Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках понятий и категорий. Ее можно определить как производную умозрительных нормативных представлений, которые не могут быть достоверным образом подтверждены или опровергнуты ни эмпирическим, ни логическим способом. Соответственно философию как общее учение о бытии и познании, об отношении человека к миру, о всеобщих законах развития при- роды, общества, культуры не следует, как это нередко делается, называть на- укой. В стой познавательной области представлены гипотезы о мире, абстрактные, априорно-нормативные, условные построения, которые не предполагают необхо- димости использования экспериментальной логики, являющей- ся ядром научного познания. Соответственно законы здесь ближе к правовым установлениям, нежели к научным обобщениям. часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия Философия — совершенно самостоятельная область познания, не сводимая ни к каким другим его формам. Это область рационально-логически выстроенного ми- ровоззрения, и философская картина мира может рассматривать- ся как своеобразная карта, обеспечивающая людям ориентацию в социокультурном пространстве в ситуациях выбора оснований для построения собственного мировидения. Функциональная доминанта философии обусловливает ее значимость в институционализованном социокультурном про- странстве. Этот тип познания предназначен для построения целос- тной картины мира. Такая система представлений необходима лю- дям, чтобы определить границы своих возможностей в отношениях
с окружением, с одной стороны, и быть готовыми к неожиданнос- тям и случайностям, с которыми им приходится сталкиваться и ис- токи которых находятся за пределами установившихся жизненных порядков — с другой. По отношению к другим типам познания, на- пример, религиозному, гуманитарному, научному, философия вы- полняет чрезвычайно важные функции. Она обеспечивает тот пер- воначальный уровень исходных оснований построения суждений, которые определяют предметную область познания, ее границы и внутренне строение, но оказываются недоказуемыми к не опровер- гаемыми. Они принимаются a priori и представляют собой не досто- верные утверждения, но первоначальные допущения или гипотезы о мире. В этом и в нормативности построений философия сходна с религией. Но в построении суждений между ними можно про- вести существенное различие. Религиозные суждения полностью основываются на вере, и этот тип рациональности не предполага- ет необходимости логического доказательства их правомерности и истинности. Философское познание предполагает по возможности полную экспликацию исходных оснований и логики построения суждений, которые и обеспечивают критерии их достоверности. В качестве «входов» в систему философских трансформаций представлений людей об их связях с окружением можно принять исходные неопределенность их структуры и случайность, непред- сказуемость внешних событий. «Выходы» таких трансформаций представлены в виде нормативных утверждений о бытии, о на- чалах, формах и строении мира. На базе этих априорных суждений выстраиваются общие законы, «управляющие» описаниями процессов, происходящих в природе, обще- стве, культуре, поведения и отношений людей. Как уже отме- чалось, такие законы ближе к религиозным или правовым постро-
ениям, устанавливающим границы допустимого в отношениях людей с окружением, раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики нежели к научно обоснованным закономерностям, указывающим на выделенность определенной относительно устойчивой целост- ности на фоне менее организованного окружения и на регулярность чередования событий в пределах такой целостности. В совокупности философские построения составляют мир предельных представлений, т. е. таких, за границами которых на- чинается небытие и непознаваемое. Именно поэтому можно го- ворить о философской картине (скорее, карте) Мира, на которой обозначены фундаментальные формы бытия, строения миропорядка, существования человека в его пределах; базовые состояния приро- ды, общества и культуры. Причем, каждое их этих представлений содержит нормативные предельные значения соответствующих категорий, составляющих единицы символической репрезентации результатов этого типа познания. Следует также специально подчеркнуть, что в любой период времени, в любой культуре существуют не одна, но всегда несколь- ко философских систем, представляющих различные картины мира. Если к этому добавить наследие прошлого, можно утверждать, что у людей всегда есть выбор предельных значений для осмысления своих критических состояний и проблемных ситу- аций, возникающих в отношениях с окружением. Трансформация разрозненных и разнородных представлений людей об окружении и о самих себе в философские обобщения осуществляется в соответствии с определенными программами. Их направленность и содержание детерминированы, во-первых, пре- дельностью значений философских, категорий; во-вторых, антроп- ной базой установления связей человека с миром. Они могут быть выделены в соответствии с общепринятыми разделами философ- ского познания. Так, на уровне онтологии определяются границы, отделяющие бытие от небытия, существование от неопределеннос- ти, искусственный мир от природного, человека от его окружения; формы их представленности, отношения между ними. В рамках гносеологии проводятся различения между познанным и не- познанным, тем, что считается познаваемым и рассматривается
