Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство: образное освоение реальности




Многочисленные археологические и этнографические исследования

убедительно доказывают, что проблема формообразо-

вания, отыскания средств для выражения внутри-

личностных состояний и переживаний, внешней реальности реша-

лись на протяжении всей человеческой

истории. На этой базе фор-

мировались живописные, пластические, музыкальные, вербальные

выразительные средства и особая область социокультурного про-

странства искусство, художественная культура со специфичным

для нее кодом трансформации интрасубъективных эстетических

переживаний в интерсубъективные объективированные образы.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Эта область занимает важное место в совокупности отношений че-

ловека с окружением, поскольку предполагает свободное экспери-

ментирование с его элементами, моделирование социокультурных

ситуаций с помощью образных заместителей реальности. Такое

виртуальное воспроизведение и изменение жизненной сре-

ды обусловливает бóльшую эффективность

реальных взаимодейс-

твий, поскольку, во-первых, не дает угаснуть вниманию людей к

рутинным аспектам повседневной жизни, а, во-вторых, позволяет

выявить новые связи и возможности, содержащиеся в этой среде.

Функциональная доминанта искусства, таким образом, опре-

деляется тем, что в его рамках осуществляется организация отно-

шений человека с окружением в образной форме, установление

соразмерности окружения возможностям людей, трансформация

внешних условий существования человека в построенную по его

меркам жизненную среду. Эта область базируется на свойстве и

способности человека формировать образы. Ее становление

свя-

зано с развитием эстетических средств выражения людьми сво-

их переживаний и фиксации их результатов в различных видах и

жанрах специализированной деятельности — искусства. Носитель

этих способностей и профессионально усовершенствованных на-

выков называется

художником и занимает определенное место в

системе общественного

разделения труда.

Как специфичная компонента социокультурного пространс-

тва искусство

представляет собой область кумуляции, распростра-

нения и тиражирования образцов осмысления и репрезентации окружения в

художественном языке, средств их

создания; отбора и профессиональной подготовки художников – с целью

развития в обществе

способности к формированию

образов и навыков опериро-

вания ими.

По отношению к этой области на «входе» можно обнаружить

изменчивый поток разрозненных впечатлений людей о внешних событиях и внут-

риличностных переживаниях, которые в изначальном неупорядо-

ченном состоянии представляют собой фрагментарные, размытые

образы. ''Выходами'' художест-

венных трансформаций реальности можно считать организацию такой неопределенности в относительно устойчивые

формы, выстроенные в соответствии с эстетическими принципа-

ми. В искусстве разнообразие способов их применения

к текущим событиям и модификаций под влиянием меняющегося

жизненного опыта, т. е. множественность интерпретаций

реальности социально санкционированы

и представлены широкой

публике как художественные произведения. Эстетическая форма

существует наряду с рациональной и характеризуется специфичными

познавательными особенностями. Они обусловлены природ-

ной способностью

людей «схватывать» ситуацию или явление в

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

целом, понимать ее смысл без перебора множестве при-

меров и все же с уверенностью

в его адекватности.

Художественная деятельность часто стимулируется расхож-

дением между социокультурными стереотипами и личностным

мироощущением художников, уловивших перемены в окружении.

В ответ они благодаря профессионально утонченному восприятию

по едва заметным,

разрозненным признакам создают обобщенные

образы связей с окружением, жизненных ситуаций и явлений:

крупномасштабных и камерных,

в настоящем и будущем, общих

и детализированных, простых и сложных. Такого рода целостнос-

ти антропны, т. е. соразмерны человеческой личности. Сам способ

эстетического отношения к реальности, позволяет воссоздать мно-

гозначные живые «картины» жизненных ситуаций. В то же время

конкретность художественных образов указывает на пределы их

применимости в освоении окружения.

Программы трансформации непосредственных связей лю-

дей с окружением в интерсубъективные эстетические формы

следует рассматривать сквозь призму концепции «остранения»

(В. Шкловский). Речь идет о том, что искусство — это не подража-

ние и не отражение реальности, а такой вид отношений с ней, при

котором привычное становится «странным», необычным, а едва

заметное попадает в сферу внимания и приобретает значимость.

