Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие методические указания по выполнению курсовой работы




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский государственный университет

Путей сообщения»

Институт экономики и финансов

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

Д.а. ГОРОХОВ

И.А. ЕПИШКИН

РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ-ПРОГНОЗОВ ГРУЗОВЫХ

ПЕРЕВОЗОК И РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Методические указания к курсовому проектированию

По дисциплине «Экономика железнодорожного транспорта»

Москва – 2015


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский государственный университет

Путей сообщения»

Институт экономики и финансов

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

Д.а. ГОРОХОВ

И.А. ЕПИШКИН

РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ-ПРОГНОЗОВ ГРУЗОВЫХ

ПЕРЕВОЗОК И РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Методические указания к курсовому проектированию

По дисциплине «Экономика железнодорожного транспорта»

 

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний к курсовому проектированию

по дисциплине «Экономика железнодорожного транспорта»

для студентов направления «Торговое дело».

 

Москва – 2015


УДК 656.225

Г 70

 

 

Горохов Д.А., Епишкин И.А. Разработка планов-прогнозов грузовых перевозок и развития подвижного состава. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Экономика железнодорожного транспорта» для студентов направления «Торговое дело». – М.: МИИТ, 2015. - 80 с.

 

 

В данных методических указаниях приведены варианты задания и методические указания для выполнения курсовой работы по планированию и экономическому регулированию грузовых перевозок на железнодорожном транспорте в условиях его реформирования, рассмотрены основные показатели грузовых перевозок, используемые при оценке работы организаций железнодорожного транспорта.

 

 

Рецензент: доцент кафедры

«Международный финансовый и

управленческий учёт»

МИИТа, к.э.н., доцент Т.М. Гаврилюк

 

Ó МИИТ, 2015

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

1. общие МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 7

1.1. Содержание работы и последовательность ее выполнения. 7

1.2 Порядок планирования перевозок грузов на железнодорожном транспорте. 9

2. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ на полигоне железных дорог. 14

2.1 Составление плана перевозок грузов. 14

2.2. Расчет показателей плана перевозок грузов на полигоне дорог. 18

2.3. Расчет показателей плана перевозок грузов на заданной дороге. 24

3. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ КОМПАНИИ-ОПЕРАТОРА.. 27

3.1. Составление начального варианта плана регулировки порожних вагонов компании-оператора. 27

3.2. Оптимизация начального плана регулировки порожних вагонов 32

3.3. Пример оптимизации начального плана регулировки порожних вагонов 35

3.4. Расчет объемных показателей работы компании-оператора. 38

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ОАО "РЖД". 42

4.1. Порядок определения экономических показателей работы ОАО "РЖД". 42

4.2. Пример определения экономических показателей ОАО "РЖД" на полигоне дорог. 52

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ КОМПАНИИ-ОПЕРАТОРА. 56

5.1. Порядок определения экономических показателей работы компании-оператора. 56

5.2. Пример определения экономических показателей работы компании-оператора. 58

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Корреспонденции перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей. 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Станции сдачи грузов. 66

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Станции приема и сдачи порожних вагонов по сетевой регулировке компании-оператора. 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Протяженность участков дорог 1-4 и принадлежность станций по дорогам.. 69

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Структура парка вагонов для перевозки грузов. 77

Список использованной литературы.. 78

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Планирование грузовых перевозок, являющихся основным источником доходов железнодорожного транспорта (свыше 80% общей выручки), имеет большое практическое значение и является исходной базой всей системы производственно-финансового планирования в отрасли.

В последние годы в системе планирования грузовых перевозок происходят существенные изменения, связанные с поэтапной реализацией структурной реформы железнодорожного транспорта. Эти изменения возникают вследствие выделения конкурентных сегментов транспортного рынка, развития конкуренции в сфере грузовых перевозок, образования дочерних и зависимых обществ и других факторов.