как принципиально непознаваемое, между истинным и ложным. Здесь определяются формы познания и их соотношение с точки зрения приближения к истине. В каждый исторический период на этом уровне также решается вопрос о природе и статусе истины. Эстетика это область философии, где проводится водораздел между хаосом и порядком, образом, формой и неопределенностью. В се рамках задаются принципы и методы формообразования, к которым обращаются при необходимости преодолеть неопределенность в отношениях с окружением. Здесь также устанавливаются крите- рии различения между эстетически приемлемым и неприемлемым. часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия Этика как раздел философского познания связана с определени- ем границ между представлениями о добре и зле, о требуемых и недопустимых формах поведения людей и отношений между ними. В этих рамках осуществляются выявление и квалификация локаль- ных моральных (нравственных) норм с точки зрения их вклада в социальный порядок, а также их обобщение и выделение универ- салий, позволяющих ставить вопрос об этическом миропорядке в глобальном масштабе. Наконец, обращаясь к логике, следует отме- тить ее значимость в качестве методологии построения истинных философских суждений. Вне зависимости от того, с какого типа ло- гиками — традиционными или нетрадиционными — люди имеют дело, речь идет о правилах обоснования и построения суждений, доказательства или опровержения их достоверности, установле- ния истинности или ложности высказывания. В этих рамках осу- ществляется еще одна важная для философии процедура — прове- дение границы между рациональными, ирра- циональными и внерациональными формами связей человека с окружением. Таким образом, программы философских трансформаций организуют не- посредственноый жизненный опыт людей в соответствии с фундаментальными универсалиями в их отношениях с миром: пребывание в нем; его познание; упорядочение по
человеческим меркам; выделение в нем начал, способствующих и препятствующих общественному благоденствию и личностному благополучию; построение суждений, имеющих интерсубъектив- ную значимость. Логика трансформаций непосредственных представлений лю- дей в философские обобщения и суждения определяется несколь- кими измерениями. Во-первых, речь идет о различиях между при- родным, независимым от человека, и социокультурным, создан- ным человеком, мирами. Соответственно выделяются философия естествознания и философия культуры, социальная философия, трансформационные логики которых различаются. В первом слу- чае человек познает или осваивает природное окружение, к созда- нию которого он не имеет отношения, которое как «вещь в себе» («вещь сама по себе») представляется принципиально непознава- емым, последствия реакций которого на человеческое вмешательс- тво непредсказуемы. Во втором случае познается и осваивается ок- ружение, созданное людьми, следовательно, доступное пониманию и целенаправленному регулированию. Причем, в определенных ситуациях — с высоковероятной предсказуемостью социокуль- турных последствий подобных вмешательств в ход событий. Во- вторых, важно обратить внимание на разграничение материализма и идеализма. Это разграничение уже более ста лет не предполагает онтологической интерпретации. Оно подразумевает преимущест- венный акцент в логике философского познания. Движение от не- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики посредственного опыта контактов с реальностью к символическим обобщениям относительно ее свойств и закономерностей связывают с материалистической ее трактовкой. Смещение фокуса вни- мания к движению от априорных представленией, заду- манного плана или предварительно рассчитанного проекта к его физическому или символическому воплощению принято называть идеализмом. В-третьих, в философии различаются трансформа- ционные логики экзистенциализма и позитивизма. В первом слу- чае речь идет о различных модальностях существования человека в мире — рациональных и внерациональных; имеющих для него и для других позитивный и негативный смысл; индивидуальных и коллективных. Акцент при этом ставится на границах существо- вания человека в мире. Во втором случае основное внимание уде- ляется получению «позитивного» знания о мире. Имеется в виду, что человек может применять его для целенаправленного контро- ля над окружением: использования благоприятных возможностей и избежания неблагоприятных обстоятельств. Соответственно
