Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели традиционного природопользования 2 глава




популяционной экологии, переносимые на человеческие общества, во всяком случае на ранних этапах

их истории. Считая, что традиционные и доисторические этносы были не способны активно изменять

свою среду обитания, а лишь приспосабливались к ее условиям, сторонники такой точки зрения

признают главным механизмом их существования экологическое равновесие (equilibrium) с

доступными природными ресурсами. При этом утверждается, что человеческая популяция, как и

входящие в ту же экосистему популяции животных и растений, должна стремиться к сохранению

своего устойчивого, стабильного состояния на уровне 20—30 % предельной емкости местообитания 23.

Неизбежный прирост населения в таком случае сознательно регулируется обществом — путем

инфантицида (детоубийства), абортов, жертвоприношений, миграций, межплеменных войн; или же он

уносится естественным образом в ходе периодически возникающих эпидемий или голодовок.

Использование принципа «равновесия» при изучении традиционных и доисторических этносов имеет

давнюю традицию в этнографической науке. Оно идет от первых обобщающих работ по демографии

традиционных обществ (вспомним уже названную идею «оптимальной плотности» А. Карр-

Саундерса), опубликован-,ных еще в 20 — 30-е годы 24. Затем этот принцип был использован 'при

описаниях относительно простых экосистем — островов или '*ропических пустынь, включающих

человеческие коллективы на Ьтадии охоты, собирательства или примитивного земледелия25. •*В 50—

60-е годы идеи равновесных, жестко регулируемых природно-социальных систем были исключительно

популярны в Зарубежных работах по исторической демографии и археологии, Экологии традиционных

этносов (особенно охотников-собирателей, ранних земледельцев и скотоводов) 2б. Свое отражение эти

идеи получили и в некоторых советских публикациях27. И лишь недавно они стали подвергаться

переоценке и критике, которая зачастую имеет весьма жесткий характер 28.

Обсуждение концепции «равновесных» этносов и природно-социальных (этноэкологических) систем

займет центральное место в этой книге. Важным элементом такой концепции стал тезис об особом

экологическом поведении представителей древних

2 И. И. Крупник 17

и традиционных обществ, их бережном отношении к природным ресурсам, исключительно

рациональных методах природопользования. Он возник на волне обостренного общественного

внимания к проблемам глобального экологического равновесия в начале 1970-х годов. Эта волна

породила идеализированный образ «гармоничных» (по отношению к природе) традиционных и

первобытных культур в противовес современной индустриальной цивилизации, ведущей человечество

к всемирной экологической катастрофе. Ранние охотники, скотоводы, земледельцы рисовались как

своего рода «наивные» или «интуитивные» экологи, хорошо знавшие законы организации живой

природы и неуклонно соблюдавшие их в своей повседневной жизни 29.

Своеобразное преломление концепция «равновесия» получила в рамках так называемой «новой

экологии», или «неофункционализма» — особого течения американской экологической антропологии,

оформившегося со второй половины 60-х годов 30. Сторонники этого направления (А. Вайда, Р.

Раппопорт, К. Гиртц и др.) активно использовали методы и понятийный аппарат популяцион-ной

экологии в изучении человеческих культур и ввели в этнографическую литературу целый ряд чисто

экологических терминов: пищевая цепь, трофический уровень, поток энергии и т. п. Ключевым для

«новой экологии» было понятие экосистемы — сообщества различных живых организмов (включая и

человеческую группу) и их среды обитания, объединенный круговоротом вещества, энергии и

информации. Средством сохранения экосистемы виделся гомеостаз (от греч. гомео — «то же самое»,

стасис — «состояние»), т. е. способность всех элементов к саморегуляции и возвращению в исходное

состояние в случае каких-либо изменений 3.

Идея гомеостаза была важным шагом в объяснении принципов развития первобытных и традиционных

этносов. Во-первых, она включала возможность изменений самой среды обитания, как случайных, так

и закономерных, в том числе вызванных производственной деятельностью человека. Во-вторых, на

смену идее пассивного, стабильного равновесия пришло понимание активной роли всех элементов

системы, и в первую очередь человеческой группы, в общей саморегуляции. В-третьих, динамический

гомеостаз с его циклами, казалось, весьма удачно объяснял логику длительного исторического

существования традиционных обществ, в которую могли быть вписаны не только процессы хозяйства,

распределения и демографического воспроизводства социума, но и сфера его духовной и

психологической жизни. И все же эта концепция была слишком ориентирована на идею замкнутости

экосистемных «циклов, не объясняя таким образом Механизмов поступательного развития общества.

