваться, стать лучше, поскольку это желание является стимулом духовного роста (146, 335).

В практическом плане две эти задачи реализуются в виде сформированных навыков.

«Воспитатели и наставники! – восклицает святитель Игнатий Брянчанинов. – Доставляйте юношеству хорошие навыки, отвлекайте его, как от великого бедствия, от привычек порочных… Страсти – злые навыки; добродетели – навыки благие» (104, 375).

Таким образом, основные задачи православного воспитания вытекают из его цели и кратко формулируются следующим образом: восстановление в человеке тех нравственных норм и принципов, которые были в душе первых людей до грехопадения (146, 173).

В качестве обобщения сказанного, можно привести слова святителя Феофана Затворника применительно к задачам православного воспитания: искоренить в душе ребенка все дурное и насадить все доброе.

Логика.

Логика православного воспитания сформулирована святителем Филаретом Московским. Он пишет, что в словах апостола Павла представлен «общий порядок» воспитания человечества и каждого человека Богом: свобода вверяется человеку постепенно, по мере его укрепления в познании и силе духа.

«Все ли равно, давать обширную свободу умеющему ее употреблять или не умеющему, зрелому в разуме или незрелому?», - рассуждает святитель. И поясняет: «Надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием..? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?» (376, 7).

Таким образом, педагогический процесс должен быть построен в следующей логике: от ограничения – к расширению свободы, по мере взросления ребенка, укрепления его духа и приобретения им необходимых знаний и навыков.

Объект, предмет и субъекты православного воспитания.

Объект.

Объектом православного воспитания является человек в трех его состояниях: естественном (возникшем после сотворения и удерживавшемся до грехопадения); неестественном (появившемся после грехопадения); обновленном (после искупительного подвига Христа человеку дана возможность не только вернуться в естественное состояние, но и возможность стать обновленным человеком, человеком с новыми свойствами). Об этом подробно говорилось в первой главе.

Предмет.

Наука воспитания имеет своим предметом усовершенствование всех сил человека (ТЗ, 169).

Православное учение о спасении свидетельствует, что грехопадение первого человека, Адама, от которого происходят все люди, нарушило гармонию, отравило и расстроило все существо человека (Симф., 81). Его ум, ранее входивший в общение с Богом, ослеп, помрачился и стал неспособным отличать добро от зла. Одновременно с помрачением ума не осталось в чистом состоянии и сердце, которое вместо любви стало источать зло. Немалый вред грехопадение причинило воле человека. Вместо стремления к чистоте и правде в ней появились злые желания. Воля постепенно ослабела (ТЗ, 172-173).

Поскольку грехопадение пагубным образом отразилось на всем человеческом существе, православное воспитание не ограничивается заботой только о душе или только о теле, одной какой-либо способностью, одним качеством. Оно охватывает все свойства и способности человека. Оно подробно и целостно раскрывает, что воспитывать в человеке и как воспитывать, что при этом главное, а что – второстепенное, с чего следует начинать и как продолжать, в какой логике и последовательности это делать, какие правила использовать.

В соответствии с этим предметом православного воспитания является образование ума, воли и сердца человека (146, 171– 172).

Образование ума.

По учению святых отцов, ум есть способность человека находить истину и жить сообразно с нею, или способность проводить в согласие временное – с вечным (?). Знак «высшего образования ума», пишет один из авторитетных педагогов 19 века, – всегда внимать голосу Бога и всегда верно следовать ему (64,?). В соответствии с этим положением, истинно умным почитается тот, кто правильно употребляет знания, то есть использует их для достижения главного жизненного назначения – спасения души.

Истинно умный человек есть только тот, кто в жизни является благочестивым и добродетельным. Именно такое понимание умственного воспитания традиционно существовало на Руси, именно оно было характерно для русской педагогической школы (64,?).

