Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И правонарушений несовершеннолетних 1 глава




 

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

Комментарий к статье 11

 

1. Комиссии по делам несовершеннолетних длительное время выступали одними из наиболее активных органов в борьбе с беспризорностью несовершеннолетних. Однако, несмотря на интенсивность их деятельности, ее эффективность в ряде случаев не соответствовала целям и задачам данных органов. Тем не менее указанные органы в полной мере осуществляют деятельность, в связи с чем принципиальное значение имеет нормативная регламентация их правового статуса и сферы реализации полномочий, что составляет предмет правового регулирования настоящей статьи. Комиссия выступает в качестве специализированного органа государственной власти, направленного на обеспечение и защиту прав несовершеннолетних, а также координирует деятельность иных уполномоченных органов в данной сфере. Их деятельность строится по территориальному принципу, в связи с чем формирование комиссий производится применительно к отдельным территориям - субъектам РФ. Таким образом, положения п. 1 комментируемой статьи указывают на образование лишь одного вида комиссий - субъекта РФ, т.е. региональных. Однако подобное положение не соответствует условиям объективной реальности, а также не позволяет в полной мере достичь целей и решить задачи, ради которых сформирован рассматриваемый орган. В этой связи комиссии по делам несовершеннолетних следует рассматривать с точки зрения системности их деятельности и образования их не только в рамках отдельного региона, но и иных видов комиссий.

Так, например, 25 июня 2013 г. состоялось очередное заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, предметом обсуждения которой стали вопросы обеспечения детей из неблагополучных семей путевками в летние лагеря, анализ досуга указанной категории детей, а также организация их отдыха <2>. Координация деятельности данной комиссии с иными органами государственной власти заключалась, в частности, в привлечении к решению указанных проблем иных специалистов, например, вопросы организации летнего отдыха детей из неблагополучных семей стали предметом обсуждения Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России и т.п.

--------------------------------

<2> http://government.ru/ vice_news/2638

 

Наряду с указанными видами комиссий могут образовываться и межведомственные, например в соответствии с Порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, Саратовской области. Следует также обратить внимание, что практика отдельных регионов в значительной степени разнится в части формирования комиссий отдельных видов. Так, например, в отдельных субъектах комиссии формируются на региональном уровне, а также межведомственные комиссии. В других регионах межведомственные комиссии становятся республиканскими, т.е. в соответствии с п. 1 настоящей статьи - комиссиями субъекта РФ. Наряду с указанными видами выделяют и региональные комиссии, т.е. образуемые на территории отдельного субъекта РФ, которые по своей сути должны включать и республиканские комиссии, образованные на территории республик в составе РФ.

Закон относит определение порядка формирования комиссий по делам несовершеннолетних к компетенции субъектов РФ, что позволяет им в рамках реализации указанных полномочий формировать не только региональные, но и иные виды комиссий, например городские. Городская комиссия по делам несовершеннолетних ведет системную работу с родителями, не исполняющими обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей. Например, в Саратове в течение одного только месяца городской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав получено 24 сообщения о детях и подростках, поступивших в лечебно-профилактические учреждения города с травмами и отравлениями различного характера. В городскую комиссию ежедневно поступает мониторинг происшествий из комитета здравоохранения администрации МО "Город Саратов" по детям вышеуказанной категории, поступившим в ЛПУ.

Городская и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно со всеми органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят работу с родителями, не исполняющими обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися с ними <3>.

--------------------------------

<3> http://saratov.msu-russia.ru/news/ saratov/14562.html

 

Подобное деление комиссий на виды направлено на установление более тесного контакта с неблагополучными семьями, в которых дети лишены родительского контроля, а также повышение степени защищенности их прав и законных интересов, предотвращение травматизма и иных неблагоприятных последствий. В то же время следует заметить, что положения настоящего Закона носят общий характер и направлены на определение лишь основных направлений деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, поскольку порядок их формирования и деятельности определяется непосредственно законами субъектов РФ. Таким образом, Российская Федерация осуществляет диспозитивное регулирование, позволяя субъектам самостоятельно определить наиболее важные и значимые направления деятельности указанных органов, а также порядок осуществления ими деятельности по решению задач, определенных настоящей статьей. В рамках диспозитивного регулирования нормы настоящего Закона указывают лишь на утверждение Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, наделенного юридической силой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995. Нормы указанного акта конкретизируют общие положения комментируемой статьи, одновременно формируя систему комиссий за счет включения в нее:

- комиссий, созданных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющих деятельность на территории субъектов Российской Федерации (комиссии субъектов Российской Федерации);

- комиссий, созданных органами местного самоуправления и осуществляющих деятельность на территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, - районные (городские), районные комиссии в городах (муниципальные комиссии).