Эти и другие ее ограничения вызвали достаточно суровую критику в конце 70-х годов и известный

упадок интереса к экосистемным исследованиям в этнографии. Тем не менее в развитии этноэкологии,

в том числе и арктической, такие исследования сыграли очень важную роль.

Разумеется, невозможно на нескольких страницах изложить историю теоретических поисков в

этноэкологии. Это обширная, быстро развивающаяся область исследований, насчитывающая уже сотни

публикаций, в том числе больших монографий32. Этно-экологические идеи и интерпретации все шире

проникают из этнографии в смежные дисциплины: историческую демографию и археологию

первобытных и раннеклассовых обществ, культурологию, популяционную генетику и др. Ярким и

совершенно особым направлением этноэкологии являются работы Л. Н. Гумилева и его концепция

этногенеза как природного (географического) процесса 33. Такая «экспансия» этноэкологии, как и ее

разветвление на несколько самостоятельных течений, служат, на мой взгляд, лучшим доказательством

перспективности новой науки. Поэтому здесь мы ограничимся лишь одной темой, имеющей прямое

отношение к цели нашего исследования — этноэкологией коренного населения Советской и

Зарубежной Арктики.

Из истории арктической этноэкологии. Этноэкологические исследования в Арктике очень молоды.

Еще в 1955 г. американский этнограф М. Лэнтис, автор многих книг об американских эскимосах и

алеутах, напечатала следующие горькие слова: «Хотя почти каждый, кто писал о культуре эскимосов,

восхищался ее адаптацией к среде обитания, практически никто за последние годы не изучал детально

какие-либо экологические проблемы, связанные с эскимосами. [Поэтому]... обзор имеющихся

экологических публикаций по эскимосской культуре может быть сделан очень быстро» 34.

В этой фразе была, конечно, доля преувеличения. Многие авторы не только «восхищались»

эскимосской культурой, но и подробно описывали жизнеобеспечение, природопользование,

экологический опыт эскимосов, начиная с первых десятилетий

W 35 т» «»

Ал в. И все же первый специальный этноэкологическии проект в Американской Арктике

действительно относится только к середине 50-х годов (программа Р. Спенсера «Экология человека в

арктической части Аляски», 1953 —1955) 36. С этого времени, видимо, можно говорить о становлении

«арктической этноэкологии» как самостоятельной области исследований.

Последующие десятилетия были временем ее очень быстрого развития, особенно в США и Канаде, где

в 70-е годы этноэкология стала бесспорно ведущим течением в этнографическом изучении Севера. На

этом фоне прогресс этноэкологических исследований в Советской Арктике выглядит пока весьма

скромным. По существу здесь они только разворачиваются благодаря усилиям сравнительно

небольшой группы этнографов, археологов, биологов-североведов.

Растущий общественный и научный интерес к проблемам будущего северных народов, тревога за

сохранение их культурного наследия и опыта природопользования стали одним из важнейших

стимулов подобных исследований.

2«19

В истории этноэкологического изучения Американской Арктики начиная с 50-х годов прослеживается

несколько независимых направлений 37. Хронологически первое из них было связано с

осуществлением проекта «Колесница» (Chariot) — научной программы Комиссии по атомной энергии

США, нацеленной на мирное использование ядерных взрывов при строительстве каналов,

искусственных гаваней и других крупных сооружений.

В 1958 г. для первого экспериментального «мирного» взрыва был выбран участок на севере Аляски у

побережья Чукотского моря. Быстро выяснилось, однако, что предложенный для эксперимента район,

как и выбранный тип среды обитания (арктическая тундра), относится к числу наименее изученных с

географической, экологической и историко-культурной точек зрения. Поэтому в 1959—1962 гг. около

сотни ученых разных специальностей работали в Арктической Аляске по заданию Комиссии по

атомной энергии США 38.

Ядерный взрыв на Аляске так и не был произведен. Но в рамках проекта «Колесница» родилась первая

школа в американской арктической этноэкологии, которая оказала огромное влияние на ее дальнейшее

развитие.

