Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комитеты и комиссии палат ФС РФ




САМОСТОЯТЕЛЬНО – ГЛ.4 РЕГЛАМЕНТА

Депутатские объединения (ФРАКЦИИ)

Создание и деятельность Ф предусмотрена только в ГД.

Фракции подлежат регистрации и обладают правами и обязанностями.

Фракция – это объединение депутатов в ГД, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в ГД.

В наст. вр. в ГД VI созыва 4 фракции – ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР

Регистрацию Ф осуществляет временная комиссия ГД по Регламенту и организации работы ГД.

Для регистрации Ф представляет:

• Составленный на день открытия первого заседания список депутатов.

• Положение о Ф.

• Протокол организационного собрания Ф, включающий решения:

1. О принятии Положения Ф

2. Об избрании рук-ля, зама рук-ля Ф

3. Об образовании рук. органов Ф

4. О лицах, уполн. Представлять Ф на заседаниях

 

В составе Ф численностью более 100 депутатов могут создаваться внутрифракционные группы. Численность ВФГ не может быть менее 50 депутатов. Её руководитель первый зам руководителя Ф.

Ф принимает Положение о Ф структура, полное и краткое наименование, порядок избрания руководителя и замов, порядок избрания рук. органов Ф (если они имеются), порядок избрания (назначения) лиц, уполномоченных представлять Ф, порядок принятия решений.

Депутат вправе состоять только в одной Ф. Депутат вправе выйти из состава Ф, подав письменное заявление. В случае выхода депутата из состава Ф, его полномочия прекращаются.

Права Ф:

• Председательские (участие в работе комитетов, комиссий, других органов палаты);

• Процедурные (участие в рассмотрении и обсуждении ЗП, других вопросов);

• Организационно-технические (права на получение помещений, персонала, финансовых средств).

Парламентские слушания

САМОСТОЯТЕЛЬНО

Парламентские расследования

САМОСТОЯТЕЛЬНО ФЗ «О парламентском расследовании ФС РФ» от 27.12.2005

Конституционно-правовой статус парламентария. Анализ решения КС РФ по «делу о парламентском иммунитете»

САМОСТОЯТЕЛЬНО

ФЗ «О статусе члена СФ и статусе депутата ГД ФС РФ» от 08.05.1994

Постановление КС РФ от 20.02.1996

Законодательный процесс

 

1. Понятие и стадии законодательного процесса

2. Обязательные стадии ЗП.

3. Факультативные стадии ЗП.

4. Анализ решений КС по делам о ЗП.

Понятие и стадии законодательного процесса

ЗП – это совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, в результате действия которых ЗПр трансформируется в закон.

ЗП включает в себя:

1. Обязательные стадии.

2. Факультативные стадии.

Обязательные стадии ЗП:

1. Внесение законопроектов (законодательная инициатива), их предварительное рассмотрение.

2. Рассмотрение законопроектов и принятие законов ГД.

3. Рассмотрение СФ законов, принятых ГД.

4. Подписание и опубликование законов Президентом.

Факультативные стадии:

1. Рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий между палатами ФСм

2. Повторное рассмотрение ГД законов, отклоненных СФ

3. Повторное рассмотрение ГД законов, отклоненных Президентом

4. Повторное рассмотрение СФ законов, отклоненных Президентом

Обязательные стадии ЗП

1-я стадия – внесение законопроектов и их предварительное рассмотрение. ЗПр вносятся только в ГД, т.е. ЗП не может начинаться в СФ.

Право законодательной инициативы принадлежит:

1. Президенту РФ.

2. СФ ФС РФ.

3. Членам СФ ФС РФ.

4. Депутатам ГД ФС РФ.

5. Правительству РФ.

6. ЗПОГВ субъектов РФ.

7. КС, ВС и ВАС РФ по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в ГД:

1. Проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ.

2. ЗПр-тов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ, законы РСФСР, ФКЗ и ФЗ, либо о признании утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства СССР

3. Поправок к ЗПр-там

Необходимым условием внесения ЗП-га является представление:

1. Пояснительной записки к ЗП-ту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого ЗП-та

2. Текста ЗП-та с указанием субъекта права законодательной инициативы, внесшего ЗП-т

3. Перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона

4. Финансово-экономическое обоснование (в случае внесения ЗП-та, реализация которого потребует материальных затрат)

5. Заключения Правительства РФ (в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ)

Заключение правительства РФ требуется в случаях внесения ЗП-тов:

1. О введении или отмене налогов

2. Об освобождении от уплаты налогов и другое

3. О выпуске государственных займов

4. Об изменении финансовых обязательств государства

5. Других ЗП-тов, предусматривающих расходы, покрывающиеся за счет федерального бюджета

Подготовленный к внесению в ГД ЗП-т и материалы к нему направляются субъектом права законодательной инициативы Председателю ГД.

