Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение уголка живой природы в образовании и воспитании школьников.




Обычно уголок живой природы является дополнением к кабинету биологии. Но его роль в преподавании школьного курса биологии трудно переоценить. Основная задача уголка живой природы — воспитание в учениках бережного отношения к окружающей среде, отработка умений работы с природными объектами и наблюдений за ними. Эти функции уголка живой природы становятся особенно актуальными в нашем современном обществе, в котором происходит своеобразное «индифферентное» отношение к природе.

В школе для уголка живой природы отводят специальное помещение площадью 15-18 м2 с окнами на юг или юго-восток. В нем подбирают объекты, необходимые для использования в учебном процессе. Здесь учащиеся могут ставить опыты с живыми объектами, наблюдать за ними. Длительные наблюдения способствуют развитию исследовательских умений.

Земля в почвенных горшках должна быть умеренно влажной. Поливают растения водой, отстоявшейся в течение 1-2 суток (при этом из воды улетучивается хлор, используемый в водопроводах для обеззараживания). В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических потребностей растений.

Под руководством учителя учащиеся ухаживают за живыми объектами, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. Уход за растениями включает борьбу с вредителями. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности и работать только под строгим контролем учителя. Малогабаритные комнатные школьные теплицы «Флора» и холодильник для кормов животных размещают на стене, противоположной окнам. Используя теплицу «Флора», можно проводить опыты по фотосинтезу и по выявлению влияния условий внешней среды на рост и развитие растений, а также осуществлять селекционную работу и гибридизацию с некоторыми видами растений. В теплицах можно выращивать культурные растения; проращивать семена культурных и дикорастущих растений, семена редких деревьев и кустарников, доращивать растения открытого грунта; выращивать рассаду цветочных и овощных культур к весне; выращивать до двухлетнего возраста коллекционные кактусы, делать выгонку луковичных и корневищных растений, «лечить» «больные» и ослабленные комнатные растения, размножать их вегетативным путем и даже в зимнее время добиваться полного созревания ягод земляники.

При отборе животных для содержания в биологическом кабинете отдают предпочтение тем из них, которые неприхотливы в кормлении; легко переносят неволю (или специальным лабораторным животным); служат объектом изучения в курсе биологии; используются при постановке некоторых опытов. Кроме того, желательно, чтобы эти животные не нарушали размеренную жизнь других обитателей.

При наличии соответствующего помещения можно разводить аквариумных рыб, рыб местных стоячих водоемов, сухопутных черепах, аксолотлей, волнистых попугаев, канареек, врановых птиц и хомячков. Рекомендуется содержать простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), водных членистоногих (жуки-плавунцы, пауки-серебрянки), мушек дрозофил.

Животные, живущие в кабинете биологии, не должны нарушать санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к школьным помещениям. Поэтому содержать их лучше в аквариумах и террариумах.

На примере аквариума можно показать искусственный биоценоз и способы управления им. Обитателей аквариума и террариума часто используют для наблюдений, опытов, демонстраций и проведения лабораторных занятий. Для кабинета биологии наиболее приемлемы аквариумы следующих емкостей: 50-60 л, 20-30 л, 10-5 л. В одном из них можно поместить обитателей, легко переносящих перепады температуры воды; во втором — теплолюбивых, а в третьем — мальков рыб или представителей других видов животных и растений. В аквариум можно высадить следующие водные растения: валлиснерию спиральную, стрелолист шиловидный, элодею канадскую, людвигию болотную, водяной папоротник, элодею канадскую, водяной мох, хару (топняк). Некоторые из растений, например элодея, в последующем могут быть использованы в физиологических опытах. В аквариуме можно поселить таких сравнительно неприхотливых рыб, как карась золотой, золотая рыбка, данио-рерио, трехиглая колюшка, гамбузия обыкновенная, гуппи и другие живородящие рыбы. Для учебных целей разводят инфузорию туфельку, эвглену зеленую, дафнию, плавунца окаймленного

 

 

3.2. Организации уголка живой природы.

3.2.1. Помещение.

3.2.2. Объекты живого уголка.

3.2.3. Условия содержания.

3.3. Организация наблюдений за объектами живого уголка.

Уголки живой природы служат:

- наглядным и разносторонним собранием животных и растений;

- они дают возможность обучающимся взаимодействовать с миром природы, повысить уровень образования, культуры, расширить кругозор;

- звеном воспитательного характера в части развития у воспитанников чувств глубокого уважения к живой природе, гуманного отношения ко всем представителям флоры и фауны, бережного отношения к ним, что является необходимым при формировании высокой нравственности;

- базой для развития творческих способностей воспитанников, приобщению талантливых и способных ребят к научно – исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ;

- объектом для выполнения трудовых процессов и приемов: уборка помещения, обслуживание животных, приготовление для них кормов, изготовление садков, зарядка аквариумов и т. д.

 

Рекомендации по организации уголка живой природы даны в Приказе Минобразования России от 06.05.98 N 1133 "О мерах по обеспечению условий содержания животных в образовательных учреждениях с целью создания соответствующих условий, обеспечивающих безопасность детей и взрослых», Приложения к письму Минобразования России от 30 октября 1998 года № 55 «Условия содержания животных в учреждениях дополнительного образования детей». (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...