Перед педагогами стоит задача вернуть уму человека способность отличать добро от зла. Для этого, по советам святых отцов, необходимо, прежде всего, нужно научить детей вере, а потом – другим наукам, необходимо раскрыть им основные понятия о Боге, о правилах богоугодной жизни (Симф,?).

Вместе с тем, умственная деятельность воспитанников не должна ограничиваться исключительно предметами веры. Как уже отмечалось, необходимо познание светских наук, чтобы «приучить ум к здравой, отчетливой и последовательной мыслительной деятельности». (ЛПБ,?) Но главное – для того, «чтобы облагородить земное общество и дать ему правильное понятие и направление во всех сферах жизни». (ТЗ, 400)

Таким образом, православные воспитатели, по советам святых отцов, должны приучать своих питомцев искать пути, чтобы быть истинно полезными для других, быть патриотами своего Отечества. Служение обществу, улучшение благосостояния земного отечества – начало служения отечеству небесному (?). Методы и формы этого служения должны стать предметом размышлений воспитателей.

Образование воли.

Умственное образование тесно связано с утверждением воли в правилах благочестия и укреплением добродетелей. Христианские педагоги воспитывают в детях умение направлять свою волю в сторону добра. В воспитании воли велика роль дисциплины, которая дает ей необходимое направление, воспитывает готовность подчинить свое самолюбие нравственному долгу. Воля нуждается в постоянной тренировке – «упражнении в доброделании» (235, 84).

Святитель Феофан Затворник пишет об особенностях воспитания воли в детях. По мысли святителя, ребенок, в соответствии со своей природой, хочет всего, и все, что желает, он стремится реализовать. Но он не умеет отличать доброго от злого, желаемое часто вредно для его тела и души. Если в этот период предоставить ребенка самому себе, он станет «неукротимо своевольным». Поэтому главное средство воспитания воли – поставить предел своеволию, с ранних лет воспитывать ребенка таким образом, чтобы он на все спрашивал разрешение родителей, воспитателей. (ФЗ,?)

Отучая ребенка от своеволия, необходимо приучать его делать добро. Для этого необходимо показывать детям пример для подражания, помня, что дети копируют, прежде всего, отца и мать (377, 43).

Вместе с тем, и самих детей необходимо понуждать на добрые дела - сострадание, уступчивость, терпение, милосердие. Сначала нужно приказывать им, а затем подсказывать, подталкивать к тому, чтобы добрые дела они делали сами. По мысли святителя, детей нетрудно приучить к этому. (ФЗ,?)

Воля ребенка, таким образом, воспитывается с настроем на добрые дела, тяготением к добру. «И доброделанию надо учить, как всему другому», - заключает святитель Феофан Затворник (373, 32).

Образование сердца.

Образование ума и воли бесплодно, если не усвоено сердцем и не укоренилось в нем. Сердце – корень всех дел, добрых и злых. Чем наполнено сердце, такие действия и производит человек. Средства для воспитания сердца направлены на то, чтобы подавить в нем расположение ко злу. (Симф.,?) Поэтому христианские воспитатели преимущественное внимание обращают на воспитание сердца. Под сердцем здесь подразумевается не естественное, но нравственное, то есть внутреннее человеческое состояние, расположение, склонность (121, 848).

Святые отцы пишут, что «жизнь ума и сердца в человеке не прекращается ни на мгновение, но они заражены грехом. И если не дать душе богоугодных упражнений, то она будет развивать в себе зло, ложь, которыми заражена». (143, 121)

Сердце человека никогда не бывает праздным. Сердце может быть заполнено чем-либо одним. Если его не заполнить добром, то оно заполняется злом. Само по себе, в обычном состоянии, сердце человека занято суетными и злыми мыслями (121, 853). Поэтому все воспитательные воздействия необходимо направлять на заполнение сердце добрым содержанием, «принуждать к любви» (121, 848). По словам святителя Тихона Задонского, необходимо постоянное внимание к сердечным состояниям человека (особенно человека растущего), забота о его очищении и наполнении добрыми стремлениями.