ЗП-т считается внесенным в ГД со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата ГД.

Председатель ГД направляет ЗП-т и материалы к нему во Ф и комитет ГД в соответствии с вопросами его ведения.

Комитет определяет соответствие проекта всем требованиям и представляет его в течение 14 дней на рассмотрение Совета ГД.

Совет ГД назначает комитет ГД, ответственным по ЗП-ту, и принимает решение о включении его в примерную программу законодательной работы ГД на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

ЗП-т направляется также в: комитеты и комиссии ГД; депутатские объединения; Президенту РФ; СФ; правительству; КС, ВС, ВАС РФ для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

ЗП-ты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ Совет ГД, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения направляет в ЗПОГВ субъектов РФ для подготовки предложений и замечаний.

Срок подготовки к рассмотрению ГД ЗП-та, определяется Советом ГД.

Правовое управление Аппарата ГД по поручению Совета ГД или ОК в установленный ими срок осуществляет правовую экспертизу.

ЗП-т, подготовленный к рассмотрению ГД в первом чтении, и материалы к нему направляются ОК в Совет ГД, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение в ГД.

ОК представляет в Совет ГД дополнительные материалы:

1. Проект постановления ГД о принятии ЗП-та в первом чтении;

2. Заключение ОК с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения данного ЗП-та;

3. Заключение Правового управления Аппарата ГД;

4. Проект решения Совета ГД с указанием даты рассмотрения ЗП-та на заседании ГД, докладчика по ЗП-ту и содокладчика от ОК.

2-я стадия

Рассмотрение ЗП и принятие законов ГД.

Рассмотрение ЗП ГД осуществляется в трёх чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом ГД.

Закон о бюджете раньше принимался в 4-х чтениях!!! Потом отменили.

Первое чтение.

При рассмотрении ГД ЗП-та в 1 чтении:

1. Обсуждается концепция ЗП-та

2. Даётся оценка соответствия основных положений ЗП-та К РФ.

3. Даётся оценка актуальности и практической значимости ЗП-та.

Обсуждение начинается с доклада инициатора и содоклада представителя ОК.

По результатам первого чтения может быть принято одно из следующих решений:

1. Принять закон (при наличии окончательного текста закона, правовой и лингвистической экспертиз)

2. Отклонить ЗП-т.

3. Принять ЗП-та в первом чтении.

В случае принятия ЗП-та в первом чтении ГД устанавливается срок представления поправок к ЗП-ту.

Этот срок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для ЗП-тов по предметам совместного ведения менее 30 дней.

ГД вправе принять решение о всенародном обсуждении ЗП-та, принятого в первом чтении.

ОК аккумулирует, изучает и обобщает поступающие поправки. Сгруппированные по статьям ЗП-та поправки рассматриваются на заседаниях ОК. ОК может согласится с поправками и включить их в текст ЗП-та.

Вместе с ЗП-том, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, и проектов поста

ОК подготавливает 3 таблицы:

• Таблица поправок № 1, рекомендуемых ОК к принятию.

• К отклонению.

• По которым ОК не принято решение.

Совет ГД принимает решение о включении ЗП-та в Календарь рассмотрения вопросов ГД и направляет ЗП-т вместе с материалами к нему Президенту РФ,………

Второе чтение.

Рассмотрение ЗП-та происходит в его детальном постатейном обсуждении, а также по обсуждению его поправок.

Обсуждение ЗП-та включает в себя следующие этапы:

• Доклад представителя ОК об итогах рассматрения ЗП-та.

• Выступления представителей Президента и Правительства, инициатора ЗП-та.

• При отсутствии возражений – голосование вопроса о принятии таблицы № 1

• При наличии возражений – голосование вопроса о принятии поправок Таблицы № 1, против которых не имеется возражений, а затем отдельно каждую поправку, по которой имеется возражение.

• Если ГД не соглашается с предложением ОК – голосование отдельно по каждой из поправок.

• Рассмотрение попрпавок Таблицы № 2

• При отсутствии возражений – голосование за отклонение поправок ТАдицы № 2

• Тоже самое

• Тоже самое

• Голосование о принятии каждой поправки, включённой в Т № 3. Автор поправки может обосновать свою позицию.

• Если необходимое число голосов не набрано, ЗП-т возвращается на доработку в ОК.

• После второго рассмотрения во втором чтении доработанного ЗП-та голосование предложения о принятии ЗП-та во втором чтении.

• Если это предложение не набрало необходимого числа голосов, ЗП-т считается откланённым и снимается с обсуждения.

ПО результатам обсуждения следующие решения:

• Принять закон.

• Откланить ЗП-т.

• Принять ЗП-т.

Принятый во 2 чтении ЗП-т направляется в ОК для установления с участием Правового управления Аппарата ГД возможных внутренних противоречий.

Третиье чтение.

