Глава III. 1. Рассмотрение материалов о помещении
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Статья 31.1. Порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел
Комментарий к статье 31.1
1. Положения комментируемой статьи устанавливают порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Для начала рассмотрим более подробно категории несовершеннолетних, которые подлежат помещению в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В части первой положений комментируемой статьи законодатель четко очертил круг субъектов, на которых распространяются ее положения. Речь идет о подготовке и последующем направлении в судебные органы материалов в отношении строго определенной законодателем категории несовершеннолетних. В первую очередь речь идет о несовершеннолетних, самовольно покинувших специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Перечень учебно-воспитательных учреждений закрытого типа установлен положениями статьи 15 комментируемого Закона. Во-вторых, к этой категории относятся несовершеннолетние, которые совершили общественно опасное деяние. Важным обстоятельством при определении данной категории несовершеннолетних является факт установления времени совершения ими общественно опасного деяния. Оно должно быть совершено в период, когда они не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность за совершенные деяния. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, определяется положениями статьи 20 УК РФ. Кроме того, принимая решение о помещении указанной категории несовершеннолетних в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, должностные лица должны исходить из целей обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетних, а также с целью предупреждения возможного совершения несовершеннолетними повторного общественно опасного деяния.
В-третьих, законодатель к названной категории несовершеннолетних отнес лиц, чья личность не установлена, либо лиц, не имеющих места жительства <14>, места пребывания <15>, а также несовершеннолетних, которые не проживают на территории того субъекта Российской Федерации, где несовершеннолетним было совершено общественно опасное деяние. Кроме того, в эту категорию включены несовершеннолетние, которые проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям либо иным законным представителям в течение сроков, установленных положениями комментируемого Закона. Перечень законных представителей несовершеннолетнего определяется положениями Гражданского, Семейного кодексов России, а также положениями Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". -------------------------------- <14> Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. Статья 20 ГК РФ. Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения".
<15> Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Место пребывания - не являющееся местом жительства гражданина жилое помещение, по адресу которого гражданин зарегистрирован по месту пребывания органами регистрационного учета граждан, о чем выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания. Постановление ЦИК России от 14.07.2011 N 20/216-6 "Об Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации".
К четвертой категории лиц, в отношении которых составляются материалы о помещении в центры временного содержания на основании положений комментируемой статьи, относятся несовершеннолетние, которые совершили правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения ими возраста, с которого наступает административная ответственность. При этом определяющими факторами являются следующие:
- невозможность установить личность несовершеннолетнего, - отсутствие у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания, - проживание несовершеннолетнего на территории другого субъекта Российской Федерации (отличного от территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено административное правонарушение), - проживание несовершеннолетнего на территории субъекта Российской Федерации, но вследствие удаленности места проживания представляется невозможным передать несовершеннолетнего родителям или законным представителям в течение сроков, установленных положениями комментируемого Закона (пп. 1 п. 2 статьи 21). И последняя категория несовершеннолетних, на которую распространяются положения комментируемой статьи, - это лица, совершившие правонарушение, за которое положениями административного законодательства Российской Федерации установлена административная ответственность. Возраст, с которого наступает административная ответственность, установлен положениями статьи 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При принятии решения в отношении указанной категории лиц и последующей подготовке материалов о помещении их в центры временного проживания учитывается объективная необходимость такого помещения ввиду отсутствия у несовершеннолетних места жительства, места пребывания, а также ввиду их непроживания на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо в связи с тем, что место их проживания на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, на большом расстоянии от их фактического места проживания и немедленная передача их родителям или законным представителям не представляется возможным в короткие сроки. Необходимо отметить, что перечень несовершеннолетних лиц, в отношении которых могут быть собраны материалы и составлено постановление о помещении в центр временного содержания, четко определен законодателем и расширительному толкованию не подлежит.