С этой точки зрения можно говорить о двух генеральных классах

такого рода преобразований, определяемых выделением в области

искусства видов и жанров. Виды искусства определяют различные

позиции остранения реальности. В соответствии с материалом, ис-

пользуемым для трансформаций, различаются литература, предпо-

лагающая работу с языком и подразделяющаяся на прозу, драма-

тургию и поэзию; музыку — со звуком; живопись — с визуальными

формами и цветом; танец — с человеческим телом и т. д. В соответс-

твии с динамическим характером классы произведений искусства

можно разделить на связанные с симультанной или последователь-

ной представленностью. К первым следует отнести архитектуру,

скульптуру, живопись, графику; ко вторым — литературу, театр,

музыку, танец. Кроме того, в них отображается необратимость или

обратимость времени. Первая характерна для изобразительных ис-

кусств и архитектуры, завершенных в их статичной целостности.

Вторая возможна в таких видах искусства, как литература, музы-

ка, танец, где часто используются приемы повторов и циклические

формы. Виды искусства различаются и по способам представлен-

ности: книга (а сегодня и электронные носители) — для литературы;

сцена — для театра, музыки и танца; выставочные пространства —

для живописи, графики, скульптуры; открытые пространства — для

архитектуры, монументального искусства. Таким образом, виды

искусства как трансформационные программы определяются не

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

каким-то одним признаком, а целой их совокупностью, определяю-

щей аспекты построения отношений человека с окружением.

Другим генеральным направлением трансформации можно

считать жанры искусства. Они различаются по основаниям

классификации и аспектам рассмотрения социально (личностно) значимых ситуаций

Так, в трагедии демонстрируется достойное поведение человека в

экстремальных обстоятельствах, где он оказывается на грани

гибели и не способен преодолеть обстоятельства. Драматическое

видение событий определяется неразрешимостью

проблем в человеческих отношениях, указанием на неизбеж-

ность таких проблем и необходимость умения подчиняться судьбе.

Повествовательные, нарративные жанры ориентированы

на «объ-

ективное» описание социокультурных процессов с акцентом на опреде-

ленную значимость каких-то привычных их сторон: эстетическую,

этическую, утилитарную, познавательную. Лирический жанр пе-

редает интимные переживания. Комическое видение ситуаций де-

монстрирует возможность подчинить себе даже самые сложные и

опасные из них, найти неожиданный

выход из тупика и пр. Можно

считать жанровую программу эстетических трансформаций сово-

купностью оснований для интерсубъективного,

культурно уста-

новленного определения социально или личностно значимых ситу-

аций и стратегий поведения в их рамках.

Такого рода программам соответствуют определенные логи-

ки преобразования

эстетических переживаний в художственные

образы, в произведения

искусства. Наиболее общие трансформа-

ционные модели задаются

эстетическими стилями, понимаемыми

здесь как устойчивая совокупность

принципов формообразова-

ния, характерная для определенного периода исторического вре-

мени. В искусстве к таким принципам относятся

исходные пред-

ставления о пространстве и времени, логика построения компо-

зиции художественного произведения, выразительные средства,

рассматриваемые как нормативно допустимые и приемлемые для

профессиональной

среды и публики. Но различие видов и жанров

искусства, динамический

характер самих образов предопределяет

вариативное отношение

художников и аудитории к эстетическим

нормативам. Вот почему в области искусства выделяются опреде-

ленные эстетические школы и направления.