Состоит в принятии ЗП-та в качестве закона.

По результатам голосования в 3 чтении ГД враве принять одно из следующих решений:

• Принять закон.

• В исключительных случаях по требованию ДО председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении проекта на пересмотр.

Одобренные ГД ЗОП, ФКЗ и принятые ФЗ с соответствующими постановлениями ГД, стенограммами заседаний ГД.

Третья стадия.

Рассмотрение СФ законов, принятых ГД.

Поступивший из ГД ФЗ регистрируется в СФ в течение одного часа и в срок, не привышающий 24 часов.

СФ рассматривает не все законы, принятые ГД. Согласно К РФ, обязательному рассмотрению в СФ подлежат:

• ЗОП, ФКЗ

• ФЗ (ст. 106) по вопросам:

• Федерального бюджета

• Федеральных налогов и сборов

• Ратификации и денонсации МД РФ

• Статуса и защиты гос границы РФ

• Войны и мира

Председатель СФ или по его поручению зам по согласованию с председателями комитетов, комиссий СФ определяет комитет палаты,…..

Формируется одно из следующих решений:

1. Рекомендовать СФ одобрить ФЗ.

2. Рекомендовать СФ отклонить ФЗ (с изложением мотивов).

По итогам рассмотрения СФ принимает одно из решений:

1. Одобрить или отклонить без обсуждения. Если принято решение не обсуждать закон, он не рассматривается СФ и по истечении 14 дней он считается одобренным без рассмотрения. Такой ФЗ на 15-й день со дня его поступления в СФ направляется Председателем СФ Президенту РФ для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется ГД.

2. Обсудить закон. После обсуждения СФ принимает одно из следующих решений:

a. Одобрить закон (Постановление принимается большинством голосов от общего числа членов СФ, а постановление об одобрении ФЗК – большинством не менее 3/4 от общего числа голосов)

b. Отклонить закон (закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов СФ)

Одобренный закон в пятидневный срок направляется на подписание и опубликование Президенту.

Постановление СФ об одобрении ФЗ направляется также в ГД.

Четвёртая стадия.

Подписание и официальное опубликование законов Президентом РФ.

Только после этого закон получает юридическую силу.

Президент после получения закона в 14-дневный срок принимает решение:

1. Подписать и опубликовать закон (ч.2 ст.107)

2. Отклонить закон (ч.3 ст.107)

3. Возвратить закон в палаты ФС без подписи (ПКС РФ от 22.04.96). Он может это сделать в случае, когда нарушены процедурные правила принятия закона.

Законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом.

Президент вправе использовать т.н. право вето, то есть отклонять законы в течение 14 дней с момента поступления. Мотивы отклонения должны быть сообщены обеим палатам ФС РФ. Президент не вправе отклонить ФКЗ и ФЗ, принятый в порядке преодоления вето.

Решение Президента об отклонении, заявленное после истечения 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает юридических последствий.

Президент не вправе отклонить ФКЗ, а также ФЗ, принятый в порядке преодоления вето, т.е. когда обе палаты проголосовали за повторное принятие ФЗ в первоначальной редакцией

Факультативные стадии

1-я стадия.

Рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий между палатами ФС.

Для преодоления разногласий, по ФЗ, принятому ГД, но отклоненному СФ, может быть создана согласительная комиссия (СК).

Инициатива может исходить со стороны одной из палат ФС и должна быть поддержана другой.

СК образуется на паритетных началах из членов СФ и депутатов ГД. Члены СК и её сопредседатель от каждой палаты избираются палатами и образуют их депутации СК.

СК рассматривает лишь те положения ФЗ, по которым возникли разногласия между палатами, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного закона.

Решения СК принимаются путём раздельного голосования депутаций от СФ и от ГД.

Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от каждой депутации.

По результатам работы СК составляет:

1. Протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению разногласий или обосновывается невозможность их преодоления этим составом СК.

2. Сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения.

Протоколы и таблицы составляются в 2-х экземплярах и направляются в ГД и СФ.

2-я стадия.

Повторное рассмотрение ГД законов, отклонённых СФ.

В случае, если ФЗ отклоняется СФ, он передается Советом ГД на заключение ОК.

По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет рекомендует ГД:

1. Создать СК для преодоления возникших разногласий.

2. Принять ФЗ в ранее принятой ГД редакции.

3. Снять ФЗ с повторного рассмотрения ГД.

При повторном рассмотрении ФЗ ГД обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе СК.

Никакие дополнительные поправки ГД не рассматриваются.

ГД принимает решение по предложениям СК большинством голосов от общего числа.

В случае отклонения хот бы одного предложения СК ГД может предложить СК продолжить работу с учётом поправок, одобренных палатой, для представления новых решений.

Если ФЗ в редакции СК принимается ГД, то он в течение 5 дней направляется на рассмотрение СФ.