Становление этой школы связано с именем Дона Фута (1931 — 1969) — активного участника проекта,

продолжившего затем этно-экологические исследования в разных районах' Американского Севера.

Д. Фут был убежденным сторонником системного анализа жизнедеятельности человека в Арктике.

Объектом его изучения были современные и традиционные системы жизнеобеспечения американских

эскимосов, а предлагаемый подход ориентировался на создание сложных экологических моделей,

включавших эскимосские коллективы и используемые ими ресурсы. Главной задачей Д. Фут считал

количественный анализ жизнеобеспечения через изучение потока энергии от природной среды к

популяциям промысловых животных и далее — к человеку 39.

Очень важен прямой вклад Д. Фута в методику этноэкологиче-ских исследований. Он был первым, кто

подчеркнул важность исторического изучения аборигенных систем жизнеобеспечения и использования

для их реконструкции литературных и архивных источников, устной традиции местного населения.

Этот подход он продемонстрировал на примере трех групп эскимосов Аляски, сделав количественную

реконструкцию их жизнеобеспечения на середину XIX в. (!). Ему принадлежат также первые расчеты

пищевой ценности и калорийности основных объектов добычи эскимосских охотников 40.

Работы Д. Фута оказали влияние на целое поколение ученых и стимулировали серию

этноэкологических изысканий в разных частях Американской Арктики41.

Вторым источником развития американской арктической этноэкологии стала археология. С конца 50-х

годов при объяснении

истории древних культур американские археологи, работающие в Арктике, стали активно использовать

экологические данные, свидетельства прежних изменений климата, растительности, природных

ресурсов. Попытки опереться на экологические материалы немедленно потребовали выработки новых

понятий, специального терминологического аппарата. И здесь археологи не просто воспользовались

уже известными терминами типа «жизнеобеспечение», «адаптация» и др., но и предложили свою

оригинальную их интерпретацию 42.

Археологи проявили большой интерес и к главной теме арктической этноэкологии — реконструкции

традиционных систем жизнеобеспечения и природопользования коренных жителей Арктики. В ее

разработку они внесли важный вклад, включая большое число публикаций чисто этнографических или

этноархео-логических по жанру и методу исследования 43. Активное изучение аборигенных форм

природопользования в ряде районов Американского Севера: на Алеутских островах, в Северной

Аляске, на восточном побережье полуострова Лабрадор — было впрямую вызвано многолетними

раскопками археологов.

Третье направление арктической этноэкологии появилось с конца 1960-х годов. Оно было связано с

политическим движением коренного населения Американской Арктики, отстаивавшего свои права на

используемые земельные угодья. В рамках многих судебных исков и договоров, заключенных в конце

60—70-х годах ассоциациями коренных жителей Аляски и Канадского Севера с правительствами и

местными властями, постоянно фигурировал термин «жизнеобеспечение» (subsistence). В данном

контексте он означал использование местным населением охотничье-промысло-вых ресурсов для

собственного потребления. Его применение вызвало, однако, множество проблем, поскольку было

неясно, что считать «потребительским жизнеобеспечением» и кто имеет преимущественные права на

использование местных промысловых ресурсов 44.

Возникновение на рубеже 60—70-х годов региональных объединений (корпораций) коренного

населения Аляски и Канады поставило понятие «жизнеобеспечения» в центр экономических,

политических и духовных чаяний аборигенов Американского Севера. Появился даже новый термин

«ценности жизнеобеспечения», который охватил весь комплекс методов хозяйствования, воззрений и

норм, связывающих коренное население с его средой обитания и ресурсами. Резко возрос интерес к

национальным традициям природопользования, экологическому опыту местных культур.

Со второй половины 70-х годов региональные объединения американских эскимосов, индейцев,

алеутов при поддержке правительственных организаций стали финансировать специальные программы

по изучению своего экологического наследия. В них активно участвуют профессиональные этнографы

и археологи 45. Эти работы уже принесли огромный объем новой информа-

ции, относящейся как к традиционным, так и современным формам жизнеобеспечения жителей

Арктики.