Сердце человека есть «вместилище чувств», поэтому христианская педагогика требует особого попечения о воспитании чувств (143, 46). Воспитывать чувства означает умение управлять ими. «Пробуждение», «насаждение», «поддержание» необходимо для чувств высших. Низшие чувства, как правило, пробуждаются сами собой и требуют не столько намеренного возбуждения, сколько облагораживания, «благоразумного удержания их в своих пределах» (64, 254-255).

В трудах схиархимандрита Иоанна содержится система православного воздействия на чувства человека.

Общие средства воспитания чувств.

Как уже отмечалось, после грехопадения сердце человека огрубело, стало жестким и злым (146, 173), что не могло не отразиться и на его чувствах. Поэтому воспитание сердца включает в себя два аспекта: воспитание чувств и непосредственное воздействие на сердце.

Вначале остановимся подробнее на воспитании чувств, на том, что необходимо делать педагогу в этом направлении.

1. Насадить, пробудить или поддержать высокие чувства, чувства нравственные, добрые: чувство благодарности, преданности, сострадания, сочувствия общественным нуждам и др.

Главные средства к пробуждению добрых чувств:

а) при каждом удобном случае необходимо обращать внимание воспитанника на все прекрасное, великое и святое, как в природе, так и в истории. При этом нужно заботиться не только о правильности, но особенно о ясности и живости представлений, поскольку чувства зависят больше от воображения, чем от ума;

б) окружать воспитанника такими предметами, которые соответствуют возбуждаемым высоким чувствам – так, чтобы все неблагородное и противное вкусу не оскорбляло его «чувство прекрасного».

2. Необходимо также облагородить чувства воспитанника.

а) «Христианство облагородило мир», – пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов). По мысли святителя Филарета, «христианство отличается благородством чувств, рожденных и воспитанных Словом Божиим» (341, 4). Поэтому воспитатели и родители не только должны иметь в самих себе благородные чувства, но и при каждом удобном случае показывать свое нелицемерное стремление ко всему доброму и высокому, как в словах, так и в делах служить для воспитанников образцом благородного, истинно доброго поведения. Добрые суждения в сочетании с соответствующими им поступками оказывают на детей неизгладимое впечатление (64,?).

б) Чувства добрые и благородные должны переходить в деятельность: «доброму дереву свойственно не только цвести, но также приносить добрые плоды, так и сердцу человеческому». Воспитатель должен не просто уважать чувства воспитанников, но должен побуждать их к добрым и благородным поступкам (341, 257 – 261).

3. Как отмечалось выше, святитель Феофан Затворник советует педагогам и родителям «искоренять [в ребенке] все дурное и насаждать все доброе». (ФЗ,?) Также необходимо искоренять дурные чувства – зависти, гнева, жестокости, неправды и др. Об этом подробно говорилось в первой главе.

4. Воспитателям, педагогам необходимо тщательно ограждать, хранить чувства и приучать их служить только добру (64,?).

Зло входит в сердце человека через чувства (121, 855). Поэтому необходимо тщательно охранять невинность детей, чистоту их души, еще не омраченной страстями. «Только невинное дитя имеет в своем сердце… способность к истинному благородству» (64, 257).

5. Святые отцы призывают «не давать чувствам свободу» (146, 311). Обуздание, воздержание чувств – надежное средство духовно-нравственного возрастания. Оно должно соразмеряться с телесными силами человека (146, 289).

Воздержание должно проявляться во всех душевных и телесных чувствах человека и выражаться, прежде всего, в обуздании языка, действие которого часто бывает губительно как для души, так и для тела: «язык – неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3,8). Поэтому человеку подобает следить за своим языком и удерживать его от многоречия, злоречия и особенно от клеветы. Особенно важно с ранних лет приучать к этому ребенка. Благодаря этому он впоследствии сможет легко избежать многих грехов.