2. Образование любого органа государственной власти или местного самоуправления предполагает, в первую очередь, определение целей и задач такого органа, решения которых определяет не только его внутреннюю структуру, но и порядок осуществления деятельности. Наиболее важные задачи комиссий по делам несовершеннолетних также регламентированы п. 1 комментируемой статьи и включают в себя:

- координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Являясь специально уполномоченным органом государственной власти в области защиты прав и законных интересов детей, комиссии призваны определять основные направления иных органов государственной власти и местного самоуправления в данной сфере, выявляя проблемы, требующие незамедлительного решения, а также наиболее эффективные способы достижения указанных целей;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетних. Реализация данной задачи направлена на проведение анализа причин и условий безнадзорности и преступности несовершеннолетних лиц. Проведение тщательного детального анализа указанных фактов позволяет выявить предпосылки совершения рассматриваемым кругом субъектов противоправных деяний, а также отказа или лишения их семейного воспитания. При этом следует учитывать, что Семейный кодекс РФ в качестве одного из основных принципов семейного законодательства определяет приоритет семейного воспитания детей. В рамках реализации рассматриваемой задачи комиссий необходимо не только выявление причин и условий указанных негативных тенденций, но и своевременная их профилактика либо прекращение, в том числе и посредством изъятия ребенка из неблагополучной семьи. Так, например, с целью выявления семейного неблагополучия в образовательных учреждениях Тихорецкого района Краснодарского края была организована работа по обследованию жилищно-бытовых условий учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов с оформлением акта обследования, с проведением дальнейшего анализа ситуации и при необходимости - планирования работы, направленной на оздоровление обстановки в семье. В результате семьям, находящимся в социально опасном положении, были оказаны следующие услуги:

- оказана консультативная, психолого-педагогическая помощь - 62 семьям;

- оказано содействие в оформлении социальных выплат - 20 семьям;

- оказано содействие в сборе документов и трудоустройстве - 12 родителям;

- оказана натуральная помощь предметами одежды и обуви, продуктами питания - 118 семьям;

- оказано содействие в обеспечении топливом - 54 семьям;

- оказано содействие в прохождении лечения от алкогольной и наркотической зависимости - 9 чел. <4>.

--------------------------------

<4> См. отчет о работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования Тихорецкого района Краснодарского края за 1 полугодие 2012 года.

 

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, комиссией также должна проводится работа по выяснению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, а по результатам проведенной работы в адрес руководителей органов и учреждений системы профилактики, глав поселений комиссия вносит представления. Комиссией проводится ежемесячная сверка с отделом МВД России в части количества составленных и направленных в комиссию протоколов об административных правонарушениях;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Ограничение степени ответственности несовершеннолетних лиц в значительной степени увеличивает количество случаев привлечения таких субъектов к совершению правонарушений. В этой связи роль полномочных органов сводится к предупреждению и пресечению преступных действий, в том числе изъятию несовершеннолетнего из преступной среды, исключению воздействия лиц, осуществляющих противоправную деятельность. Реализация указанного направления деятельности в большинстве своем носит формальный характер, поскольку требует от комиссии не только постоянного контроля за деятельностью лиц, вовлекавшихся в совершение правонарушения, но и решения задач обеспечения его досуга в целях исключения повторного привлечения к противоправной деятельности. Контроль со стороны комиссии в большинстве своем носит фрагментарный характер. В то же время она не имеет необходимых средств, в том числе финансовых, и возможностей обеспечения досуга субъекта, а также реализации иных допустимых действий;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. В большинстве своем данное направление реализуется в отношении несовершеннолетних лиц, осужденных к лишению свободы за совершение противоправного деяния. Однако социально опасное положение не ограничивается исключительно фактами противоправного поведения. Отсутствие необходимого и должного родительского контроля и внимания также создает потенциальную социальную опасность для личности несовершеннолетнего. При этом наиболее распространенной мерой воздействия в подобных ситуациях выступает лишь изъятие ребенка и помещение его в социальные учреждения, что не позволяет решить проблему социальной адаптации в корне. Более того, подобный подход нередко имеет прямо противоположные результаты - агрессию, социальную отрешенность, замкнутость, нигилизм по отношению к обществу и семье как одному из его институтов. По данным Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области, одним из актуальных вопросов 2012 года стало проявление суицида в подростковой среде. В 2012 году в Саратовской области было зарегистрировано 50 суицидальных проявлений, в 2011 - 48. Из 50 суицидальных случаев 11 фактов - завершенные. Наибольшее количество суицидальных появлений отмечается у подростков с 14 до 16 лет - 19, с 16 до 18 лет - 25. Подавляющее число случаев попыток суицида допущены несовершеннолетними, проживающими во внешне благополучных семьях, - 56%. Анализ данных показателей свидетельствует о необходимости формирования у несовершеннолетних мотивации на получение помощи психологов в проблемной ситуации. В этой связи Министерству образования области было рекомендовано активизировать работу, направленную на популяризацию деятельности телефонов доверия: размещать номера телефонов доверия на школьных принадлежностях, при проведении родительских собраний рекомендовать родителям записать номера телефонов доверия в мобильный телефон своих детей <5>.