В настоящее время практически отменена существовавшая ранее обязательная система предварительных месячных и долговременных заявок грузоотправителей, министерств и ведомств на перевозки грузов. Железные дороги и транспортные предприятия получили значительную хозяйственную самостоятельность в формировании спроса и планировании продаж своей продукции, работ и услуг. Вместе с тем повышена их экономическая ответственность за разработку эффективных планов работы, развитие контрактно-договорных отношений с клиентурой и улучшение качества транспортного обслуживания пользователей транспорта. На транспортном рынке увеличилось количество посреднических экспедиторских организаций, появились новые участники – операторские компании, собственники грузовых вагонов. Усиливается конкуренция не только между видами транспорта, но и внутри отрасли между компаниями-операторами.

Таким образом, в современных условиях планирование перевозок грузов осуществляется на основе рыночных маркетинговых принципов и методов формирования платежеспособного спроса на грузовые перевозки и планов продаж транспортных услуг.

Особенностью нового порядка планирования перевозок является то, что он предусматривает тесную увязку формирования плана перевозок с планированием финансово-экономических показателей работы железных дорог в процессе бюджетирования. В соответствии с Положением о планировании финансово-экономической деятельности акционерной компании ОАО «РЖД» на основе плана перевозок формируются бюджеты продаж и производства, бюджет доходов и расходов, платежный баланс и другие плановые документы.

Целью курсовой работы является практическое закрепление знаний студентов в области планирования и экономического регулирования грузовых перевозок на железнодорожном транспорте в условиях его реформирования. В работе планируются перевозки различных по степени доходности грузов – высокодоходных (нефтяные грузы) и низкодоходных (каменный уголь) на условном полигоне железных дорог. Расчеты выполняются по каждому роду груза в отдельности и суммарно по двум родам.

Содержание работы в основной части должно соответствовать принятой на практике структуре плана перевозок и порядку определения показателей. При этом следует учитывать, что определение отдельных показателей не всегда полностью совпадает с практикой планирования.

При выполнении курсовой работы студенты должны применять экономико-математические методы для определения кратчайших путей следования грузов и оптимизации регулировки порожних вагонопотоков. Для этого необходимо использовать литературу и нормативные документы, характеризующие порядок и методику планирования перевозок грузов на железнодорожном транспорте (см. список литературы).

Данное пособие содержит методические указания и исходные данные для выполнения курсовой работы, схему условного полигона дорог, на которой размещены железные дороги № 1-4.

 

общие МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Содержание работы и последовательность ее выполнения

 

В курсовой работе планируют перевозки двух видов груза: каменного угля и нефтяных грузов. Расчеты в работе выполняют по каждому виду груза в отдельности и суммарно по двум видам.

В ходе выполнения курсовой работы должны быть определены следующие показатели плана перевозок каменного угля и нефтяных грузов: отправление, прибытие, прием, сдача, объем перевозок с распределением по видам сообщения, грузооборот, средняя дальность, средняя густота перевозок и погрузка угля и нефтяных грузов в среднем в сутки.

При выполнении курсовой работы студенты должны проделать технико-экономические расчеты, связанные с определением целесообразности различных вариантов перевозок, определить доходы и расходы по перевозкам на запланированный грузооборот, а также прибыль и рентабельность перевозок.

При выполнении расчетов допускается использование не только тех способов, которые рекомендуются методическими указаниями, но и других, приведенных в лекциях преподавателей, нормативных документах МПС и ОАО «РЖД», железных дорог, учебной литературе.

В начале работы выполняются расчеты показателей плана перевозок для всего полигона (железные дороги № 1-4, приложение № 5), затем эти показатели рассчитываются для одной из четырех дорог по заданию преподавателя.

Расчеты выполняются в следующей последовательности:

1. Подготовка карт полигона для определения размеров перевозок каменного угля и нефтяных грузов.

2. Нанесение на карту полигона корреспонденций следования грузов в соответствии с заявками грузоотправителей.

3. Определение густоты перевозок каменного угля и нефтяных грузов по участкам дорог № 1-4 и расчет грузооборота по этим видам груза.

4. Распределение перевозок по видам сообщений (местное и прямое).

5. Определение для четырех дорог полигона остальных показателей плана перевозок:

· средняя дальность перевозок;

· средняя густота перевозок;

· среднесуточная погрузка грузов.