Воздержание чувств делает разум человека, подчас незаметно для него самого, светлым, способным ясно судить о предметах духовных. Такой человек отчетливо слышит голос своей совести, который постоянно ограждает и удерживает его от нарушений закона Божия, управляет его поведением. Сердце его становится вместилищем святых чувств (146, 291 – 292).

6. Необходимо обучить чувства различению истинного и ложного, объясняя воспитанникам, что чувства могут обмануть человека (146, 291).

7. Мятущиеся в человеке чувства, по учению святых отцов, происходят от действия врага - диавола (143, 93). Душевный покой отнимается грехом (121, 733). Спокойствие является плодом духовной мудрости (121, 733). Поэтому очень важно научить детей умению успокоить чувства.

Таким образом, педагоги, родители должны научить ребенка управлять чувствами, владеть ими. Это означает давать чувствам правильное направление, чтобы они соответствовали воле Божией (146, 237). Например, по совету святых отцов, хотя человеку и свойственно чувство гнева, но его следует направлять против греха, а не против другого человека (146, 235).

Воспитателям и родителям необходимо не только возбуждать в детях добрые чувства, но и направлять их так, чтобы они способствовали достижению истинного назначения человека или, по крайней мере, не препятствовали этому. Чувства человека всегда должны подчиняться высшим целям.

Воспитатель должен стараться не только предостерегать детей от всякого лицемерия и притворства в проявлении чувств, но и стараться образовать в них разум и спокойную рассудительность. Таким образом, постепенно необходимо утверждать в них постоянный характер с тем, чтобы они не зависели от временных расположений и не увлекались бы первым приятным впечатлением, но управляли бы собою в соответствии со здравым рассуждением.

Что касается низших чувств, которые раскрываются в человека прежде других и посредством которых человек получает представление о приятных и неприятных впечатлениях, производимых на тело, то здесь необходимо знать, что эти чувства очень легко принимают недолжное направление. Необходимо, чтобы низшие чувствования не сделались для человека слишком сильными или даже господствующими. Основание этому должно быть положено в детстве. Кто в детские годы руководствовался только чувственным удовольствием или неудовольствием, тот и во взрослом состоянии будет не в состоянии владеть собою. Поэтому воспитатели и родители должны стараться как можно ранее и без отлагательства приводить низшие чувствования воспитанника в такое состояние, чтобы они не только не препятствовали главному назначению человека, но и содействовали его достижению (64, 261– 263).

Мало людей, которые всегда могли бы управлять порывами своих чувств и давать им надлежащее направление. Результатом воспитания чувств должно стать умение воспитанника с ранних лет владеть ими и подчинять их требованиям долга и приличия. Это так же трудно, как и важно! Для этого необходимо:

- всегда поддерживать в воспитаннике спокойную твердость духа и рассудительность. При этом наблюдать, чтобы какие-нибудь чувства, даже благородные, не усиливались до чрезмерности;

- если воспитанник увлечется порывами чувств к безрассудным поступкам, то как только он придет в нормальное состояние, необходимо обратить его внимание на их неприличие и неприемлемость (64, 126).

Святые отцы в своих трудах подробно раскрывают все способы воздействия на чувства, указывают на необходимость владения ими. Более подробно остановимся на одном ярком примере, который приводит в своих сочинениях св. Макарий Великий.

«Тело имеет своим путеводителем глаз, и он видит, и все тело ведет надлежащим путем. Представь же, что идет кто-нибудь местами лесистыми, заросшими тернием и тенистыми, где и огонь заграждает путь и мечи вонзены; есть там и стремнины, и множество вод. Если путник оборотлив, осторожен и неустрашим, то, имея путеводителем глаз, с великою внимательностью проходит трудные эти места, и руками и ногами всячески сдерживает хитон свой, чтобы не изорвать между деревьями и в терниях, не замарать грязью, не разрезать мечами; и глаз, служа светом для целого тела, указывает ему путь, чтобы не сокрушилось оно на стремнинах, или не потонуло в водах, или не потерпело вреда в каком-нибудь затруднительном месте. Так оборотливый и смышленый путник, со всей осторожностью подобрав хитон свой, идя прямо по указанию глаза, и себя сохраняет невредимым, и надетый хитон сберегает несожженным и неразодранным.

