Ассистент кафедры финансов и кредита НИУ «БелГУ»
Белгород, Россия
Конкурентоспособный фондовый рынок является одним из ключевых институтов развитой рыночной экономики и одним из факторов устойчивого развития страны. Эффективный фондовый рынок позволяет компаниям привлекать крупные финансовые ресурсы для реализации широкомасштабных инвестиционных проектов. О важной роли фондового рынка в рыночной экономике свидетельствует тот факт, что именно акционерный капитал позволил крупнейшим западным странам достигнуть их нынешнего высокого уровня благосостояния и конкурентоспособности. Поэтому фондовый рынок в России в ближайшие годы должен стать одним из ключевых факторов экономического роста и внести свой вклад в решение важнейших задач, стоящих перед страной. Однако в России разработанные документы по развитию фондового рынка не работают в полной мере. Кроме этого также не существует концепции стратегического развития фондового рынка как консолидированного документа, который бы создал необходимую теоретическую основу для разработки долгосрочной стратегии развития фондового рынка в России. Большинство публикаций, относящихся к области фондового рынка, появившихся в последнее время, имеет микроэкономический характер, либо – рассматривает зарубежные рынки ценных бумаг, либо отдельные аспекты становления этого рынка в России. Значительное место этим вопросам уделено в монографиях и статьях М.Ю.Алексеева, Б.И.Алехина, А.В.Аникина (зарубежные фондовые рынки), О.В.Буклемишева (рынок еврооблигаций), А.И.Буренина (структура и основы формирования срочного и фондового рынков, макроэкономические аспекты функционирования рынков), Ф.И.Ерешко (финансовый инжиниринг), A.В.Захарова (развитие фондовых бирж), А.В.Костикова (ценные бумаги регионов), В.Д.Миловидова (инвестиционные фонды, проблемы инвестиций на фондовом рынке), Д.М.Михайлова (международные рынки капиталов), B.Т.Мусатова (фондовые биржи), А.Д.Радыгина (собственность и институциональная структура рынка), Б.Б.Рубцова (зарубежные фондовые рынки), Е.В.Семенковой (структура фондового рынка, рынки корпоративного контроля), Ю.С.Сизова и А.Ю.Симановского (система государственного регулирования фондового рынка, политика государства на рынке), В.А.Тарачева (ценные бумаги регионов), Р.М.Энтова (институциональная структура рынка, проблемы инвестиций в ценные бумаги) и др.
Сохраняют значение фундаментальные исследования, осуществленные в XX веке М.И.Боголеповым, Э.Я.Брегелем, И.А.Трахтенбергом, Л.Н.Яснопольским. Наиболее глубокие исследования в рассматриваемой области и обширная база данных сосредоточены в группе Всемирного банка (WorldBank), Международного валютного фонда (IMF), Банка международных расчетов (BIS), в таких профессиональных ассоциациях, как Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Всемирная федерация бирж (WFE). Известны публикации Р.Вишны, С.Дианкова, Ш.Каломириса, Ш.Киндельбергера, А.Левита, P.JIa Порта, Р.Левин, Ф.Мишкина, Р. фон Розена, Дж.Сороса, Б.Тэйлора, П.Фишера, А.Шляйфера (взаимосвязь развития фондового рынка и экономического роста, структура собственностикак фактор, определяющий модель рыночной экономики, причины и методы предупреждения финансовых кризисов, политика развития национальных фондовых рынков). В России примеры комплексных исследований по долго- и среднесрочному развитию фондового рынка в отечественной практике немногочисленны. Одними из первых документов, в которых рассматривались вопросы долгосрочного развития фондового рынка в России были: «Программа развития рынка ценных бумаг России до 2010 года», разработанная Московской межбанковской валютной биржей (ММВБ) в 1999 году, а также «Концепция социально-экономического развития России до 2020 года».
