Экологическое образование и воспитания школьников во внеурочной деятельности.
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной методико-педагогической литературы показал, что, помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность. Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя; занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В процессе изучения биологии преподаватель учит детей самостоятельно работать, ставить опыты с растениями и животными, вести наблюдения за ростом и развитием организмов. Организация внеурочных работ учащихся диктуется, в первую очередь, необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в расписание учебных занятий. Это значит, что учителю надо своевременно организовывать учащихся, чтобы получить результаты к конкретному уроку, основываясь на продолжительности того или иного опыта. Внеурочные работы предварительного характера обогащают уроки и развивают интерес учащихся. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества.Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Сохранение всего живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, при уже сформированной у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности. Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает деятельность учителей, родителей и самих детей по овладению системой знаний о взаимодействии природы и общества, по выработке экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к природе, умений и навыков по её изучению и охране. Таким образом, цель системы экологического воспитания младших школьников – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности. Процесс формирования готовности учащихся к природоохранной деятельности включает следующие мероприятия:
Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется как в учебной, так и во внеурочной деятельности, во внеклассной работе по предмету. На уроках у учащихся формируются убеждения, что природа - целостная саморегулирующаяся система. Важное звено - изучение и понимание экологических законов и закономерностей существования, формирования биологических систем всех уровней. Внеурочная деятельность – является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина) Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе. Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие направления работы: - Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины); - Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия). - Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц) - Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты). Наиболее ответственный этап в понимании младшими школьниками экологии - это изучение природы родного края. Родной край - это то, что мы видим с самого рождения, это - наша Родина. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем края и о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение – это всегда краелюбие.
Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, применяются такие технологии: 1. информационные, 2. игровые, 3. проектные. Развитие образования невозможно представить без широкого внедрения в учебный процесс и внеклассную деятельность информационных технологий. Информационные технологии дают возможность отобрать такое содержание образования, которое поможет ребенку сохранять и воссоздавать целостную картину мира, осознавать разнообразные связи между объектами и явлениями и в то же время сформирует интерес детей к тем или иным экологическим проектам, природоохранным мероприятиям. Посещение музеев, использование средств экологической пропаганды (плакаты, значки, марки и т.д.), отражающие экологическую тематику, а также экологические лозунги, обращения, видеоклипы привлекают внимание детей к экологическим проблемам. В начальной школе игровые технологии остаются ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Такие игры можно проводить как на природе, так и в помещении. Викторины - одна из форм экологического воспитания. Они носят интегрированный характер. Вопросы составляются на основе сведений о природных объектах и явлениях в различных областях науки и искусства. Для достижения успеха необходимы знания по экологии, в области естествознания и, конечно, общая эрудиция. К. Д. Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения». Использование занимательного материала на экологическую тему помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру.
Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют Ролевые игры. Поведение «в роли» дает возможность ребенку проявлять самостоятельность суждений, формирует их умение вести дискуссию, использовать знания. Игра превращается в средство образования и средство развития личности. Даже опыт принятия экологически грамотных решений можно привить игрой, не говоря уже об усвоении в процессе игры моральных норм и правил поведения в окружающей среде. С целью актуализации знаний о природе и отношении к ней используются системы вопросов и заданий, обращенных к личности младшего школьника, и требующих их выражения и проявления в практической деятельности. Потому что не все дети знают и применяют на практике правила поведения в природе, мало знают о растениях и животных края, о заповедниках. С внедрением компьютерных техники используются и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, ее территория были притягательными. В этом отношении ничто не может принести детям такой пользы, как выращивание комнатных растений. Самый близкий «зеленый друг» для младшего школьника – это комнатные растения. Каждое растение – это живой организм, который, как и ребенок, растет, развивается, приносит огорчения и радости. Систематическая забота о цветах способна доставить детям немало по-настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни, и радость своей сопричастности к ее существованию. Значение таких минут в воспитании ребенка трудно переоценить. На процесс развития экологической культуры младших школьников существенное влияние оказывают ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Поэтому необходимо подбирать материал, богатый возможностями для анализа подобных связей. Отрывки произведений писателей-натуралистов очень интересны детям.
Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Уроки-экскурсии позволяют организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор учеников, но и развивает, воспитывает их. У детей меняется отношение к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас. Во время уроков-экскурсий дети приучаются к практическому участию в охране родного края (почему тот или иной объект считается памятником природы и как его надо охранять). Практика работы показывает, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней. Таким образом, вся эта деятельность позволяет сформировать экологическую культуру наших учащихся по следующим показателям: 1. Дети проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений животных, сопровождающийся попытками их анализировать. 2. С желанием участвуют в экологически – ориентированной деятельности. 3. Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступной им форме (рассказ, сочинение, рисунок). 4. Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям, животным. 5. Пытаются контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. 6. Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождаются готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом нас убеждают слова В.А.Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через целый комплекс занятий, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|