--------------------------------

<5> Информация о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области за 2012 год. http://saratov.gov.ru/government/ structure/comunderage/ news/detail.php?ID=82711.

 

Анализ деятельности отдельных комиссий по делам несовершеннолетних свидетельствует о том, что в настоящее время существует объективная необходимость коренного изменения подходов к работе с лицами из неблагополучных семей, в первую очередь в вопросах их социальной адаптации, поскольку предоставленные комиссиям в настоящее время полномочия не позволяют в полной мере сформировать полноценную личность, которая впоследствии займет свое место в обществе. Достижение целей, стоящих перед комиссиями, возможно лишь в рамках реализации ими полномочий, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

3. Анализ положений п. 2 настоящей статьи свидетельствует о том, что в большинстве своем деятельность комиссий по делам несовершеннолетних реализуется лишь в случае выявления фактов ненадлежащего обращения с детьми, вовлечения их в противоправную деятельность, а также иных отклонений от установленного порядка воспитания и содержания несовершеннолетних детей.

В качестве основного направления деятельности рассматриваемых органов выступает защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних. В целях обеспечения реализации указанного полномочия в ряде субъектов утверждены планы мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов. Особенностью данной деятельности является необходимость получения информации о нарушении прав несовершеннолетнего лица. В отсутствие такой информации защита и восстановление прав и законных интересов указанной категории лиц осуществляется в рамках проводимых контрольных мероприятий. Для обеспечения защиты и восстановления прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия, комиссии могут осуществлять систематические и разовые функции. К числу систематических видов деятельности можно отнести осуществление контрольно-надзорной деятельности, причем не только за обеспечением прав и законных интересов детей, но также и за деятельностью учреждений, в которые помещение такие субъекты.

Разовые мероприятия, как правило, связаны с изъятием ребенка из среды, в которой нарушаются или ущемляются его права и законные интересы, и помещением в соответствующее государственное учреждение. Принципиальное значение в данном случае имеет не столько сам факт перемещения ребенка, сколько его социальная адаптация к новым условиям жизнедеятельности и изменению привычных для него условий. Следует также обратить внимание на тот факт, что данный вид деятельности охватывает собой не только взаимодействие с неблагополучными детьми, но и их родителями, опекунами, попечителями, органами государственной власти и местного самоуправления и т.п.

Содержание детей в любых социальных и иных государственных учреждениях требует подготовки и оформления специального пакета документов. Качество их оформления непосредственно определяет последствия реализации соответствующего мероприятия. В первую очередь закон делает акцент на порядке оформления документации при помещении несовершеннолетнего субъекта в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Под такими учреждениями понимаются учебные заведения для лиц, совершивших социально опасные деяния <6>. К ним относятся специальные общеобразовательные школы и специальные ПТУ как открытого, так и закрытого типа.

--------------------------------

<6> Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних. http://pedagogical_dictionary.academic.ru/3049/.

 

К учреждениям открытого типа относятся специальные общеобразовательные школы и другие учреждения для несовершеннолетних от 8 до 18 лет. Дети принимаются в эти учреждения на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, их родителей или законных представителей. Основными задачами такого учреждения являются исправление и социальная реабилитация детей и подростков, их общее и профессиональное обучение.