Быстро растущий общественный интерес к местным традициям природопользования привлек

внимание к ним различных государственных ведомств и научных центров США и Канады,

занятых охраной природных ресурсов (Служба национальных парков США, Департамент охоты и

рыболовства штата Аляска, Департамент __________возобновляемых ресурсов Северо-Западных территорий

и др.). Хотя главным объектом их интереса остаются особо ценные или редкие виды промысловой

фауны — дикие олени-карибу, гренландский и серый кит, водоплавающая дичь, тихоокеанские

лососи и др., эти организации также активно финансируют программы по изучению аборигенных

форм жизнеобеспечения и традиций природопользования. С конца 70-х годов такие «ресурсные»

программы фактически стали четвертым направлением в зарубежной арктической этноэкологии 4б.

Таким образом, облик американской арктической этноэкологии с момента ее становления

определялся тремя чертами: этноистори-ческой ориентацией, прикладной направленностью и

особым идеологическим звучанием, ориентированным на сохранение культурных ценностей

коренного населения. Этим работы по этноэкологии Американской Арктики заметно отличаются

от аналогичных изысканий в других регионах (среди индейцев Южной Америки, бушменов

Южной Африки, папуасов Новой Гвинеи, австралийских аборигенов), которые также активно

развивались в 60 — 70-е годы. Чисто академические разработки — их можно считать пятым

направлением в зарубежной арктической этноэкологии — относительно немногочислены. В

большинстве они также посвящены анализу аборигенного природопользования или таким

специфическим проблемам, как инфантицид, социальная организация арктических охотников,

варианты адаптивных стратегий в Арктике и т. п.47

В отличие от специалистов по Американскому Северу в распоряжении советских исследователей

больше конкретной информации, старой демографической и хозяйственной статистики,

относящейся к XIX—первым десятилетиям XX в. Ее основу составляют материалы

землеустроительных, охотоведческих и этнографических экспедиций, специальных

нехозяйственных обследований, проводившихся в 1920—1930-е годы во всех районах Советской

Арктики. Эта информация по своему значению уникальна. Она может быть дополнена архивными

документами XIX в. и даже более раннего времени: списками населения, сведениями об уплате

ясака или отпуске продуктов питания, административными обзорами положения местных жителей

и т. п. Все это — бесценные источники для реконструкции традиционного жизнеобеспечения и

природопользования обитателей Крайнего Севера.

К сожалению, куда меньше сопоставимых материалов мы имеем для более позднего и

современного периодов. В 40 —

60-е годы интерес к изучению взаимоотношений северных народов со своей средой обитания в

значительной мере угас. Сохранялись лишь детальные этнографические описания хозяйства и

материальной культуры или, напротив, широкие типологические обобщения: от первых схем В. Г.

Богораза48 до учения о хозяйственно-культурных типах, которое с первых своих шагов активно

использовало материалы по народам Сибири. Этой традиции мы обязаны общей типологией форм

хозяйства аборигенов Арктики и первыми опытами их картографирования 49.

Оживление в изучении традиционного жизнеобеспечения и природопользования народов

Северной Евразии наступило лишь в последние два десятилетия. Интересно, что здесь отчетливо

различимы те же основные направления, которые характерны и для этноэкологии Американской

Арктики. Но соотношение между ними выглядит совершенно иначе. Ведущее место среди

советских публикаций бесспорно занимают пока исторические описания традиционного хозяйства

северных народов, а также их рациональных знаний, норм природопользования, идеологических

представлений 50.

Растет популярность этноэкологических объяснений при археологических реконструкциях,

особенно там, где археологи работают в тесном сотрудничестве с этнографами и палеогеогра-

фами51. Гораздо скромнее представлено изучение нагрузки традиционных и современных форм

природопользования местного населения на экосистемы, его опыта в освоении природных

ресурсов 52.

И лишь первые шаги делаются у нас в изучении места и перспектив аборигенных форм

жизнеобеспечения в рамках современной структуры хозяйственного освоения Севера. Здесь, как и

в Американской Арктике, сразу возникают серьезные социальные, экономические и нравственные

проблемы. Современная промышленность, индустриальные формы освоения природных ресурсов

неуклонно движутся на Север. Это ведет к обострению экологической ситуации во многих

районах. Биологи, экологи, работники природоохранных служб требуют экологически «чистых»

технологий производства, отказа от наиболее агрессивных форм и концепций техногенного

воздействия на природу.