Они представляют

собой вариации сочетаний и соотношений общепринятых при-

нципов построения художественной формы. Наконец, следует об-

ратить внимание на авторские манеры работы художников. Они

характеризуются не просто тонкой индивидуальной вариативнос-

тью настроений

и выразительных средств в рамках определенных

направлений и стилей. Речь идет о поле деятельности, на котором

становятся заметными отступления от принятых в данный период

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

времени эстетических норм или осознанный, целенаправленный

выход за их пределы. Такого рода логики

трансформации делают

художественное пространство максимально открытым и прибли-

женным к аудитории, поскольку по принципам формообразования

оно дробно дифференцировано от броских общедоступных и об-

щепринятых эстетических знаков и символов до тонких нюансов

выразительности,

акцентирующих едва заметные начала измене-

ний в отношениях

человека с окружением.

Говоря о логике трансформаций эстетических переживаний,

следует указать также на формы художественных произведений.

Эти эстетические целостности соответствуют видам и жанрам ис-

кусства, внешними, воспринимаемыми признаками, выделяя соот-

ветствующее социкультурное содержание. Они дифференцирова-

ны по видам искусства. Например, литературе свойственны такие

формы,

как роман, представляющий широкую панораму социокультурной

реальности в прошлом или настоящем; трагедия и драма, выделяющие

остро проблемные или конфликтные ситуации; повесть

или поэма,

связывающие в логический процесс последовательную

цепь событий, происходящих с героями; комедия, подчеркиваю-

щая смешную, забавную, юмористическую сторону жизненных

ситуаций; новелла и лирическое стихотворение, передающие пе-

реживания автора или лирического героя в неординарной конк-

ретной жизненной ситуации. В музыке можно выделить

симфо-

нию, масштабное оркестровое произведение, представляющее

собой многомерную динамическую целостность, построенную на

основании

единого настроения, выделяемого с помощью тональ-

ности; сюитную форму, или набор небольших отдельных произве-

дений, связанных общими

жанровыми (например, танцевальной),

интонационными (например, этнокультурной) и др. характерис-

тиками; сонату — инструментальное произведение,

выражающее

чередование настроений или личностных состояний,

объединяе-

мых в смысловую целостность по принципам подобия и контрас-

та. В живописи различаются картина, которая через сюжет представляет

определенное социально значимое событие или же через

совокупность

формальных характеристик задает логику упорядочения

элементов окружения или фрагментов личностных переживаний;

пейзаж, фиксирующий

определенные настроения и личностные

состояния через их соотнесение

с определенным образом органи-

зованными или выделенными частями естественной природной

или архитектурной среды, с погодными условиями; натюрморт,

призывающий зрителя любоваться искусственными

композиция-

ми природных объектов (в основном плодов, цветов, того, что ис-

пользуется в пищу) или мелких артефактов (статуэтки, шкатулки, украшения,

предметы одежды и т. п.); интерьеры, представляющие на

полотне организацию непосредственной предметно-пространс-

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

твенной жизненной среды людей. Свои формы можно выделить

для театра, например, музыкальные (опера, оперетта), драматичес-

кие (драма, комедия, эстрада), танцевальные (балет, народные тан-

цы). Такого рода формы устанавливают те меры, с которыми чело-

век соотносит объекты

окружения и их динамику с собственными

масштабами и биоритмами.

Области искусства соответствуют специфичные для нее соци-

окультурные субъекты и функциональные роли. В самом общем

виде их можно разделить на два класса: профессионалы и аудито-

рия. Разумеется, каждому

из них соответствует собственная внут-

ренняя дифференциация. Профессиональные

роли различаются

по ряду оснований. Прежде всего, это разделение по видам искус-

ства: литераторы, музыканты, деятели изобразительного

искусст-

ва, театра, архитекторы. Но в каждой из этих категорий выделяют-

ся более дробные функциональные роли. Так, в литературе — это

прозаики, драматурги, поэты, литературные критики и литерату-

роведы. В музыкальной области выделяются композиторы и испол-

нители, причем, к последним относятся дирижеры, оркестранты,

солисты. Здесь также следует

упомянуть музыкальных критиков

и музыковедов. Театральное искусство

может быть представлено

драматическими, оперными, балетными артистами, режиссерами,

театральными критиками, театроведами. В области

изобразитель-

ного искусства профессионалами считаются живописцы,

графи-

ки, скульпторы, дизайнеры, или представители прикладного искусства.