Если ФЗ в редакции СК не принимается ГД, то он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае ФЗ считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД.

Председатель ГД уведомляет Председателя СФ о направлении данного ФЗ Президенту РФ.

Если предложение о принятии закона в ранее принятых редакциях не набрало необходимого числа голосов, то ФЗ считается непринятым. Может быть внесено предложение о создании СК.

Если предложение о создании СК не было внесено или за него не проголосовало необходимое числе голосов, то ФЗ считается непринятым.

3-я стадия

Повторное рассмотрение ГД законов, отклонённых Президентом.

Если Президент в течении 14 дней со дня поступления ФЗ отклонит его, то ГД вновь рассматривает данный ФЗ.

ФЗ, отклонённый Президентом, передаётся Советом ГД на заключение в ОК, который рассматривает в течение 10 дней мотивы решения Президента об отклонении ФЗ.

По итогам рассмотрения ОК может рекомендовать ГД:

1. Принять ФЗ в редакции, предложенной Президентом.

2. Согласиться с мотивами Президента и снять ФЗ с дальнейшего рассмотрения.

3. Принять ФЗ с учётом предложений Президента.

4. Создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту РФ и при необходимости СФ направить для работы в ней своих представителей.

5. Одобрить ФЗ в ранее принятой редакции.

Совет ГД по получении заключения ОК включает во внеочередном порядке вопрос о повторном рассмотрении ФЗ в проект порядка работы ГД на очередное заседание.

Повторное рассмотрение ФЗ включает в себя:

1. Выступление полномочного представителя Президента в ГД либо иного его официального представителя.

2. Изложение заключения ОК.

3. Принятие одного из 5 постановлений (см. выше).

Если ГД принимает решение о проведении обсуждения перед голосованием, то в нём участвуют только представители Ф.

Заключительное слово предоставляется представителю Президента.

По окончании обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить ФЗ в редакции, предложенной Президентом, либо согласиться с мотивами решения Президента и снять его с дальнейшего рассмотрения.

Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство.

Если ФЗ в редакции, предложенной Президентом, не набрал необходимого числа голосов, то ГД по предложению представителя Президента может принять решение о продолжении работы над данным ФЗ, начиная с процедуры первого чтения.

В случае принятия постановления ГД о создании спецкомиссии, ФЗ передается ей для выработки согласованной редакции.

Порядок её работы:

При принятии решения спецком действует по принципу «одна сторона – один голос». Члены спецкома от ГД принимают решение большинством голосов от их общего числа.

Решение спецкома считается принятым, если по каждому предложению Президента стороны пришли к единому мнению.

По окончании работы спецком представляет на повторное рассмотрение ГД ФЗ в согласованной редакции с протоколом и сопоставительной таблицей.

ФЗ считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов.

По предложению ОК на голосование ГД может быть поставлен вопрос об одобрении ФЗ в ранее принятой ГД редакции.

Решение принимается большинством, не менее 2/3 от общего числа.

Если ГД принимает решение принять ФЗ с учётом предложений Президента, то на голосование ставится каждое предложение Президента. Решение принимается, если за него голосует большинство.

В случае одобрения ГД части предложений Президента принятие ФЗ откладывается.

ОК-ту поручается с привлечением Правового управления Аппарата ГД подготовить текст ФЗ с учётом одобренных предложений и представить ФЗ на рассмотрение ГД.

В случае отклонения хотя бы одного предложения Президента, принятие ФЗ откладывается.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции ФЗ в течение 5 дней направляется Председателем ГД в СФ.

4-я стадия.

Повторное рассмотрение СФ законов, отклоненных Президентом.

Для повторного рассмотрения:

1. Текст ФЗ, отклоненного Президентом и одобренного ГД в ранее принятой редакции.

2. Письмо Президента.

3. Постановление ГД о повторном рассмотрении ФЗ.

4. Стенограмма заседания ГД.

5. Заключение комитета ГД на письмо Президента.

Председатель СФ направляет ФЗ и сопровождающие его документы в комитет, который ранее давал по нему заключение, а также членам СФ.

При повторном рассмотрении ФЗ СФ вправе:

1. Поставить на голосование вопрос об одобрении ФЗ в ранее принятой редакции без обсуждения.

2. Провести обсуждение ФЗ и принять решение.

По результатам рассмотрения ФЗ председательствующий ставит на голосование вопрос о его одобрении.

В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении ФЗ СФ вправе перенести этот вопрос на следующее заседание.

Если при повторном рассмотрении, ФЗ принят в новой редакции, то он рассматривается СФ как вновь принятый. ФЗ считается одобренным, если решение об этом принято большинством в 2/3 голосов от общего числа членов СФ. ФЗ в этом случае в течение 5 дней направляется Президенту РФ, который обязан его подписать и официально опубликовать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...