В этой будущей стратегии более рационального, экологически сбалансированного освоения

северных территорий должно быть найдено место для коренного населения Арктики. Неизбежный

шаг здесь — признание исторической, экономической и нравственной ценности аборигенных

форм природопользования 53. Как и на Американском Севере, такое развитие должно изменить

прежний академический облик арктической этноэкологии. Своеобразная, малоизвестная область

этнографии постепенно становится сферой конкретных экономических расчетов, практических

решений, острых дискуссий с теми, кто по-прежнему отстаивает приоритет крупномасштабных,

индустриальных форм эксплуатации северных ресурсов. И в этом видится новый, глубоко

актуальный смысл

изучения традиционного хозяйства и природопользования народов Севера.

Принципы этноэкологической реконструкции. Сказанное выше позволяет увидеть два главных

принципа этноэкологического описания: системность и «модельный» подход. Предложено даже

специальное понятие, связывающее оба эти начала в единый структурный комплекс, —

«антропогеоценоз». В понимании В. П. Алексеева, это пространственная система, состоящая из

определенных компонентов (территории, хозяйственного коллектива, его производственной

деятельности и т. п.), которые соединены сложными функциональными связями: информационным

полем, энергетическими импульсами, пищевыми цепями 54.

Такое определение дает понятийную конструкцию или, точнее, удобную схему для конкретного

этноэкологического описания. Ранее я использовал его как основу близкого понятия «этноэко-система»

(этноэкологическая система), считая антропогеоценоз низшей таксономической единицей такой

системы, а ее высшим уровнем — хозяйственно-культурный тип, понимаемый, правда, как

структурная, а не типологическая категория 55.

Главной особенностью всех видов выделяемых ^ложных систем нужно считать их

многокомпонентность. Поэтому любая этноэкологическая реконструкция предполагает генерализацию

и сведение образующих систему структурных единиц в несколько основных блоков.

При описании моделей жизнеобеспечения и природопользования аборигенов Арктики число таких

блоков можно в принципе ограничить до четырех, учитывая относительную простоту северных

экосистем, специфику хозяйства и уровень материальной культуры коренного населения.

1. Освоенная территория — совокупность используемых коллективом земельных угодий с их

значимыми для данной формы жизнеобеспечения природными ресурсами. Обычно включает целиком

или частично несколько биотопов (природно-террито-риальных комплексов), а также водные участки,

где ведется морской промысел, рыболовство или прибрежное собирательство. Как компонент

этноэкосистемы имеет несколько главных количественных характеристик: общую площадь (и площадь

отдельных используемых угодий); биологическую продуктивность важнейших промысловых ресурсов,

их общую биомассу, полезную продукцию и т. п.

Освоенная территория превращает этноэкосистему из научного понятия в реальную пространственную

единицу, имеющую четкую площадь, местоположение и границы. В основе здесь лежит принцип

территориальности человеческих коллективов, т. е. стремление каждого социума иметь «свою»

закрепленную часть среды обитания с правом на преимущественную эксплуатацию ее ресурсов.

Этнографические материалы из самых разных районов мира свидетельствуют об универсальности

этого принципа для любой системы жизнеобеспечения, но считается, что он был особенно характерен

для первобытных и традиционных обществ на стадии промыслового и ранних этапах производящего

хозяйства 56.

2. Хозяйственный коллектив — в небольшой этноэкосистеме совпадает с общиной — наиболее

динамичной экономической и социальной ячейкой традиционного общества, способной к демогра-

фическому воспроизводству и самостоятельному развитию5?. В соответствии с половозрастным

разделением труда хозяйственный коллектив распадался на несколько компонентов: взрослое

трудоспособное население (отдельно мужчины и женщины); нетрудоспособные старики —

хранители знаний, производственных навыков, социальных и этических норм; не достигшие рабочего

возраста дети и подростки 58. Существенно и другое структурное разделение общины — на отдельные

производственные, или хозяйственные (по В. Р. Кабо) группы — постоянные или сезонные

объединения, способные вести относительно самостоятельное

существование.

При этноэкологическом описании коллектива-общины помимо общей численности и основных

структурных характеристик (половозрастной состав, доля трудоспособных и т. п.) важны и

динамические показатели: уровень рождаемости, смертности и естественного прироста; интенсивность

различных форм демографического «регулирования»; способность к численному росту в

благоприятных условиях.

3. Популяции домашних животных — особый компонент этно-экосистемы, чье существование

полностью определяется производственной деятельностью человека. Для этноэкосистем арктических

народностей это было поголовье собак и домашних северных оленей, принадлежавших

членам общины. Важнейшие количественные показатели: общая численность, половозрастная струк-

тура, естественная и искусственная, т. е. регулируемая человеком динамика, пищевые потребности и

расход труда или биологических ресурсов для их обеспечения.