Если же подобными местами проходит человек нерадивый, ленивый, беспечный, неповоротливый, недеятельный; то хитон его, развеваясь туда и сюда, потому что у путника недостает твердости - всячески подбирать свою одежду, рвется о сучки и терния, или загорается от огня, или изрезывается вонзенными мечами, или грязнится в тине; одним словом, прекрасный и новый хитон его в скором времени портится от его невнимательности, недеятельности и лености. А если путник не будет обращать полного и должного внимания на указание глаза; то и сам упадет в ров, или потонет в водах.

Подобным образом и душа, - нося на себе, как бы прекрасный хитон, одежду тела, и имея у себя рассудок, который дает направление всей душе с телом, когда проходит она по лесистым и тернистым стезям жизни, среди тины, огня, стремнин, то есть вожделений и удовольствий и прочих несообразностей века сего, - должна с трезвением, мужеством, рачительностью и внимательностью везде сдерживать и оберегать себя. А чтобы телесный хитон в лесистых и тернистых местах мира сего не раздрался где-либо от забот, недосугов и земных развлечений, и не сгорел от огня вожделения; то облеченная в оный душа, отвращает око, чтобы не видеть лукавства, а также отвращает слух, чтобы не слышать пересудов, удерживает язык от суетных разговоров, руки и ноги от худых занятий; потому что душе дана воля отвращать телесные члены и не допускать их до худых зрелищ, до слышания чего-либо лукавого и срамного, до непристойных слов, до занятий мирских и лукавых.

Душа и сама отвращается от лукавых кружений, оберегая сердце, чтобы помыслы его не кружились в мире сем. А таким образом подвизаясь, употребляя все рачение и с великим вниманием при всяком случае удерживая телесные члены от худого, прекрасный хитон тела соблюдает нераздранным, неопаленным, неочерненным. Да и сама она любознательностью, смышленостью и рассудительностью своей воли, всего же более силою Господнею будет охраняема, поколику, по мере сил своих, сдерживает себя и отвращается от всякого мирского пожелания, а за сие и от Господа получает помощь к действительному своему охранению от исчисленных выше зол. Ибо Господь, - как скоро видит, что мужественно отвращается кто-нибудь от житейских удовольствий, от вещественных развлечений и забот, от земных уз и от кружения суетных помыслов, - подает таковому благодатную Свою помощь, и непреткновенною соблюдает эту душу, которая прекрасно совершает течение свое в настоящем лукавом веке. И таким образом, душа от Бога и от Ангелов удостаивается небесных похвал за то, что прекрасно охранила и себя и хитон тела своего, сколько возможно ей было, отвращаясь от всякого мирского вожделения, и спомоществуемая Богом, прекрасно совершила течение свое на поприще мира сего.

Если же кто по недеятельности и беспечности невнимательно ходит в жизни сей, и по собственной воле своей не отвращается от всякого мирского вожделения, и не взыскует со всем желанием единого Господа; то хитон тела его рвется от терний и дерев мира сего, опаляется огнем вожделения, оскверняется грязью удовольствий; и потому, душа в день суда оказывается немеющей дерзновения, потому что не возмогла одеяние свое соблюсти неоскверненным, но растлила оное среди обольщений века сего. За сие-то извергается она из царства» (Макарий Великий, Беседы, беседа 6?).

Средства воздействия на сердце.