Теперь рассмотрим требования к срокам, устанавливаемым законодателем для направления должностными лицами материалов и постановлений о помещении несовершеннолетних правонарушителей в центры временного содержания в суд. Итак, должностные лица, имеющие право составлять соответствующие постановления и направлять материалы в отношении несовершеннолетних правонарушителей в судебные органы, должны направить указанные материалы в подведомственный суд не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в центрах временного содержания. В соответствии с положениями части первой комментируемой статьи течение указанного срока напрямую зависит от времени помещения несовершеннолетнего правонарушителя в центр временного содержания. Максимальный срок пребывания несовершеннолетнего правонарушителя в центре временного содержания в соответствии с положениями пункта 4 статьи 22 комментируемого Закона составляет 48 часов. Таким образом, законодатель установил для должностных лиц очень короткие сроки для сбора материалов, составления постановления о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания и их направления в суд - 24 часа. На практике указанные сроки бывает соблюсти достаточно сложно. И в первую очередь это связано с первичным задержанием несовершеннолетнего правонарушителя в выходные и праздничные дни, когда большинство государственных структур не осуществляет свою деятельность. В качестве должностных лиц, уполномоченных направлять постановление о помещении несовершеннолетних правонарушителей в центры временного содержания и материалов в судебные органы, законодатель определил следующих лиц: - начальник органа внутренних дел (по месту фактического задержания несовершеннолетнего), - заместитель начальника органов внутренних дел. 2. В части второй комментируемой статьи законодатель определил требования, предъявляемые к материалам, направляемым уполномоченными должностными лицами в суд для рассмотрения вопроса о помещении несовершеннолетнего правонарушителя в центр временного содержания. Указанные материалы должны содержать информацию о том, что несовершеннолетний: - совершил общественно опасное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (с указанием статьи УК РФ), - самовольно покинул специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (в этом случае необходимо указать дату и примерное время, когда несовершеннолетний покинул соответствующее учреждение, наименование специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, его место нахождения, данные о руководителе, а также обстоятельства, позволившие или послужившие причиной самовольного ухода несовершеннолетнего),
- нуждается в обеспечении защиты жизни или сохранения его здоровья (с указанием причин и обстоятельств, свидетельствующих о необходимости защиты), - нуждается в обеспечении предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния (с указанием уже совершенного несовершеннолетним общественно опасного деяния и причин, свидетельствующих о возможности совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния повторно). Кроме того, обязательным условием при составлении и сборе материалов для рассмотрения в судебном порядке вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания является указание целей и мотивов помещения несовершеннолетнего в указанные центры. Постановление о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей утверждается начальником территориального органа внутренних дел, которым непосредственно был задержан несовершеннолетний правонарушитель. В постановлении о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания указывается фамилия, имя, отчество, должность сотрудника органа внутренних дел, собиравшего и рассматривающего материалы в отношении задержанного несовершеннолетнего правонарушителя. В обязательном порядке указываются фамилия, имя и отчество непосредственно самого правонарушителя, полная дата рождения, место жительства, а также место учебы либо место работы, если несовершеннолетний осуществляет трудовую деятельность. Кроме того, в постановлении о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания необходимо указать биографические данные его родителей (фамилию, имя, отчество, возраст, место жительства, место работы и др.) в случае, если их удалось выявить. В случае, если информацию о родителях задержанного несовершеннолетнего не удалось выяснить по каким-либо причинам, об этом делается соответствующая отметка в постановлении с указанием причин невозможности установления соответствующих сведений. В случае отсутствия у несовершеннолетнего родителей должна быть указана информация о его законных представителях (опекунах, усыновителях) либо об их отсутствии. В мотивировочной части постановления о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей указываются обстоятельства, в соответствии с которыми несовершеннолетний подлежит помещению в центр временного содержания с указанием положений и норм законодательства РФ, нарушенных несовершеннолетним. В резолютивной части постановления в качестве основания помещения несовершеннолетнего указываются положения пункта 4 статьи 22 комментируемого Закона, фамилия и инициалы несовершеннолетнего, помещаемого в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, а также должность, специальное звание, фамилия сотрудника, составившего указанное постановление, и его подпись. Как отмечает автор статьи В.Н. Вельянинов, на практике качество подготовки материалов для направления их в суд с целью разрешения вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания является низким. Вельянинов пишет: "Зачастую отсутствуют документы, имеющие существенное значение для решения вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в вышеуказанные учреждения: нет акта жилищно-бытовых условий, нет справки подразделения по делам несовершеннолетних ОВД о проведенной с несовершеннолетним профилактической работе, отсутствуют характеристики несовершеннолетнего. Недостаточно убедительно в ходатайстве начальника ОВД (и также без документального подтверждения) мотивируется необходимость помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в целях "предупреждения повторного общественно опасного деяния". Чаще всего в ходатайствах ОВД указывается несколько оснований, например: с целью защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего, с целью предотвращения совершения им повторного общественно опасного деяния или с целью установления личности. Часть материалов содержит копии представленных в суд тех или иных документов, не заверенных надлежащим образом" <16>. -------------------------------- <16> Вельянинов В.Н. О судебной практике помещения несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел // Российская юстиция. 2009. N 11.