6. Определение величины приема и сдачи каменного угля и нефтяных грузов по стыковым станциям заданной дороги.

7. Определение показателей плана перевозок по заданной дороге.

8. Оптимизация плана регулировки порожних вагонов по участкам полигона дорог № 1-4 по критерию «минимум суммарного пробега порожних вагонов».

9. Определение объемных показателей работы компании-оператора.

10. Определение экономических показателей работы ОАО "РЖД" на полигоне дорог и заданной дороге.

11. Определение экономических показателей работы компании-оператора на полигоне дорог.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАСЧЕТОВ:

Приложение 1. Корреспонденции перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей.

Приложение 2. Станции сдачи грузов.

Приложение 3. Станции приема и сдачи порожних вагонов по сетевой регулировке компании-оператора.

Приложение 4. Протяженность участков дорог 1-4.

Приложение 5. Схемы дорог и полигона дорог.

Приложение 6. Структура парка вагонов для перевозки грузов.

 

1.2 Порядок планирования перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

 

В настоящее время на железнодорожном транспорте России принят следующий порядок планирования грузовых перевозок.

Перевозки грузов осуществляются в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ, Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом по 43 номенклатурным группам грузов (уголь, нефть и нефтепродукты, лесные грузы и др.).

Перевозки грузов осуществляются на основании заявок на перевозку грузов, представляемых грузоотправителями, организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт перевозчику железнодорожного транспорта.

Планирование в рамках всей сети железных дорог страны осуществляется по видам сообщений: прямое, прямое смешанное, прямое международное через порты (погранстанции), непрямое международное через порты (погранстанции).

Планирование перевозок грузов осуществляется на основании Технологии планирования перевозок грузов на федеральном железнодорожном транспорте. Технология регламентирует порядок составления планов перевозок грузов для технического нормирования эксплуатационной работы железных дорог, отделений железных дорог и железнодорожных станций.

Планирование предусматривает взаимодействие с иностранными железными дорогами, грузоотправителями, грузополучателями, экспедиторскими организациями по согласованию объемов перевозок экспортных, импортных, транзитных грузов, а также в смешанном сообщении.

Планы перевозок грузов разрабатываются на основе прогноза промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, материально-технического снабжения, заявок грузоотправителей с учетом пропускной и провозной способности железных дорог.

Планы перевозок грузов должны обеспечивать:

а) полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки грузов с минимальными транспортными затратами;

б) эффективное использование подвижного состава;

в) четкое взаимодействие со смежными видами транспорта.

Планы разрабатываются на месячный период и по календарным датам погрузки (оперативный план перевозок) в тоннах и вагонах, по видам сообщений и железным дорогам отправления, по номенклатуре грузов.

Месячный план формируется на основе договоров на организацию перевозок грузов, заявок грузоотправителей на перевозки грузов, прогнозируемых размеров перевозок грузов с учетом статистических данных и маркетинговых исследований, особых заданий на перевозки грузов по номенклатуре грузов в тоннах и вагонах в среднем в сутки по железным дорогам назначения.

Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО «РЖД» (ЦФТО) разрабатывает на основе представленных железными дорогами проектов планов перевозок грузов проект сводного плана перевозок грузов в целом по сети железных дорог с разбивкой по железным дорогам отправления и номенклатуре грузов, согласовывает его с причастными департаментами ОАО «РЖД».

Утвержденный месячный план перевозок грузов объявляется не позднее чем за 4 дня до начала планируемого месяца начальникам железных дорог для исполнения.

Департамент управления перевозками ОАО «РЖД» разрабатывает на основе месячного плана технические нормы эксплуатационной работы подвижного состава на планируемый месяц.

Начальник железной дороги, руководствуясь утвержденным планом перевозок грузов по дороге, утверждает месячные планы перевозок грузов по каждому отделению железной дороги и объявляет их начальникам отделений железной дороги, а начальники отделений железной дороги утверждают планы перевозок грузов по каждой железнодорожной станции и объявляют начальникам железнодорожных станций.

После утверждения начальником железной дороги месячного плана перевозок ДЦФТО передает службе перевозок данные на планируемый месяц о размерах погрузки по родам подвижного состава, отделениям железной дороги и железным дорогам назначения.