Соответственно и здесь есть свои критики и искусствове-

ды. Относительно архитектуры можно говорить об архитекторах,

занимающихся проектированием зданий, пространственной сре-

ды, интерьеров, художниках-

монументалистах. Существуют так-

же теоретики архитектуры. Из сказанного

следует, что субъектов

художественной деятельности можно разделить

на три крупных

категории: художники, те кто создает произведения

искусства, а

в областях музыки и театра предлагают свою художественную ин-

терпретацию авторских работ; искусствоведы, чьи функции заключаются в

теоретическом

осмыслении закономерностей построения и изме-

нения художественных форм; художественные критики,

выполня-

ющие посредническую функцию между художниками и публикой,

раскрывающие публике эстетический и социальный смысл произведений

искусства.

Другой класс субъектов художественной области составляет

публика.

Она тоже имеет культурно установленную внутреннюю

дифференцированность. Наиболее близка дистанция между про-

фессиональным искусством

и любителями, т. е. людьми, занимаю-

щимися различными видами искусства, но не являющимися про-

фессионалами. Они непосредственно включены в художествен-

ную деятельность, а также составляют существенную

часть ауди-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

тории. Следующую категорию составляют знатоки. Это люди, об-

ладающие высоким уровнем художественной компетентности,

но

не участвующие в художественной деятельности непосредственно.

Наряду с любителями они составляют самое квалифициро-

ванное ядро публики. Наиболее показательной с этой точки зрения можно считать категорию коллекционеров. Они представляют собой тех, кто не только систематическим образом собирает произведения искусства, но и сохраняет их в качестве культурных ценностей. Знатоки следят за тем, что происходит в области

искусства, посещают

концерты, спектакли, выставки, читают серь-

езную художественную

и искусствоведческую литературу, ра-

боты художественных критиков. Именно с ними как с аудиторией

соотносят результаты своей деятельности представители профес-

сионального искусства. Значительно большей является

дистанция

между художниками и теми, кто просто интересуется искусством

и не обладает высоким уровнем эстетической компетентности. На

их суждения о прочитанном, увиденном, услышанном оказывают

влияния

мнения художественных критиков, а также любителей и

знатоков. Тем не менее, они составляют значительную часть пуб-

лики и с их мнением считаются в профессиональной художест-

венной среде. Наконец, следует упомянуть

и тех, кто равнодушен

к искусству, но оказывается в сфере его влияния случайно или по

соображениям, далеким от эстетических, например,

социально-

престижным.

Сказанное позволяет определить внутреннюю форму

пространственной

и временной организации искусства. Само ху-

дожественное пространство,

его дифференциация определяется

видами и жанрами искусства,

художественными формами, а его

структура — характерными для определенного стиля принципа-

ми формообразования, построения композиции

художественных

произведений и их репрезентации. С этой течки зрения можно говорить о пространс-

тве не только сцены, картины, скульптуры, или архитектурного со-

оружения, но также романа или симфонии. И хотя его

условность во многом определяется не только автором, но и теми,

кто воспринимает произведение

искусства, оно всегда организова-

но и детерминирует их отношения с соответствующими эстетичес-

кими образами.

Художественное время также имеет своеобразные формы.

Как уже отмечалось, оно может быть необратимым, как в изобра-

зительном искусстве;

обратимым, как в художественной литера-

туре или театре; циклическим,

как в поэзии и музыке, где сущес-

твуют особые циклические формы

(например, рондо). Кроме того,

оно неравномерно и может быть растянутым и спрессованным,

непрерывным и дискретным. Именно в искусстве относительность

представлений о пространстве и времени проявляется наиболее

очевидно по

сравнению с другими областями социокультурного пространства и доступно даже неподготовленному

восприятию.