Среди полноценных и комплексных исследований можно выделить следующие документы: «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 года», доклад Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008 – 2012 годы и на долгосрочную перспективу», а также «Идеальная модель фондового рынка России на среднесрочную перспективу (до 2015 года)», разработанная научной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР). В 2006-2008 гг. было проведено масштабное исследование о возможности создания в России одного из международных финансовых центром. Результатом этой работы стало исследование «Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра» (модель фондового рынка России на долгосрочную перспективу о 2020 года). Перед авторским коллективом, в который вошли известные экономисты, ученые, аналитики, была поставлена задача разработать модель такого развития российского фондового рынка (его инфраструктуры, законодательства и.т.д.), следуя которой он к 2020 году смог бы конкурировать с глобальными финансовыми центрами и стать в один ряд с ними. Большинство из предложенных НАУФОР мер были включены в Стратегию развития финансового рынка на период до 2020 года, утвержденную Правительством РФ и в Концепцию создания международного финансового центра, подготовленную Министерством экономического развития. Фактически, эти программные документы основываются на схожих принципах построения и содержания (по многим вопросам их содержание совпадает), используют одинаковые показатели стратегического развития и конкурентоспособности российского фондового рынка (к примеру, такие как капитализация, ликвидность, объемы первичных размещений акций (InitialPublicOfferings, IPO)) и другие), а также использую схожие методы анализа данных и расчета целевых ориентиров стратегического развития фондового рынка в Росси. Кроме комплексных документов, охватывающих развитие всего фондового рынка в России, существует и находится на разных стадиях разработки несколько десятков законопроектов и инициатив, которые также призваны решать задачи долгосрочного развития фондового рынка. К ним относятся законодательные инициативы ФСФР о центральном депозитарии, о производных финансовых инструментах, о совершенствовании регулирования биржевой торговли, об инсайдерской информации, о секьюритизации финансовых активов, о корпоративном управлении, которые должны будут реализованы через принятия ряда новых нормативно-правовых актов. В совокупности все эти документы определяют государственную концепцию развития фондового рынка в России и, в частности, – цели, задачи долгосрочного развития и способы их достижения.
В настоящее время рассматриваются три основных варианта создания мегарегулятора фондового рынка. Первый подразумевает полное слияние Банка России и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Второй, в рамках слияния ЦБ и ФСФР, устанавливает самую широкую автономию службы в составе ЦБ. В третьем случае мегарегулятором становится собственно ФСФР, получившая новые полномочия и возможности. Новый вариант Минэкономразвития принципиально отличается от трех предыдущих. «Предлагается создать юридически новый орган за пределами органов исполнительной власти, за пределами Центрального банка, который будет финансироваться за счет участников финансового рынка», — говорят в министерстве. Однако нужно отметить, что, несмотря на наличие широкого ряда действующих или разрабатываемых нормативных документов, эффективной концепции долгосрочного развития фондового рынка как единого документа, который бы не только обосновывал реализацию приоритетных направлений государственной политики, но и содержал бы описание системы показателей стратегического развития фондового рынка, методику их расчета, а также возможные сценарии развития и т.п., в России не существует. Из программных документов, которые используются государственными органами при формировании стратегии развития фондового рынка в России, описание системы показателей развития фондового рынка, а также формирование на их основе некоторой комплексной модели, которая бы задавала целевые ориентиры его развития, содержится только в Модели НАУФОР. В то же время, создание единой Концепции стратегического развития фондового рынка в России следует признать важным шагом, который позволит систематизировать и улучшить разработку мер государственной политики, направленных на решение важных задач развития и реформирования рынка.
1. российских компаний, рост привлечения облигационных займов; допуск иностранных инвесторов к листингу на российских фондовых биржах. Развитие инвестиционного спроса должно основываться на: стимулировании выхода индивидуальных инвесторов на фондовый рынок; содействии развитию институциональных инвесторов и, прежде всего, институтов коллективных инвестиций. 2. Третий уровень – совершенствование инфраструктуры и экономико-правового регулирования фондового рынка. Вопрос совершенствования инфраструктуры связан, прежде всего, с созданием в России центрального депозитария. В качестве наиболее приемлемой является конкурентная модель центрального депозитария, при которой такой статус могут иметь несколько депозитариев. При создании центрального депозитария должны быть учтены требования и рекомендации иностранных организаций и депозитариев. Совершенствование экономико-правового регулирования фондового рынка включает следующие направления: формирование благоприятного налогового климата для участников рынка, снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов, расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка, обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг, развитие и совершенствование корпоративного управления, предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на рынке, формирование и продвижение положительного имиджа российского фондового рынка, реформирование системы регулирования фондового рынка.
Литература 1. Андреев, В.С. Фондовый рынок Российской Федерации: факторы роста и факторы торможения развития [Текст]: дис. … канд. экон. наук: 08.00.10 / В.С. Андреев. – СПб., 2005. – 184 с. 2. Асылбеков, А.П. Поведение развивающихся фондовых рынков в условиях глобального финансового кризиса [Текст] / А.П. Асылбеков // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2013. – № 13. – С. 104-109.
3. Доклад «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу» [Электронный ресурс] / ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом». – М., 1991 – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/868875 4. Зейналов А.А. Национальные модели финансовых рынков и тенденции их развития [Текст]: дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 / А.А. Зейналов. – М., 2010. – 226 с. 5. Идеальная модель фондового рынка России на среднесрочную перспективу (до 2020 года) [Электронный ресурс] / Национальная ассоциация участников фондового рынка. – М., 1994 –. – Режим доступа: www.naufor.ru 6. Миркин, Я. Российский рынок ценных бумаг: риски, рост, значимость [Текст] / Я. Миркин// Рынок ценных бумаг. – 2013. – № 23 (350). – C.56-62.
РОССИЙСКИЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|