Понятие и формы экологического образования и воспитания
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Использование уголка живой природы в экологическом образовании и воспитании школьников Введение. Глава 1. Важность экологического образования и воспитания школьников на современном этапе. 1.1. Понятие и формы экологического образования и воспитания. 1.2. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии. 1.3. Экологическое образование и воспитание школьников во внеурочной деятельности. 1.4. Экологическое образование и воспитание школьников во внеклассной работе. 1.5. Экологическое образование и воспитание школьников в учреждениях дополнительного образования. Глава 2. Уголок живой природы в школе. Глава 3. Психолого-педагогические основы организации экологической среды в учреждениях дополнительного образования. 3.1. Значение уголка живой природы в образовании и воспитании школьников. 3.2. Организации уголка живой природы. 3.2.1. Помещение. 3.2.2. Объекты живого уголка. 3.2.3. Условия содержания. 3.3. Организация наблюдений за объектами живого уголка. 3.4. Организация научно-исследовательской деятельности в уголке живой природы. Глава 4. Опыт организации образования и воспитания в уголке живой природы в областном эколого-биологическом центре. 4.1. Организация уголка живой природы в эколого-биологическом центре. 4.2. Объекты уголка живой природы. 4.3. Программа дополнительного образования школьников «Питомцы живого уголка». 4.4. Исследования, проводимые в уголке живой природы. 4.5. Рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников в эколого-биологическом центре. Выводы
Введение Актуальность
ГЛАВА 1 Важность экологического образования и воспитания школьников на современном этапе
Понятие и формы экологического образования и воспитания Экологическое образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей. Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. Можно видеть, что определение «экологического образования» останавливает внимание на его специальном содержании, противопоставляя его остальному образованию, которое, таким образом, не должно быть направлено на формирование нравственных норм. Определение «экологического образования» мало чем отличается от определения «экологического воспитания». Кроме того, оно находится в противоречии с определением «образования», которое содержится в профильном законе РФ «Об образовании». В последнем под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». При изучении доступной версии законопроекта «Об экологической культуре» видно, что он не описывает никаких новых правоотношений, рассматривая экологическое образование просто как «хорошее» образование, которое должно стать обязательным. Основанием для регулирования правоотношений в сфере экологического образования является федеральный закон «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. Таким образом, законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние (очевидно - существенное) на окружающую среду. Статья 73 закона «Об охране окружающей среды» прямо указывает на то, что руководители организаций, ответственные за принятие решений, которые могут повлиять на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Принимая во внимание сложность современных экологических проблем, масштаб влияния человеческой деятельности, неоднозначности при оценке рисков, отдаленных и косвенных последствий деятельности, становится очевидным, что возможность выполнения гражданином своей конституционной обязанности находится в прямой связи с полученным образованием. Таким образом, можно констатировать, что из обязанности сохранения окружающей среды вытекает право граждан на получение необходимого для этого экологического образования. Государство же обязано обеспечивать качество и доступность соответствующих образовательных услуг, в том числе, путем установления образовательных стандартов, материальной, организационной и информационной поддержки программ экологического образования. Для того чтобы закрепить эти правоотношения в законодательстве, необходимо изменить содержание правового понятия «экологического образования» и ввести некоторые дополнительные определения: Экологическое образование - процесс воспитания и обучения, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, которые способствуют выполнению обязанностей в области охраны окружающей среды, формированию экологически ориентированного поведения, а также сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Экологический образовательный минимум - обязательный минимум содержания образовательных программ, который устанавливается с учетом уровня образовательной программы и обеспечивающий получение учащимся базового набора знаний и навыков, необходимых ему для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды и осознанного формирования экологически ориентированного поведения.
Экологическое образование включает в себя приобретение учащимися практических навыков экологически ориентированного поведения. В целях обеспечения гарантий получения обучающимися экологического образовательного минимума органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях разрабатываются и поддерживаются соответствующие компоненты образовательных стандартов в сфере экологии и охраны окружающей среды. В государственные образовательные стандарты в установленном законодательством порядке включаются вопросы, перечисленные выше. Государственные образовательные стандарты являются основой для разработки образовательных программ и учебных пособий, таким образом, ответственность за их соблюдение лежит на учебном заведении. Поэтому очень важно законодательно закрепить процедуры, которые позволят родителям и общественности контролировать соблюдение этих стандартов, качество оказания образовательных услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|