Чтобы не просто обучать воспитанников, но и трогать их души, действовать на их сердце, воспитателю самому необходимо иметь глубокие, искренние, благородные чувства: «если хочешь, чтобы я плакал, плачь прежде сам». Это – важнейший способ воздействия на сердце (64, 516).

Учитель должен стараться через постоянное изучение истин, которые он преподает, глубже постигать их и уметь согревать ими свое сердце, чтобы его поведение согласовывалось с правилами истины и долга. Он должен уметь «оживлять свою решимость» быть полезным своим ученикам, чтобы не нужно было притворяться и подделываться. Тогда, при полноте сердца, слова будут сами литься из его уст, и ни одно слово не останется без пользы (64, 517).

Чтобы действовать на сердце ученика, учитель должен говорить просто и ясно.

Ему необходимо не только возбуждать в сердцах воспитанников добрые намерения, но и учить их точно согласовывать эти намерения с предметом, временем, местом и другими обстоятельствами, чтобы они сделались плодотворными (64, 515 – 519).

Таким образом, чтобы искоренить дурные чувства из сердца и вместо них насадить добрые, необходимо научить растущего человека сосредоточить все свои силы на борьбе со злом и непрестанно прибегать к Божественной благодатной помощи. Поскольку смысл жизни заключается в самосовершенствовании, направлении всех сил к Богоуподоблению, то, следовательно, педагог должен научить ученика постоянному вниманию к своему внутреннему миру, ко всем движениям чувств и сердца (146, 335).

Хранение совести.

С воспитанием сердца тесно связано воспитание совести. Совесть, по учению святых отцов, это нравственный двигатель человека, «естественный закон». Нет человека, который не имел бы совести. По свидетельству аввы Дорофея, она является «помыслом», который «просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое» (2, п.3). Необходимо хранить («блюсти») совесть, потому что она всегда напоминает человеку полезное (2, п.3).

В учении о спасении говорится, что грех затмил в человеке совесть. Если в естественном состоянии она была непогрешимой, то после грехопадения, в состоянии неестественном, человеческая совесть стала похожа на закопченное зеркало, не отражающее истины. Она стала усыпленной (?).

Хранение совести, по свидетельству аввы Дорофея, многоразлично: человек должен сохранять ее в отношении к Богу, к ближнему и к вещам. (Авва Дорофей. Душеполезные поучения.?)

В отношении к Богу хранит совесть тот, кто не пренебрегает Его заповедями, даже в том, чего не видят люди. (Авва Д.,?)

Хранение совести в отношении к ближнему означает не делать ничего такого, что оскорбляет или соблазняет ближнего делом, словом, видом или даже взором. Человек не должен делать ничего, о чем он знает, что делает это с намерением оскорбить ближнего, повредить ему или опечалить его. (Авва Д.,?)

Хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещью, не допускать ей портиться и не бросать ее как попало. Если случится увидеть что-либо брошенное, то не должно пренебрегать этим, но поднять и положить на свое место. Это же относится к одежде и пище. (Авва Д.,?)

Таким образом, по учению отцов Церкви, человек никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в какой-либо вещи (2, п.3).

Совесть особенно чувствительна в ребенке. Учителю иногда достаточно сказать: «Как тебе не совестно это делать!», чтобы заставить ребенка покраснеть или даже заплакать. Чувство стыда, укоры совести – самый естественный вид наказания ученика, уклоняющегося от требований воспитателя.

Воспитание памяти.

По образному выражению схиархимандрита Иоанна, «память засоряется от грехов» (?). Плохая память сделалась следствием грехопадения человека, когда постепенно смерть и тление все более овладевали людьми, память о Боге у них почти совершенно изгладилась. В настоящем своем состоянии память лучше удерживает дурные и лукавые мысли, чем воспоминания о добром и нравственном. Поэтому воспитание памяти должно заключаться в том, чтобы научить воспитанника не предаваться воспоминаниям о злом, неполезном, а, наоборот, удерживать в памяти все доброе, спасительное (?).

