Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И правонарушений несовершеннолетних 7 глава




3. Должностные лица подразделений органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по предупреждению и раскрытию преступлений несовершеннолетних, пользуются следующими правами:

1) доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;

2) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

3) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений;

4) принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;

5) вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.

 

Статья 24. Другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Комментарий к статье 24

 

1. Комментируемая статья устанавливает круг иных органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также определяет их полномочия.

К иным органам и учреждениям, общественным объединениям, осуществляющим меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, комментируемая статья относит:

1) органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма.

К органам культуры, досуга, спорта и туризма относятся федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, осуществляющие реализацию политики и государственных программ в указанной сфере (Министерство культуры РФ, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, соответствующие министерства субъектов РФ, администрации муниципальных поселений, муниципальных районов, городских округов).

Учреждения культуры, досуга, спорта и туризма - некоммерческие организации, созданные для предоставления услуг населению в соответствующих целях. Учредителями таких учреждений, как правило, являются органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящим организацию досуга, обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, обеспечение услугами организаций культуры к вопросам местного значения, а создание условий для развития туризма - к правам органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:

- привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;

- оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения;

2) уголовно-исполнительные инспекции.

Уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста. Их деятельность и полномочия регулируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее - УИК РФ) и Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности".

В сфере, регулируемой комментируемым Законом, уголовно-исполнительные инспекции участвуют в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, контроль за поведением которых осуществляется ими в соответствии с УИК РФ;

3) федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Перечень соединений и воинских частей, в которые разрешено зачисление воспитанников воинских частей, утвержден Приказом Министра обороны РФ от 19 мая 2001 г. N 235 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановлений Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 124 и от 21 сентября 2000 г. N 745". Зачисление несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в соединения и воинские части и обеспечение их необходимыми видами довольствия осуществляется в соответствии с Положением о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 124, Положением о статусе воспитанников воинских частей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 745.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по зачислению воспитанников, их учету, оказанию методической и материально-технической помощи воинским частям в организации зачисления воспитанников, обеспечения качественных условий их жизни и быта осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В состав данных комиссий включаются по представлению соответствующих должностных лиц представители федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, военных комиссариатов и воинских частей, дислоцированных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в соответствии с комментируемым Законом имеют право принимать участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства.

В воинские части в качестве воспитанников могут зачисляться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации. Воспитанники зачисляются в воинские части с их согласия по направлениям районных (городских) военных комиссариатов, согласованным с органами опеки и попечительства. Выпуск воспитанников из воинской части производится по следующим основаниям:

а) при поступлении в военные или другие образовательные учреждения профессионального образования;

б) по достижении воспитанником 18-летнего возраста;

в) по личному заявлению воспитанника;

г) по распоряжению (решению) органа опеки и попечительства, согласованному с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, в случаях передачи воспитанника под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования и социальной защиты;

д) по состоянию здоровья при наличии медицинского заключения о заболеваниях, предусматривающих третью, четвертую или пятую группу здоровья по критериям, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, и при заболеваниях, препятствующих игре на духовых и ударных инструментах, приобретенных во время учебы;

е) за правонарушения и проступки, исключающие возможность быть воспитанником.

Решение командира воинской части о выпуске воспитанника оформляется приказом и доводится до органов опеки и попечительства, которые обязаны обеспечить его дальнейшее жизнеустройство в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) общественные объединения.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, политической партии.

Деятельность общественных объединений регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Общественные объединения принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством РФ и уставами указанных объединений.

Учитывая значимую роль деятельности общественных объединений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, характеризующейся, как правило, высокой степенью общественной инициативы, Министерством труда и социального развития РФ, Департаментом по делам детей, женщин и семьи и Государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания совместно разработаны Методические рекомендации по организации взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности.

 

Статья 25. Финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Комментарий к статье 25

 

1. Комментируемая статья определяет основные и дополнительные источники финансового обеспечения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основными источниками финансирования являются средства федерального бюджета и средства бюджетов субъектов РФ. К дополнительным источникам финансирования относятся:

- добровольные безвозмездные пожертвования;

- благотворительные взносы;

- иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Бюджетное финансирование осуществляется с учетом установленного порядка финансирования деятельности указанных органов и учреждений.

В случае наделения государственными полномочиями осуществлять отдельные виды деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органов местного самоуправления им передаются материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий, в соответствии с ч. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Таким образом, деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органов местного самоуправления осуществляется ими не за счет местного бюджета, а за счет субвенций, предоставляемых в соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ.

2. Комментируемым Законом установлено, что деятельность, связанная с перевозкой между субъектами РФ, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, является расходным обязательством Российской Федерации. Перевозка несовершеннолетних между субъектами РФ, а также в пределах территорий государств осуществляется только за счет федерального бюджета. Однако полномочия по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами РФ, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, передаются органам государственной власти субъектов РФ. Таким образом, перевозку несовершеннолетних осуществляет субъект РФ, на территории которого обнаружен несовершеннолетний.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по осуществлению указанной деятельности предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный бюджету субъекта РФ, определяется исходя из численности несовершеннолетних, подлежащих возвращению в места постоянного проживания, а также из расходов на их перевозку, исчисленных в установленном порядке. Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке, Министерству труда и социальной защиты РФ на деятельность, связанную с перевозкой несовершеннолетних. Перечисление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в бюджеты субъектов РФ.

3. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2005 г. N 525 "О порядке предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений". Данным Постановлением утверждены Правила, которые регламентируют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию полномочий по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами РФ, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, являющейся расходным обязательством Российской Федерации.

Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет распределение и перечисление субвенций, в том числе их перераспределение между субъектами РФ, на основании данных, полученных от органов исполнительной власти субъектов РФ, о численности несовершеннолетних, а также размере расходов.

Субвенции являются источником финансового обеспечения деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, которую осуществляют следующие получатели средств бюджета субъекта РФ:

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в отношении несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;

- детские дома, школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа и иные детские учреждения, работники которых осуществляют деятельность, связанную с перевозкой несовершеннолетних;

- центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел субъекта РФ в отношении несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Органы государственной власти субъектов РФ ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности несовершеннолетних, а также объема произведенных расходов.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном статьей 289 Бюджетного кодекса РФ. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

Контроль за расходованием средств осуществляется:

- Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, деятельность которой регламентируется Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора",

- Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения",

- Счетной палатой РФ в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате РФ".

4. Порядок финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории субъекта РФ несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Так, на территории соответствующих субъектов РФ действуют Закон Смоленской области от 15 июля 2005 г. N 78-з "О порядке осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Смоленской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и областных государственных детских учреждений" (принят Смоленской областной Думой 14 июля 2005 г.), Закон Кировской области "О порядке осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов и иных детских учреждений, в пределах территории Кировской области" (принят Законодательным Собранием Кировской области 26 апреля 2007 года) и др.

 

Статья 25.1. Порядок осуществления деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций

 

Комментарий к статье 25.1

 

1. Комментируемая статья регламентирует порядок осуществления деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций.

Полномочия по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, являются полномочиями Российской Федерации, однако осуществляются органами государственной власти субъектов РФ в порядке передачи. Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия по нормативно-правовому регулированию и финансовому обеспечению указанной сферы деятельности, а также контролю за указанной сферой деятельности. Финансовое обеспечение указанной сферы деятельности осуществляется в порядке, установленном статьей 25 комментируемого Закона.

2. Перевозка указанной категории несовершеннолетних между субъектами Российской Федерации осуществляется:

- родителями или иными законными представителями несовершеннолетних,

- работниками специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации,

- работниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа и иных организаций.

Перечень учреждений, работники которых осуществляют перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа и иных организаций, устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ.

Перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, между субъектами Российской Федерации осуществляется сотрудниками центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

3. Администрация специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в которое помещается несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, незамедлительно уведомляет родителей или иных законных представителей такого несовершеннолетнего либо администрацию организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации о месте его пребывания и возможности возвращения в семью либо в соответствующую организацию. Не позднее пяти суток после доставления в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иную организацию несовершеннолетнего, самовольно ушедшего из указанной организации, руководитель организации уведомляет об этом администрацию специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором несовершеннолетний находился на момент принятия решения о его перевозке.

Несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, возвращается и помещается в специализированную организацию для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту постоянного проживания несовершеннолетнего в случаях:

1) отказа родителей или иных законных представителей принять несовершеннолетнего в семью;

2) обращения несовершеннолетнего в возрасте старше десяти лет к администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, о невозможности возвращения в семью, находящуюся в социально опасном положении, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иную организацию;

3) получения информации о жестоком обращении с несовершеннолетним, не достигшим возраста десяти лет, в семье либо в детском учреждении.

4. Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки между субъектами РФ указанной категории несовершеннолетних, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 октября 2010 г. N 878н "Об утверждении Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки между субъектами Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, и условий перевозки".

Формы и порядок отчетности о деятельности, связанной с перевозкой, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 сентября 2010 г. N 801н "О формах и сроках представления отчетности о деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений".

5. Порядок осуществления перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств устанавливается Соглашением о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (Кишинев, 7 октября 2002 года), вступившим в силу 10 июня 2004 года.

Согласно данному Соглашению компетентные органы на основании запроса оказывают друг другу содействие в осуществлении розыска и возвращения в государства постоянного проживания несовершеннолетних, оставшихся без попечения. При установлении, что несовершеннолетний, помещенный в специализированное учреждение, разыскивается другим государством для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора, он может быть выдан этому государству на основаниях и в порядке, предусмотренных международными договорами. Несовершеннолетние, оставившие государство постоянного проживания без разрешения физических или юридических лиц, осуществляющих право родительской опеки и попечительства, и оказавшиеся на территории государства другой Стороны, будут помещаться в специализированные учреждения государства другой Стороны в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством государства этой Стороны.

Расходы на содержание несовершеннолетних в специализированных учреждениях несет Сторона, на территории государства которой они возникли. Расходы, связанные с перевозкой, несет государство их постоянного проживания.

Соглашением утвержден Перечень транзитных учреждений, через которые устанавливается межгосударственная перевозка несовершеннолетних, возвращаемых в места их постоянного проживания.

6. Порядок осуществления перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, в пределах территории субъекта РФ устанавливается законодательством субъекта РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...