4. Производственно-бытовой инвентарь — материальные предметы, созданные коллективом для

жизнеобеспечения: жилые и хозяйственные постройки, орудия труда и промысла, средства

передвижения, одежда, утварь. В целом этот компонент составляет материальную часть «культуры

жизнеобеспечения». При его этноэкологическом описании важны следующие количественные

характеристики: число и размеры отдельных составляющих элементов, продолжительность их

использования, расходы труда и продукции на общее и ежегодное обновление, потребительская

Ценность в натуральных эквивалентах.

Эти четыре блока традиционных этноэкосистем арктических народов объединялись набором

функциональных связей, которые обеспечивали жизнеобеспечение коллектива в процессе производ-

ства, потребления и обмена продукцией. Для анализа таких

связей было предложено несколько методов, включая составление детальных схем

этноэкосистемы с измерением энергетических (или других) потоков между блоками и даже

моделирование их по принципу «электрической цепи» 59. Другой путь — расчет весьма

информативных численных соотношений: между расходом энергии в процессе трудовой

деятельности и ее приходом в виде полученной продукции (Р. Ли для бушменов кунг); между

потребностями коллективов в пище и возможностью их удовлетворения за счет ресурсов

экосистемы (Д. Фут для эскимосов Аляски); между продуктивностью различных типов

жизнеобеспечения, емкостью местообитания и реальной плотностью населения (Р. Карнейро, Д.

Гросс для индейцев Амазонии, Р. Кастил для Северной Америки) 60.

Уже к началу 80-х годов число изученных таким образом групп достигло трех десятков, включив

этносы охотников, рыболовов, собирателей, скотоводов, мотыжных и плужных земледельцев

четырех континентов61.

Для описания традиционных моделей жизнеобеспечения арктических народов я выбрал иной путь

количественной оценки. Он известен в различных науках, прежде всего в географии под

названием «метод балансов». Суть его заключается в составлении уравнения прихода и расхода

какого-либо вида вещества или энергии в системе и нахождении далее фактической разницы

между приходом и расходом — балансового сальдо 62. Для традиционного коллектива так можно

рассчитать его баланс жизнеобеспечения, т. е. соотношение между потребностями в пище,

топливе, сырье для производства и обмена и фактическим получением необходимой продукции.

Именно это соотношение показывает, насколько эффективно использовал коллектив ресурсы

своей территории и находились ли его размеры и потребности «в гармонии» со средой обитания.

Самой удобной формой для таких подсчетов является годичный баланс: он суммирует

характеристики системы жизнеобеспечения за один полный хозяйственный цикл. В идеале анализ

системы жизнеобеспечения должен опираться на серию из нескольких годичных балансов,

желательно за разные периоды времени.

С середины 1960-х годов в зарубежных этноэкологических исследованиях стало принято измерять

внутренние связи в сложных экосоциальных сообществах в единицах энергии (килокалориях) 63.

Такой «энергетический подход» имеет свои ограничения, но зато позволяет сравнивать разные

типы систем жизнеобеспечения и связывать их отдельные компоненты с помощью универсальных

количественных показателей. Интересно, что первым идею об энергетической оценке

традиционных форм хозяйства народов Севера высказал еще в 1928 г. русский зоолог-охотовед С.

А. Бутурлин. Он же подробно обосновал ее методические преимущества: универсальность,

удобства пересчета, возможность сопоставления потребительской и товарной продукции 64.

Правда, идеи С. А. Бу-

турлина нашли свое реальное воплощение совершенно независимо лишь 30 — 40 лет спустя в работах

Д. Фута и его последователей на Аляске и в Канаде. Это позволило сравнить на единой основе формы

традиционного и современного жизнеобеспечения нескольких групп эскимосов Американской

Арктики: от острова Святого Лаврентия до Баффиновой Земли. Поэтому главные балансы

жизнеобеспечения народов арктической части Евразии составлены мной также в единицах энергии и

дополнены некоторыми натуральными показателями 65.

Итак, предлагаемый подход к описанию традиционного жизнеобеспечения арктических народов

включает: 1) выбор нескольких «модельных» этноэкосистем; 2) детальный анализ основных:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...