Экологическое образование и воспитание школьников в учреждениях дополнительного образования
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: - формирование и развитие творческих способностей учащихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. В настоящее время экологическое воспитание является приоритетным в общей системе воспитания. В реализации экологического воспитания важнейшее место принадлежит учреждениям дополнительного образования, так как именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменения индивидуальных и образовательных потребностей детей. Участие дополнительного образования осуществляется в непрерывном экологическом образовании через: реализацию образовательных программ эколого-биологической и естественнонаучной направленности; исследовательскую деятельность обучающихся; лабораторных практикумов; организацию практической природоохранной деятельности, пропаганду экологических знаний. С помощью педагога дополнительного образования учащиеся выполняют творческие исследовательские работы, которые в дальнейшем могут представить на районных и городских олимпиадах, конференциях, чтениях. Огромное значение для индивидуального подхода к работе учащихся имеют практики и экспедиции, предусмотренные отдельными образовательными программами.
Создание базовой модели экологического воспитания основывается на ряде принципов: Непрерывности - означающий, что при моделировании необходимо учитывать постоянное и целенаправленное создание условий протекания экологического воспитания во всех видах деятельности учащихся и формах организации: индивидуальной, групповой, массовой; Преемственности - тщательный отбор форм и видов деятельности, которые могут успешно быть использованы в построении модели экологического воспитания; Индивидуальности - принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка. Учреждения эколого-биологической направленности выполняют привлекательную для детей роль, давая им возможность общения в непривычной для обыденной жизни среде - вне школьного коллектива, вне дома, за городом, на природе. Дополнительное образование эколого-биологической направленности направлено на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, экологии. Экологическое воспитание в дополнительном образовании фактически связано с подготовкой будущих экологов. Для целенаправленного формирования экологической культуры (ЭК) школьников необходимы специальные условия, при которых организация данного процесса подчинена задаче повышения уровня экологической культуры школьников с учетом специфики образовательного учреждения (в нашем исследовании — учреждения дополнительного образования). Поэтому необходимо раскрыть специфику деятельности учреждений дополнительного образования, которая должна найти свое отражение в обосновании педагогических условий. Необходимо также отметить, что, как правило, в нормативных документах дополнительное и базовое образования - две полноправные системы современного образования России, первая из которых дает возможность свободного выбора программ, форм, средств обучения и творческого развития личности, а вторая строго очерчена рамками государственных образовательных стандартов. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута особая роль учреждений дополнительного образования (УДО) как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
В Декларации прав ребенка отмечается, что главной целью любого образовательного учреждения, в том числе и учреждения дополнительного образования, является «создание организационно педагогических условий, при которых можно было бы обеспечить каждому растущему человеку возможность достойной и полноценно жизни в обществе, помочь ему всеми необходимыми средствами стать социально активным человеком». Исследования последних лет показывают, что с каждым годом возрастает роль УДО в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социального досуга, профилактике правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Становится очевидным, что дополнительное является необходимым компонентом общего образования. Н.А. Морозова говорит о дополнительном образовании как о «постоянно развивающейся системе» и подчеркивает, что «на современном этапе она предоставляет возможности вариативного, многопрофильного, многоуровнего, междисциплинарного обучения, получения дополнительных знаний, новых специальностей, воспитания адаптивных качеств, повышения квалификации, переподготовки». На значимость функционирования учреждений дополнительного образования указывает М.Б. Коваль: «Педагогическая ценность внешкольных учреждений состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменения в потребностях и запросах подростков. Знания, умения, навыки, социальный опыт, приобретенный во внешкольном учреждении с его предметно-творческой и оздоровительной направленностью, являются качественно отличными от опыта, приобретаемого в других условиях, так как он создается в практической деятельности, которая является главным воспитательным средством, обогащается усвоением новых знаний и умений, полученных самостоятельным путем».
Нельзя не согласиться с мнениями исследователей, считающих, что именно дополнительное образование позволяет восполнить те пробелы, которые образуются в элементах формируемой экологической культуры учащихся в процессе школьного обучения, в силу ограниченности учебной нагрузки по предметам естественнонаучного цикла, невозможности полноценно сочетать теоретические знания с приобретаемыми практическим умениями и навыками экологической деятельности. Дополнительное образование способствует более полноценному удовлетворению постоянно имеющихся и развивающихся потребностей личности, так как оно «располагает значительными возможностями для развития познавательной мотивации детей и молодежи и находится очень близко к идеи свободного образования, образования по выбору». Следовательно, организация деятельности УДО должна способствовать общему развитию личности, выявляет и развивает потенциальные возможности ребенка, причем, это происходит в обстановке разновозрастного, демократического общения, подкрепленного постоянно поддерживаемым интересом к различным экологическим вопросам. Г.Н. Филонов, рассматривая специфику дополнительного образования, указывает на «функциональное взаимодействие субъектов воспитательного процесса, заключающееся в обеспечении устойчивой макроатмосферы личностной дееспособности человека в обновленном социуме». Это, безусловно, влияет на развитие личности, так как способствует свободному выбору деятельности, расширению ее эмоционально-ценностной сферы. Эта мысль развивается С.А. Ивановым, по мнению которого, «дополнительное образование способно реализовать такие важные функции, как культурообразующая, лично-развивающая, психотерапевтическая и оздоровительная, профориентационная, досуговая. Любая из этих функций, включая наиболее традиционные, образовательную и информационную, конкретизируется через интересы различных групп и отдельных личностей».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|