Анализ положений комментируемой статьи, а также анализ сопутствующего законодательства показывает, что существует необходимость законодательного вмешательства в урегулирование вопросов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания. В положениях комментируемой статьи требования к содержанию предъявляемых материалов недостаточно четкие, имеют общую информацию, не имеют информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Об этой проблеме также достаточно ярко выразился автор В.Н. Вельянинов. Автор отмечает, что "пункт 2 ст. 31.1 Закона содержит положения о требованиях к материалам в отношении несовершеннолетних, представляемых в суд. В нем не указывается на необходимость приложения документов о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Вместе с тем, исходя из задач, предусмотренных Законом, одной из которых является защита жизни и здоровья несовершеннолетних, считаем целесообразным, учитывая индивидуальные, в том числе и психологические, особенности несовершеннолетнего правонарушителя, при решении вопроса о помещении подростка в ЦВСНП запрашивать данные о состоянии здоровья, о возможности пребывания ребенка в данном учреждении и контакта с детьми криминальной направленности. При этом полагаем, что отсутствие медицинского заключения не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП" <17>. -------------------------------- <17> Там же.
Статья 31.2. Порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел
Комментарий к статье 31.2
1. Положения комментируемой статьи закрепляют порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в соответствующие центры временного содержания. Должностные лица, уполномоченные направлять соответствующие материалы о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания, представляют документы в полном объеме в подведомственные судебные органы. Необходимо отметить, что судебная практика по рассмотрению вопросов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания регулярно сталкивается с рядом проблемных вопросов. В первую очередь это связано с тем, что ни положения Гражданского процессуального кодекса, ни положения Уголовно-процессуального кодекса, ни положения Кодекса об административных правонарушениях не предусматривают порядок обращения в суд уполномоченных должностных лиц для разрешения вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания. Таким образом, из действующего законодательства, в том числе и комментируемого Закона, не представляется возможным установить, в порядке какого судопроизводства должно проводиться рассмотрение поставленного вопроса в отношении несовершеннолетнего. На такой пробел в судебной практике и в законодательстве Российской Федерации обращал внимание Конституционного Суда РФ судья Ноглинского районного суда Сахалинской области А.Н. Кузнецов, в производстве которого находился материал о помещении несовершеннолетнего В.В. Зубарева в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (см. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 275-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Ноглинского районного суда Сахалинской области о проверке конституционности статей 28 и 30 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Также этот вопрос поднимает автор статьи "О судебной практике помещения несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел" В.Н. Вельянинов: "Как правило, направляя несовершеннолетних правонарушителей в центр временного содержания, судьи исходят из факта совершения несовершеннолетними правонарушений и необходимости предотвращения ими повторного общественно опасного деяния, при этом не дают должной оценки всем обстоятельствам дела. В нарушение п. 2 ст. 31.1 Закона судами нередко вопрос о направлении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел решается без достаточного анализа и исследования конкретных обстоятельств и оснований для помещения подростка в центр: бытовые условия, возможности достаточного контроля за несовершеннолетним со стороны законных представителей, возможности исправления его без изоляции от общества, недостаточности проведенной с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы со стороны ОВД, школы. Так, Постановлением судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 14 декабря 2007 г. несовершеннолетняя Ч. 1995 г.