Оперативный план перевозок грузов формируется на основе принятых заявок грузоотправителей на перевозки грузов по календарным датам через автоматизированную систему сбора и обработки заявок (ЭТРАН).

Заявки на перевозки грузов представляются грузоотправителями на станции отправления по форме ГУ-12, вводятся в базу данных системы ЭТРАН, передаются по каналам связи в Дорожные центры фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО), рассматриваются и по системе ЭТРАН передаются в ЦФТО.

Заявки на перевозки грузов в местном и прямом сообщениях (за исключением нефтегрузов на припортовые и пограничные железные дороги назначения) рассматриваются ДЦФТО без участия ЦФТО.

На основе поступивших заявок ЦФТО в системе ЭТРАН формирует запросы иностранным железным дорогам, смежным видам транспорта (морскому, внутреннему водному).

Каждая заявка согласовывается с учетом полученных ответов на запросы, вносятся необходимые корректировки и также через систему ЭТРАН доводится до грузоотправителей.

Форма заявки, сроки представления и порядок рассмотрения заявок перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются Уставом и Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

На основании согласованных заявок, в соответствии с договорами между организациями транспорта соответствующих видов, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливает на планируемый период по каждой железнодорожной станции перевалки и порту перевалки норму перевалки (выгрузки) грузов с железнодорожного на водный транспорт в вагонах в среднем в сутки и норму перевалки (погрузки) грузов с водного на железнодорожный транспорт в вагонах и тоннах в среднем в сутки.

Нормы перевалки (выгрузки и погрузки) владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта доводятся до перевозчиков и организаций, осуществляющих перевалку грузов не позднее, чем за 4 дня до начала планируемого месяца.

Основными методами планирования перевозок грузов должны быть маркетинговые, логистические, балансовые и оптимизационные с использованием современных компьютерных информационных технологий. При разработке планов перевозок широко используются экономико-математические методы планирования и прогнозирования.

В планах перевозок грузов устанавливаются следующие показатели:

· объем перевозок (отправление) грузов в тоннах всего, в т.ч. по установленной номенклатуре грузов;

· грузооборот в тарифных т-км;

· грузонапряженность (средняя густота перевозок), в тыс. т-км на 1 км, в т.ч. по отдельным направлениям;

· средняя дальность перевозок грузов в км;

· среднесуточная погрузка в вагонах;

· средняя статическая нагрузка вагона в тоннах.

 

РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ на полигоне железных дорог

2.1 Составление плана перевозок грузов

 

План перевозок составляется раздельно по каменному углю и нефтяным грузам. Перевозка грузов осуществляется операторской компанией в соответствии с заявками грузовладельцев, в которых указываются род груза, станции отправления и прибытия, сроки отправления и прибытия грузов и ряд других параметров перевозки. Данные об объемах перевозок грузов по корреспонденциям, станциях прибытия и сдачи приведены в приложении 1 и приложении 2. В тех случаях, когда груз сдается на другие дороги, станция сдачи формально рассматривается как получатель груза.

Перевозка груза по каждой корреспонденции выполняется по кратчайшему расстоянию. Маршруты, обеспечивающие минимальное расстояние перевозки по каждой корреспонденции, определяются студентами самостоятельно в следующей последовательности.

Если перевозка по корреспонденции может быть выполнена несколькими маршрутами, выбор маршрута, обеспечивающего минимальное расстояние перевозки, производится в следующей последовательности.

1. По всем узловым станциям каждого маршрута определяется расстояние от станции отправления груза (оценка).

2. Если через узловую станцию проходит несколько маршрутов, она получает несколько оценок. В этом случае выбирается маршрут, обеспечивающий минимальную оценку. Остальные маршруты из дальнейшего рассмотрения исключаются.

3. Для станции назначения также выбирается маршрут, обеспечивающий минимальную оценку.

4. Возможна ситуация, когда несколько маршрутов обеспечивают минимальное расстояние перевозки. Это означает, что перевозка может быть выполнена по нескольким маршрутам. Конкретный маршрут выбирается в этом случае самостоятельно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...