Известно, что у детей при хорошей памяти часто бывает малое проявление религиозных чувств. Этого не следует опасаться: услышанные от родителей и воспитателей истины ребенок с детских лет будет хранить в сокровищнице своего ума и в памяти. В более зрелом возрасте все это перейдет в область сердца и зажжет чувства (64,?).

Обучение вниманию.

Святые отцы учат, что познание невозможно без внимания, знание не может быть приобретено при рассеянности (АО 1). Св. Игнатий Брянчанинов, поясняя это положение, приводит следующий пример: «Если пред взорами нашими находятся два предмета, один из них мы рассматриваем со всевозможным вниманием и непрестанно, а на другой не обращаем никакого внимания, то о первом получаем ясное, подробное, определенное понятие, а по отношению ко второму остаемся при понятии самом поверхностном» (ОА 1).

Особенно важно быть внимательным в деле духовно-нравственного воспитания. Внимание к себе порождает любовь к ближним, не допускает осуждения (АО 1). «Невозможно без усиленного внимания к себе преуспеть в доброделании», - учат святые отцы (АО 1). Напротив, рассеянность, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «столь вредная вообще, в особенности вредна в деле спасения», требующем «постоянного, направленного» внимания (АО 1).

Как научить и научиться вниманию? Православная педагогика дает следующие советы.

1. Контролировать все свои слова и дела (Симф,, 169). Для этого, по словам святителя Тихона Задонского, человек должен уклоняться от всего греховного, ему необходимо как можно чаще «рассматривать» свои дела и поступки, «строго испытывать» (контролировать) их и направлять к спасительной цели своей жизни (ТЗ, гл. 5).

2. «Деятельность – необходимый путь к бдительности над собой» (АО 1, с.?).

3. Необходимо оставить все пустые занятия (Там же, с.?).

4. Не позволять себе уклонение в рассеянность. Святитель Игнатий Брянчанинов учит: «При служебных занятиях, посреди людей, не позволяй себе убивать время в пустословии и глупых шутках; при кабинетных занятиях воспрети себе мечтательность: скоро изострится твоя совесть, начнет указывать тебе на всякое уклонение в рассеянность как на нарушении евангельского Закона, даже как на нарушении благоразумия» (АО 1, с.?).

5. Необходимо полностью отказаться от мечтательности. «Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и немогущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жестокость сердца… отсюда – душевное расстройство» (ОА 1, с.?).

6. По словам святых отцов, «подчиненность есть лучшее средство приучиться ко вниманию: никто столько не научит человека внимать себе, как строгий, благоразумный начальник» (АО 1, с.?).

Таким образом, очевидно, что без контроля - как внутреннего, так и внешнего - трудно человеку спастись (ТЗ, с. 325). Контроль учителя над учеником является средством формирования внимания, средством духовно-нравственного возрастания (Глинский патерик, с. 375-377).

Субъекты воспитания.

Несомненно, что достичь цели православного воспитания, решить его задачи, выполнить его требования возможно, если в воспитательный процесс будут включены все субъекты воспитания. В России традиционно субъектами воспитания являлись семья, государство и Церковь.

Семья.

Православная педагогика отводит семье особое место.

По учению святых отцов, дети должны повиноваться своим родителям. Побуждением к этому должны быть не страх наказания и не своекорыстные расчеты, но сердечная любовь и страх Божий (?, 1908,?). В Евангелии читаем: Дети! Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно (Евр. 13, 17). Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Еф. 6, 2). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол. 3, 20). Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу (1 Тим. 5, 4).