р. была помещена в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, при этом, принимая данное решение, судья исходил из факта совершения несовершеннолетней двух общественно опасных деяний и вероятности совершения ею повторного правонарушения. Вместе с тем судья не в полном объеме учел данные, характеризующие личность девочки, которая согласно характеристике трудолюбива, активно участвует в общественной жизни класса и школы, требования взрослых выполняет, отношения с одноклассниками хорошие, кроме того, судья не учел, что ранее Ч. на учете в ПДН ОВД не состояла, после постановки и проведения с ней профилактической работы каких-либо других правонарушений не совершала. А то обстоятельство, что семья девочки состоит на учете как неблагополучная, не может служить основанием для помещения несовершеннолетней в ЦВСНП, поэтому, руководствуясь пп. 2 п. 4 ст. 30 указанного Федерального закона, данное Постановление судьи было отменено Председателем Пермского краевого суда, а материал направлен в суд для нового рассмотрения" <18>. -------------------------------- <18> Там же.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает круг лиц, имеющих право на ознакомление с материалами дела, направленными в суд для рассмотрения вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания. Во-первых, такое право предоставляется непосредственно самому несовершеннолетнему. Необходимо отметить, что законодатель в таком случае не учитывает ни возраста несовершеннолетнего, ни его умственного развития, а также не учитывает уровень его грамотности. Ведь подростки из интересуемой нас категории несовершеннолетних чаще всего даже не умеют читать либо очень плохо владеют этим навыком, не говоря уже о том, чтобы понять смысл предлагаемых им к ознакомлению материалов. Представляется, что этот вопрос целесообразно поднимать и рассматривать с участием органов опеки и попечительства и специалистов в области детской психологии. Во-вторых, с материалами дела имеют право знакомиться законные представители несовершеннолетнего - родители, усыновители, попечители или опекуны. В-третьих, речь идет об органах опеки и попечительства. Исходя из смысла комментируемой статьи указанные органы к ознакомлению с материалами дела в отношении несовершеннолетнего о помещении его в центр временного содержания допускаются в случаях отсутствия у несовершеннолетнего законных представителей. Кроме того, законодатель допускает к ознакомлению с материалами дела адвоката в случае, если последний призван оказывать юридическую помощь несовершеннолетнему правонарушителю. Правда, право на ознакомление адвоката с материалами дела в отношении несовершеннолетнего прямо не установлено в положениях комментируемой статьи, а вытекает, скорее всего, из процедуры оказания юридической помощи и как следствие - необходимости ознакомления с материалами дела. Полномочия адвоката при оказании юридической помощи несовершеннолетнему удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, форма которого утверждена Приказом Минюста России от 10 апреля 2013 г. N 47 "Об утверждении формы ордера". Также право на ознакомление с материалами дела в отношении несовершеннолетнего, подлежащего помещению в центр временного содержания, напрямую не устанавливается законодателем для иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом. В этом случае речь идет о следующем возможном перечне лиц: - работники юридических служб юридических лиц, - участники и (или) работники организаций, оказывающих юридические услуги, - индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги населению и юридическим лицам, - нотариусы и др. лица. Важным моментом является оформление полномочий другого лица - представителя несовершеннолетнего, оказывающего ему юридическую помощь. Отметим, что законодатель требует соответствующего оформления таких полномочий. Здесь речь идет об оформлении доверенности. При этом положения комментируемой статьи не устанавливают порядок оформления такой доверенности. Преимущественно такая доверенность в соответствии с требованиями действующего законодательства должна быть нотариально удостоверена. Но если мы говорим о несовершеннолетнем гражданине, то у него отсутствуют полномочия на подписание такой нотариальной доверенности. Таким образом, в данной сфере комментируемого Закона также наблюдается пробел в законодательстве. Если у несовершеннолетнего имеются родители, усыновители, опекуны или попечители, то они в интересах несовершеннолетнего для оказания ему юридической помощи и представления его интересов в процессе разрешения вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания могут оформить соответствующую доверенность. А если таких законных представителей нет? Кто имеет право на подписание соответствующей доверенности, если несовершеннолетнему нужна юридическая помощь? Этот вопрос пока остается без ответа. 