Сведения о представленных в налоговые органы декларациях формы 3-НДФЛ о доходах 2012 года (по данным налогоплательщика)
По состоянию на 31.12.2013 в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» зарегистрировано более 6 миллионов пользователей.В декабре 2013 года у пользователей сервиса появилась возможность заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в режиме онлайн без скачивания специальных программ. В целях оценки новой версии сайта разработана и размещена 21.11.2013 анкета для пользователей. По состоянию на 01.01.2014 в опросе приняли участие 968 респондентов (73% – физические лица, 15% – представители юридических лиц, 6 % индивидуальных предпринимателей и 14% лиц, профессия которых связана с налогами). При этом 75% респондентов отметили улучшение дизайна, отвечая на вопрос «Оцените новый графический дизайн официального сайта ФНС России в сравнении с текущим» (15% воздержались от оценок, 11 % предпочитают дизайн текущей версии). 67% респондентов отметили улучшение удобства представления информации на новом сайте ФНС России в сравнении с текущей версией (23 % считают, что удобство представления информации двух версий сайта примерно эквивалентно, 11% предпочитают привычный способ представления информации текущей версии сайта). В системе налогообложения домашних хозяйств занимает налог на доходы физических лиц. Он взимается с совокупного дохода в денежной и натуральной форме,выраженный в рублях и инвалюте на дату получения дохода. Потенциальными плательщиками НДФЛ РФ являются более 80 млн. чел., а в общем объеме бюджетных поступлений РФ в настоящее время подоходный налог составляет около 13% (для примера во Франции – 17%, в США-до 60%). Следующий по величине значимое место занимает налог на имущество физических лиц. Это местный налог, но его введение обязательно для всей территории России. Налогом облагается находящееся в собственности физических лиц недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движимого имущества: лодки, катера, самолеты и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок. Налог с владельцев автотранспортных средств выплачивают граждане, владеющие грузовым или легковым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество.
Фискальная продуктивность косвенных налогов, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тотили иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). В тоже время происходит увеличение оборотных средств за счет роста цен под влиянием косвенных налогов и отвлечение капиталов от других направлений использования ресурсов. Кроме того, косвенные налоги уплачиваются из средств граждан, остающихся в их распоряжении уже после уплаты налога на доходы физических лиц, поэтому имеет место неравномерность и обременительность этих налогов для малоимущих классов. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. Несмотря на это домашние хозяйства являются основным конечным потребителем и оплачивают до 70% всех косвенных налогов.
Уменьшают бюджет домашнего хозяйства и государственные пошлины: обязательный платеж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций; за государственную регистрацию актов гражданского состояния; за выдачу документов уполномоченными на это органами или должностными лицами. В соответствии с действующим законодательством и в рамках распределительной функции государственных финансов домашнее хозяйство как один из субъектов финансовых отношений обязано выплачивать налоги и сборы. На первый взгляд сокращение выплачиваемых домашним хозяйством налогов и сборов соответствует его экономическим интересам, поскольку они являются основными источниками общегосударственных, региональных и местных расходов, необходимых для содержания государственных и местных органов власти и управления, вооруженных сил, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, просвещения, науки, культуры, искусства, для выплаты пенсий, пособий, субсидий, компенсаций пенсионерам, инвалидам, студентам, учащимся, малообеспеченным и многодетным семьям и другим категориям граждан, нуждающимся в материальной поддержке и помощи. Без налогов не может существовать ни одно государство. Без налогов не может быть и социально справедливого общества [1]. Чем выше налоги, тем богаче казна государства и больше у него возможностей в материальном обеспечении престарелых, больных и бедных людей. То есть средства в условиях развитой рыночной экономики направляются, в том числе и на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности домашних хозяйств. Литература 1. Гончаренко Т.В. Налогообложение в системе домашних хозяйств /Т.В.Гончаренко, Н.Е.Соловьёва, Ю.Л.Аулов,О.С. Ерёмина //Налоговая политика и практика/ Москва, 2010. №7. С.29-33. 2. Белозёров С.А. Финансы домашнего хозяйства: инвестиционный аспект. 3. Белгородская область в цифрах в 2009 году. Крат.стат. сб./ Белгородстат. – 2008. – 320 с. 4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. http://www.nalog.ru/index.php/statistik.
О ТЕНДЕНЦИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ПЛАТЕЖНОГО ЛАНДШАФТА РОССИИ Гулько Анжелика Анатольевна, Доцент кафедры финансов и кредита НИУ «БелГУ», кандидат экономических наук; Чорба (Зозуля) Валерия Петровна Ассистент кафедры финансов и кредита НИУ «БелГУ» Белгород, Россия
В последнее время стало весьма распространенным употребление слова «ландшафт» в финансовой терминологии, в том числе и применительно к вопросам организации платежного оборота и формирования платежных систем. Слово «ландшафт» имеет немецкое происхождение и, означая в переводе «местность», стало одним из фундаментальных понятий современной географии, в основу которого положена идея о взаимосвязи и взаимообусловленности всех природных явлений земной поверхности Данное понятие весьма широко и трактуется как общий вид местности, ее строение, рельеф земной поверхности, пейзаж, природный географический комплекс, эволюционирующая геосистема и т.д. Платежный ландшафт в данной статье рассматривается авторами как динамическая интегральная целостная платежная система, обладающая единством, тесными взаимосвязями и взаимообусловленностью составляющих ее компонентов, определяющих платежную среду государства, и функционирующая под влиянием и в результате влияния широкого спектра исторических, культурных, политических, правовых и экономических факторов. Современные мировые тенденции в сфере экономики, характеризуемые развитием глобализации и кооперации, усилением конкуренции; усиливающиеся политические вызовы определяют необходимость изменения платежного ландшафта России [2]. В последнее время произошли значительные изменения в оценке значения состояния платежной среды для стабильного функционирования экономики. Платежные системы, являясь ключевой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, способствуют формированию общего денежного спроса, эффективной реализации денежно-кредитной политики, поддержке общественного доверия к национальной валюте как средству платежа и обеспечению устойчивости банковского сектора.
Одним из основных признаков платежного ландшафта является его динамичность, способность к адекватному развитию. При этом важно понимать, что сбалансированное развитие платежной системы должно обеспечиваться не только принятием эффективных мер регулирования на государственном уровне, но и реализацией мер экономической политики, прежде всего направленных на расширение доступа населения и государственных органов к платежным услугам. Вот почему основные тенденции изменения платежного ландшафта связаны с применением технологий, основанных на общепринятых мировых стандартах и лучшей практике, разработкой и внедрением новых архитектурных построений, методов оптимизации я платежных процессов; широким развитием розничных платежей, разработкой и совершенствованием механизмов управления рисками в целях повышения безопасности платежных систем. Характеризуя современное состояние платежного ландшафта России, следует отметить развитие институциональной и платежной инфраструктур. Так только за 2013 год почти в полтора раза возросло количество операторов платежных систем, операционных центров, платежных клиринговых центров, более чем в два раза – количество операторов электронных денежных средств [3]. В 1,6 раза увеличилось количество функционирующих на территории РФ платежных систем – с 20 ед. до 31ед. (из них 2 – системно значимые и 4 –социально значимые). Данные изменения наряду с расширением предлагаемых высокотехнологичных платежных сервисов способствовали развитию безналичных операций в стране. За последние три года количество и объем платежей, проведенных через национальную платежную систему России, увеличились на 44,8% и более, чем в два раза, соответственно, составив в 2013 году 4,2 млрд. платежей на сумму 1929,5 трлн.руб. (рис.1).
Рис.1. Динамика платежей, проведенных через национальную платежную систему в 2010-2013 годах[3]
Почти 31% от количества всех проведенных переводов и более 63% от общего объема переводов осуществляются через платежную систему Банка России. По сравнению с 2010 годом платежи, реализованные посредством этой системы, возросли на 22,6% по количеству и на 87,5% по объему. За прошлый год прирост составил и по объему, и по количеству 6,5%. В то же время следует отметить некоторое снижение в 2013 году показателя отношения объема переводов денежных средств через систему Банка России к объему ВВП – с 18,5 в 2012 году до 18,3. (рис.2).
