Условия успешности православного воспитания.
1. История русской педагогики свидетельствует о том, что главным условием успешности православного воспитания является правильное духовное руководство. «Никто не может сам научиться человеческим наукам, накупив всевозможных книг, тем более невозможно научиться науке духовной, которая называется наукой наук» (143, 284). Следовательно, человеку, вступающему на путь спасения, необходимо духовное руководство (123, 146). В русской истории прослеживается тесная связь между духовным руководством и внутренним состоянием общества. Периоды расцвета и оскудения в нравственной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли духовного руководства (СХИМ, Амвр.Опт, с. 7). 2. С точки зрения субъектов воспитания для успешности процесса воспитания необходимо взаимодействие Церкви и государства. В России Церковь и государство на протяжении веков ревностно заботились о духовном совершенствовании народа, ступень за ступенью вели его к надлежащему исполнению православных установлений (ТЗ, 474). 3. Св. Праведный Иоанн Кронштадтский, раскрывая святоотеческое видение успешности воспитания, обращается непосредственно к педагогам: «И в нынешнее время, и в прошедшее только те люди успешно совершили свое умственное и нравственное воспитание, которые вверились Богу, жили по Его заповедям, которые ныне живут по Евангелию и учению Церкви, подчиняясь ее руководству. Вот вам полезное замечание, все современные педагоги! Наук-то у нас много, а дела выходит мало, у юношей наших в голове много, а в сердце мало, мало, а часто – увы! – нет ничего! Жизнь-то не соответствует образованию и науке» (158, ст.1204). То есть святые отцы обязательным условием успешности умственного и духовно-нравственного воспитания считали участие человека в жизни Церкви.
Святоотеческое наследие свидетельствует, что спасение человека совершается только в Церкви Христовой, что в ней, как в духовной лечебнице, имеются все средства для «исцеления болезней» - искоренения недостатков человека (ТЗ,?). Каково воздействие Церкви на человека? Своим благодатным воздействием она изменяет нравы, облагораживает злых и порочных людей. Исцеляя душу, Церковь «в силу теснейшего единения души и тела человека», оказывает целебное действие и на тело, исцеляя его от болезней (146, 204). Таким образом, чтобы совершенствоваться, иметь добродетели, нужно жить жизнью Церкви, усваивать ее многовековой опыт (146, 415). 4. Православная педагогика выделяет в качестве условия успешности воспитания ряд основополагающих качеств, специальных умений и навыков педагога. Она выдвигает ряд требований к нему. а) Это, прежде всего, умение педагога пробудить в ученике недовольство своим состоянием, научить его возвыситься над своими недостатками (143, 347). б) Внутреннее условие успешности, по свидетельству святых отцов, – учитель должен быть нравственно выше учеников. г) Учителю, воспитателю необходимы, прежде всего, доброжелательность, любовь к ученикам и рассудительность. Способность сострадательно и духовно любить воспитанников составляет само существо учительства (ЛПБ,?). Любовь есть неодолимая сила, неотразимое оружие в руках педагога. Педагог должен любить не только хороших, послушных учеников, но и тех, кто плохо себя ведет, плохо учится. Однако любовь должна быть разумной, она должна не покрывать недостатки учеников, но искоренять их. Руководствуясь рассудительностью, учитель никогда не поступит опрометчиво. Рассудительность увеличивает силу педагогического воздействия. Она побуждает учителя к знанию своих учеников, условий их существования и воспитания, уровня и характера их умственного и нравственного развития, их внутреннего расположения, душевных нужд и др. Без такого знания учитель поступает наугад, что может оказаться бесполезным и даже вредным для учеников.