 

Но можно также говорить о пространстве и времени сущест-

вования художественных произведений. Так, для хранения книг

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

существуют публичные

и домашние библиотеки, для их распро-

странения — книжные магазины

и ярмарки. Произведения изоб-

разительного искусства представляются

публике в музеях и выста-

вочных залах. Музыка звучит в концертных залах и фиксируется

в записи на разного рода носителях. Спектакли ставятся

на сцене

театров. Чаще всего все эти места в пространстве поселения имеют

архитектурную выделенность и снабжены вывесками, на которых

обозначены их названия.

По величине дистанции между произведениями искусства и

аудиторией

художественная область разделяется на элитарную,

популярную и массовую зоны. Первая характеризуется концент-

рацией наиболее сложных и инновативных эстетических форм.

Вторая и третья отличаются широкой доступностью для воспри-

ятия, привычностью форм в первом случае и их простотой — во

втором.

Время существования художественных произведений в со-

циокультурном пространстве тоже имеет сложную форму орга-

низации. Оно по-разному определяется по отношению к разным

видам, искусства. Так, в книжном мире оно определяется выходом

в свет литературного произведения и устойчивостью внимания

к нему критики и публики. Причем, угасание интереса отнюдь

не означает прекращения его существования в культуре. Он мо-

жет возродиться или существовать на профессиональном уров-

не. Представленность произведений изобразительного искусства

публике не непрерывно.

У музеев и выставочных залов существу-

ют определенные дни и часы посещений. Кроме того, здесь время

задается сменой экспозиций.

Театральное и концертное время оп-

ределяется периодичностью их работы, причем в этом случае речь

идет не только о рабочих и выходных днях, не только о часах ра-

боты. Здесь выделяется специфичная временная единица, называ-

емая сезоном, и время существования спектакля или концертной

программы зависит от того, сколько сезонов они продержались на

сцене.

Таким образом, можно говорить о специфичной для искусства

пространственной

и временной организации. Причем, она неодно-

родна и для построения художественных произведений, и для под-

держания отношений

между ними и публикой.

Институциональная организация художественной деятель-

ности сегодня

существует в каждом обществе. Можно выделить

несколько ее ключевых

форм. Во-первых, существует государс-

твенная поддержка искусства, а при авторитарном стиле политического управления —

контроля над художественной деятельностью. Речь идет о ми-

нистерствах или их департаментах, распределяющих бюджетные

средства на деятельность художников

и учреждений искусства.

Парламентские структуры, связанные с этой же областью, должны защи-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

щать их интересы, устанавливать

нормы, обеспечивающие со-

хранение и использование художественного наследия. Во-вторых,

следует указать на общественные институты, осуществляющие ор-

ганизацию профессионалов в области искусства.

Это ассоциации, творческие союзы, обеспечивающие художникам коммуникационную

среду, а также защиту их профессиональных ин-

тересов. К общественной поддержке также относятся институты

меценатства и спонсорства, т. е. безвозмездное вложение средств

в сферу искусства, осуществляемое состоятельными людьми или

специальными фондами. Существует и такая институциональная

структура, как академия. В одних странах она имеет государствен-

ный статус; в других — общественный. Однако в любом случае этот

институт предназначен для того, чтобы отметить,

выделить выда-

ющихся деятелей искусства, мастеров высочайшего класса в со-

ответствии с определенными и порой меняющимися критериями

оценки их деятельности. Ими могут быть следование художест-

венной традиции, инновативность, популярность, идеологические

соображения.

Но обычно члены академии занимают в обществе

престижную социальную

позицию.

Освоение принципов формообразования, эстетических навы-

ков важно для людей потому, что образный уровень их отношений

с окружением имеет, так сказать, онтологический статус и объек-

тивирован в предметно-символической форме. Вне зависимости

от

собственного желания они вынуждены вступать в контакты с этой

областью социокультурного пространства, с его популярными или

элитарными составляющими. Умение оперировать образами важ-

но для свободного самоопределения людей в виртуальном символи-

ческом пространстве. Мерой освоенности подобных знаний и на-

выков можно считать эстетическую компетентность.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.