2. В части второй комментируемой статьи установлена судебная подсудность дел по вопросу помещения определенной Законом категории несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Материалы в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3, 6 пункта 2 статьи 22 комментируемого Федерального закона, рассматриваются в районных судах по месту их фактического задержания. Законодателем установлено право судьи рассматривать материалы о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания в единоличном составе с непосредственным участием самого несовершеннолетнего. Необходимо отметить, что законодатель установил жесткие и очень ограниченные сроки для рассмотрения представленных уполномоченными должностными лицами материалов о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания. Этот срок составляет 24 часа с момента поступления в суд указанных выше материалов. При этом указанный срок может быть увеличен при условии, что он не превышает срока нахождения несовершеннолетнего в центре временного содержания, т.е. 48 часов. Участниками процесса по рассмотрению материалов о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания является следующий круг лиц: - несовершеннолетний, в отношении которого решается вопрос о помещении его в центр временного содержания, - родители несовершеннолетнего (при их наличии), - законные представители несовершеннолетнего (усыновители, опекуны, попечители), - адвокат, - прокурор, - представители центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, - представители подразделения по делам несовершеннолетних. Учитывая краткие сроки, в которые законодатель обязывает судей рассматривать материалы и принимать решения о помещении (отказе в помещении) несовершеннолетнего в центр временного содержания, представляется достаточно сложным процесс извещения всех вышеперечисленных лиц и обеспечения их явки в судебное заседание. Законодатель допускает возможность участия в судебном заседании представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Принимая во внимание то обстоятельство, что процедура проведения судебного заседания напрямую законодателем не установлена, представляется возможность описания этой процедуры по аналогии права. Судебное заседание проводится судьей единолично с участием вышеперечисленных лиц. Перед началом судебного заседания судье необходимо установить личности лиц, явившихся в судебное заседание, выяснить все ли лица, которые должны принимать участие в заседании, были извещены надлежащим образом и явились ли они в суд. Во время ведения судебного заседания по разрешению вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания секретарем судебного заседания ведется протокол. После проверки явки лиц, участвующих в процессе, судья разъясняет процессуальные права несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям. Здесь речь идет об их праве знакомиться с материалами дела, которые были представлены в суд, снимать с них копии, делать выписки, заявлять ходатайства, представлять доказательства, ходатайствовать об истребовании доказательств, давать необходимые объяснения суду как в устной, так и в письменной форме. Кроме того, лица, участвующие в судебном заседании вправе приводить свои доводы по всем возникающим вопросам, возражать против ходатайств, объяснений и доводов других лиц, знакомиться с протоколом судебного заседания. В случае несогласия с текстом протокола судебного заседания все вышеперечисленные лица вправе подавать на него замечания. По результатам рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания судье выносится соответствующее постановление, которое лица, участвующие в рассмотрении указанных материалов, вправе обжаловать. 3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает два вида постановлений, выносимых по результатам рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. В первом случае это будет постановление, в соответствии с которым несовершеннолетнее лицо будет помещено в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Во втором случае это будет постановление об отказе в удовлетворении ходатайства уполномоченного должностного лица о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел. Необходимо отметить, что законодатель четко ограничил варианты выносимых постановлений по результатам рассмотрения материалов дела о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания. Т.е. перечень видов постановлений установлен и расширительному толкованию не подлежит. И ситуация, когда кто-либо из участвующих лиц не прибыл в судебное заседание (например, несовершеннолетний, его законный представитель, сотрудник органа внутренних дел, представивший материалы в отношении несовершеннолетнего в суд и т.д.), ставит судей в тупик. С одной стороны, невозможно рассмотрение дела в отсутствие, например, самого несовершеннолетнего, с другой стороны, у судьи существует обязанность в силу положений комментируемого Закона вынести то или иное постановление. В первом случае будут нарушены права несовершеннолетнего на участие в судебном заседании, на ознакомление с материалами и т.