акцент помещается на процессы познания и их социокультурные последствия. Наконец, в-четвертых, следует выделить различия в толковании сущности категорий. Как известно, они составля- ют операциональные единицы построения философских картин мира, и поэтому их трактовка во многом определяет логику транс- формации непосредственного жизненного опыта, знаний и навы- ков, освоенных через культурные источники, в обобщенные рациональные суждения. В философии это различие определялось в свое время противопоставлением реализма и номинализма, а сейчас — онтологизации, реификации категорий и их логической сконстру- ированности. В первом случае подразумевается, что категории как обозначающему соответствует реально существующий объект. Во втором — категорию можно отождествить с собира- тельным, обобщающим символом, объединяющим однородные черты окружения, значимые для решения определенной познава- тельной задачи. Разумеется, соответствующие логики трансформа- ций различны. При реификации категорий подразумевается, что философские высказывания относятся к реальности как таковой. Конструктивная трактовка категорий предполагает, что такие вы- сказывания высвечивают область отношений человека с окруже- нием, позицию наблюдателя, выделяющего в ней и обобщающего те характеристики, которые значимы для поддержания или изме- нения сложившейся в этой области ситуации. К субъектам философского познания можно отнести несколь- ко категорий людей. Прежде всего, можно выделить тех, для кого философские построения составляют содержание постоянных за- нятий. Это могут быть философы-«профессионалы», посвятившие себя решению текущих метафизических проблем и задач. Речь часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия идет также о преподавателях, в функции которых входит трансля- ция философского наследия обучающимся в ходе учебного процес- са с помощью специально построенных программ. Наконец, можно выделить людей, не включенных в институциональные структуры философии, но уделяющие философствованию большую часть времени и усилий. Далее, следует отметить, что в определенных ситуациях к этой области социокультурного пространства оказываются причастны- ми профессионалы, не имеющие к нему непосредственного отно- шения. Это могут быть менеджеры, политики, юристы, ученые, ху- дожники, религиозные деятели, оказавшиеся в условиях, при кото- рых продолжение их рутинной деятельности становится неэффек- тивным или даже опасным для них и для окружения. В этом случае необходимыми оказываются рефлексия к используемым метафи- зическим основаниям, или гипотезам о мире, и их пересмотр в со- ответствии с новыми знаниями или «позицией наблюдателя». При смене познавательных парадигм, затрагивающей и философское познание, метафизические поиски нефилософов оказываются значимыми для его развития или переориентации, для формирова- ния новых категорий, для изменения картины мира. Наконец, в течение жизненного цикла каждый человек не- сколько раз становится своего рода философом или по крайней мере бывает открыт к мировоззренческим идеям. Это связано с воз- растными кризисами, характерными для людей. Соответственно выделяется начало юности, когда человек уже обладает некоторым жизненным опытом и у него появляется необходимость личност- ного самоопределения в социуме, о котором он пока знает очень мало. Далее хорошо известен кризис середины жизни, когда чело- век подводит промежуточный итог своей жизни и оказывается пе- ред выбором, продолжать прежний путь или переориентироваться на что-то новое. Отмечается также кризис биологического угаса- ния, когда человеку предстоит принять решение о том, как жить в условиях сужения социокультурного пространства существова- ния, обусловленного уменьшением объема индивидуальных воз- можностей. Серьезное внимание уделяется кризису завершения жизненного цикла, когда человеку приходится осознать неизбежность ухода из этого мира. Во всех таких ситуациях люди обра- щаются не только к своему или чужому жизненному опыту, в том числе зафиксированному в культурных объектах. У них возникает необходимость в метафизических представлениях, находящихся за гранью человеческого опыта, обеспечивающих обоснования личностного выбора. Философия как и любая другая область социокультурного пространства отличается характерными для нее формами пространс- твенной и временной организации. Прежде всего, следует подчер- раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики кнуть, что концепты пространства и времени всегда находились в сфере внимания философов. В рамках различных создаваемых ими систем трактовка этих категорий неодинакова. Одни филосо- фы считают их универсальными характеристиками бытия, благо- даря