В первые века у христиан не было школ, через которые могло бы распространяться христианское вероучение. Поэтому главным «орудием» его распространения, помимо живого слова проповедников, служила семья. Христианская семья, по свидетельству одного из педагогов 19 века, долгое время оставалась «единственной школой» христианского воспитания. Домашняя жизнь приобрела «печать церковности»: совместное духовное пение и совместное чтение Священного Писания стали постоянным упражнением членов семьи (?, 1908,?). Подобающее место заняла в семье женщина. «Было время, - пишет св.Иоанн Златоуст, - когда жены стояли наравне с мужчинами, теперь же наоборот… Женщины превосходят нас в благородстве, христианском усердии и благочестии, в любви ко Христу» (Цитирование по: см. 1908 г.?). Говоря о взаимных отношениях мужа и жены, Тертуллиан восклицает: «Какой тесный и сердечный союз между двумя верующими, у которых одна надежда, одно стремление, одинаковый образ жизни, одно служение Господу. Как брат и сестра, они живут в полном мире и согласии, они вместе молятся и постятся, взаимно друг друга наставляют и увещевают, друг друга во всем поддерживают; они вместе в храме, вместе у Причастия; они делят друг с другом радости и горести, никто из них ничего не скрывает от другого» (Цитирование по: 1908, с.?). Христианская женщина первых веков была украшена всеми возможными добродетелями, так что даже языческий оратор Ливаний невольно воскликнул: «Что за жены у христиан!» (?, 1908,?).

Христианские дети сделались предметом сердечного попечения Церкви, семьи и общества. Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей у христанских родителей строгость всегда соединялась с любовью (? 1908,?). Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали на загробную жизнь, «откуда христиане должны ожидать наград и наказаний». Физические наказания употреблялись в крайнем случае. Постоянным украшением первых христианских семей была простота. Всегда самые простые были пища и одежда (там же, с. 41?).

Особенное внимание родители обращали на то, чтобы дети не столько заботились о своей наружности, сколько о своих внутренних качествах. Дочери учились у матерей шить, ткать, прясть, а сыновья – ремеслу своего отца (там же, с.?).

Продажа детей или бессердечное уничтожение уродливых и слабых стало тяжким преступлением. Находили себе приют для воспитания сироты и подкидыши: епископы и церковные причты поручали их семьям. Если же дети лишались родителей вследствие их мученической смерти, то такими детьми занимались христианские общины, беря на себя всю заботу о них. Впоследствии стали возникать особые благотворительные сиротские заведения (в частности, в 4 веке был создан сиротский дом в Константинополе, в 13 – в Милане) (там же, с.?).

Первое место по силе воспитательного влияния в христианской семье всегда принадлежало матери. Как пишет один из авторитетных педагогов 19 века, «материнская любовь во всей своей силе обнаружилась только в христианстве. Материнское чувство нашло здесь для себя такое высокое и глубокое выражение, какого оно никогда не имело раньше… Богоматерь как идеал женщины стала предметом подражания для матери-христианки» (? 1908,?).

История первохристианской церкви украсилась примером целого ряда матерей, воспитавших достойных детей. Так, благочестивая Нонна, просветив светом христианского учения язычника-мужа, воспитала в духе веры Христовой своего сына, впоследствии великого учителя Церкви святителя Григория Богослова. Анфуса, будучи вдовою, всю свою жизнь посвятила воспитанию будущего «отца Церкви» сына Иоанна, прозванного впоследствии Златоустом за его необыкновенные дарования. Моника, мать блаженного Августина, при воспитании сына преодолела все препятствия со стороны своего мужа и положила такое глубокое основание его христианскому образованию, которое не могло быть уничтожено среди самых старшных бурь жизни последнего. То же можно сказать о многих и многих христианских матерях.

Чтобы привить своим детям добрые навыки, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали вместе с ними больных и заключенных в темницах.

Таким образом, христианство всегда отводило семье особое место. Именно в семье ребенок проводит первые годы своей жизни. В этом процессе, как уже отмечалос, чрезвычайно велик пример матери, так как он является первым для ребенка. Нравственная сила женщин в процессе воспитания вообще очень велика, поэтому исторически в Православии особое вним

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...