Педагог должен быть осторожным в своих беседах с учащимися, чтобы не повредить им. Педагог должен соблюдать в словах меру и порядок – уметь вовремя молчать и кстати говорить (ЛПБ,?). д) По учению святых отцов, учителю необходимо быть благоразумным, справедливым, мужественным и воздержанным. Мужество педагога - это нравственная крепость духа. е) Всякому педагогу необходима мудрость, большая чуткость и наблюдательность при руководстве учениками с различны ми характерами, способностями. Мудрость педагога должна проявляться всегда, особенно при наказании: налагать наказание нужно не просто по мере проступка, но исследовав намерение ученика. ж) Для успешности воспитания педагогу необходимо: – в душе каждого воспитанника уметь раздуть «искру Божию», вызвать ее к жизни, к горению (ЛПБ); – всех своих воспитанников, их родителей, принимать беспрепятственно; к учителю должен быть легок приход человека всяких убеждений; – быть беспристрастным ко всем ученикам: бедным и богатым, красивым и некрасивым. Педагог должен видеть в учениках, прежде всего, их бессмертную душу; – поставить себя в условия «одинаковой близости» ко всем ученикам, и всех учеников поставить одинаково близко к себе (64,?; ЛПБ,?). з) Первым, главнейшим и непременным средством воспитательного воздействия является личный пример учителя, его добрая жизнь. Этот метод является самым естественным и самым действенным. Какая высокая нравственность, какое безукоризненное благочестие требуется со стороны педагогов, чтобы возвысить нравственное чувство своих учеников! «Устные наставления, не подтверждаемые примерами и сами по себе безжизненные, не доходят до сердца»… Детям «язык сердца доступнее, чем говор ума»: они скорее угадывают подлинный образ мыслей и чувствований своих педагогов, чем изучают преподаваемые им правила. Следовательно, чтобы внушить детям нравственные чувства, пробудить стремление ко всему благородному, высокому и прекрасному, учителя должны сами иметь высокую нравственность. «Без этого и при лучших учебниках цель христианского воспитания не может быть достигнута» (259, 33).
Христианские наставники своим примером побуждали детей с ранних лет не только изучать Слово Божие, но и исполнять нравственные законы, изложенные в Евангелии. Таким образом, то, что дети слышали из уст своих воспитателей, они видели в самой их жизни, то, что им преподавалось устно, пояснялось самим опытом, примером наставников. Устное наставление озаряло ум, а жизнь воспитателей действовала на сердца детей. Педагог должен всегда помнить о том, что порочная жизнь отнимает способность учить и учиться (?). к) Воспитатель, педагог должен не только заботиться о чистоте своего сердца, но обязан следить и за своим внешним поведением, внешним видом, чтобы не подать поводов к соблазну. Ведь по внешнему виду и походке познается состояние души человека. Оно выражается и в движениях тела, «как в зеркале» (143,190). Юный возраст особенно зависим от внешних впечатлений. Поэтому так важно, чтобы учитель проявлял истинное радушие, имел дружелюбное лицо, благородный внешний облик и манеру поведения. Даже голос должен быть естественным, не слишком громким и не слишком тихим, он должен быть чужд театральности (64,?). Одежда издавна считалась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека. Костюмы – вещи бездушные, но сильно действуют на душу (Девицы, с.?). Поэтому одежда педагога должна соответствовать высоте звания учителя. Опыт лучших русских педагогов свидетельствует, что в своем служении педагог должен стремиться держаться «среднего пути», свободного как от нерадения, так и от излишней строгости (143, 268). л) Педагог должен учитывать в своей деятельности, что важным фактором, обусловливающим успешность процесса воспитания, является стремление ученика к исправлению своих недостатков и дурных наклонностей. Это стремление стать лучше, совершеннее является стимулом духовного роста, ведущим ученика к высотам нравственной чистоты (146, 248).
5. Успешность процесса воспитания обусловливается и таким фактором, как воспитание самих воспитателей. О необходимости этого пишет святитель Феофан Затворник: «Нужнее всего… воспитывать воспитателей под руководством таких лиц, кои знают истинное воспитание не по теории, а по опыту. Образуясь под надзором опытнейших воспитателей, они опять передадут свое искусство другим, последующим и т. п. Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых, и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых. Воспитание из всех святых дел самое святое» (371, 38). В заключении приведем слова святителя Филарета Московского, подчеркивающие значение для педагога учения о спасении и христианского учения в целом: «Воспитание ученое, воспитание деловое, воспитание изящное – не слишком ли сильно привлекают к себе заботы некоторых воспитателей и воспитываемых видами наружных преимуществ, выгод, славы, удовольствия? Потому не излишне напоминать родителям и воспитателям детей апостольское наставление: воспитывайте... в учении и наставлении Господнем, т.е. словом и делом руководствуйте детей к жизни благочестивой и честной по учению Христову» (345, 249).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|