которым оно объективируется и трансформируется. Другие выстраивают пространственно-временные координаты сущест- вования объективной реальности. Одними системами предпола- гается наделение пространства и времени абсолютным статусом. В других они трактуются в относительном смысле. Для одних мета- физических позиций характерно представление об онтологичнос- ти пространства и времени. Для других — представление о них как о сконструированных категориях, особенно в их эталонных зна- чениях. При одних подходах пространство и время считаются це- лостными, однородными, непрерывными. При других — им приписывается разнородность форм и структур, дискретность. Таким образом, следует признать, что здесь не существует общей концеп- ции пространства и времени, а следовательно, единой организации этого типа знания. В социокультурном пространстве философская деятельность занимает свое место в системе общественного разделения труда. Как уже говорилось, здесь можно выделить пространство познавательной и трансляци- оной ее форм. Следует также выделить пространство специ- альной литературы, которое обозначено спецификой лексики, ис- пользуемой в соответствующих текстах. По-своему организуются профессиональные диспуты и конференции. Их особенности оп- ределяются характерными для философии тематикой и составом участников. Социо-культурное время существования этой области также нельзя считать однородным. Так, в условиях смены позна- вательных парадигм новые философские идеи появляются чаще, а коммуникация между их носителями становится интенсивнее. В условиях установившейся парадигмы инновации относительно редки и практически не оказывают влияния на изменения обще- принятых оснований познания, поскольку их носители насколь- ко возможно изолируются от рутинных обсуждений такого рода тематики. Еще один аспект социального времени существования этой области связан с изменением отношения к прошлому, т. е. к конкретным фактам и объектам философского наследия. Скажем, на начальных стадиях смены парадигм системы прошлого, особен- но не ставшие классическими, актуализируются и окрашивают те- кущие представления философов. На пике процесса социо- культурное время философии как бы исчезает, поскольку критике подвергаются сами основы этого типа познания как в прошлом, так и в настоящем. На завершающем этапе особенно заметной становится часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия ориентированность в будущее, на формирование новой совокупности познавательных оснований. Что касается связи философии с обыденной реальностью, то об этом можно сказать следующее. С точки зрения социокультурного пространства следует еще раз подчеркнуть значительную дистан- цию между принятым здесь профессиональным знанием, языком и обыденными представлениями. Во временном отношении расхо- жими мировоззренческими стереотипами становятся те представ- ления, которые в самой этой области считаются анахронизмами. Следует особо подчеркнуть, что философское социокультур- ное пространство по своей природе и ориентации на абсолютное и универсальное консервативно. Изменения здесь носят в основ- ном характер вариаций, а не структурных трансформаций. Новые представления принимаются с трудом и не столько сменяют пре- дыдущие, сколько продолжают сосуществовать с ними. Идеи про- шлого философы не торопятся квалифицировать как устаревшие. И даже если на какое-то время они оказываются в тени, отнюдь не исключено, что при иных условиях они станут лидирующими. Философия как область социокультурного пространства инс- титуционализирована. Она легитимизирована как область позна- ния и обучения, т. е. существуют узаконенные документы, удосто- веряющие право людей заниматься философскими познанием или преподаванием профессионально, в предназна- ченных для этого институтах и получать за это установленное воз- награждение. Движение вверх по квалификационной шкале фик- сируется присуждением ученых степеней и званий. В России фи- лософия причислена к статусу академических областей познания и имеет свое подразделение в системе Российской академии наук. Соответственно философы имеют право вертикальной восходя- щей мобильности в системе академических званий. На обществен- ном уровне у них существуют профессиональные ассоциации, обеспечивающие им среду для обмена информацией. Освоениеэтой области социокультурного пространства в про- цессах социализации и инкультурации, возможно, и не обязатель- но, хотя желательно с точки зрения приобщения человека к миро- вой и отечественной культуре. Однако соответствующие знания значимы не только как свидетельства высокой эрудиции. На их базе происходит формирование общих представлений человека о мире, в котором он живет, о возможностях познания окружения Человек владеющий этим социокультурным кодом, считается ин- теллектуалом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|