д. Во втором, если суд оставляет ходатайство уполномоченного должностного лица без рассмотрения, он нарушает действующее законодательство. Вот еще одна причина, по которой законодателю необходимо усовершенствовать положения комментируемого Закона и действующего процессуального законодательства в рамках рассматриваемой сферы деятельности. 4. Требования, предъявляемые к порядку оформления судьей постановления, выносимого по результатам рассмотрения ходатайства уполномоченного должностного лица о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних, установлены частью 4 комментируемой статьи. В своем постановлении судьи обязаны указать следующую информацию: - наименование суда, - фамилию, имя, отчество председательствующего судьи, - дату и место вынесения судебного постановления, - сведения о личности несовершеннолетнего, - информацию о лицах, принявших участие в рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания, - цели и основания для помещения или отказа в помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, - иные обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, - порядок и сроки обжалования и опротестования судебного постановления. Необходимо отметить, что при вынесении постановления о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей судьей не разрешается вопрос о сроке, на который несовершеннолетний должен быть помещен в указанный центр. Таким образом, срок пребывания несовершеннолетнего в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел не входит в компетенцию судьи. Представляется, что срок пребывания несовершеннолетнего в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей должен определяться с учетом достижения цели, с которой он помещается в соответствующий центр. 5. В заключительной части комментируемой статьи определена обязанность доведения вынесенного судьей постановления до сведения несовершеннолетнего, а также других лиц, которые принимали участие в рассмотрении материалов о необходимости помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Доведение до сведения осуществляется посредством оглашения постановления непосредственно судьей, рассматривавшим материалы и выносившим постановление. Кроме того, представляется целесообразным разъяснить лицам, принимавшим участие в рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания, а также самому несовершеннолетнему порядок обжалования и опротестования вынесенного судьей постановления. Порядок обжалования и опротестования постановления должен быть отражен в самом постановлении. В обязанности судей, рассматривавших материалы о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания, входит вручение копий постановления следующим лицам: - несовершеннолетнему, - родителям несовершеннолетнего (при их наличии), - законным представителям несовершеннолетнего (попечителям, усыновителям, опекунам). При этом лица, получившие постановление судьи, должны поставить свою подпись в материалах дела. В случае невозможности вручения копии вынесенного судьей постановления она высылается почтовым отправлением всем вышеперечисленным лицам. Представляется интересным вопрос об адресе, по которому должно быть выслано постановление непосредственно самому несовершеннолетнему, если он был помещен по постановлению судьи в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. В таком случае высылать постановление по домашнему адресу, с одной стороны, логично, с другой стороны, может быть нецелесообразно, т.к. несовершеннолетний в период нахождения в центре временного содержания не будет проживать по домашнему адресу. Срок вручения либо направления копии судебного постановления несовершеннолетнему, а также другим лицам устанавливается не позднее трех суток. Исчисляется указанный срок в соответствии с положениями комментируемой статьи с даты вынесения соответствующего судебного постановления.
Статья 31.3. Обжалование, опротестование и исполнение постановления судьи
Комментарий к статье 31.3
1. Положения комментируемой статьи устанавливают порядок обжалования, опротестования постановления судьи, вынесенного в отношении несовершеннолетнего по результатам рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Законодатель устанавливает возможность обжалования и опротестования судебного постановления. Рассмотрим более подробно сущность указанных вариантов несогласия лиц с вынесенным судьей постановлением. Во-первых, речь пойдет об обжаловании. Жалоба подается гражданином - несоверш<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|