Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии





Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках биологии.

Биология – это наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременно условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни, как величайшей ценности.

Содержание экологического воспитания отражается в следующих его аспектах:

· научный (развитие научно-познавательного отношения к социоприродной среде);

· ценностный (определение значения в природе в жизни общества и человека);

· нормативный (овладение системой моральных и правовых норм и правил);

· деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера).

Поскольку экологическое воспитание четко определяет необходимость сочетания научно-теоретических знаний о природной среде и законах ее развития с принципами бережного отношения к природе в целом и отдельным ее компонентам, то становится очевидным комплексный характер этого воспитания. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями позволит воспитывать экологически грамотного гражданина.

Процесс формирования экологической культуры личности учащихся будет происходить наиболее эффективно, если реализовывать комплексный подход в формировании экологических знаний, системы норм и правил по отношению к природе, ценностных ориентаций и умений и навыков по изучению природы и ее охране на уроках и во внеурочной деятельности по биологии, включающий в себя:

· сочетание научно-теоретических знаний о природной среде и законах ее развития и формирование бережного отношения к природе в целом и отдельных ее компонентов;

· разнообразие методов, форм и приемов обучения на уроках биологии;

· разнообразие методов, форм и приемов обучения во внеурочной деятельности по биологии;

· учет индивидуальных и возрастных особенностей старшеклассников.

М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, И. Н. Лернер и другие определили содержание экологического образования и воспитания, в котором отмечают четыре компонента:

- систему знаний о природе, обществе, о результатах взаимодействия общества и природы;

- опыт творческой деятельности по охране природной среды;

- систему общих познавательных и практических навыков и умений природоохранного плана;

- систему норм, проявляющихся в оценочно-эмоциональном отношении к природной среде на основе общечеловеческой морали.

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

В настоящее время издано немало интересных и заслуживающих внимания учебников и учебных пособий по биологии и экологии, методических разработок праздников и мероприятий, но никакие пособия не заменят общения с природой. Природа является тем пространством, где протекает различная деятельность ребёнка: гуляет он во дворе после уроков, занимается спортом, проводит время на водоёме, собирает грибы и ягоды, отправился в поход и тому подобное, именно здесь он приобретает навыки общения с окружающим миром и его обитателями, учится бережному (или не бережному) отношению ко всему живому. Экскурсия в природу с заданиями и играми помогают ознакомлению с многообразием окружающего мира.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.

Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и тому подобное). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и тому подобное) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как  лично значимым.

Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического воспитания на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического воспитания на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Начальная школа (I-IV классы): у младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Основная школа (V- IX классы): основной школе принадлежит особая роль в системе экологического воспитания. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы и рейды).

Средняя (полная) школа (Х-XI классы): на ступени средней (полной) школы экологическое воспитания осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.

Реформа общеобразовательной и про­фессиональной школы ориентирует на усиление внимания к экологическому воспитанию школьников, на вооружение учащих­ся системой знаний, взглядов и убеждений, которые обеспечивают ответственное отношение школьников к окружающей среде.

В содержании школьного биологического образования важное место отводится экологическим знаниям и умениям, на основе которых формируется ответственное отно­шение учащихся к природе. В нем находят отражение вопросы о природной среде и ее факторах, об условиях жизни организма, о природных сообществах и цепях питания в них, проблемах охраны окружающей среды и другие

Как известно, на уроках биологии у  учащихся формируются убеждения, что природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.

При изучении биологии школьники овладевают знаниями об экосистемах, о взаимосвязях в них, а также знакомятся с объектами растительного и животного мира, подлежащими охране. Основные вопросы экологии раскрываются в органической связи с изучением систематики растений и животных, процессов жизнедеятельности.

Экологические знания и умения являются одним из важнейших компонентов содержания экологического образования, на основе которых раскрываются познавательное, практическое, экономическое и эстетическое значение живой природы, формируется активная жизненная позиция по отношению к окружающей природной среде.

Для активизации учебного процесса с учётом индивидуальных способностей детей практикуют подготовку докладов, рефератов, сообщений по наиболее актуальным проблемам. Составление учащимися кроссвордов.

Все эти методы и формы обучения способствуют более яркому проявлению личности учащегося, способствуют его духовному самоанализу, развитию, формированию новых подходов во взаимоотношениях «учитель-ученик» и «ученик-учитель». Использование различных средств обучения позволяет интегрировать знания по экологии с историей, биологией, физикой, географией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...