К учреждениям закрытого типа относятся специальные общеобразовательные школы, специальные профессиональные училища, специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В них направляются дети в возрасте от 11 до 18 лет: по постановлению судьи - несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и несовершеннолетние, достигшие возраста уголовной ответственности, но не подлежащие ей вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, что не позволяло в момент совершения общественно опасного деяния в полной мере оценивать фактический характер и общественную опасность своего действия или бездействия или руководить им; по приговору суда - несовершеннолетние, осужденные за совершение преступления средней тяжести и освобожденные от наказания в соответствии со ст. 92 Уголовного кодекса РФ.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа предназначены для несовершеннолетних, имеющих нарушения в психофизическом развитии и (или) заболевания. Обеспечение обязательного образования предполагает реализацию комиссией нескольких предусмотренных настоящей статьей полномочий: определение возможности продолжения обучения в общеобразовательном учреждении либо перевод в образовательное учреждение закрытого типа. В первом случае у комиссии возникает обязанность объективной оценки сложившейся ситуации, в том числе с учетом требований законодательства об образовании. Во втором случае продолжение обучения в открытом общеобразовательном учреждении признается недопустимым и возникает необходимость подготовки документов для перевода такого субъекта в учреждение закрытого типа. Следует также учитывать, что комиссия по делам несовершеннолетних не наделена собственной компетенцией по переводу несовершеннолетнего лица в закрытое образовательное учреждение. В этой связи она лишь готовит документы для принятия соответствующего решения уполномоченным субъектом. Принятие того или иного решения в данном случае напрямую зависит от грамотности исполнения обязанности комиссии по подготовке необходимых документов и обоснованию необходимости помещения субъекта в закрытое образовательное учреждение.

Наибольшую сложность в настоящее время представляет социальная адаптация несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений. В первую очередь у таких субъектов возникает потребность в решении жилищного вопроса и проблемы трудоустройства. Как правило, большинство работодателей не готовы принять на работу лиц, пребывавших в учреждениях уголовно-исполнительной системы или специальных учебно-воспитательных учреждений.

Сам факт пребывания в указанных учреждениях свидетельствует об отклонении в поведении данного лица от модели поведения, признаваемой обществом социально полезной или социально допустимой. Если работодатель соглашается принять указанного субъекта на работу, то, как правило, ему предоставляется работа, не требующая какой-либо квалификации, образования и т.п., т.е. тяжелая работа с низкой оплатой труда, что не всегда соответствует социальному статусу несовершеннолетнего.

В то же время следует заметить, что действующее законодательство РФ во главе с Конституцией РФ запрещает необоснованный отказ в приеме на работу, что нередко допускается в отношении рассматриваемой категории лиц. В подобных ситуациях комиссии по делам несовершеннолетних не только осуществляют контроль за обеспечением бытовых условий несовершеннолетнего лица, но и обеспечивают непосредственную защиту прав и законных интересов такого лица в части обеспечения его трудоустройства и определения места жительства. Указанные проблемы в современном обществе представляют собой два краеугольных камня для любого человека, в связи с чем практическое решение данных проблем позволяет в большей степени достичь социальной адаптации такого лица. В качестве основных мероприятий по реализации указанного направления деятельности выступают совещания, семинары, круглые столы с работодателями и представителями кадровых служб предприятий и индивидуальными предпринимателями. Результатом такой работы является согласие организаций на заключение трудовых договоров с несовершеннолетними.

Решение жилищного вопроса представляет в настоящее время наиболее серьезную проблему, поскольку наличный жилой фонд не всегда соответствует требованиям действующего жилищного законодательства РФ, а предоставление соответствующего требованиям жилого помещения зачастую невозможно вследствие отсутствия таких помещений в составе жилого фонда соответствующего муниципального образования. Средства массовой информации также не раз указывали на неоднократное выявление фактов нарушений со стороны сотрудников уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах предоставления жилых помещений несовершеннолетним лицам.

Достижение целей и решение задач, предусмотренных комментируемым Законом в отношении несовершеннолетних лиц, предполагает тесное взаимодействие уполномоченных субъектов не только с несовершеннолетними, но и с их ближайшим окружением, в том числе лицами, оказывающими непосредственное влияние на несовершеннолетних. Однако Закон ограничивает круг таких субъектов лишь самими несовершеннолетними и их законными представителями. Воздействие на несовершеннолетних и их законных представителей направлено на обеспечение ребенку нормальных условий проживания. В этой связи такое воздействие охватывает собой комплекс мер как нравственного, социального, педагогического, так и правового характера.