Рис.2. Динамика переводов, проведенных через платежную систему Банка России
в 2010-2013 годах
Динамичный рост демонстрирует использование системы банковских электронных срочных платежей; высокие темпы роста отмечаются и по переводам денежных средств через систему межрегиональных электронных расчетов. Увеличилось предложение платежных услуг операторами по переводу денежных средств – кредитными организациями – с 1,9 млрд. платежей на сумму 286,8 трлн. рублей в 2010 году до 2,9 млрд. платежей на сумму 704,6 трлн. рублей в 2013 году, или в полтора раза и два с половиной раза соответственно. За год прирост составил 16% по количеству и 60% по объему. Активно развиваются дистанционные формы обслуживания. Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, выросло за последние три года почти на 90%, составив на начало 2014 года 111,5 млн.ед. Сохраняется динамичный рост безналичных операций с использованием платежных карт, чему во многом способствует повышение активности организаций торговли и услуг в подключении к инфраструктуре по обслуживанию карт. Только за прошлый год число электронных терминалов и импринтеров увеличилось на треть, банкоматов – на 10%. Вместе с тем следует отметить, что если в расчете на тысячу жителей по числу банкоматов мы занимаем одно из первых мест в Европе (1,3 ед.), то по количеству POS-терминалов в торговле – одно из последних (около 7 ед.). Серьезной проблемой является неравномерное территориальное развитие платежной инфраструктуры – банкоматы и POS-терминалы в основном сосредоточены в крупных городах. В свете нарастающих политических вызовов «некомфортность» платежного ландшафта в России проявляется и в том, что на сегодняшний день более 90% всех карт, находящихся в обращении в России, – это карты международных платежных систем. При значительных темпах прироста безналичных операций физических лиц – на 41,4%, динамичном росте доли расчетов с использованием платежных карт за товары, работы и услуги (в 2012 году – на 12%, в 2013 году почти на 15%) сфера розничных платежей по-прежнему характеризуется высоким спросом на наличные деньги в качестве средства платежа. В 2013 году при объеме безналичных операций физических лиц 13,9 трлн. руб., поступление наличных денег в кассы кредитных организаций по розничным платежам составило 20 трлн. рублей, то есть почти в полтора раза больше. Вот почему стимулирование безналичных расчетов в настоящее время являются государственной задачей, которую Банк России рассматривает как приоритетную. На ее решение несомненно повлияет и создание Национальной платежной системы карт, способной обеспечить бесперебойное и эффективное оказания услуг по переводу денежных средств. Вместе с тем, разрабатывая и принимая меры по сокращению использования наличных денег для совершения текущих платежей, не следует «гасить» предпочтения населения только административными мерами. Нужно развивать безналичные расчеты так, чтобы они были удобными для населения, чтобы безналичные способы платежа смогли стать дополнительным инструментом расширения возможностей наших граждан. Развитие платежного ландшафта России должно определяться необходимостью «удовлетворения текущих и перспективных потребностей национальной экономики в платежных услугах, в том числе для реализации денежно-кредитной политики, обеспечения финансовой стабильности, повышения качества, доступности и безопасности платежных услуг» [1]. Весьма актуальная проблема – это влияние на формирование платежного ландшафта уровня финансовой грамотности в стране, но данный вопрос требует отдельного рассмотрения и станет темой следующей публикации авторов. Литература 1. Стратегия развития национальной платежной системы [Текст] // Вестник Банка России.- 2013. – № 19 (11415). – С.31- 34. 2. Гулько, А.А. О реализации целевых задач развития национальной платежной системы [Текст]/ А.А. Гулько// Актуальные проблемы развития экономических, финансовых и кредитных систем: материалы Международной научно-практической конференции (г. Белгород; 10 сентября 2013 г.)/ под научн. ред. М.В. Владыка, Т.Н. Флигинских, Т.А.Смирных. – Белгород: ИД «Белгород», НИУ «БелГУ», 2013.- С.68 -72. 3. http://www.crb.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации
БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|