Анализ отчетов, представляемых комиссиями по делам несовершеннолетних отдельных регионов, позволяет говорить о том, что в большинстве случаев их деятельность по реализации рассматриваемого полномочия ограничивается проведением бесед с законными представителями и самими несовершеннолетними, а также привлечением указанных субъектов к юридической ответственности, в первую очередь административной. КоАП РФ предусматривает широкий перечень составов административных правонарушений в области обеспечения и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В большинстве случаев применение ответственности за предусмотренные ими деяния связано с назначением штрафных санкций. Однако вследствие асоциального поведения, отсутствия постоянного места работы и дохода такие субъекты назначенный им штраф не уплачивают. Даже в рамках исполнительного производства взыскание штрафов в данном случае значительно затруднено. Применение социальной ответственности в ее широком понимании, как правило, также не позволяет достичь установленных целей вследствие аморальности образа жизни большинства рассматриваемых субъектов.

Комиссии по делам несовершеннолетних представляют собой элемент единой системы государственной власти, в связи с чем их деятельность должна осуществляться в единстве и координации деятельности с иными органами государственной власти. В этой связи Закон возлагает на комиссии обязанность по представлению отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Отчет представляется в соответствии с подчиненностью соответствующей комиссии: комиссия субъекта РФ представляет отчет в органы государственной власти соответствующего региона, на территории которого она осуществляет свою деятельность; муниципальные комиссии - в органы местного самоуправления.

Анализ положений комментируемой статьи позволяет выделить ряд несоответствий отдельных предписаний. Так, согласно п. 1 комментируемой статьи, комиссии по делам несовершеннолетних образуются на территории субъектов РФ. Согласно п. 2 комментируемой статьи отчетность представляется комиссиями в органы государственной власти субъектов РФ и (или) органы местного самоуправления. Исходя из указанных предписаний, региональные комиссии обязаны представлять отчеты органам субъекта РФ и органам местного самоуправления, что не в полной мере соответствует общей концепции формирования органов власти в России. В этой связи возникает необходимость формирования иерархии комиссий с разграничением их компетенции, обязанностей и отчетности.

4. Деятельность любого органа государственной власти является формализованной, т.е. требует соблюдения не только установленной процедуры деятельности, но и формы принятия решений. Пункт 3 статьи 11 устанавливает в качестве единственно допустимой и возможной формы принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних - постановление. В данном случае постановление не обладает свойством нормативности, а носит индивидуальный характер, поскольку связано с установлением факта правонарушения конкретного субъекта и применением к нему мер ответственности. Однако независимо от характера постановления оно является обязательным для всех субъектов, в первую очередь органов государственной власти и местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних может издавать следующие виды постановлений:

- постановление о назначении административного наказания;

- постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

- постановление о взыскании административного штрафа по делу об административном правонарушении и о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ;

- постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Структура постановления комиссии независимо от его содержания является единой и традиционно включает в себя четыре основных части:

- вводная - отражает наименование комиссии, а также время вынесения постановления, субъектов в отношении которых оно вынесено, т.е. фактически призвано определить субъектов правоотношений, а также сущность правоотношения, в рамках которого вынесен данный акт;

- описательная - отражает сущность действий (бездействия), вследствие которых выносится постановление, результаты рассмотрения дела, установленные обстоятельства;

- мотивировочная - отражает ссылку на действующие правовые нормы, устанавливающие факт совершения правонарушения либо свидетельствующие о его отсутствии в действиях лица, привлекаемого к ответственности;

- резолютивная - отражает решение, принятое уполномоченным органом - комиссией по делам несовершеннолетних на основании установленных обстоятельств и применения норм действующего законодательства. В большинстве случаев речь идет о привлечении субъекта к ответственности либо отказе в возбуждении административного производства и т.п. Как правило, суть резолютивной части отражается в самом наименовании постановления, вынесенного по конкретному делу.

Исполнение постановления осуществляется уполномоченными органами государственной власти местного самоуправления в их совокупности и взаимодействии, что позволяет достичь более высоких результатов правоприменительной деятельности. Однако следует заметить, что в первую очередь такая деятельность должна быть слаженной и согласованной, направленной на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, которые в настоящее время выступают в качестве одной из самых незащищенных категорий в России.

 

Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания

 

Комментарий к статье 12

 

1. Управление социальной защитой населения представляет собой комплексную деятельность различных органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно занимающихся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы и т.п.). Прежде чем говорить о деятельности управления социальной защиты, необходимо определить содержание понятия "социальная защита". Социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Это охрана материнства и детства, труда и здоровья граждан, развитие системы социальных служб <7>. Социальная защита населения в широком смысле этого понятия - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации. В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются дети с девиантным поведением, т.е. та категория, на которую непосредственно распространяются нормы настоящего Закона.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...